ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кун – Структура научных революцийСтруктура научных революций (1962) — книга Томаса Куна, представляющая собой анализ истории науки. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в обиход термины парадигма и смена парадигм. Впервые работа была опубликована как монография в 1962. В 1969 Кун добавил послесловие к книге, в котором он ответил на критические замечания к первому изданию. Начало работы над книгой Кун датировал 1947 годом, когда он был студентом в Гарвардском унив-те и вёл курс «Наука» для гуманитариев младших курсов, исп-уя истор. примеры. Позже Кун комм-вал, что до этого момента он «не читал стар. материалов по науке». «Физика» Аристотеля была поразительно не похожа на работу Ньютона в области понятий материи и движения. Вывод, сделанный Куном, состоял в том, что понятия Аристотеля не представляли собой «плохого Ньютона», а были другими. Главы: · I. Введение. Роль истории. В этой главе Кун подвергает сомнению «кумулятивную модель» научного развития, согласно которой каждое новое открытие - это шаг науки вперед. По его мнению, нормальная наука часто подавляет новшества, отсюда прогресс происходит в результате борьбы конкурирующих научных теорий. · II. На пути к нормальной науке С первых же строчек Кун определяет нормальную науку как «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений». Нормальная наука подразумевает существование парадигмы - «общности установок». · III. Природа нормальной науки Три класса проблем – установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории – исчерпывают, как я думаю, поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической. Они, разумеется, не исчерпывают всю научную проблематику без остатка. Существуют также экстраординарные проблемы, и, вероятно, именно их правильное разрешение делает научные исследования в целом особенно ценными. · IV. Нормальная наука как решение головоломок Нормальная наука как задача-головоломка является пробным камнем для проверки мастерства исследователя, но никак не ориентирует на новые открытия. · V. Приоритет парадигм Ньютон, Лавуазье, Максвелл или Эйнштейн могут согласиться в своей идентификации парадигмы, не соглашаясь с ее полной интерпретацией или рационализацией или даже не предпринимая никаких попыток в направлении интерпретации и рационализации парадигмы. Отсутствие стандартной интерпретации или общепринятой редукции к правилам не будет препятствовать парадигме направлять иссл-ие. Норм. наука может быть детерминирована хотя бы частично непосредственным изучением парадигм. Этому процессу часто способствуют формулировки правил и допущений, но он не зависит от них. В самом деле, существование парадигмы даже неявно не предполагало обязательного наличия полного набора правил · VI. Аномалия и возникновение научных открытий В разв-ии любой науки первая общепринятая парадигма обычно считается вполне приемлемой для большинства наблюдений и экспериментов, доступных специалистам в данной области. Поэтому дальн. развитие, обычно требующее создания тщательно разраб. техники, есть развитие эзотерич. словаря и мастерства и уточнение понятий, сходство кот-х с их прототипами, взятыми из области здравого смысла, непрерывно ум-ся. Такая профессионализация ведет, с одной стороны, к сильн. ограничению поля зрения ученого и к упорному сопротивлению всяким изм-ям в парадигме. Наука становится все более строгой. С другой стороны, внутри тех областей, на которые парадигма направляет усилия группы, норм. наука ведет к накоплению подр. Инф-ции и к уточнению соотв-вия между набл-ем и теорией, кот-го невозможно было бы достигнуть как-то иначе. · VII. Кризис и возникновение новых научных теорий · VIII. Реакция на кризис · IX. Природа и необходимость научных революций · X. Революция как изменение взгляда на мир · XI. Неразличимость революций XII. Разрешение революций XIII. Прогресс, который несут революции
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|