Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кун – Структура научных революций

Структура научных революций (1962) — книга Томаса Куна, представ­ляющая собой анализ истории науки. Её публи­кация стала зна­чительным событием в социологии знаний, ввела в оби­ход термины парадигма и смена парадигм.

Впервые работа была опубликована как монография в 1962. В 1969 Кун добавил послесловие к книге, в котором он ответил на критические замечания к первому изданию.

Начало работы над книгой Кун датировал 1947 годом, когда он был студентом в Гарвардском унив-те и вёл курс «Наука» для гуманитариев младших курсов, исп-уя истор. примеры. Позже Кун комм-вал, что до этого момента он «не читал стар. материалов по науке». «Физика» Аристотеля была поразительно не похожа на работу Ньютона в области понятий материи и движения. Вывод, сделанный Куном, состоял в том, что понятия Аристотеля не представляли собой «плохого Ньютона», а были другими.

Главы:

· I. Введение. Роль истории.

В этой главе Кун подвергает сомнению «кумулятивную модель» научного развития, согласно которой каждое новое открытие - это шаг науки вперед. По его мнению, нормальная наука часто подавляет новшества, отсюда прогресс происхо­дит в результате борьбы конкурирующих научных теорий.

· II. На пути к нормальной науке

С первых же строчек Кун определяет нормальную науку как «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений». Нормальная наука подразумевает существование парадигмы - «общности установок».

· III. Природа нормальной науки

Три класса проблем – установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории – исчерпывают, как я думаю, поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической. Они, разумеется, не исчерпывают всю научную проблематику без остатка. Существуют также экстраординарные проблемы, и, вероятно, именно их правильное разрешение делает научные исследования в целом особенно ценными.

· IV. Нормальная наука как решение головоломок

Нормальная наука как задача-головоломка является пробным камнем для проверки мастерства исследователя, но никак не ориентирует на новые открытия.

· V. Приоритет парадигм

Ньютон, Лавуазье, Максвелл или Эйнштейн могут согласиться в своей идентификации парадигмы, не соглашаясь с ее полной интерпретацией или рационализацией или даже не предпринимая никаких попыток в направлении интерпретации и рационализации парадигмы. Отсутствие стандартной интерпретации или общепринятой редукции к правилам не будет препятствовать парадигме направлять иссл-ие. Норм. наука может быть детерминирована хотя бы частично непосредственным изучением парадигм. Этому процессу часто способствуют формулировки правил и допущений, но он не зависит от них. В самом деле, существование парадигмы даже неявно не предполагало обязательного наличия полного набора правил

· VI. Аномалия и возникновение научных открытий

В разв-ии любой науки первая общепринятая парадигма обычно считается вполне приемлемой для большинства наблюдений и экспериментов, доступных специалистам в данной области. Поэтому дальн. развитие, обычно требующее создания тщательно разраб. техники, есть развитие эзотерич. словаря и мастерства и уточнение понятий, сходство кот-х с их прототипами, взятыми из области здравого смысла, непрерывно ум-ся. Такая профессионализация ведет, с одной стороны, к сильн. ограничению поля зрения ученого и к упорному сопротивлению всяким изм-ям в парадигме. Наука становится все более строгой. С другой стороны, внутри тех областей, на которые парадигма направляет усилия группы, норм. наука ведет к накоплению подр. Инф-ции и к уточнению соотв-вия между набл-ем и теорией, кот-го невозможно было бы достигнуть как-то иначе.

· VII. Кризис и возникновение новых научных теорий

· VIII. Реакция на кризис

· IX. Природа и необходимость научных революций

· X. Революция как изменение взгляда на мир

· XI. Неразличимость революций XII. Разрешение революций XIII. Прогресс, который несут революции

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика выполнения манипуляции. № манипуляции Название манипуляции Осмотр и пальпация молочных желез | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных