Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Р.Т. Ковалюк

доктор исторических наук, профессор

кафедры международных отношений и внешней политики Киевского международного университета

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УКРАИНЫ

В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

 

В статье исследуется актуальная проблема - национальные интересы Украины на современном этапе. В частности рассмотрены основан национальный интерес, приоритеты национального интереса - обеспечение безопасности Украины, ее информационная составляющая, военная доктрина. Значительное внимание уделено евроатлантической интеграции, рассматривается аспект защиты национальных интересов, который лежит в сфере духовности, моральных принципов, культуры.

Ключевые слова: Украина, национальный интерес, национальная безопасность, евроатлантическая интеграция, информационное общество, информационная война, геополитика.

 

Понятие «национальные интересы» является неотъемлемым составным элементом как системы национальной безопасности, так и геополитики. Американские ученые В. Липпман, Г. Моргентау, Г. Киссенджер и др. рассматривают национальную безопасность как часть национальных интересов. Проблему национальных интересов исследуют украинские ученые Б. Парахонский, С. Пирожков, В. Лепка, В. Косевцов, И. Биннько и др.

В современной геополитике под национальными интересами понимают стратегически важные цели, их ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых она рассчитывает их достичь. Украинские национальные интересы - это жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности Украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие. В этом смысле национальные интересы важнее задачами внутренней и внешней политики.

Приоритетное значение среди национальных интересов имеет защиту государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, недопущение вмешательства во внутренние дела Украины [1]. В условиях переходного состояния, в котором находится наша страна, когда до сих пор остаются нерешенными многие из аспектов политической и экономической трансформации, национальные интересы должны играть решающую роль. В Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» определены приоритетные национальные интересы Украины на текущий момент [2], обобщив которые, украинские ученые определили основной национальный интерес Украины. Это возрождение и укрепление собственной государственности, воспроизведения национальной экономики, идентификация граждан как граждан Украины [3].

Как отмечает украинский исследователь М.С. Днестровский, доля этнических украинском в нашем государстве составляет более 80% в 17 регионах из 25, еще в четырех - более 70% и только в одном, Автономной Республике Крым, меньшинство.Доля этнических украинском в Украине по сравнению с 1989 выросла с 72.7% до 77.8% в 2001 p., т.е. на 5%. Тенденция к росту удельного веса этнических украинском как в государстве в целом, так и в большинстве регионов учитывая особенности внешних миграций, значительную долю потомков смешанных браков, которые в прошлом из конъюнктурных соображений идентифицировали себя как русские, и в ближайшей перспективе будет сохраняться. Результаты социологических исследований. проведены А.В. Нельма, подтверждают, что большинство россиян в Украину именно Украина считает национальной Родиной, и эта доля больше среди россиян, родившихся в Украине [4].

Приоритетное значение среди национальных интересов имеет обеспечение безопасности Украины, без чего невозможно защитить национальные интересы. Национальной безопасности Закон Украины определяет как «защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам [5].

Еще недавно под безопасностью понимали защиту страны от нападения врагов, шпионов, покушения на государственный строй.Со второй половины XX в. стали учитывать демографические, техногенные и экологические факторы. В XX I в. большую роль стали играть новые параметры безопасности, связанные с экономическим и финансовым положением стран, научно-технической революцией, развитием информационных и коммуникационных систем, трансграничной преступностью, международным терроризмом, торговлей наркотиками и оружием, незаконной миграцией, войнами, спровоцированными по заказу тех или иных политических сил. С развитием процессов глобализации и информационной революции эти новые аспекты безопасности будут играть все возрастающую роль [6].

На первый план в обеспечении национальной безопасности в настоящее время все больше выходит информационный уровень.Современная информационная революция разворачивается на фоне информационных войн, которые своей главной целью ставят подрыв национальной безопасности государств. Информационная война представляет собой действия. совершаемых для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии через влияние на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности собственной информации и информационных систем;нефизическую атаку на информацию, информационные процессы и информационную инфраструктуру: есть высокой степенью информационного противоборства и направлена ​​на решение общественно-политических, идеологических, а также национальных, территориальных и иных конфликтов между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами путем широкомасштабной реализации средств и методов информационного насилия (информационного оружия) (по определению С.Я. Жука - начальника кафедры информационной борьбы Национальной академии обороны Украины). При этом информационная война направлена ​​на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях растущей зависимости от информации.

Объектами внимания прежде становятся инфраструктуры систем жизнеобеспечения, а именно: телекоммуникации, транспортные сети, электростанции и т.д.; промышленный шпионаж - нарушение прав интеллектуальной собственности, хищения патентованной информации, искажению или уничтожению важных данных проведения конкурентной разведки: хакинг - излом и использование личных данных, идентификационных номеров, информации с ограниченным доступом и т.д..

Цели информационной войны является несколько иным, чем войны в привычном понимании. Главной целью является физическое уничтожение противника и ликвидация его вооруженных сил. то при условии ведения информационной войны происходит широкомасштабное нарушение работы финансовых, транспортных и коммуникационных сетей и систем, разрушение экономической инфраструктуры и подчинение населения страны подверглась атаке, изменения мировоззренческих установок, зарождение сомнения в необходимости и целесообразности существования в рамках самостоятельной, суверенного государства. Одной из главных целей информационной войны является угнетение человека морального творческого начала [7].

Все конфликты прошлого века имели мощную информационную составляющую. Многие приемы информационной войны, которая становится главным театром действий в глобализированном мире, отработанные именно тогда. США, которые имеют сейчас абсолютное военное превосходство в оружии шестого поколения или над любым государством мира, или невероятным союзом государств, хорошо осознали недостаточность этого преимущества в современном мире. Поэтому США не в состоянии эффективно использовать специальные операционные силы без применения информационного оружия.

Жаль, но в Украине власть и общество в целом или частично не воспринимают события от оранжевой революции и по сей день как большую информационную военную кампанию. В лучшем случае "информационной войной" называют отдельные стычки этой кампании - например, связанные с газовым конфликтом или маяками. В Украине справедливо подвергается критике отсутствие государственного понимания тотальности информационной войны [8].

Современная концепция национальной безопасности включает и военную доктрин). Свою военную безопасность Украины рассматривает как состояние военной защищенности национальных интересов в условиях потенциальной и реальной военной угрозе.Военная доктрина представляет собой совокупность руководящих принципов, военно-политических, военно-стратегических, военно-экономических и военно-технических взглядов на обеспечение военной безопасности государства. Военная доктрина носит оборонительный характер, а это значит, что Украина не счи, ни одно государство своим военным противником, но вместе с тем будет считать потенциальным военным противником государство или группу государств, последовательная недружественная политика которых будет угрожать военной безопасности Украины. Военная доктрина Украины, представленная Президентом Украины, была утверждена 19 октября 1993 Постановлением Верховной Рады Украины. Сегодня концептуальными документами являются государственные программы развития Вооруженных сил Украины на 2006-2011 годы и вооружения и военной техники Вооруженных сил Украины на период до 2009

В начале XX I века, как считает украинский политолог А. Палий, внешняя угроза национальной безопасности безъядерных государств, не входящих в военно-политических блоков, в условиях ослабления значения норм международного права, может быть реализована крайне быстро и с катастрофическими для этих государств последствиями, как это имело место в Ираке 2003

Между тем, государственные документы Украины не содержат адекватного понимания этой ситуации. В них существуют значительные проблемы с иерархией национальных интересов. Иерархия приоритетов национальной безопасности должна выпивать с осознания Украины как самостоятельного и самоценного субъекта международных отношен. а не как придатка к какому внешнего центра - то России, то Запада. Выделение приоритетов необходимо для того, чтобы иметь возможность, маневрируя ограниченными ресурсами государства, сохранить высокую эффективность государственной политики.

Брак реалистической иерархии касается Военной доктрины Украины 1993 и Военной доктрины 2004 p., которые почти исключили возможность крупномасштабного конфликта в регионе Центральной и Восточной Европы. Вместе с тем, соответствующие документы и России и США не исключают такой возможности, несмотря на то, что констатируют снижение вероятности реализации [9].

Следует также проанализировать новую концепцию национальной безопасности - Закон Украины об основах национальной безопасности от 19 июня 2003 В целом концепция направлена ​​на "интеграцию Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство и евроатлантический безопасное пространство; развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами мира в интересах Украины "; "обеспечение полноправного участия Украины в общеевропейской и региональных системах коллективной безопасности, обретение членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых Государств, а также с другими государствами мира " [10]. Такие формулировки появились в концепции национальной безопасности Украины после того, как в последние годы происходят фундаментальные изменения в сфере международной безопасности, связанные с активизацией асимметричных угроз, особенно международного терроризма. К обострению политических, экономических, этнических, религиозных и других противоречий добавляется накопления и неконтролируемое распространение обычных вооружений и оружия массового поражения. Усиливается опасность появления новых и реанимации устаревших вооруженных конфликтов, их быстрой эскалации и привлечения к ним сопредельных государств. В этой ситуации Украина, которая находится на стыке глобальных интересов, становится уязвимой для воздействия внешних угроз.

Формирование новой системы международных отношений в сфере безопасности, углубление интеграционных процессии в Европе, качественное изменение сотрудничества между ведущими стратегическими партнерами Украины является сейчас одним из главных факторов, влияющих на реализацию национальных интересов нашего государства. Масштабное расширение НАТО на соседние с Украиной государства Центральной и Юго-Восточной Европы, новое содержание отношений НАТО с Россией, опасные процессы в регионах Черного моря и Ближнего Востока создают для нашего государства качественно новую ситуацию, когда она оказывается, с одной стороны, в окружении стран в той или иной степени интегрированных в НАТО, а с другой - перед новыми угрозами с Юга и Востока.

При таких условиях Украина не может оставаться в стороне общеевропейских интеграционных процессов, особенно в области безопасности. Ответ на вызовы времени состоит в консолидации демократических стран на основе общих ценностей. Учитывая, что в современном глобализированном мире самым надежным способом защиты средних и малых государств остается коллективная оборона, для Украины было бы нелогично и впредь придерживаться внеблокового или нейтрального статуса, в частности ограничивать уровень отношений с НАТО лишь пределами особого партнерства. Возможности нейтральной страны посредничать не является реальным рычагом влияния на мировую политику. Об этом свидетельствует и опыт украинской дипломатии, которая безуспешно пыталась осуществлять посредничество в балканских событиях, конфликтах на Кавказе, в Приднестровье и т.д. [11].

Исходя из этого положения, было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 23 мая 2002 "О стратегии Украины относительно Организации Североатлантического договора (НАТО) "[12]. Украина 2002 принимает политическое решение о приобретении в перспективе полноправного членства в НАТО, что стало переломным моментом в отношении нашего государства в Альянс и имеет исключительное значение для будущего Украины как влиятельной европейской региональной державы.

Здесь стоит сослаться на мнение профессора Анатолия Задоя: "Украина занимает особое географическое и политическое положение. С одной стороны, она имеет общую границу со странами которые являются членами НАТО, а с другой - с Россией. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что интересы Североатлантического альянса и России не всегда совпадают, а иногда противоречия между ними достигают опасной остроты и взаимных политических выпадов. Достаточно вспомнить о размещении американской системы ПРО в Польше и Чехии. И хотя этот вопрос не имеет прямой причастности к НАТО, но воспринимается большинством граждан Украины именно так. При таких условиях наша страна вряд ли может выступать самостоятельным игроком мировой стратегии. Она не имеет соответствующего ни экономического, ни военного потенциала. Да и с точки зрения перспективы не целесообразно тратить значительную часть ограниченного национального богатства на создание сверхсовременного вооружения. Рациональной поведением для нашего государства, на мой взгляд, должна стать политика минимально достаточного уровня военного потенциала и вступление в международную организацию коллективной безопасности "[13].

В издании, осуществленном при поддержке Министерства границей дел Украины, "Украина - НАТО в вопросах и ответах " (2006) выяснено преимущества, которые получит Украина после вступления в НАТО.

1 Это лучшая гарантия безопасности и стабильности. Членство в НАТО дает лучшие гарантии, чем политика нейтралитета.Украина будет иметь дополнительные гарантии обеспечения государственного суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности. Станут невозможными такие недоразумения, которые возникли вокруг Тузлы, или провокационные призывы по пересмотру статуса Севастополя и т.п..

Эти гарантии будут подкреплены политической, экономической и военной силой государств-членов, среди которых восемь из десяти самых развитых стран мира. НАТО - проверенная практикой организация, гарантирует безопасность и стабильность своих членов. Следует заметить, что это делается с постоянным уменьшением затрат. За последние 10 лет европейские страны сократили свои бюджеты на 16%, сделав их в среднем менее 2% от ВВП. Ассигнования основных закупок техники и вооружения с 1996 p.уменьшилось на 18%.

2 Это утверждение системы демократических ценностей, модернизация общественной жизни во всех сферах. Сам процесс подготовки вступления в НАТО является стимулирующим фактором для осуществления внутренних реформ всех сфер жизни, приведение украинского законодательства в соответствии с правовыми нормами и демократическими принципами стран-членов Альянса.

3 Это принадлежность к содружества демократически развитых стран; повышение авторитета страны на международном уровне, повышение ее влияния в вопросах международной безопасности. Украина будет непосредственным участником выработки и принятия решений по проблемам европейской и евроатлантической безопасности, которые не только касаются интересов национальной безопасности Украины и Альянса, но и связанные с формированием современной среды безопасности как в Европе, так и за ее пределами.

4 Это положительное влияние на экономическое развитие страны и инвестиционный климат. Опыт стран, которые недавно стали членами Альянса, свидетельствуют о значительном росте иностранных инвестиций. Так, после вступления Болгарии в НАТО иностранные инвестиции в экономику страны выросли вдвое. В экономику Польши 1997 было инвестировано 2,7 млрд. долларов, в 1998 году - 5 млрд., а в 1999 году (год вступления в НАТО) - 8 млрд. долларов США. В экономику Чехии и Венгрии прямые иностранные инвестиции росли из года в год: в 1997 - 4 и 6,2 млрд. Соответственно: в 1998 - 9,8 и 10,9 млрд.; в 1999 - 12,8 и 14,5 млрд. долларов США. Инвестиции в экономику Украины в несколько раз меньше.

Кроме вышеупомянутого, следует назвать такие преимущества, как: эффект ускорения членства в ЕС; это инвестиции в будущее - лучшая участь последующих поколений; лучшие отношения с соседями, благодаря поддержке их интеграционных стремлений и расширение территории стабильности.

5 Это высший уровень развития Вооруженных Сил Украины на основе их реформирования, привлечения к современным стандартам обороны и безопасности, повышение статуса и престижа военной службы [14].

И еще один важный уровень защиты национальных интересов лежит в области духовности, морально-этических, культурных, исторических и интеллектуальных ценностей. Концепция национальной безопасности должна выполнять функцию консолидации вокруг базовых ценностей, которые разделяло большинство граждан несмотря на имеющиеся между ними социальные, идейные и конфессиональные различия. Было бы ошибкой считать, что национальные интересы страны должны защищать только профессионалы. Концепция национальной безопасности должна быть обращена к каждому гражданину страны - ведь речь идет о безопасности нации.

Жаль, сегодня украинское общество расколото и в политическом или электоральном, экономическом и идеологическомнаправлениях. Раскол прослеживается во время президентской избирательной кампании 2004 p., парламентских выборов 2006 и 2007 годов. Выборы оказались определенным лакмусовой бумажкой относительно имеющихся угроз национальной безопасности Украины.Факторами, обусловливающих раскол, является социо-культурные различия между разными регионами Украины, особенно между Востоком и Западом: языковые, ценностные, религиозные и т.д..

Этот раскол лелеялся также нереализованностью определенных политических интересов граждан. Так, в Законе "О основах национальной безопасности Украины " определено среди приоритетных национальных интересов "обеспечение развития и функционирования украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины, гарантирование свободного развития, использования и защиты русского... развитие духовности, моральных основ, интеллектуального потенциала Украинского народа... "[15]. Это предполагает выработку и реализацию государственной политики по обеспечению основных политических интересов общества. Для его консолидации нужно положить идеи возрождения национальных традиций, исторических и духовных ценностей Украины, которые созданы плодами труда всех предыдущих поколений.

В информационном обществе решать эту задачу могут только государственные средства массовой информации. Именно они должны говорить о достижениях украинской культуры, пропагандировать украинское искусство и уважение к национальным традициям. Прежде всего, чтобы добиться уважения мирового сообщества, мы должны уважать самих себя, свою историю и культуру.Это также информационный аспект концепции национальной безопасности, который необходимо активизировать в массовом сознании. Концепция национальной безопасности должна быть органически связана с национальной идеей, только тогда она может быть по-настоящему эффективной.

Но такая национальная идея должна соответствовать определенным требованиям. Здесь можно согласиться с обобщением В.А.Липкана мнения исследователей, которые отметили, что при формировании национальной идеи следует иметь в виду следующие аспекты:

1). национальная идея не должна провозглашать титульный этнос исключительным, отчего предоставить ему существенные преимущества перед другими этносами, составляющих ту или иную нацию;

2). национальная идея должна быть синтетической, то есть включать как интересы титульной нации, так и интересы этнических меньшинств, проживающих на территории страны;

3). национальная идея должна быть интегрированной, т.е. объединять интересы титульной нации и этнических меньшинств;

4). при построении национальной идеи следует использовать такой принцип: равенство индивидов - гибель для популяции. Итак, национальная идея не имеет уравнивать всех членов нации, стандартизировать их в соответствии с определенных установок. Наоборот, разнообразие этносов, объединенных общей национальной идеей, и является залогом ее длительного, а главное - осознанного существования;

5). национальная идея должна отражать объективные стремления и интересы нации на конкретно определенном историческом этапе развития. Любые субъективистские попытки окрасить национальную идею в свой ​​цвет, придавая ей или религиозного или политического, или иного содержания, опорочит идею, подменяют ее на утилитарные стремления, индивидуальный интерес. Именно поэтому национальная идея не может основываться на лозунге богоизбранности и других лозунгах, которые по своей сути создают вакуум нации, делая ее отдельного, мессианской и недостижимой для других, создавая объективные предпосылки для ее возвеличивания;

6). национальная идея, будучи по своему содержанию гуманистического направления, должен включать для своей реализации только те средства, которые предусматривает национальное и международное законодательство. Любые способы применения которых ведет к нарушению законодательства (то терроризм, то геноцид, то диверсии, то войны и т.д.) противоречат самой сути национальной идеи, основанной на принципах демократии и гуманизма;

7). учитывая полиэтничность Украины, сквозной линией должна проходить толерантность титульного этноса к интересам этнических меньшинств [16].

Итак, геополитическая ситуация для Украины на современном этапе в корне изменилась. Это побудило уточнить национальные интересы нашего государства. Основным национальным интересом является возрождение и укрепление собственного государства, воспроизведение национальной экономики, идентификация граждан как граждан Украины. Приоритетами национальных интересов является обеспечение безопасности Украины. На передний план в обеспечении безопасности выходит информационный уровень.Современная концепция национальной безопасности включает и военную доктрину. Информационный уровень в новой концепции национальной безопасности не был разработан, что свидетельствует об отставании Украины на этом ведущем стратегическом направлении. Приоритетом национальных интересов Украины является интеграция в европейские и евроатлантические структуры, что обеспечит эффективность национальной безопасности Украины. Концепция национальной безопасности должна выполнять функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые разделяли большинство граждан. Она должна быть органически связанной с национальной идеей и только тогда она сможет быть по-настоящему эффективной.

Литература

1. Об основах национальной безопасности Украины: Закон Украины // Официальный Вестник Украины. - 2003. - №29. - С. 1433.

2. Там же.

3. Мадисон В.В., Шахов В.А. Современная украинская геополитика - К.: Лыбидь, 2003 - С. 87; Пирожков С. Украина в геополитическом измерении: некоторые приоритеты к журналу «Персонал». - 2000. - №2 (56). - С. 28.

4. Днестровский М.С. Геополитические доктрины и подходы: критический анализ методологии. - Львов: ВЦ ЛНУ им. Ив. Франко, 2003 - С. 76, 91.

5. Об основах национальной безопасности Украины. Закон Украины // Официальный Вестник Украины. - 2003. - №29. - С. 1431.

6. Василенко И.А. Геополитика современного мира. - М.: Гардарики, 2006. - С. 223.

7. Липкан В.А., Максименко Ю.С., Желиховский В.М. Информационная безопасность Украины в условиях евроинтеграции. - К.: КНТ, 2006 - С. 270.

8. сватки Я. Информационная война Украины в глобализированном мире // Львовская газета. - 2006. - № 33. - 22 февраля.

9. Палий О. Зачем Украине НАТО? - К.: Днепр, 2006 - С. 81.

10. Об основах национальной безопасности Украины. Закон Украины // Российская юстиция. - 2003. - № 39. - С. 353-358.

11. Пархонський Б.А. Перспективы Украины в системе европейской и евроатлантической безопасности // Стратегическая панорама. - 2004. - № 4. - С. 22.

12. О стратегии Украины относительно Организации Североатлантического договора (НАТО). Утверждена Указом Президента Украины 8 июля 2002 Международные межправительственные организации / Под ред. Пошедин А.И. - К.: НАОУ.2005 - С. 132-135.

13. Задоя А. Четыре тезиса для внедрения идеи евроатлантического выбора Украины // Экономический журнал. - Х XI. - 2007. - №3-4. - С. 30.

14. Украина - НАТО в вопросах и ответах / Под ред. Пошедин А.И. - Черкассы: Эхо-Плюс, 2006 - С. 41-42.

15. Закон Украины "О основах национальной безопасности Украины " // Российская юстиция. - 2003. - № 39. - С. 351.

16. Липкан В.А. Указ. труд. - С. 61-62.

Статья посвящена актуальной проблеме: национальным интересам Украины на современном этапе. В частности,рассматривается основной национальный интерес, приоритеты национального интереса, обеспечение безопасности Украины, еёинформационная составляющая, военная доктрина. Значительное внимание уделено евроатлантической интеграции, рассмотренаспект защиты национальных интересов, который лежит в области духовности, морали, культуры.

Ключевые слова: Украина. национальный интерес. национальная безопасность, евроатлантическая интеграция,информационное общество, информационная война, геополитика.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Про Національний банк України


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных