Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура и функции сознания

Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы – это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто – предмет – осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т.д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания – это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не "чистая", т.е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции4; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т.е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое – это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты – это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; онареальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта – единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии5 утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определенная в собственном своем содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя, тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества – американского и российского – всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям:

Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское "cogito, ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познается. Это положение остается неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для нее прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым.

Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое – это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Декарта, так и для Локка – при всем различии в остальном их философских взглядов; как для Вундта, так и для современных гештальт-психологов.

В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.

Сознание – это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание – это единство переживания и знания.

Психическое переживание – непосредственная данность, но познается и осознается оно опосредованно через свое отношение к объекту. Психический факт – единство непосредственного и опосредованного.

Психическое несводимо к одному лишь "явлению сознания", к его отражению в себе самом. Сознание человека – не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т.е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание – это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом – это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой – по существу своему общественной – деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение – рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание – абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение – отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всем строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т.д. Сознание человека – это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни – реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа – это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

 

 

Структура и функции сознания

C помощью своего сознания человек решает различные задачи, т.е. сознание имеет несколько функций. Выделяют основные функции сознания:

1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;

2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;

3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.

Функция познания: верного, адекватного отражения действительности - первейшая функция сознания, выражающая саму его сущность. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального - на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенность человеческого отражения -- его осознанность, т.е. познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. Осознание присуще только человеку.

Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется функция оценки получаемой информации. Человек оценивает степень адекватности и полноты получаемых данных о внешнем мире, оценивает с точки зрения своих потребностей и интересов саму действительность.

Сознание выполняет также аккумулятивную функцию (функцию накопления знаний). В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий. Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что сознание выполняет такую функцию, как постановка цели. Опережая ход событий, человек строит модель «желаемого будущего», определяет пути его достижения: ставит цель, планирует свои действия.

Высшие возможности сознания проявляются в функции конструктивно-творческой, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Но деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.

Функция прогностическая - человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Можно назвать также систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы вявили,что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.

Деление на эти сферы однако условно, так как они не могут существовать друг без друга.

1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:

- мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;

- памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;

- внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;

- восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.

Внимание - важный элемент сознания, это способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Здесь следует назвать и память - способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Сильный интеллект - не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.

2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Чувства - это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:

- нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;

- эстетические: чувство прекрасного, юмора;

- интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.

Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

Настроения, стрессы, аффекты - эмоциональные состояния, различающиеся по своему характеру и длительности. Аффекты - это бурные кратковременные эмоциональные вспышки (ярость, отчаяние, восторг). Настроение - это общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания. Стрессы - это особые кризисные состояния, сходные по характеру с аффектами, а по длительности - с настроением. Они вызываются эмоциональным напряжением, которое возникает при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых). У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других - падение активности (стресс кролика). Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют одни действия и сдерживают другие. Ориентирующая и стимулирующая роль эмоций сказывается в других сферах сознания.

3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления - мотивы.

Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, - «маниловщина»), устойчивой и неустойчивой (человек «разбрасывается», увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку - даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивизацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации - выбор цели, целеполагание. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения - усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания - его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.

Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание обязательно предполагает и включает самосознание - особую сферу, отражающую собственное Я - сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью, присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично.

Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе - Я-концепция - продукт самосознания, складывающегося из:

1) самопознания путем сравнения себя с другими, усвоения оценок других о себе, приписывания себе определенных качеств;

2) самоотношения (эмоциональная сторона самосознания), которое активно защищается индивидом с помощью механизмов вытеснения, рационализации, проекции, идентификации и других;

3) саморегуляции - стремления повысить самооценку, завоевать уважение, самоконтроль, самовоспитание.

В Я-концепции сочетаются несколько различных «образов Я»:

- «реальное Я» - представление о том, каков я есть на самом деле, сейчас;

- «динамическое Я» - образ, которому человек намерен соответствовать и уже становится;

- «идеальное Я» - каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества;

- «фантастическое Я» - представление о том, каким хотел бы стать, если бы это было возможно;

- «ожидаемое Я» - предполагаемое мнение о себе со стороны окружающих;

- «представляемое Я» - желание выглядеть определенным образом перед другими.

Эти и другие образы Я различаются по своему характеру и роли, которые они играют в жизни человека. Значение динамического и фантастического Я велико, когда человек строит планы на будущее. При оценке этих образов Я важно не подменить «фантастическим Я» правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности. Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается «ожидаемое Я» и «представляемое Я» - он начинает воображать, что все вокруг видят его именно таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Часто это порождает досадные ошибки и комичные ситуации. У сильной, волевой личности «идеальное Я» управляет другими образами Я, проверяя, контролируя «реальное Я» и «представляемое Я»: таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или «изображаешь» себя окружающим.

Не следует забывать, что все «Я-образы», из которых складывается и «Я-концепция» - лишь субъективное представление человека о самом себе. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себя окружающим и каким видит себя в данный момент - все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, он есть на самом деле. Поэтому важнейшая задача для человека - осуществить правильную самооценку, соотнося ее с оценкой окружающих.

В динамике самосознания можно выделить уровни: первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем; второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе; третий уровень развития самосознания самый высокий - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.

В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная. Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты). Само бессознательное имеет три основных уровня.

К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.

Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.

Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В.Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры.

Все остальное -- неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:

- бессознательное - биологические потребности, инстинкты;

- подсознание - все то, что было или может быть осознано;

- сверхсознание - неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью.

Язык сверхсознания - эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.

Итак, сознание как сложно организованная структура характеризуется такими функциями, как:

во-первых, направленность речемыслительных, чувственно-эмоциональных и регулятивно-волевых процессов на прием и идентификацию когнитивной информации;

во-вторых, подключение к актам переработки информации внутренних ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображения и т. д.).

Таким образом, сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира.

Однако их не следует расценивать как некие фантазии, направленные на приукрашивание действительности, потому что они выполняют очень серьезную функцию открытия новых возможностей и, тем самым, имеют высокое информационное значение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4 страница | Неоклассическая физиология Н.А.Бернштейна. Принцип активности в работах Н.А.Бернштейна, значение его работ для психологии


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных