Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интрапсихическая интерпретация Конфликта.




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

1. Интрапсихическая интерпретация конфликта.

2. Ситуационные подходы к исследованию конфликта.

3. Конфликт как когнитивный феномен.

4. Разные феноменологии конфликта и разные объяснительные модели

5. Современные тенденции в подходе к конфликтам.

Психологическая традиция изучения конфликтов является наиболее богатой и развитой из всех научных дисциплин, интересующихся конфликтами. История развития психологичес­ких представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психоло­гии. Ю. Апслунд считал: « Социальная психология не могла возник­нуть как наука, пока отношения между ин­дивидом и обществом не стали проблема­тичными».

Интрапсихическая интерпретация Конфликта.

Представление о конфликте как интрапсихическом феномене наиболее ярко выражено в психодинамических подходах к пони­манию личности и ее развития, основанных на представлении о противоречиях и конфликтах меж­ду различными сферами личности.

Традиция подобного понимания заложена З. Фрейд ом, который первым охаракте­ризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. По Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающим миром. Конфликт в психоанализе - изначальная и постоянная форма столкновения про­тивоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека. Понят­но, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который является постоянным элементом душевной жизни че­ловека и его развития.

Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограниче­ний — нравственных и социальных норм — вынужден зачастую отказываться от удовлетворения своих желаний, что и приводит к возникновению психического конфликта. К психическим расстройствам ведут так называемые па­тогенные конфликты между Я (сознанием) или Сверх-Я (совес­тью) и сексуальностью.

Конфликт, вызы­ваемый неосознаваемыми импульсами либидо и агрессивными им­пульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума. На эту имманентно присущую человеку конфликтность накладывает­ся его опыт детства, отношений с родителями. В соответствии с психодинамичес­кой ориентацией, конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте. Получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией.

Таково общее отношение к конфликтам в психоанализе.

Проблемы внутренних конфликтов особенно интересовали К. Хорни. Она согласна с Фрейдом, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, но не считает это условие достаточным. Указанный конфликт может также вести к простому подавлению или вытеснению желаний, к страданию. Конфликт между различными возможностями, убеждениями, мотивами человек может разрешить, осуществив выбор.

Невротический же конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. По Хорни «Человек невротического склада действует сразу в двух направлениях, которые явля­ются несовместимыми: им движет агрес­сивное стремление к доминированию типа «никто, кроме меня», и в то же самое вре­мя он испытывает непомерное желание быть всеми любимым. Эта ситуация, когда человек зажат между честолюбием и лю­бовью, является одним из центральных конфликтов при неврозах. Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем».

Последователи и критики Фрейда стремились расширить возможности психо­анализа, прививая ему более «культурный» и «социальный» взгляд. Адлер рассматривает поведение человека в со­циальном контексте. «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом Адлер связыва­ет с «невротическим стилем жизни», который — и в этом Адлер солидарен с класси­ческим психоанализом — является следствием «трудного» детства и характеризу­ется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереали­стичность. Этот «невротический», или «ошибочный», стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружа­ющими, ведь, по мнению Адлера, «невротики ведут себя так, как если бы они жили в стане врагов».

Доминирование идеи о преобладании личностной обусловленности социально­го поведения побуждает психологов данного направления к поиску личностных особенностей, ведущих к формированию того или иного жизненного сценария. Хорни полагает, что в ответ на базисное чувство тре­вожности вырабатываются компенсирующие страте­гии, которые становятся частью личности человека и затем определяют его поведение в большей степени, чем интерперсональные ситуации. У любого человека присутствуют три основных типа социаль­ной направленности — «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей». Они проявляются в зависи­мости от ситуации: мы способны и сотрудничать с людьми, и отдаляться от них, и бороться с ними. У невротика эти типы отношений оказываются несовместимыми, какой-то из типов становится доминирующим, подавляя другие. Таким образом, межличностные конфликты скорее являются проявлением внутриличностной тен­денции, которую Хорни называет «движение против людей» и которая фактически превращается в «базисную установку в отношении других и себя и определенную философию жизни». Эта личностная тенденция обнаруживает себя достаточно примитивным образом в самых обыденных ситуациях повседневного общения. Например, люди стараются опередить друг друга при входе в переполненный автобус, опасаясь, что им не достанется места. Однако даже избыток свободных мест не может заставить некоторых людей отказаться от стремления опередить остальных. Точно так же и в очереди найдется человек, который, подойдя одновременно с вами, будет доказы­вать, что он был первым и вы позади него, а не он за вами. Что движет подобными людьми? Желание побеждать, одерживать верх, чувствовать себя «в порядке». Если он уступает, оказывается вторым, «проигрывает» — он «не в порядке». Эта доминирующая ориентация личности существенно определяет характер ее взаимо­отношений с окружающими людьми, порождая стремление к установлению конт­роля над другими, эксплуатации их в своих целях в соответствии со своей филосо­фией homo homini lupus est.

Г. Салливен считает, что под влиянием раннего опыта отношений у человека возни­кают т.н. «динамизмы» и «персонификации», которые начинают играть роль регулято­ров межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций. Например, ребенок, боящийся не­знакомых людей, имеет динамизм страха, а привычная враждебность по отноше­нию к кому-либо является выражением динамизма недоброжелательности, и т.д. При этом «сформировавшись однажды, они обычно закрепляются и влияют на наши установки в отношении других людей». Так недоброжелательность, возникая в детстве как реак­ция на частые неблагоприятные интерперсональные ситуации, вызывающие тре­вожность, ранящие ребенка, ставящие его в положение высмеиваемого, становится важ­ной характеристикой интерперсональных отношений. Посте­пенно происходит искажение в фундаментальном интерперсональном аттитюде и вырабатывается пессимистическая недоброжелательная философия жизни.

Таким образом, в работах самых разных психоаналитиков межличностные труд­ности и конфликты, переживаемые человеком, интерпретируются как явления, имеющие интрапсихическое происхождение.

Наиболее принципиально отличной от позиции Фрейда в отношении к конфлик­там является концепция Э. Эриксона. Пессимистическому представлению психоанали­за о человеке, раздираемом противоречиями и конфликта­ми, Эриксон противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному ро­сту и преодолению жизненных препятствий».

Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий, каждая из которых сопровождается кризисом, который Эриксон рас­сматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения опреде­ленного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса яв­ляется залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий.

Конфликты играют важнейшую роль в теории Эриксона, но они означают «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации». Кризис у Эриксона со­держит и позитивный, и негативный компонент, и вопрос заключается не в избега­нии конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов, что впол­не соответствует современному общегуманитарному отношению к конфликтам. Таким образом, тема конфликта приобретает иное звучание, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшими моментами развития.

Во всех психоаналитических концепциях конфликт — это важнейший теоретический конструкт, составляющий суть внутренней жизни индивида. Понимание внутренних противоречий и конфликтов личности — это ключ к объяснению происходящего с человеком. Его социальное поведение вообще де­терминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностя­ми, а те или иные проблемы интерперсонального существования име­ют внутриличностное происхождение.

 

Ситуационные подходы:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных