Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М. Шериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов




Другим известным исследователем конфликтов в рамках ситуационного подхода стал М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия.

Общая схема экспериментов Шерифа (с вариациями в разных сериях) сводилась к следующему. В летнем лагере группа незнакомых между собой мальчиков подрост­кового возраста (в разных экспериментах от 11 до 14 лет) делилась на две подгруп­пы, в каждой из которых шла своя жизнь. Отдыхая, играя, занимаясь хозяйственны­ми делами, мальчики сдружились между собой, образовав две сплоченные группы. После того, как у них сформировалось сильное чувство групповой принадлежнос­ти, началась следующая, решающая стадия эксперимента. Группы подростков сталкивались в сильной конкурентной ситуации — между ними организовывались разные соревно­вания со строгим соперничеством, в результате которых одна из групп объявлялась победившей, а другая — проигравшей. На этой стадии и был зафиксирован тот результат, который предпола­гался основной гипотезой М. Шерифа: объектив­но конкурентная ситуация, в которой оказыва­лись группы, вызывала конфликт между ними.

Благодаря ситуационному подходу современная наука получила богатейший эмпирический материал в области конфликтной проблематики. Стара­ниями М.Дойча, М.Шерифа и других исследователей конфликт перестал восприниматься как исключительно интрапсихически генерируемый феномен. Конфликт рассматривался ими как ОТНОШЕНИЯ, воз­никающие вследствие транзакций между людьми в ситуациях, когда преследуемые ими цели блокируют­ся. Отсюда адекватное понимание этиоло­гии конфликта требует оце­нивания контек­ста ситуации, в которой он возникает.

Претензии в адрес подобного подхода связаны с тем, что конфликт редуцировался до поведенческой реакции и за пределами рассмотрения оставалось содержание человеческих переживаний, мотивов, представлений о происходящем, словом, все то, что, по сути, и составляет существо человеческих конфликтов. Человеческая деятельность и соци­альные процессы не могут быть сведены к наблюдаемым и измеряемым поведенчес­ким характеристикам, рассматриваемым как прямой результат внешних воздей­ствий».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных