Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Психология как наука и как практическая деятельность История развития психологических знаний




Психология

Психология как наука и как практическая деятельность.

Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология и «Экспериментальная психология».

Однако лишь с начала XX в., существенно возросло значение психологии в связи со все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число науч- пых школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

Предмет и объект психологии, его становление.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Основной объект психологии - человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

Специфика психологического знания.

- Психологические знания могут быть получены двумя путями: обыденным и научным;

-Система наук обеспечивает научные знания психологии: естественные (анатомия, физиология ВНД, биология) и общественные (философия, история).

-Психология рассматривает факты, механизмы, закономерности, изучает происхождение, функционирование, место психического в деятельности субъекта.

- Специфика психологического знания связана с ее объектом.

Психология как сложная система научных дисциплин, связанных с различными видами деятельности человека.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности(психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.) Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

1) Фундаментальные отрасли -Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития.

2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. Традиционно в качестве отраслей выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Методологические принципы психологии: развитие психики, единства сознания и деятельности, детерминизма.

Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории.

Принцип детерминизма заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.

Принцип единства сознания и деятельности раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой — сознание определяет характер и содержание деятельности, так как деятельность создается человеком.

Принцип развития психики в деятельности раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком различными видами деятельности: трудом, игрой, учебной, спортивной.

Системный принцип в психологии.

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

Системный принцип - относится к общенаучным принципам, выражающим основную методологическую парадигму целого ряда естественных, социальных и гуманитарных наук, методологический принцип, основанный на понимании психического (человек, личность, психические процессы и явления) как системы, не сводимый к простой совокупности своих элементов, а как упорядоченного целого, имеющего структуру, прямые и обратные связи, состоящие из элементов, группировок в необходимое и достаточное число подсистем со всесторонними связями между ними.

Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические.

Методы психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Исследовательские - форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента.

Диагностические - К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению.

Коррекционные - Метод классического психоанализа исходит из того, что все психические недуги вызваны конфликтами, произошедшими с индивидом еще в детском возрасте.

Психотерапевтические - это специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении его психологических проблем.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

I этап: психология как наука о душе. В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания.

II этап (с 17в.): психология как наука о сознании. Понятие "душа" стало превращаться в понятие "сознание". Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя - основная научная проблема психологии на данном этапе.

III этап (20в.): психология как наука о поведении. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека.

IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного.

Основные направления и научные школы зарубежной психологии.

В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ. В Европе это были фрейдизм (Широко применяя во врачебной практике метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей пациентов, назвал психоанализом), гештальтпсихология (Психические образы - не комплексы ощущений, они вписываются в изначально сформированные психические структуры) и Вюрцбургская школа (изучавшую высшие психические процессы - мышление и волю), в США – бихевиоризм (признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции), школа Курта Левина (исследовал проблему групповой динамики).

 

 

Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология.

Психоанализ - психоанализ основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.
Бихевиоризм - отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, это «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией
Гештальтпсихология - выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. По их мнению мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Гуманистическая психология - воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации. Когнитивная психология – направление в психологической науке, изучающее зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Трансперсональная психология - в центре этой психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основные направления и научные школы отечественной психологии.

Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы.

- одно в Грузии, его возглавил Д.Н. Узнадзе. Школа взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений;

- другое, связанное с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии;

- третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране "Основы общей психологии".

Современное состояние и проблемы развития психологии в России.

Российскими психологами и педагогами обсуждается специфическое положение в психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской.

На сегодня четко определяет симптомы кризиса:

1) отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;

2) углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;

3) конкуренция со стороны паранауки, возникновение пограничных между наукой и ненаукой систем знания.

Главный вывод, состоит в том, что кризис в научной психологии, так сказать, «заложен конструктивно», процессы на поверхностных уровнях практически ничего не решают. Следовательно, важнейшей проблемой современной психологии является выработка такого понимания предмета, который бы позволил преодолеть кризис на глубинном уровне.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных