Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Личность, ее структура и проявления




Проблема человека в психологии.

Человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал.

Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые границы в возможности объяснения, так как человек - это гораздо больше чем определение в свете психического образования.

Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития, формирования в деятельности и общении. Одними из основных спорных пунктов изучения являются такие его индивидуально-психологические особенности, как индивидуальность и личность. Так намечается главное противоречие: с одной стороны, подчеркивается наличие связей между индивидуальными особенностями, с другой - человек воспроизводится в понятии индивидуальности во всем многообразии его реальных форм и взаимодействии с другими явлениями.

Человек как предмет исследования в различных областях научного знания.

Человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте, в данном случае – в человеке. Между всеми этими характеристиками человека существуют многообразные взаимосвязи, относящиеся к разным классам зависимостей, объединяющих общество и природу. Познание этих взаимосвязей — необходимое условие практического овладения управлением человеческого развития. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания. Комплексное изучение и решение крупных проблем общественного развития должны основываться на известной общей теории связей между отдельными характеристиками этого развития.

Человек как индивид. Индивид как биосоциальная целостность.

Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.).

Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием, активностью и способностью к деятельности, целостность, сочетающее в себе в неразрывном единстве физическое и психическое, природное и социальное, наследственное и приобретенное в личном жизненном опыте. В этом своем качестве он является частью природы и подчинен биологическим закономерностям развития, начиная от рождения и до смерти.

Понятие о личности.

Психология изучает не психику, сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности. Личность — это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития (новорожденный ребенок еще не личность).

Естественная природа и социальная сущность человека как личности.

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные. Следовательно, в структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и культурная. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов.

Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Он наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности и т.д.

Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, терпераментом и пр.). Понятие индивид формируется при зарождении.

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Индивидуальность - это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Субъект -активно действующий и познающий индивид.
Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека.

Многозначность понятия личность в современной психологии.

Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Личность -это целостная организация психических свойств, сложившаяся у него в ходе усвоения им общественного опыта и имеющая следующие признаки:

· Человек обнаруживает себя как инициативный, активный представитель определённого сообщества, способный руководствоваться целями и интересами широкой общности людей.

· Человек оказывается определённо ценным или вредоносным с позиций своей социальной группы и, возможно, других групп, оказывается предметом определённой моральной оценки.

· Человек, будучи социально типичным субъектом деятельности, проявляет себя в индивидуально-своеобразной форме поведения, поступков, деятельности, включая её процессы и результаты.

Системно-структурное представление о личности.

К.К. Платонова: Он рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт (убеждения, мировоззрение, личностные интересы).

2. Подструктура опыта (индивидуальный социальный опыт), которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов (функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли).

4. Подструктура биопсихических свойств (врожденные особенности человека), в которую входят половые и возрастные свойства личности, темперамент.

Типология личности.

Это учение о классификации упорядочении и систематизации сложных объектов в основе которых лежат понятия о нечётких множества и типах между которыми трудно провести разграничительные линии и которые поясняются их некоторыми типичными образцами.

Для различия этих двух свойств человеческой психики К. Юнгом были введены понятия Экстраверт: инициативен; открыт; общителен; рискованный; легкий.

Интроверт: задумчив; молчалив; спокоен; работает один; узкий круг друзей.

Юнг предложил типологию характера опираясь на четыре основные психические функции свойственные человеку: мышление эмоции ощущения интуицию.

Сенсорный тип: реалист;быстро ориентируется; практичен;уверенный; любит делать своими руками.

Интуитивный тип: основное состояние - размышления; беспокойный; работает не стабильно;

любит не делать одно и то же; тяготеет к теории чем к практике; склонен к сомнениям.

Мыслительный тип: требовательный; любит анализировать; доказывает правоту;не любит выяснять причины ссор;предпочитает не обсуждать темы личной жизни.

Чувствующий тип: разбирается в людях их настроениях; убеждает в правоте; обидчив; идет на компромиссы; делает комплимент; способен воздействовать на других настроениям и сам легко поддается на это.

Воспринимающий тип: импульсивный; любопытен; может начать сразу много дел с трудом заканчивает; работоспособность зависит от настроения; часто действует без подготовки.

Решающий тип: все планирует; точен;работоспособнособен; решение принимает взвешенное и не любит их менять.

Факторы и условия развития личности.

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию. Факторы, влияющие на развитие личности:

Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям, что заложено в генах.

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов: климат; общество; учителя, семья, коллектив.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание планомерно поднимает человека на новые ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Наследственность, среда, воспитание - эти факторы при всей их значимости и не обеспечива­ют полноценного развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет за­ложено в его генах, не может изменить среду, не определя­ет цели и задачи собственного воспитания.

Основные подходы к личности как объекту психологического анализа.

Психологический анализ-

Человек - существо социальное. Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных