ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Личность, ее структура и проявленияПроблема человека в психологии. Человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые границы в возможности объяснения, так как человек - это гораздо больше чем определение в свете психического образования. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития, формирования в деятельности и общении. Одними из основных спорных пунктов изучения являются такие его индивидуально-психологические особенности, как индивидуальность и личность. Так намечается главное противоречие: с одной стороны, подчеркивается наличие связей между индивидуальными особенностями, с другой - человек воспроизводится в понятии индивидуальности во всем многообразии его реальных форм и взаимодействии с другими явлениями. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания. Человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте, в данном случае – в человеке. Между всеми этими характеристиками человека существуют многообразные взаимосвязи, относящиеся к разным классам зависимостей, объединяющих общество и природу. Познание этих взаимосвязей — необходимое условие практического овладения управлением человеческого развития. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания. Комплексное изучение и решение крупных проблем общественного развития должны основываться на известной общей теории связей между отдельными характеристиками этого развития. Человек как индивид. Индивид как биосоциальная целостность. Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.). Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием, активностью и способностью к деятельности, целостность, сочетающее в себе в неразрывном единстве физическое и психическое, природное и социальное, наследственное и приобретенное в личном жизненном опыте. В этом своем качестве он является частью природы и подчинен биологическим закономерностям развития, начиная от рождения и до смерти. Понятие о личности. Психология изучает не психику, сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности. Личность — это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития (новорожденный ребенок еще не личность). Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные. Следовательно, в структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и культурная. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Он наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности и т.д. Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, терпераментом и пр.). Понятие индивид формируется при зарождении. Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Индивидуальность - это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Субъект -активно действующий и познающий индивид. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека. Многозначность понятия личность в современной психологии. Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Личность -это целостная организация психических свойств, сложившаяся у него в ходе усвоения им общественного опыта и имеющая следующие признаки: · Человек обнаруживает себя как инициативный, активный представитель определённого сообщества, способный руководствоваться целями и интересами широкой общности людей. · Человек оказывается определённо ценным или вредоносным с позиций своей социальной группы и, возможно, других групп, оказывается предметом определённой моральной оценки. · Человек, будучи социально типичным субъектом деятельности, проявляет себя в индивидуально-своеобразной форме поведения, поступков, деятельности, включая её процессы и результаты. Системно-структурное представление о личности. К.К. Платонова: Он рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. 1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт (убеждения, мировоззрение, личностные интересы). 2. Подструктура опыта (индивидуальный социальный опыт), которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения. 3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов (функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли). 4. Подструктура биопсихических свойств (врожденные особенности человека), в которую входят половые и возрастные свойства личности, темперамент. Типология личности. Это учение о классификации упорядочении и систематизации сложных объектов в основе которых лежат понятия о нечётких множества и типах между которыми трудно провести разграничительные линии и которые поясняются их некоторыми типичными образцами. Для различия этих двух свойств человеческой психики К. Юнгом были введены понятия Экстраверт: инициативен; открыт; общителен; рискованный; легкий. Интроверт: задумчив; молчалив; спокоен; работает один; узкий круг друзей. Юнг предложил типологию характера опираясь на четыре основные психические функции свойственные человеку: мышление эмоции ощущения интуицию. Сенсорный тип: реалист;быстро ориентируется; практичен;уверенный; любит делать своими руками. Интуитивный тип: основное состояние - размышления; беспокойный; работает не стабильно; любит не делать одно и то же; тяготеет к теории чем к практике; склонен к сомнениям. Мыслительный тип: требовательный; любит анализировать; доказывает правоту;не любит выяснять причины ссор;предпочитает не обсуждать темы личной жизни. Чувствующий тип: разбирается в людях их настроениях; убеждает в правоте; обидчив; идет на компромиссы; делает комплимент; способен воздействовать на других настроениям и сам легко поддается на это. Воспринимающий тип: импульсивный; любопытен; может начать сразу много дел с трудом заканчивает; работоспособность зависит от настроения; часто действует без подготовки. Решающий тип: все планирует; точен;работоспособнособен; решение принимает взвешенное и не любит их менять. Факторы и условия развития личности. Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию. Факторы, влияющие на развитие личности: Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям, что заложено в генах. Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие. Среда бывает 3 видов: климат; общество; учителя, семья, коллектив. Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание планомерно поднимает человека на новые ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития. Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Наследственность, среда, воспитание - эти факторы при всей их значимости и не обеспечивают полноценного развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания. Основные подходы к личности как объекту психологического анализа. Психологический анализ- Человек - существо социальное. Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|