ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3. Направленность личностиАктивность личности. Активность личности -деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активность – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности. Потребности как источник активности. Потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной.. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения.Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Виды потребностей и их классификация. Можно выделить две классификации потребностей. 1) биологические (материальные, потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности), 2) социальные (потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, лидерстве, самоутверждении) и идеальные (духовные-это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации). Виды потребностей и их классификация: Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности различают: - по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха; - по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др. - по функциональной роли: доминирующие, второстепенные, центральные, периферические, устойчивые ситуативные потребности; - по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные. Социальность человеческих потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу. Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической стихологии. Каждая ступень это уровень потребности. Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше. Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.) Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает. Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства.) Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума. Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать.) Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть). Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования. Мотивация как проявление потребностей личности. Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив. Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования. Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. Основные характеристики: Ø Сила - Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества Ø Устойчивость - Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение. Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими. У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает: органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности); материальные (потребность в деньгах, в имуществе); социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости); духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера). Виды мотивов. Основные виды: Внешние мотивы. Например- знакомый приобрел вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь. Внутренние мотивы. Она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Положительные мотивы. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны. Все эти виды мотивов выполняют три основных функции: побуждение к действию, направление деятельности, контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности. К ним относят мотивационные установки (намерения), влечения, желания ихотения, а также разнообразные интересы личности. Анализируя психологическое содержание интереса психологи, как правило, выделяют в них потребности и положительное переживание этой потребности.
Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Направленность личности - это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится) Качества направленности: · Широта направленности это круг интересов личности. Среди большого круга интересов должен быть центральный, направленный на профессиональную деятельность. · Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Влечения через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений. · Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Связано с настойчивостью, целеустремленностью. · Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности. Роль профессиональных интересов в деятельности. Профессиональный интерес – есть избирательное активно-положи-тельное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься. В структуре профессионального интереса выделяют четыре взаимосвязанных компонента: Познавательный компонент профессионального интереса обусловлен стремлением глубже узнать о содержании профессиональной деятельности. Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к определенному роду деятельности. Волевой компонент играет значительную роль для преодоления трудностей при освоении профессии. Деятельностный компонент включает, как и потребность личности в конкретной деятельности, так и активность в овладении профессий. Понятие о направленности. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. 1) Влечение 2) Желание 3) Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. 4) Интересы 5) Интерес в динамике своего развития может превратиться на определенную деятельность. 6) Идеал - ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности. 7) Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик. 8) Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. 9) Мотив 10) Мотивация 11) Потребность
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|