Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Можно прекратить страдание».




О! Мы живем очень счастливо, невраждующие среди враждебных;
О! Мы живем очень счастливо, неалчущие среди алчных;
О! Мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет.
Питаясь радостью, мы живем как сияющие Боги.

ДХАММАПАДА, 197-200

Третья истина вроде бы противоречит двум первым, т.к. истина о страдании в целом представляется как существенная или наиболее характерная особенность буддизма. Полное искоренение и добрых, и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек прекращает цепь рождений и смертей, выключается из вечного процесса возрождения. В третьей истине Будда переходит к антитезису и излагает Благородную Истину о Прекращении Страдания (дуккха-ниродхо арья-саччам), или Истину о Блаженстве (прекращение болезни, духовное выздоровление).

Нир­вана - конечная цель существования всего живого. Разные школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в зависимости от того, как они толкуют природу дхарм.

Тхеравада считает, что успокоенные дхармы находятся вне жизненного процесса, за «колесом жизни». Эти дхармы непостижимы, их невозможно описать. Поэтому при характе­ристике нирваны тхеравадины прибегают к негативным терминам (отрицанию): нерожденная, не имеющая происхождения, не имеющая структуры, нетленная, неумирающая, свободная от болезней, горя и нечистот.

Школа мадхьямиков считает дхармы порождением больного созна­ния непросветленного человека. А раз дхармы – только плод вооб­ражения, единственная реальность – это пустота, и нет никакой разницы между существующим миром и нирваной. Эту истину всякий просветленный осознает внутри себя, и она является для него единст­венной реальностью, или нирваной, а все остальное - лишь иллю­зия.

Некоторые северные школы буддизма учат, что видимый мир - только продукт сознания, которое отождествляется с абсолютом; нирвана, по их представлениям, достигается путем аккумулирования чистого сознания с помощью религиозных практик и медитации - размышления, созерцания.

Как бы ни были различны толкования нирваны, все школы буддизма считают, что нирвана — не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего «я», полное угасание эмоциональной активности человека, наивысшее, возможное благо.

Критерием приближения к нирване является радостность - каждый шаг к этой цели сопровождается все более возрастающей радостью, и чем больше человек освобождает себя от алчности, ненависти и неведения, тем больше возрастает его внутреннее ощущение счастья. Поэтому "ниббана" (санскр. нирвана), определяемое Буддой как совершенное освобождение от этих пут, называется высшим блаженством: "ниббанам парамам сукхам" (Дхаммапада. С. 203 –204).

Мы уже описывали, как Будда пережил нирвану под деревом Бодхи. Согласно описанию в "Махавагга", непосредственно за Пробуждением он семь недель пребывал в состоянии экстатического блаженства.

На наш взгляд, слово "экстаз" недостаточно корректно, т.к. оно ассоциируется с сильным эмоциональным возбуждением. Экстаз (от греч. ekstasis - исступление, восхищение), - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления, доходящего до болезненности и безумия. Экстаз связывается с Богом Дионисом, с безудержной чувственностью за «пределами себя».

Экстатическое состояние Будды не совпадает с тем особым состоянием психики, которое в неоплатонизме и христианском мистицизме обозначает возможность слияния с Богом путем предельно обостренного чувственного восприятия и максимального сосредоточения на его образе.

Это состояние мы можем обозначить как инстаз — более дисциплинированное, систематическое, и потому сохраняющееся во внутреннем сознании тихое созерцание. Именно в этом состоянии сознания мы всегда можем интегрировать мыслящего субъекта, мышление как процесс и мыслимое как содержание деятельности.

Когда эти три составляющие сливаются друг с другом и растворяются в единстве — это и есть инстаз как глубокая медитация на истину, суннату (непреходящее знание).

Мы не думаем, что это состояние было свободно от любых эмоций. Это было не пассивное безразличие и невозмутимость, а полное спокойствие духа, атараксия, к которому, по учению стоиков, должен стремиться философ. Атараксия (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») - душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом.

Состояние Будды можно обозначить как атараксию+, т.к. в нем, кроме безмятежности (исключительно положительное, всеохватывающее духовное равновесие - татрамадж-хаттата), присутствовало блаженство совершенной гармонии.

С точки зрения эмоционального состояния, его инстаз мы можем обозначить как тихое умиление-восторг-радостность и созерцательность.

Именно апполоническая инстатичность позволяла состоянию разума Будды быть исключительно спокойным и ясным, свободным от любых эгоистических мотивов, существующим за пределами сферы самости и обыденного сознания.

Нирвана – инстаз тихого невовлеченного умиления от растворения в бытии за пределами Эго-удовлетворения, блаженство всеобщего характера, проникновение чистого индивидуального сознания в законы Действительности. Нирвана – пиковое состояние человеческого сознания, когда все оттенки мышления и чувств, рассудка и души сглажены.

Нирвана – блаженное сознание единства, тождественности, неизменяемости и согласия.

"Отвергнув радость и страдание, отвергнув прежние печаль и праздность, вступив, Я пребывал в четвертой дхьяне; истлели радость и страдание, достигнута ступень прозрачной ясности, невозмутимости сознания. Но даже то блаженство, что во мне возникло, сковать не в силах было разум мой". Так сам Будда описывает свое переживание.

2.5.4. Четвертая благородная истина:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных