Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мнемические процессы




Память - это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Запоминание - (запечатление) определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение (ретенция) - психический процесс памяти, обеспечивающий удержание информации в течении более или менее длительного времени. Сохранение осуществляется механизмами кратковременной, долговременной и оперативной памяти. Оно тесно связано с забыванием.

Забывание - процесс памяти, противоположный сохранению. Заключается в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти. Забывание, подобно сохранению и запоминанию, также имеет избирательный характер. Физиологическая основа забывания - торможение временных нервных связей.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция, экфорирование) - психический процесс извлечения из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение тесно связано с узнаванием ранее усвоенного и бывает непроизвольным и произвольным.

При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намерения вспомнить ранее воспринятые события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой сеть сопряженных с ней других связей.

Произвольное воспроизведение - это уже целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, действий.

Узнавание - специфический процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии объекта или при его вспоминании. Этот процесс связан с объединением объекта или при его вспоминании.

Типы памяти

Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения «отпечатка» (0,3-1,0 сек) воздействующего объекта.

Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

Вторичная, долговременная память - длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.

Различают также оперативную память - это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти.

Буферная (промежуточная) память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Выделяют еще так называемую третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

Свойства памяти

1) Объем памяти.

2) Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

3) Прочность - длительность сохранения информации.

4) Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.

5) Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое.

Виды памяти

Различают два основных вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая не только определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты).

Прижизненная память - это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Выделяют следующие ее виды: импринтинг (запечатление) а также двигательную, эмоциональную, образную и символическую память.

Импринтинг - вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития сразу после рождения.

Двигательная память - это память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности человека.

Эмоциональная память - это память на чувства. Она определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии тон ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло.

Образная память - это память на образный материал. Различают следующие подвиды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая.

Символическая память - это память на абстрактный, отвлеченно-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память.

Внимание

Внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека.

Виды внимания

Непроизвольное внимание представляет собой реакцию на раздражитель, оно не обусловлено волевым актом человека.

Произвольное внимание, так же, как и вторичное непроизвольное внимание является социально опосредованным типом внимания, но оно тесно связано с волей человека, сознательно поставленной целью.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, а затем процесс вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия.

Свойства внимания

Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать век.

Концентрация внимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей.

Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания.

Переключаемость внимания характеризуется быстротой произвольного перехода внимания на новый объект или от одного действия к другому при сохранении высокой степени концентрации на нем.

Распределяемость внимания определяется возможностью выполнения двух и более действий одновременно с рассосредоточением внимания между ними.

Отвлекаемость внимания связана с непроизвольными колебаниями его уровня.

Речь и общение

Речь - это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык - система условных символов, с помощью которых пере­даются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация - общение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков - элементов разной сложности.

Наиболее важной и универсальной по возможности использования, является система естественного языка языка. Его основными функциями являются:

· хранение и передача общественно-исторического;

· общение.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

Свойства речи

1) Содержательность - характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.

2) Понятность - обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.

3) Выразительность - связана с эмоциональной насыщеннос­тью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.

4) Действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.

В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:

· анализ и синтез звуков;

· понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффек­тивной, диалогической и монологической. Она является одной из важ­нейших форм взаимодействия и общения.

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке.

Структура общения (по Андреевой):

1) Коммуникативная.

2) Интерактивная.

3) Перцептивная.

Общение бывает формальным и неформальным.

Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые ус­тановились между партнерами. Высшие формы неформального обще­ния - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

· Социально ориентированное.

· Групповые предметно ориентированное общение.

· Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и вос­питания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в кол­лективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Вопросы:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных