Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие личности и его факторы




Развитие личности - одна из главных категорий в психологии, педагогике. Развитие понимается как процесс количественных и каче­ственных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Имеются две основные позиции на этот счет Биологизаторская позиция объясняет развитие как процесс биологического, природного наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа, вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде по­вторяется филогенез. Согласно 3. Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо — полового влечения.

Некоторые представители бихевиоризма (Э. Торндайк) утверждали, что развитие ребенка предопределяйся врожденными инстинктами, особыми генами создания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале XX века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями. На самом деле, по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень облученности, приобретенный при жизни. Даже многие западные ученые считают биоло-гизаторскую концепцию развития ошибочной, а практику деления детей на потоки по результатам тестиро­вания вредной, поскольку она ущемляет права детей на образование и развитие.

В проблеме развития личности имеется социологизаторский подход, согласно которому развитие ребенка определяется его социальным происхождением принадлежностью к определенной социальной среде. Вывод делается тот же: детей из разных социальных слоев надо учить по-разному. Тот и другой подход имели место в советской науке в 20-30-е годы в рамках науки о ребенке и его развитии, которая носила название педология.

Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием двух факторов: биологического (наследственности) и социального (общества, социальных институтов, семьи). Но между ними нет равенства. Природные данные составляют основу, возможность для развития, имеются как задатки к нему. Преобладающее значение имеют социальные факторы. Однако среди них отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием. Как сформулировал Л.С. Выготский, обучение влечет за собой развитие.

К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Учителю важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных