Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимодействие с окружающим миром




Чтобы лучше понять, что такое человек и иметь, таким образом, возможность двигаться дальше, к целям нашего курса, мы приводим еще один из аспектов, в котором полезно рассматривать этот вопрос. Материал данного раздела в чем-то повторяет, в чем-то дополняет другие. Каждый раздел—это всего лишь один из аспектов видения всего предмета. Полное представление о самом предмете не содержится в первой части, но Вы должны сами себе составить это представление на основе предыдущего материала. Таким образом, это будет Ваше собственное видение предмета, что гарантирует прочность Ваших знаний, а следовательно,—и способность применения практических приемов.

Сталкиваясь с окружающим миром, человек стремится к пониманию, общению, деятельности, спасению.

К ПОНИМАНИЮ стремится не только человек, но и животное*; каждый делает это в соответствии с уровнем своего развития, но, попав в незнакомую обстановку, увидев незнакомый предмет, каждое живое существо пытается осмотреть, потрогать, определить —съедобно ли это, не опасно ли и т. д.

* Упоминая животных, мы никоим образом не желаем унизить никого из наших читателей, если только для кого-то такое сопоставление может показаться обидным. Описывая опыты с крысами, мы вовсе не утверждаем, что все биологическое достойно лишь крысы или лягушки, но не человека. Мы считаем, что если в нас есть и особь, и индивид, и личность, то нет ничего обидного в том, что та же самая особь проявляется и у крысы, а индивид —у гамадрила. Мы видим свою задачу в том, чтобы показать, чем человек отличается от животного, показать, чего у животных нет и не может быть. Поэтому мы советуем как раз уделить побольше внимания тому, чтобы разобраться в природе человека (как животной, иррациональной, так и. в рациональной). Это, кстати, окажет несомненную услугу Вам и в управлении людьми, и в Вашем общении, и в Вашей карьере.


ОБЩЕНИЕ—эта потребность очевидна, если вспомнить, как тяжело человек переносит полное одиночество, длительную изоляцию. Есть эта функция и у животных, у многих из них существуют даже специальные языки (обезьяны, дельфины и т. д.).

К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, к движению стремится каждое живое существо (звери в клетке постоянно ходят из угла в угол; животное, насекомое, полностью лишенное возможности двигаться, погибает). Человек тяжело переносит вынужденное бездействие (поэтому в качестве меры наказания применяют лишение свободы, наказывая ребенка—ставят его в угол).

К СПАСЕНИЮ, очевидно, тоже стремится всякое живое существо.

Итак, чем же отличается человек от животного, чем отличаются люди друг от друга, в зависимости от уровня развития? Насколько справедлив тезис о том, что один человек может отличаться от другого в большей степени, чем человек от животного"7

Первый, самый простой уровень взаимодействия с окружающим миром, доступный всем живым существам,—это чувственный уровень.

ПОНЯТЬ на чувственном уровне—значит осмотреть, потрогать не­знакомый предмет, обнюхать, попробовать его на вкус. Так делают все животные, так же поступает и человек: «Что это за вещица лежит?» — взял, потрогал, осмотрел, из чего сделана, какой формы и т. д—«Теперь понятно».

ОБЩЕНИЕ на чувственном уровне—это самое простое общение, доступное и животным, и человеку: страх, радость, угроза, огорчение— все эти чувства и мы, и животные можем передать и распознать. Чув­ственное общение—такое, при котором не используется какой бы то ни было язык

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ чувственная—это деятельность с помощью наших естественных инструментов (руки, ноги, зубы и т. д)

СПАСЕНИЕ чувственное—бегство от опасности, прикрытие головы руками; ребенок прижимается к матери и т. д.

Чувственный уровень, будучи общим для всего животного мира, обязательно присутствует и у человека. Делая что-либо на чувственном уровне, и человек, и любое животное реализуют себя как ОСОБЬ.

Следующий, более высокий уровень взаимодействия—инструмен­тальный.


 

ПОНЯТЬ инструментально—значит уметь воспользоваться для этого какими-то средствами (кроме тех, которыми снабдила нас природа). Например, рассмотреть что-то можно через лупу, в бинокль, потрогать не рукой, а палкой и т. д. Есть ли этот уровень у животных? Некоторые из них (например, обезьяны) могут использовать в качестве инструмента палку, камень и т. п.

ОБЩЕНИЕ инструментальное—это общение языковое, с помощью какого-либо языка (язык—инструмент общения). Это может быть обычный разговорный язык, язык жестов, язык каких-то условных сигналов и т. д Очевидно, что это проявляется и в животном мире (языки птиц, дельфинов, насекомых и т. д.).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ инструментальная также доступна некоторым живо­тным (так же, как обезьяна может взять палку, чтобы поворошить, потрогать что-нибудь, она может этой палкой сделать что-то для себя полезное—например, сбить банан и т. п.).

Инструментальное СПАСЕНИЕ—той же самой палкой обезьяна может защищаться от опасности (человек для этой цели может использовать нож, пистолет), есть множество других средств' пещеры, гнезда, норы, где животные спасаются от холода (у человека—дома, квартиры, одежда). Инструментальное спасение—это также запасы пищи и пр.



ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ

 



Если для особи доступен только чувственный уровень, то по мере того, как проявляется индивид, становится возможным использование инструментального, а затем и следующего—ассоциативно-аналогового уровня.

Если на инструментальном уровне человек (или животное) подчиняет себе какие-то предметы окружающего мира, использует их в своих целях, то на следующем уровне он использует для этого же всевозможные ассоциации, аналогии, рождающиеся у него в голове.

Ассоциативно-аналоговое ПОНИМАНИЕ, понимание по аналогии.

Если животное в лесу видит перед собой какой-то незнакомый предмет, например, кусок железа, оно будет сначала проходить мимо него с опаской, потом привыкнет; увидев такой же предмет в другом месте, сразу узнает его, поймет, что это не опасно (не понимая, что это такое, откуда, зачем). Ассоциативно-аналоговое понимание построено по принципу «Если А, то Б».

Когда собака постоянно слышит, что звенит звонок, после которого она сразу получает пищу, у нее начинает выделяться слюна от одного только звонка. Крыса в случае опасности прячется в любую темную дыру—она усвоила, что «темно—значит, безопасно» (хотя можно так приучить ее, что она будет бояться темноты). Когда человек идет по улице и видит, что собралась толпа, он тоже присоединяется к ней. Если человек видит, что открыты две двери, но все проходят в одну, то и он, скорее всего, пройдет там же.

До 5-летнего возраста ребенок задает вопросы: «А что это такое?», «Почему происходит то-то?», «Для чего такое-то?», на что обычно ему отвечают «Подрастешь—узнаешь». Постепенно он удовлетворяется такими объяснениями и после 5—7 лет, как правило, бесконечные «Почему?» прекращаются. Если, таким образом, мы заполняем нашу голову по аналогии, то к 40 годам у нас резерв наполнения—ноль, человек становится неспособен воспринимать новую информацию, которая не отвечает его стереотипам или не укладывается в сложившуюся у него систему ассоциаций и аналогий.

Ассоциативно-аналоговое ОБЩЕНИЕ.

Составив себе представление, понятие о взглядах, позициях того или иного человека, мы можем на основании полученных в результате общения с ним аналогий, ассоциаций, предполагать ту или иную оценку им событий, действий, о которых он в действительности ничего не знает. Ассоциативно-аналоговое общение—это общение с моделями, образами реальных людей, героев книг, фильмов и т. п. в процессе размышлений и принятия решений (референтная группа).

Ассоциативно-аналоговая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Это деятельность по аналогии, по привычке; повторение старого или изменение, модификация чего-то известного. Если инженер может раз­работать техническую документацию на какое-то изделие, то он на основании своего опыта (аналогий, ассоциаций) может выполнить то же для другого изделия или внести какие-то изменения в проект, при


некотором навыке он может спроектировать новое изделие по заданным главным параметрам.

Деятельность, доступная человеку на этом уровне (например, раз­работка документации, оформление отчетов и т. д.), намного сложнее, чем та, на которую способны животные. Но механизмы, лежащие в основе ассоциативно-аналоговой деятельности у животных (условные рефлексы), например, используемые при их дрессировке, и ассоциативно-аналоговой деятельности у человека,—одни и те же. В общем случае—это схема «Если А, то Б».

Ассоциативно-аналоговая деятельность может быть связана с ка­кой-то физической работой, а может быть и такой, которую называют «умственной»: человек может что-то совершенствовать, модифицировать, составлять новые комбинации из известных ему понятий и т. д.

Ассоциативно-аналоговое СПАСЕНИЕ

Оно тоже обосновано на схеме «Если-, то_». Спасение на инстру­ментальном уровне—это, например, ситуация, когда человек держит дома ружье (или носит оружие с собой) и думает, что этим спасется в случае опасности. При ассоциативно-аналоговом спасении человек верит, что если будет делать то-то и то-то, поступать таким-то образом, то будет обеспечено его спасение.

Один человек верит в идеалы, созданные кем-то (Буддой, Христом, Магометом и т. д.), другой—не здоровается через порог, не идет, где пробежала черная кошка, третий—верит, что зло наказуемо, четвертый думает, что спасется, набив полные карманы денег, и т. д

Есть ли ассоциативно-аналоговое спасение у животных? Вряд ли можно утверждать, что животные верят во что-то, но, оказывается, механизм ассоциативно-аналогового спасения не требует обязательно человеческого уровня развития. Ассоциативно-аналоговое спасение очень широко распространено среди животных

Многим известно выражение «белая ворона», но мало кто видел хотя бы одну белую ворону. Из тысячи ворон, в среднем, рождается одна-две белых, но их убивают (заклевывают) почти сразу, как они вылупятся. Известно, что если морскую чайку выкрасить в зеленый или черный цвет и выпустить в ту же стаю, откуда ее только что взяли, остальные чайки тут же растерзают ее. Ассоциативно-аналоговое спа­сение у животных (в толпе, стаде, стае) основано на той же схеме («если все—то и я», «как все, так и я»), и внешние признаки (они имеют общее название—УНИФОРМА) имеют здесь очень большое значение. С их точки зрения, кто нарушает униформу—тот посягает на коллективное спасение (а значит, на спасение каждого)

То же самое наблюдается у людей. У человека к ассоциативно-аналоговому спасению относится РЕЛИГИЯ.

Таковы ступени, характеризующие развитие человека от особи до индивида.

Что же нужно человеку, чтобы стать ЛИЧНОСТЬЮ? Для этого надо подняться на следующий—АБСТРАКТНЫЙ уровень.


Абстрактное ПОНИМАНИЕ—это проникновение в специфику, особен­ность, в сущность данного предмета, явления, процесса. Понимать что-то на абстрактном уровне—это значит иметь его модель в своем сознании, уметь ее использовать, соотносить с другими моделями, понимая то, что любая модель, любое описание, объяснение реально существующего предмета, явления, процесса будет неполным

Абстрактное ОБЩЕНИЕ—это, в отличие от ассоциативно-аналогового размышления, прожекты и конструирование НОВОЙ общности, со своими законами, целями, категориями Истины, Красоты, Добра, Изобилия и т. д. Это не общение с образами реальных людей, а создание новых образов (то, чего не было) либо новая комбинация старых

Абстрактная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ—это оперирование абстрактными об­разами, понятиями, создание принципиально новых понятий, систем. «Творчество есть созидательное и созерцательное, счастлив тот, кто владеет вторым».

Созидательное творчество—это попытка из имеющихся в нашем распоряжении материалов с помощью инструментов, которыми мы владеем, создать какой-то новый предмет, модифицировать старый на основании имеющихся у нас представлений, понятий, образов.

Созерцательное творчество—это создание нового образа, конст­руирование не из материалов, а из понятий, представлений, изменение самой системы понятий. Когда, в результате этого, рождается какой-то новый образ, человек может воплотить его в реальной жизни при помощи творчества созидательного. Само по себе оно нередко может замкнуть человека в круг его представлений, ограничив тем самым его возможности.

Так, человек, который совершенствует резину на колесах автомобиля (созидательное творчество), никогда не догадается создать автомобиль на воздушной подушке, который надо сначала изобрести, а потом воплотить в жизнь.

Так же и Вы, если Ваши цели достаточно серьезны, должны не просто стремиться к лидерству и продвижению по иерархической лестнице


какого-либо этноса, но сначала подумать над тем, каких целей Вы хотите добиваться, каким этносом Вы хотели бы управлять, спроектировать его устройство, цели и т. д, и затем воплотить это в жизнь (создать свой этнос, изменить, по Вашему замыслу, какой-то из существующих или сохранить его в имеющемся виде, если его цели Вас устраивают)*

Абстрактное спасение

«Самые толстые городские стены защищают его жителей не в большей степени, чем тростниковые стенки шалаша — пастуха, ночующего в его окре­стностях».

(Марк Аврелий)

Человек стремится к спасению и, в зависимости от уровня своего развития, может спасаться чувственно, инструментально, ассоциативно Но что такое спасение, в какой степени и от чего можно спастись?

Давайте взглянем на мир шире, чем мы видим его каждый день: попробуем мысленно подняться в космос и посмотреть на нашу жизнь оттуда. Что такое человек по сравнению с планетой, на которой он живет? Что такое все его усилия по сравнению с природными катак­лизмами: землетрясениями, цунами, ураганами? Наша планета так же мала по сравнению с окружающими ее космическими объектами (звездами, галактиками), как человек по сравнению с Землей, и цепочку эту можно продолжить бесконечно.

Теперь давайте отложим в каком-нибудь масштабе на бумаге хотя бы такой смехотворно малый (по космическим меркам) отрезок времени, как время существования нашей планеты, и рядом--время продолжи­тельности жизни одного человека.

Если смотреть на вещи с этой точки зрения, то становится очевидным, что человеческая жизнь очень хрупка и подвержена множеству таких влияний, бороться с которыми практически невозможно или бесполезно. Также становится понятным, как мало можем мы сделать, чтобы защитить себя, спастись (проживем мы 60 лет, 30 или 100—эти сроки практически не различаются в таком свете). Сознание этого факта, если только человек не закрывает глаза на такое свое положение, может, в некоторых случаях, способствовать тому, что он в состоянии подавить, в той или

* Что касается практических приемов, необходимых для этого, то они будут изложены, хотя овладение ими потребует от Вас упорной работы. Однако, по нашему мнению, основная трудность здесь другая. Если мы, изобретая автомобиль, хорошо представляем себе материал, из которого будем его создавать, его прочность, износостойкость и т. д., а также законы механики и проч., то, работая с людьми, решая вопросы формирования и управления этносом, не всегда хорошо знаем тот материал, из которого строим, и законы, которые там действуют. Мы видим свою задачу не в том, чтобы указывать Вам, что и как Вы должны строить, а в том, что это за материал, с которым Вы работаете, каковы его свойства и каким законам он подчиняется (что такое человек, что такое этнос, как этнос рождается, существует, умирает—или создается, управляется, разрушается.).


иной степени, иррациональные стремления и направить большую или меньшую часть своих сил на другие цели

Итак, Вселенная бесконечна, так же бесконечен микромир, и мы, с нашим сегодняшним развитием, можем проникать и в то, и в другое весьма недалеко. Между этими бесконечностями находятся какие-то измеримые величины, предметы1 атомы, молекулы, галактики, звезды, люди, камни, муравьи и т. д. Очень часто человек не видит или не замечает этого, что-то творит, в чем-то находит удовлетворение, спасение (инструментальное, ассоциативное), стремится к каким-то се­годняшним благам, не понимая, насколько все это непрочно и с какой легкостью в одночасье может быть утеряно. Человек, который понимает это, сознает, что нет ничего прочного или надежного в том, что обычно считают за таковое; он становится как бы защищенным от всего и вся, таким, с которым ничего не может случиться (поскольку невозможно ничего отобрать у того, кто ничего не имеет) Для него не существует такой вещи, которой он не мог бы рисковать, ибо очевидно, что потери, которые он может при этом понести, ничем не хуже тех, которые всегда могут случиться неожиданно для него. Это и есть абстрактное спасение.

Человек, достигший такого уровня, оценивает события настолько адекватно, что «хорошо» или «плохо» для него не существует, существует только то, что есть (которое само по себе ни хорошо, ни плохо).

Итак, взаимодействие человека с окружающим миром проявляется в четырех характеристиках" человек стремится к пониманию, к общению, к деятельности и к спасению Он может делать это на чувственном уровне, на инструментальном, а также—на ассоциативно-аналоговом и на абстрактном.

 

Уровни Чувственный И негру ментальный Ассоциативно-анапоговый Абстрактный
ПОНИМАНИЕ Чувственное Инструмен­тальное Ассоциативно-аналоговое Абстрактное
ОБЩЕНИЕ Чувственное Инструмен­тальное Ассоциативно-аналоговое Абстрактное
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Чувственная Инструмен­тальная Ассоциативно-аналоговая Абстрактная
СПАСЕНИЕ Чувственное Инструмен­тальное Ассоциативно-аналоговое Абстрактное

Для каждого конкретного случая четко определить уровень, на котором находится человек, может быть, сложно—в каждом из нас присутствует и особь, и индивид, и личность. Приходится, однако, отметить, что личность, к сожалению, присутствует далеко не всегда.


Энергетика

На каждое наше движение мы расходуем энергию, запасы которой постоянно возобновляются организмом.



Если восстановление энергии не поспевает за ее расходом, ощущается «дефицит» энергии' че­ловек чувствует упадок сил; то, что он обычно делает без труда, сейчас ему кажется тяжелым или не­выполнимым.



Если восстановление энергии происходит быстрее, чем ее расход, то появляется «лишняя» энергия: человек чувствует необыкновенный подъем сил, хо­чется что-то сделать, перевернуть все вокруг себя

Когда восстановление энергии идет в том же темпе, что и ее расход, наша работоспособность сохраняется на обычном уровне.


Наверное, каждому приходилось испытывать и одно, и другое, и третье состояние Однако есть люди, у которых в целом энергетика недостаточна для удовлетворения их жизненных потребностей, другим энергии обычно хватает на повседневные заботь!, у третьих постоянно образуются «излишки» энергии.


Энергетика низкая

Эти люди, как правило, не могут обес­печить себе существование принятым в данном этносе способом и часто живут за счет паразитарования на других членах этноса (попрошайничество, мелкое воровство, проституция и т. п) Ощущая потребность забыться, самоустраниться от решения жиз­ненных вопросов, они могут прибегнуть к помощи алкоголя, наркотиков Не имея сил остановиться, противостоять такой при­вычке, люди с низкой энергетикой часто становятся алкоголиками, наркоманами.



Энергетика средняя

Эти люди живут нормальной жизнью, удовлетворяя (насколько это позволяет их энергетика) свои иррациональные потреб­ности. Диапазон этих потребностей может быть довольно широким, главное здесь то, что в целом они соответствуют энергети­ческим возможностям данного человека.


Энергетика высокая

Для людей с высокой энергетикой удов­летворить свои иррациональные потребности несложно. Они начинают искать приложения своим силам, пытаются изменить что-то вокруг себя, нередко—создать свой этнос. Могут проявляться как хорошие руководи­тели, организаторы, однако их замыслы могут оказаться неосуществимыми в рамках того государства, где они живут; тогда они могут уйти в преступность, становятся уголовни­ками, членами мафиозных групп и т. п.

Не надо думать, что энергетика—это только способность бегать целый день сломя голову или бить все вокруг. Это, главным образом, способность принимать решения в сложной 'ситуации, держать себя в руках, доводить начатое дело до конца, это уровень внутренней организации человека.

За пультом АЭС при появлении 3—4 неизвестных параметров воз­никает аварийная ситуация. Вдруг их оказывается сразу 4—5 (за­предельная):



 


 


Человек с высокой энер­гетикой может мобилизо­ваться, пробует повлиять на ход событий.


Человек со средней энер­гетикой сообщает кому-то о создавшейся обстановке.


Человек со слабой энергетикой самоустра­няется, убегает из-за пульта.



Во всех сферах деятельности, где необходимо держать под кон­тролем ситуацию со многими изменяющимися параметрами, быстро реагировать на изменения и принимать верные решения в условиях дефицита времени, успех невозможен, если человек не обладает достаточной энергетикой. По этой причине, например, в шахматах можно натренировать до определенного уровня практически любого челове­ка —пока основное значение имеет техническая, теоретическая подго­товка. Дальше все сложнее. Там начинается психологическая борьба. Поединки между гроссмейстерами—это, фактически, проверка их энер­гетических возможностей.

Очевидно, те же качества—способность контролировать сложные ситуации, адекватно реагировать на изменения и быстро принимать верные решения—нужны командиру, руководителю высокого ранга.

Осуществление различных целей жизнедеятельности требует различ­ной энергетики:

Минимум энергетики нужен для самосохранения, претендующий на лидерство должен обладать более высокой энергетикой, а формирование категорий Изобилия, Добра, Красоты и, в особенности, Истины требует очень большой энергетики.


 

Давайте вспомним опыт с крысами: крыса чувствует, на расстоянии электрический ток, электрическое поле. Ее останавливает не только удар тока на сетке, но ей приходится преодолевать «коридор страха» — расстояние, где она уже чувствует опасность. При напряжении в несколько вольт длина этого «коридора» очень невелика'


Но даже такое препятствие может оказаться достаточным, чтобы крыса не пошла на сетку и выбрала голодную смерть. А все потому, что этой энергетики, которая активизируется у крысы, недостаточно для прохождения этой зоны.

Стоит поместить за сеткой самку или крысенка, которому нужна помощь, как энергетика возрастает (функции продления рода и сохранения вида энергетически более подкреплены, для них организм может ак­тивизировать большую энергию) и крыса пробежит эту зону (хотя стоит увеличить напряжение и, таким образом,—длину «коридора», как все повторится):

СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. ЕСТЬ ЛИ ОНИ У КРЫС?

Известно, что крысы живут очень большими группами. У них есть своя иерархия, существуют целые «крысиные государства», «крысиные короли». И места в крысиной иерархии не даются просто так, за них приходится бороться.

Если двух крыс, которые борются за лидерство в своей норе, посадить по разные стороны от сетки, то для того, чтобы как-то досадить сопернику, укусить его и т. п., они пробегают все эти препятствия без труда. Чтобы остановить их, придется поднять напряжение в четыре-пять раз по сравнению с первоначальным:

Вот так изменяется диапазон энергетики, которую может активизировать данная особь, индивид в зависимости от того, каких целей он добивается.


ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ У ЛЮДЕЙ?

Когда человек движется теми же иррациональными цепями, его поведение подчиняется тем же самым законам.

Самосохранение

Зимой, в пургу, идя по степи, человек, выбившийся из сил, может махнуть рукой, прекратить борьбу, лечь и замерзнуть.

Продление рода

Но представьте, что на руках у него любимая» Сразу же появится дополнительная энергетика.


Сохранение вида

А если он несет на руках ре­бенка—энергетика еще более уве­личится.


СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

Невестка и свекровь делят сферу влия­ния—кухню. Неприготовленный обед, любовь, дети—все становится «по боку».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных