ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика и основные положения теории деятельности
Автор психологической теории деятельности – отечественный психолог А.Н. Леонтьев. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Одна из самых главных особенностей человека – это способность трудиться, а любой вид труда – это деятельность. Любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижения определенных результатов. Побудительные причины – это мотивы – совокупность внешних и внутренних условий. Мотивы определяют цели и задачи деятельности, т.е. определяют направленность деятельности. Цель деятельности – осознаваемый образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлены действия человека. Задачи деятельности – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Задачи включают в себя: Требование Условие Искомое (неизвестное), которое надо найти, чтобы достигнуть цели.
Виды деятельности (принято выделять в психологии): Общение Игра Учение Труд Деятельность человека – это сложное и многообразное явление – в осуществлении деятельности задействовано все – и биологическое начало, психологический и социальный уровень. Основополагающие принципы психологической теории деятельности: 1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). 4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Психика и деятельность неразрывно связаны друг с другом. Деятельность человека определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяет общую направленность субъекта.
7. Развитие сенсорно – перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
Ощущение – простейший познавательный психический процесс. Возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов. Ощущения связывают человека с внешним миром, это основное условие психического развития. В процессе исторического развития у человека сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи. Ощущения – это продукт исторического развития, и они качественно отличаются от ощущений животных. Принято различать 5 основных видов ощущений (по количеству органов чувств):
Это правильная, но не полная классификация. Можно рассматривать классификацию по двум основным принципам – систематическому (по принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности). Практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом, от этого мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Эта информация о свойствах предметов. Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Более сложным по отношению к ощущению является восприятие. Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептурные поверхности органов чувств. Понятие «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, но есть коренные различия. Ощущения – заключается в отражение отдельных свойств объектов или явлений. Но мы живем в мире вещей и сложных ситуаций, и мы их воспринимаем в виде целостных образов, поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или иными словами целостное отображение предмета. Восприятие включает в себя ощущение, а так же двигательные компоненты (ощупывание, движение глаз, проговаривание). Виды восприятия:
Восприятие не является врожденной характеристикой. Можно рассмотреть развитие восприятия по возрастным этапам:
2-4 месяца – начинают проявляться признаки предметного восприятия 5-6 мес. – возрастают случаи фиксации взора на предмете, которым оперирует ребенок. 3 – 6 лет - под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Во время учебы в школе - активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов: Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. Второй этап - дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. Третий этап - дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать свойства одних объектов от свойств других. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения. Старший школьный возраст – восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого. Ощущения и восприятие – это основные условия психического развития, основные источники об окружающем мире.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|