Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика и основные положения теории деятельности




 

Автор психологической теории деятельности – отечественный психолог А.Н. Леонтьев.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Одна из самых главных особенностей человека – это способность трудиться, а любой вид труда – это деятельность.

Любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижения определенных результатов.

Побудительные причины – это мотивы – совокупность внешних и внутренних условий.

Мотивы определяют цели и задачи деятельности, т.е. определяют направленность деятельности.

Цель деятельности – осознаваемый образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлены действия человека.

Задачи деятельности – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.

Задачи включают в себя:

Требование

Условие

Искомое (неизвестное), которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

 

Виды деятельности (принято выделять в психологии):

Общение

Игра

Учение

Труд

Деятельность человека – это сложное и многообразное явление – в осуществлении деятельности задействовано все – и биологическое начало, психологический и социальный уровень.

Основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Психика и деятельность неразрывно связаны друг с другом.

Деятельность человека определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяет общую направленность субъекта.

 

7. Развитие сенсорно – перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.

 

Ощущение – простейший познавательный психический процесс.

Возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов.

Ощущения связывают человека с внешним миром, это основное условие психического развития.

В процессе исторического развития у человека сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи.

Ощущения – это продукт исторического развития, и они качественно отличаются от ощущений животных.

Принято различать 5 основных видов ощущений (по количеству органов чувств):

  • Обоняние
  • Осязание
  • Вкус
  • Зрение
  • Слух

Это правильная, но не полная классификация. Можно рассматривать классификацию по двум основным принципам – систематическому (по принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности).

Практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом, от этого мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Эта информация о свойствах предметов.

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувстви­тельность.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чув­ствительность.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувстви­тельность.

Более сложным по отношению к ощущению является восприятие.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептурные поверхности органов чувств.

Понятие «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, но есть коренные различия.

Ощущения – заключается в отражение отдельных свойств объектов или явлений.

Но мы живем в мире вещей и сложных ситуаций, и мы их воспринимаем в виде целостных образов, поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или иными словами целостное отображение предмета.

Восприятие включает в себя ощущение, а так же двигательные компоненты (ощупывание, движение глаз, проговаривание).

Виды восприятия:

  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие
  • Осязательное восприятие
  • Кинетическое восприятие
  • Обонятельное восприятие
  • вкусовое восприятие

Восприятие не является врожденной характеристикой. Можно рассмотреть развитие восприятия по возрастным этапам:

 

2-4 месяца – начинают проявляться признаки предметного восприятия

5-6 мес. – возрастают случаи фиксации взора на предмете, которым оперирует ребенок.

3 – 6 лет - под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Во время учебы в школе - активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов:

Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том.

Второй этап - дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз.

Третий этап - дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать свойства одних объектов от свойств других. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Старший школьный возраст – восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Ощущения и восприятие – это основные условия психического развития, основные источники об окружающем мире.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных