Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Из истории Средних веков




Мрачный период Средневековья характеризуется все тем же «демонологическим» (как его называет история психиатрии) отношением общества к ненормальным детям, с той лишь разницей, что античная демонология естественным образом вытекала из анимистического мировоззрения древних народов, тогда как в Средние века нелепые представления о злом духе, о ведьмах, о нечистой силе, вселившихся в человека психически неполноценного, поддерживались и распространялись среди народных масс духовенством. Эти суеверия всесильное тогда духовенство освящало именем Бога и Папы и их же авторитетом оправдывало изуверски-жестокое отношение к душевнобольным. Сжигание на кострах, заковывание в цепи, пытки, чтобы выведать, как больной связался с нечистой силой, заклинательные обряды над одержимыми дьяволом — таково было Средневековье в отношении к душевнобольным и «ненормальным», когда безраздельная власть католического духовенства препятствовала малейшим проявлениям свободной мысли и жестоко карала за вольнодумство людей науки и искусства. В отношении глухонемых и слепых ужасы инквизиции распространялись в той лее мере, однако уже по тем мотивам, что глухонемые «лишены дара слова и не могут учиться слову Божию», а слепые «не могут восхвалять творений Божьих, так как не могут их видеть» [69, с. 8].

Элементы варварства были присущи и в отношении умственно отсталых. Однако положение их было относительно лучшим. Их не сжигали на кострах, не мучили, «изгоняя из тела бесов». В некоторых случаях умственно отсталых призревали в монастырях. При этом руководители монашеских орденов, допускавшие призрение слабоумных в монастырях, преследовали и корыстные цели: спекулируя на сочувствии народа к юродивым и слабоумным, они сажали их у церковной паперти для собирания подаяний, а иногда, если это было возможно, посылали их к придорожным крестам и в окрестные селения собирать милостыню, отбирая ее затем в монастырскую казну. Далеко не все умственно отсталые могли стать объектами монастырского призрения. Так, например, глубоко умственно отсталых детей и подростков гоняли по улицам и площадям селений, натравливали на них собак и делали мишенью для других диких забав и издевательств. Никогда не называя их по имени, окружающие пользовались лишь оскорбительными кличками.

Семьи таких детей, отчаявшись сами что-либо сделать в смысле их исправления и в то же время желая избавить их от подобных издевательств со стороны окружающих, нередко обращались к органам власти с настойчивыми требованиями арестовать и поместить их детей в тюрьмы и другие места заключения. Власти шли на это, но исключительно в интересах обеспечения общественного спокойствия.

Что касается общественно-правовых мероприятий в этой области, то они были направлены не столько на защиту самих слабоумных, сколько на защиту от слабоумных. Так, в Гамбурге, в Вене и других крупных городах Европы в башнях городских стен по распоряжению магистратов устраивались специальные «карцеры», представляющие собой каменные мешки-клетки для изоляции «ненормальных» (сведения относятся к XIV веку).

Следует также отметить, что средневековая атмосфера религиозного мракобесия, предрассудков и иезуитской мистики благоприятствовала широкому распространению среди народных масс всякого рода поверий о скитающихся по лесам и полям «людях-волках», о детях, вскормленных будто бы волчицами и медведицами, об уродах с несколькими звериными головами, о людях-вампирах, живущих в укромных уголках и охотящихся по ночам за человеческой кровью, и тому подобных нелепостей.

Лишь изредка в тяжелую атмосферу Средневековья врывались струи свежего воздуха, и тогда звучали призывы к гуманному отношению к ненормальным лицам. В эпоху Ренессанса такой призыв прозвучал из уст знаменитого Франческо Петрарки (1304—1374), личное несчастье которого (его сын сошел с ума) привлекло его внимание к проблеме психического нездоровья и поискам путей борьбы с ним. Такие же призывы содержались в трудах отдельных представителей науки, общественных деятелей конца Средневековья. Однако эти призывы еще долго не находили отклика, и лишь эпоха Великой французской буржуазной революции (1789 год) создала тот перелом в отношении к аномальным лицам, который привел к практическим мероприятиям, изменившим их положение в обществе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных