Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль передовых педагогических идей в становлении специальной педагогики




Безусловно, передовые педагогические идеи имели определяющее значение в формировании, становлении и развитии новой педагогической отрасли — специальной педагогики.

Из педагогических идей XVIII—XIX веков, оказавших наибольшее влияние на последующую разработку принципов практической специальной помощи детям с недостатками в развитии и послуживших основой для создания специальной педагогики, особую роль сыграли педагогические идеи итальянского и французского гуманизма, основоположников педагогики (Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, У. Кондильяка, И.Г. Песталоции и др.). Многие из положений, принципов, рекомендаций, сформулированных ими, впоследствии были использованы представителями специальной педагогики в качестве руководящих принципов, конкретных указаний и образцов, заслуживающих непосредственного применения и дальнейшей разработки. Прежде всего «классики» призывают считаться с индивидуальностью ребенка. Особое значение для обоснования и построения специальной педагогики имеют мысли Я. А. Коменского (1592—1670), его знаменитая «Великая дидактика». Из множества ценнейших и интересных мыслей Коменского отметим следующие. Коменский говорит о том, что образование нужно всем, «все родившиеся людьми нуждаются в воспитании», успех в воспитании «тупых» учеников полностью зависит от системы и методики обучения, подобно тому что «деревья от природы неплодоносные средством надлежащей посадки могут быть сделаны плодоносными». В целом дидактические принципы, сформулированные Коменским, — основа обучения детей исключительных, и, как покажет затем время, законы Коменского настолько универсальны, что вклад его в педагогическую теорию трудно сопоставить по значимости с каким-либо другим.

Громадно было и влияние педагогических идей Д. Локка (1632—1704), который в своей работе «Мысли о воспитании» придерживался той точки зрения, что необходимы дисциплина тела, культура органов чувств, детали режима, система гимнастических занятий, принцип утилитарности в выборе учебного материала, особое внимание к воспитанию устойчивых полезных привычек, роль примера, индивидуализация воспитания, ин­дуктивный метод в обучении. Все эти положения стали в дальнейшем отправными в разработке теории и практи­ки специальной педагогики.

Почетное место в ряду основоположников и создателей специальной педагогики принадлежит И. Г. Песталоцци (1746—1827). Его труды, отражая глубокую любовь к детям и величайший интерес к делу их воспитания, содержат важные указания лечебно-педагогического характера. Имеются сведения, что среди его воспитанников были и умственно отсталые дети. О болезненных детях, детях умственно отсталых Песталоцци говорит, что их следует воспитывать в воспитательных домах. В соответствии со своей идеей семейного воспитания Песталоцци предлагает воспитывать и обучать таких детей маленькими группами. Он подчеркивает, что воспитание и обучение ненормальных детей могут быть результативными по своим задачам и содержанию при условии, если вся педагогическая работа с ними будет тщательно продумана и построена соответственно их силам и степени тупоумия.

Таким образом, очевидно, что те единичные попытки, связанные с обучением и воспитанием детей с отклонениями в развитии, осуществленные отдельными педагогами, врачами, общественными деятелями, имели уже некоторую теоретическую базу (общепедагогическую) для построения своих специальных педагогических систем. Их создатели могли опереться на все то лучшее, передовое, что было выдвинуто философами и классиками педагогики, сделать эти принципы для себя исходными.

И естественно, что специальная педагогика, являясь отраслью педагогики общей, в начале своего существования оказалась в гораздо более выигрышном положении — ею были унаследованы все прогрессивные педагогические элементы, а основными ее задачами стали их развитие и реализация.

Таким образом, XVII—VIII века — время, берущее свое начало еще в эпоху французской буржуазной революции, является отправной точкой развития нового направления научной области — дефектологии и специальной (коррекционной) педагогики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных