Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Почему и зачем нужны аудиторские проверки




 

Современный аудит первоначально появился в Великобритании в середине XIX в. (точнее, после Крымской войны). К этому времени в стране было создано множество акционерных обществ. Их устроители часто прибегали к мошенничествам, связанным с составлением фальсифицированной отчетности, в которой как правило искусственно завышалась прибыль. Это позволяло учредителям, в основном через подставных лиц, продавать, в сущности, обесцененные бумаги по достаточно высоким ценам.

Такие аферы получили слишком большое распространение, что отрицательно сказывалось на рынке ценных бумаг. Инвесторы боялись покупать акции, а это, в свою очередь, тормозило развитие народного хозяйства, экономические крахи и банкротства следовали одно за другим. Не случайно один из виднейших юристов того времени - Рудольф Иегер (1818-1892) утверждал, что акционерные общества разорили больше людей, чем все вместе взятые войны. Когда эти слова были сказаны, небольшая группа опытных бухгалтеров заявила, что она рекомендует приобретать акции только тех предприятий, отчетность которых эти бухгалтеры подписали. Доверие общества к бухгалтерам и бухгалтерии в те годы и в том обществе было безграничным. "Если Сомc кому-нибудь верил, так это бухгалтерам" (Д. Голсуорси).

Естественно, люди общества - это те люди, у которых всегда есть лишние деньги, стали, покупая акции, спрашивать отчетность тех предприятий, в бумаги которых они вложили деньги. И когда они видели, что отчетность подписана этими бухгалтерами, которых они стали называть аудиторами, инвесторы были спокойны, ибо полагали, что если все-таки произойдет обман и аудиторы подтвердили отчетность, которая скрывает подлинную финансовую жизнь предприятия, то по крайней мере можно будет кому-то предъявить иск. Так в глазах общества аудиторы стали выступать в определенной степени гарантами экономической надежности фирмы. Естественно, администрация фирмы, которая не обращалась к аудиторам, не могла продавать свои акции, так как их не хотели покупать. В результате аудиторская подпись (со временем - заключение) стала знаком качества ценных бумаг, без этого знака они не могли быть проданы. При этом инвесторы обращали внимание не столько на опытность бухгалтеров-аудиторов (в англоговорящих странах это одна профессия), сколько на их богатство, их фонды, ибо в случае предъявления им иска с них можно было получить компенсацию. Это привело к господству богатых крупных аудиторских фирм. Их гонорары очень значительны и чем они больше и чем соответственно крупнее их резервные фонды, тем больше к ним и доверие. Клиентов не смущают размеры гонораров, они только внушают доверие и делают фирмы более респектабельными в глазах общества. Напротив, клиентам, экономящим на аудите, обращающимся к бедным аудиторским фирмам, в случае несчастья только и остается вспомнить пушкинское наставление: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною".

Поэтому у общества росло доверие к аудиту, преимущественно богатым аудиторским фирмам, и к началу XX в. они заняли прочное место в экономической структуре почти всех экономически развитых стран. Единственное сомнение, которое возникло уже тогда и продолжает многих смущать до сих пор, это то обстоятельство, что клиент сам выбирает своего аудитора и платит ему, а если аудитор живет за счет клиента, то о какой его независимости можно говорить? Да и у клиента возникали проблемы. Многие представители администрации были искренне уверены, что платить контролерам безнравственно, но если при этом контролеры-аудиторы отказывались подтвердить отчетность или писали в заключении что-то весьма критическое, то это рассматривалось как верх безнравственности. ("За мои деньги эти негодяи пишут на меня черт знает что.") Эта проблема сохранилась до сих пор. Однако люди стали рассматривать ее как естественный недостаток аудита, который преодолевается его достоинствами.

Технология аудита все время совершенствовалась и как результат этого совершенствования уже в XX в. родились две основные теории аудита, вытекающие из разного понимания инвесторами его задач.

Первая теория основана на том, что аудитор работает в интересах собственника и его задача подтвердить, что все написанное в балансе и в отчете о прибылях и убытках правильно или если и отклоняется от истинного значения, то очень незначительно, не значимо.

Основные приемы в этом случае: инвентаризация и коллация (адекватность встречных расчетов, например, поставщик считает, что клиент должен ему N руб. и его клиент признает и отражает в учете долг в этой же сумме).

И если инвентаризация и коллация подтверждают правильность отчетных данных, то считается, что цель достигнута.

Основной минус этого подхода в том, что аудит проводится после отчетной даты и на эту дату финансовое положение могло быть в отчетности отражено правильно, и оно могло быть и устойчивым и перспективным, но после этой даты или после проведения аудита клиент может достаточно быстро разориться, поставив в затруднительное положение и собственников, и кредиторов.

Вторая теория исходит из того, что аудитор, работая в интересах собственника, принимает во внимание и интересы кредиторов. Более того, последним на практике отдается предпочтение, И основной задачей в связи с этим признается определение ликвидности и платежеспособности предприятия. Аудитор, таким образом, всеми доступными ему способами должен установить: сохранит ли предприятие платежеспособность в течение года с момента проведения аудита.

Основные приемы в этом случае: анализ денежных потоков, динамика погашения дебиторской и кредиторской задолженности, экстраполяция (обоснование сделанных выводов на ближайшие двенадцать месяцев).

Считается, что эта теория позволяет администрации и инвесторам смотреть вперед, в сторону Зари, а не назад, в сторону Заката.

В нашей стране принята первая теория, но вторая начинает получать все большее признание в деловом обществе.

Согласно общим теориям аудит необходим во всех случаях жизни, однако, разумеется, законодательство разрешает любому хозяйствующему субъекту приглашать к себе аудиторов и проводить "их руками" проверки. Такой аудит называется инициативным. Но с другой стороны, государство выделяет огромный круг предприятий, которые вне зависимости от желания их собственников должны приглашать аудиторские фирмы и один раз в год проводить проверки. Такой аудит называется обязательным. Действующее в нашей стране законодательство называет четыре критерия, согласно которым происходит выделение организаций, подпадающих под обязательный аудит: 1) по организационно-правовой форме; 2) по виду деятельности; 3) по источникам финансирования; 4) по финансовым показателям. Рассмотрим эти критерии подробнее. (В данном случае и в дальнейшем речь идет о внешнем аудите, проводимом привлеченными специалистами аудиторских фирм. Однако существуют еще и другие виды аудита: внутренний, финансовый, управленческий, налоговый, экологический, операционный и т. д. Более подробно о них можно узнать из книги "Основы аудита" (под ред. Я. В. Соколова). М.: Бухгалтерский учет, 2000, глава 1.)

1. По организационно-правовой форме - экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размеров уставного капитала, подлежат обязательному аудиту.

2. По виду деятельности экономического субъекта - банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды физических лиц; другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства;

3. По источникам формирования уставного капитала (уставного фонда) - экономические субъекты, в уставном капитале (уставном фонде) которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

4. По финансовым показателям - экономические субъекты (данное положение касается также и отчетности федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, начиная с отчета за 1999 г.), в которых присутствует хотя бы один из следующих показателей деятельности:

- объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает 500-тысячекратный установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда; - сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200-тысячекратный установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда. (Основные нормативные документы - постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке", постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 408 "Об изменении основных критериев (системы показателей деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке". Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. N 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий".)

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствие ее проведению влечет за собой взыскание штрафа с:

- экономического субъекта в сумме от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;

- руководителя экономического субъекта в сумме от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

В случаях, когда уклонение экономического субъекта от проведения обязательных аудиторских проверок каким-либо образом затрудняет осуществление налогового контроля, контроль возложен на налоговые инспекции. Им следует предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании штрафов в соответствии с п. 7 Временных правил. (Письмо Госналогслужбы РФ от 3 февраля 1998 г. N ВК-6-16/76 "О взыскании штрафов в случаях уклонения экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок". Аудиторские ведомости, 1998, N 5, с. 93.)

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 октября 1999 г. N 69н все аудиторские организации и аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков обязаны с 1999 г. предоставлять отчет в Министерство финансов Российской Федерации до 15 апреля включительно года, следующего за отчетным. В нем должны быть отражены следующие показатели:

1. Общие сведения (наименование аудиторской организации, номера лицензий, руководитель организации, численный состав организации, в том числе привлекаемые по договорам гражданско-правового характера, сведения о повышении квалификации аудиторов, работающих в организации; применение дополнительных аудиторских стандартов; членство в общественных профессиональных российских и международных аудиторских организациях и объединениях).

2. Экономические показатели деятельности за отчетный период (реализация работ и услуг (без НДС) по видам аудита).

3. Данные об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательной годовой аудиторской проверке (организации, в которых были проведены аудиторские проверки, результаты аудиторских проверок). Любопытно, что обязательный аудит получил мощное распространение в нашей стране, но основным документом, регулирующим аудиторскую деятельность, выступают Временные правила, ибо часто все временное и является постоянным.

 

Что такое аудит

 

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, введенные Указом Президента от 22 декабря 1993 г. N 2263, определяют аудиторскую деятельность следующим образом:

"... Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг" (п. 3). В этом определении следует выделить следующие понятия: аудит; предпринимательская деятельность; аудитор (аудиторская фирма); независимая вневедомственная проверка; бухгалтерская (финансовая) отчетность; платежно-расчетная документация; налоговые декларации; обязательства и требования экономических субъектов; иные аудиторские услуги.

Разберем эти понятия,

Аудит - это то, чем занимается аудитор, а аудитор, в буквальном переводе с латинского, означает - "выслушивающий".

Предпринимательская деятельность - это работа, преследующая цель получить прибыль. Она возможна только в условиях рыночной экономики.

Аудитор - человек, имеющий аттестат и лицензию на право заниматься предпринимательской деятельностью.

Выделяют четыре вида аттестатов (и, соответственно, лицензий) по аудиту: предприятий, их объединений, организаций и учреждений; товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов; страховых организаций и обществ взаимного страхования; банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.

Клиент до начала переговоров должен проверить наличие лицензии и аттестата у аудитора на предмет их соответствия профилю деятельности фирмы-клиента и срока действия. В случае расхождений в профиле деятельности или окончания срока действия аттестата (лицензии) клиенту следует отказаться от предлагаемых аудитором услуг, поскольку составляемое в данном случае аудиторское заключение не имеет юридической силы. Аудиторская фирма - объединение в одном юридическом лице нескольких аудиторов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (Указ Президента от 22 декабря 1993 г. N 2263) требуют: "Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, созданные в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа" (п. 8).

Аудиторы и аудиторские фирмы для развития своей профессиональной деятельности, отстаивания своих чисто профессиональных, но не коммерческих интересов "... могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью" (п. 8). Последняя фраза имеет огромное значение, так как предотвращает сговор между аудиторами, особенно при установлении тарифов за оказываемые услуги.

Основная цель создания такого рода профессиональных ассоциаций сводится к содействию развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности в Российской Федерации, увеличению профессионального потенциала аудиторских кадров, представлению и защите прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно.

Задачи Палат (Ассоциаций) аудиторов сводятся к: содействию развитию профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации; обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности; координации взаимодействия между аудиторскими организациями, их объединениями и учебными заведениями, занимающимися подготовкой аудиторских кадров.

Основные функции Палат (на примере Российской Палаты аудиторов) можно свести к следующим: участие в разработке стратегии развития аудита в Российской Федерации; разработка предложений по развитию бухгалтерского, налогового законодательства и регулирующих их нормативных актов; осуществление независимой экспертизы проектов нормативных актов в области аудита; осуществление независимых экспертиз обоснованности и законности применения налоговыми органами к хозяйствующим субъектам различного рода санкций; содействие урегулированию имущественных споров между аудиторскими организациями и их клиентами по их просьбе; обеспечение членов Палаты и всех заинтересованных лиц законодательными актами Российской Федерации и методическими документами, связанными с осуществлением аудиторской деятельности; ведение реестра членов Палаты; оказание членам Палаты правовой, организационной и иной консультационной помощи в рамках уставной деятельности Палаты; анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторов и аудиторских организаций; сотрудничество с зарубежными аудиторскими объединениями для обмена опытом, рассмотрения перспективных предложений и установления деловых контактов; участие в разработке учебных планов и программ обучения аудиторов, а также программ проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора; организация повышения квалификации аудиторов и их переаттестация; иная деятельность, в том числе внешнеэкономическая, направленная на реализацию уставных задач Палаты и не противоречащая действующему законодательству (п. 2.3 Устава ассоциации Аудиторская Палата России).

В этом контексте можно порекомендовать клиенту, чтобы при заключении договора с аудиторской фирмой он выбирал те из них, которые входят в профессиональные организации *(21). Если фирма входит в профессиональные объединения, то это значит, что она уже прошла этап первоначального развития и наработала определенный опыт, что позволяет судить о профессионализме ее специалистов. Кроме того, в таких профессиональных объединениях обычно существуют и консультационные комиссии, оказывающие аудиторам помощь по спорным вопросам, и конфликтные, разбирающие проблемы между аудиторами и их клиентами (и далеко не всегда такие споры заканчиваются в пользу аудиторов).

Независимая вневедомственная проверка. Это ключевое понятие аудита. Дело в том, что аудитора выбирает собственник, чтобы проверить прежде всего администрацию, прежде всего руководителя, финансового директора и главного бухгалтера. Правда, непонимание роли аудита приводит к тому, что не собственники, а сам администратор выбирает аудитора. Но аудитор, если он настоящий профессионал, вырабатывая по результатам проверки свое мнение, не должен подпадать под влияние чьих-то посулов и чьего-то давления. Он должен исходить только из представлений, продиктованных кодексом профессиональной этики. Отсюда - независимость аудитора как гарантия его честности и объективности. При этом аудитор ни при каких условиях, кроме как с разрешения собственника (и случаев, оговоренных в нормативных документах), не должен сообщать кому-либо известные ему сведения, составляющие коммерческую тайну. Гарантией независимости аудиторов является именно то, что они не подчиняются и не входят ни в какое ведомство, а находятся в гражданско-правовых (договорных) отношениях с клиентами,

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это набор отчетов, которые согласно п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете эту отчетность составляют. В настоящее время - это бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение и пояснительная записка. Обычно аудитор, составляя свое заключение, делает упор на подтверждение данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Платежно-расчетная документация. Поскольку данные бухгалтерской отчетности все сформированы за счет исходной информации, предоставленной в первичных документах, постольку и аудитор, подтверждая данные отчетности, должен установить, насколько:

данные отчетности соответствуют данным Главной книги;

данные Главной книги соответствуют данным учтенных регистров;

данные учтенных регистров соответствуют данным первичных документов.

В определении аудитора законодатель рассматривает эти документы и называет их как платежно-расчетные. Поскольку за каждым фактом хозяйственной жизни стоят как бы два лица и, следовательно, между ними всегда возникают так или иначе расчеты, можно поставить здесь знак равенства между понятием платежно-расчетный и первичный документ.

Налоговые декларации - документ, который составляется по данным бухгалтерского учета для налоговых органов. Сложность заключается в том, что за последние годы Министерство финансов РФ делает все для того, чтобы провести грань между данными бухгалтерского и налогового учета *(22). В результате возможны случаи, когда в Отчете о прибылях и убытках будет показан убыток, а в налоговой декларации - прибыль (и наоборот),

Любопытно, что многие клиенты в нашей стране все значение аудита сводят к тому, что аудиторы как бы страхуют их от последующих возможных санкций и неприятностей со стороны налоговых инспекций. Администратор в этом случае рассуждает примерно так: если аудитор подтвердил мою прибыль в Х р. и если после этого налоговая инспекция "наматывает" мне прибыль в размере Х+А р., накладывая при этом на предприятие штрафные санкции, то пусть со всеми этими неприятностями аудитор и разбирается, пусть он оплачивает все мои убытки.

Это крайность.

Другая крайность встречается со стороны аудиторов. Некоторые из них говорят: "Мы работаем в интересах собственника и подтверждаем только бухгалтерскую прибыль, а не налогооблагаемую. И до этой последней нам дела нет. Это не наш вопрос". Но если предприятие собственника выплачивает штрафы, то это затрагивает интересы собственника, и аудитор не может снимать с себя ответственность за эти убытки собственника.

Финансовые обязательства и требования экономических субъектов. Аудитор не может ограничиться проверкой бухгалтерских документов, ибо чтобы подтвердить отчетность, надо проверить нечто большее, чем сама отчетность. Прежде всего речь должна идти об уставе фирмы-клиента, с тем чтобы можно было подтвердить, что фирма работает и ведет свою хозяйственную деятельность согласно уставу. Далее, что еще более важно, аудитору необходимо изучить и тщательно проанализировать договоры, которые фирма заключила и заключает, понять их особенности. Именно эти договоры и другие обязательства, которые вытекают из требований нормативных документов и деликтов (обязательства, вытекающие из необходимости возмещения вреда), должны быть проанализированы аудитором. И, наконец, особенно важно оценить перспективы судебных исков, которые предъявил клиент к своим контрагентам и которые контрагенты предъявили фирме.

Только анализ данных отчетности, принимающий во внимание ближайшие перспективы, представляет собой определенную ценность. Только в свете ближайших перспектив имеет смысл говорить о достоверности бухгалтерской отчетности. Если, например, аудитор проверяет в апреле 1999 г. отчетность за 1998 г. и с легким сердцем подтверждает результаты, а в июне 1999 г. окажется что дебиторская задолженность вследствие отказа суда в удовлетворении иска уменьшилась на очень значительную величину, которая падает теперь на убытки, то аудитор, конечно, не должен подтверждать этот отчет клиента, хотя на 31 декабря 1998 г. все было показано правильно. Иные аудиторские услуги могут включать в себя следующие виды *(23): услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения (по составлению счетов бухгалтерского учета и баланса; их проверке; проведению финансовых ревизий; консультативные услуги в области налогообложения, включая планирование и оптимизацию налогообложения); консультативные услуги (по вопросам управления коммерческой деятельностью; по общим вопросам управления; по вопросам управления: финансовой деятельностью, маркетингом, трудовыми ресурсами, производством; по связи с общественными организациями); услуги по арбитражу и примирению; услуги по руководству проектами; услуги в области образования (в области непрерывного образования для взрослых, повышения их квалификации и профессиональной переориентации); услуги, связанные с деятельностью по использованию компьютеров (консультативные услуги по устройствам подготовки данных, ввода данных и управления работой компьютера; по включению компьютеров в информационные сети и работе в информационных сетях; по техническим комплексам на базе компьютеров, таким как настольные редакционно-издательские системы; по программному обеспечению; по программным средствам организации вычислительного процесса; по сервисным программам; по прикладному программному обеспечению; по информационному обеспечению и обработке данных; услуги по подготовке и вводу данных; услуги по организации информационного обеспечения (системам сбора информации, входным и выходным формам, нормативно-техническому и правовому обеспечению), по структуре построения баз данных и языкам запросов, по организации загрузки данных и использованию машинного времени).

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 11 (в) Временных правил аудиторской деятельности в РФ "аудиторская проверка не может проводиться...аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности".

При проведении проверки и оказании консультационных услуг разного уровня у аудиторов и их клиентов существуют определенные права и обязанности.

Аудиторским организациям предоставлены следующие права:

- предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства;

- осуществлять в установленном порядке аудиторскую деятельность. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг;

- ознакомиться с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов и получить разъяснения от должностных лиц по возникающим вопросам до подписания договора на оказание аудиторских услуг;

- запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций за предыдущие периоды;

- привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки дополнительных аудиторов и экспертов;

- самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

- проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. В случае непредставления клиентом необходимой информации аудиторы имеют право отказаться от проверки;

- требовать обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей в случае проведения проверки по заданию правоохранительных органов;

- получать у ответственных работников фирмы-клиента устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

- получать по письменному запросу, согласованному с руководством фирмы-клиента, информацию от третьих лиц;

- получать информацию от связанных сторон;

- запрашивать от представителей фирмы-клиента и третьих лиц следующие данные: а) от экономических субъектов-об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов; б) от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг-о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках; в) от прочих партнеров по бизнесу-о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов; г) другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств;

- не предоставлять рабочую документацию представителям фирмы-клиента, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности;

- получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу, возмещение транспортных и командировочных расходов, расходов по оплате работы привлеченных специалистов и других фактически произведенных необходимых расходов.

Обязанности аудиторских организаций сводятся к следующим:

- соблюдение требований законодательных и других нормативных актов Российской Федерации, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- предъявление руководству фирмы-клиента до заключения договора лицензии на проведение аудиторской деятельности по требуемой для аудита специализации;

- отказаться от проведения аудита в случае отсутствия у них лицензии на осуществление аудита, соответствующей специфике деятельности проверяемых экономических субъектов, а также в случае наличия обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов;

- своевременно сообщать экономическим субъектам-клиентам о:

а) невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки вследствие обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов, безопасность аудиторов и членов их семей, или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данных экономических субъектов;

б) необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов и (или) специалистов (экспертов) в связи со значительным объемом работы, спецификой объекта аудита или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения; - получать согласие проверяемых экономических субъектов при привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита;

- предоставлять работникам фирмы-клиента информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, о правах и обязанностях сторон при осуществлении аудита, о законодательных и нормативных актах, действующих в Российской Федерации, на которых основываются замечания, и выводы, изложенные в аудиторском заключении и письменной информации (отчете) аудитора;

- представить руководству (собственникам) экономического субъекта в установленных случаях аудиторское заключение и письменную информацию (отчет) аудитора;

- отразить факт отказа представителей фирмы-клиента вносить исправления в выявленные нарушения, существенно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности;

- руководствоваться при проведении аудита профессиональными этическими нормами;

- обеспечить конфиденциальность полученной в ходе аудита информации и сохранность рабочей документации.

Права проверяемых экономических субъектов заключаются в следующем:

- самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для проведения аудита;

- поручить проведение аудита бухгалтерской отчетности различных структурных подразделений и филиалов разным аудиторским организациям;

- получать от аудиторских организаций исчерпывающую информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность;

- получать информацию о предполагаемом привлечении к проверке дополнительных аудиторов и экспертов;

- передавать копии своих документов аудиторским организациям, проводящим аудит;

- обращаться в государственные органы, лицензирующие отдельные виды аудиторской деятельности, а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических принципов аудита.

Проверяемые не имеют права требовать от аудиторских организаций предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части,

Обязанности проверяемых экономических субъектов сводятся к следующим:

- заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями; - не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, а также предоставлять им всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

- предоставить по запросу проверяющих аудиторских фирм заключения и акты по результатам проверок;

- не предпринимать действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

- оперативно устранять в ходе аудиторской проверки выявленные аудиторскими организациями нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

- своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций, осуществляющих аудит, в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы или рекомендации, изложенные в аудиторском заключении или в письменной информации (отчете) аудитора, не согласуются с точкой зрения руководства проверяемых экономических субъектов.

Права и обязанности аудиторов и клиентов должны быть отражены в договоре на проведение аудиторской проверки. Кроме того, в договоре должны быть учтены и такие моменты: предмет договора, объем выполненных работ, сроки, стоимость и необходимость получения задатка, уровень риска и существенности и др. *(24)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных