Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурными –
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Общепрофессиональными –
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
По окончании курса биоэтики студент должен:
знать:
¾ основные этические термины и понятия, основные этические теории, нормы и принципы профессиональной этики,
¾ основные национальные и международные этические документы;
¾ основные варианты познавательного и аксиологического выбора, их роль в решении коренных вопросов медицинской этики и деонтологии,
¾ права и моральные обязательства современного врача, юридические и моральные права пациентов,
¾ этические особенности охраны здоровья детей и оказания им помощи,
¾ содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.
Уметь:
формулировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;
использовать положения и категории этики и биоэтики для оценки и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.
Владеть:
навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,
приемами ведения дискуссии и полемики по проблемам культурно- общественного и философско-мировоззренческого характера,
навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения
своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам,
способностью и готовностью к диалогу и восприятию альтернатив.
Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план дисциплины
Таблица 1
Распределение видов и часов занятий по семестрам
Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Общая трудоемкость цикла
|
|
| Аудиторные занятия, в том числе:
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия
| | | Семинары
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Формы текущего контроля:
– анализ казусов (ситуационных задач),
– дискуссии,
– контрольные работы,
– тестовый контроль,
– проверка рефератов и заслушивание на занятиях
| |
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
|
|
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план изучения дисциплины
№
п/п
| Разделы (темы) дисциплины
| Количество часов
| Всего
| Лекции
| ПЗ
| Самостоятельная работа (СРС)
| 1.
| Теоретические основы биомедицинской этики. Исторические корни биоэтики. История медицинской этики педиатра.
Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. Биоэтика и специфика предмета биологии. Антропоцентризм и биоцентризм как
мировоззренческие основания биоэтики.
|
|
|
|
| 2.
| Основные этические теории. Принципы и правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей.Права пациентов и их законных представителей. Особенности в педиатрии. Взаимоотношения врачей с пациентами и их законными представителями.
|
|
|
|
| 3.
| Жизнь как ценность. Отношение к смерти и умиранию как моральная проблема. Этика поддерживающего жизнь лечения
|
|
|
|
| 4.
| Моральные проблемы медицинского вмешательства в репродукцию человека. Этические проблемы аборта, стерилизации и контрацепции, новых репродуктивных технологий
|
|
|
|
| 5.
| Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке, в т.ч. на детях.
|
|
|
|
| 6.
| Моральные проблемы медицинской генетики.
|
|
|
|
| 7.
| Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
|
|
|
|
| 8.
| Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы.
|
|
|
|
| 9.
| Этика в психиатрии.
|
|
|
|
| 10.
| Этические проблемы взаимоотношений в медицинском коллективе.
|
|
|
|
| 11.
| Справедливость в здравоохранении и медицине
Этические документы и кодексы.
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
Теоретический курс
Таблица 3
Раздел, тема учебной дисциплины,
содержание темы (тематический план)
| Номер
лекции
| Количество часов
| лекции
| СРС
| __ семестр II
|
|
|
| Раздел 1. Теоретические основы биомедицинской этики.
Тема 1.1. Исторические корни биоэтики и наиболее значительные этические традиции в медицине.
1.1.1. История классической медицинской этики.
1.1.2. История медицинской этики в педиатрии.
1.1.3. Профессиональная этика медицинских работников. Особенности в педиатрии.
1.1.4. История биомедицинской этики.
|
|
|
| Тема 1.2. Мораль и этическая теория. Предмет биомедицинской этики
1.2.1. Мораль и этическая теория.
1.2.2. Предмет биомедицинской этики.
1.2.3. Биоэтическая инфраструктура.
1.2.4. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. 1.2.5. Биоэтика и специфика предмета биологии.
1.2.6. Антропоцентризм и биоцентризм как
мировоззренческие основания биоэтики.
| 1,2
|
|
| Тема 1.3. Основные этические теории. Принципы и правила биомедицинской этики.
1.3.1. Деонтология как учение о моральном долге. Деонтологические теории (религиозная мораль, этика Канта, концепция А.Швейцера), их проявление в медицинской этике.
1.3.2. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности, его влияние на биоэтику.
1.3.3. Русская философская традиция в учении о морали, ее влияние на формирование российского нравственного сознания.
1.3.4.
1.3.5. Основные правила биомедицинской этики.Особенности в педиатрии.
1.3.6. Основные принципы биоэтики. Особенности в педиатрии.
|
|
|
| Раздел 2. Взаимоотношений медработника и пациента Тема 2.1. Моральные обязательства медработников и права пациентов.
2.1.1. Права и моральные обязательства врачей.
2. 1.2. Права пациентов, в том числе детей и их законных представителей.
2.1.3. Правило информированного согласия, его основные элементы и реализация в современной медицинской деятельности.
2.1.4. Правило конфиденциальности. Права пациентов и обязанности врача, медицинской сестры в сохранении тайны пациента. Ограничения правила конфиденциальности.
2.1.5. Правило правдивости, его обоснование, основное содержание.
Тема 2.2. Основные модели взаимоотношений врача и пациента, в том числе в педиатрии.
2.2.1. Анализ преимуществ и недостатков патерналистской непатерналистких (инженерно-технической, коллегиальной, контрактной) моделей
2.2.2. Особенности этических проблем в педиатрии.
|
|
|
| Раздел 3. Этические проблемы новых биомедицинских технологий.
Тема 3.1. Смерть и умирание.
3.1.1. Ценность жизни и ее философско-антропологическое истолкование.
3.1.2. История отношения медиков к умирающему больному.Качество жизни.
3.1.3. История проблемы эвтаназии.
3.1.4. Этика и смерть с участием врача.
3.1.5. Паллиативная помощь. Хосписы.
3.3.4. Понятие "безнадежный больной" в педиатрии. Лечение и уход за безнадежно больными пациентами.
|
|
|
| Тема 3.2.. Моральные проблемы медицинского вмешательства в репродукцию человека. Этические проблемы аборта, стерилизации и контрацепции, новых репродуктивных технологий
3.2.1. Исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст медицинских вмешательств в репродукцию человека.
3.2.2. Аборт и его виды.
3.3.3. Морально-этические проблемы контрацепции.
3.3.4. Морально-этические проблемы новых репродуктивных технологий.
|
|
|
| Тема 3.4. Этика биомедицинского исследования.
3.4.1.Моральные принципы проведения экспериментов на животных.
3.4.2.Моральные принципы проведения экспериментов на человеке, в т.ч. на детях.
3.4.3."Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации и другие этико-правовые документы, регламентирующие проведение клинических испытаний на человеке.
|
|
|
| Тема 3.5. Моральные проблемы медицинской генетики. 3.5.1. Специфика моральных проблем медицинской генетики.
3.5.2. Генетическая информация как собственность.
3.5.3.Проблема клонирования человека.
|
|
|
| Тема 3.5.Этические проблемы трансплантации.
3.5.1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров.
3.5.2.Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов.
3.5.3.Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).
3.5.4. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантологии.
|
|
|
| Раздел 4. Этико-правовые аспекты отдельных ситуативных проблем современной медицины.
Тема 4.1. Эпидемиология и этика.
4.1.1. Эпидемиология и права человека.
4.1..2. Этика вакцинопрофилактики.
4.1.3.СПИД как глобальная проблема современности.
Этико-правовые проблемы. Недопущение дискриминации и стигматизации.
4.1.4.Этические проблемы ВИЧ-инфицированных в педиатрии.
Тема 4.2. Этика в психиатрии и психотерапии.
4.2.1. Социокультурный контекст истории психиатрии.Определение понятия "злоупотребление психиатрией".
4.2.2. Особенности этических проблем в психиатрии.
|
|
|
| Тема 4.3. Этические принципы профессионального взаимодействия в медицине.
4.3.1. Моральные проблемы взаимоотношения медработников и ученых в процессе врачевания и научного исследования.
4.3.2. Этические аспекты взаимоотношений с коллегами, врачами и другими специалистами в лечебно-профилактических учреждениях .
4.3.3. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты.
4.3.4. Врачебные ошибки, их причины и пути преодоления.
|
|
|
| Тема 4.4 Справедливость в здравоохранении и медицине
4.4.1. Современные теории справедливости и моральные проблемы в медицине.
4.4.2. Микро- и макро-уровень применения принципа справедливости в здравоохранении.
4.4.3. Критерии справедливости.
4.4.4. Рынок или государственное распределение ресурсов здравоохранения.
4.4.5. Связь идеи прав человека (право на здоровье) и справедливости.
|
|
|
| Раздел 5. Этические документы и кодексы.
Тема 5.1. Основополагающие документы биомедицинской этики.
5.1.1. Международные документы.
5.1.2. Национальные этические документы и Российское законодательство о правах пациентов, в т.ч. пациентов-детей..
|
|
|
| Итого
|
|
|
| Таблица 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|