Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАКИМ ОБРАЗОМ РИТМ ДЕЙСТВУЕТ НА ЗРИТЕЛЯ




 

Ритм произведения или, говоря более научным языком, ритмически упорядоченный пространственно-временной континуум, оформленный в виде произведения искусства, представляет собой визуальную и эмоциональную волну. Как только зритель замечает эту волну и входит в резонанс с ритмической структурой произведения, он начинает ощущать мгновенное настоящее, запускающее (в случае удачи произведения) механизм сопереживания и сочувствия. Этот самый доступный и не требующий перевода способ коммуникации между людьми в пространстве и во времени получил название резонанса форм.

Итак, с помощью ритма зритель индуцирован. «захвачен» в фотографию и «ведёт» себя (с помощью взгляда) по фотографии. Итоговая разрядка, конечное снятие напряжения (если, конечно, они достигли апогея в результате индукции) обеспечивается уже самим фактом искусственности смоделированных в фотографии отношений и конфликтов, а также совершенством запечатленной в ней эмоции формы. В художественной фотографии совершенная пластическая композиция произведения просто самим фактом своего существования уничтожает отображённый конфликт содержания: реальность уже снята, значит она как бы не существует, так как она уже в прошлом; но в то же время её при желании можно заново увидеть и безопасно пережить, получив необходимую дозу эмоций.

Ритмически совершенная фотография действует на мозг подобно химическому реактиву. Она способна пробудить в зрителе реальные чувства, подлинные внутренние силы, перерождающие человека, оставаясь в то же время небольшим куском засвеченной фотобумаги. Временная координата действия такой фотографии, подобно отзвукам эха щелчка фотоаппарата, составлена из времени ритмического перемещения глаз зрителя по изобразительной плоскости фотографии. Метафизически действенной такую фотографию делает объективная неожиданность, ритмическим эхом откликающаяся во многих элементах композиции. Именно это эхо пролонгирует во времени процесс ощущения сострадания и сочувствия, приводящий к катарсису. Чем меньше на фотографии ритмически сопряжённых пятен - тем меньший отрезок времени зритель вовлечён в восприятие и сопереживание. А значит, такая фотография менее цельна и действенна.

Виртуозная смена полярности законсервированной реальности в динамической ритмической фотокомпозиции направляет патологические устремления и комплексы в безопасное русло, разрушая таким образом тупой и нескончаемый ритм причин и следствий, преступлений и наказаний.

 

ЧТО ДАЁТ РИТМ

 

Наличие и характер ритма даёт ключ к разгадке смысла композиции и замысла автора. Фотоизображение, не несущее в себе ритм, представляет собой просто механическое отображение фотографируемого предмета. Для понимания такой фотографии обязательно необходимо пояснение в виде текста. Но если ритм есть, то структура изображения или, иначе говоря, изображение изображения обеспечивает мгновенное, без осмысления «впадение» души человека в эмоцию самовыражения автора. Лишь попытки овладения творческим методом автора через идентификацию ритма как суперструктуры композиции могут дать возможность зрителю узнать и автора, и материал его творчества.

Однако, автор фотографии - только посредник в передаче ритма, инструмент и человек в одном лице с постепенным преобладанием первого над вторым. Ритм - хозяин композиции. Ритм внешнего мира так воздействует на автора, что тот создаёт видимую в фотографии внутреннюю ритмическую структуру. Удачное овеществление этой структуры в фотографии в свою очередь, способно вызывать эмоциональный отклик у зрителя. Именно выявление визуального ритма является наиболее адекватным и внутренне присущим спо­собом передачи эмоции формы в фотографии. Именно ритм фотоизображения, создавая чувственное ощущение как бы вновь переживания, даёт смысл существованию художественной фотографии.

Ритм формирует единую связь элементов композиции, образующих в выдающемся произведении искусства единое целое. Ритм в произведении подобен нервной системе в организме человека, ибо делает возможным связь видимых образов осязаемого мира и образов чувственного мира невидимого, мира природных ритмов и циклов.

Ритмическая композиция призвана передать в фотографии то, что жизнь скрывает и не может выразить. «Шедевр - это грёза наяву, порождающая грозу наяву». (О. Пас) Изобразительный фрагмент, ритмически повторяя жизнь, способен выразить целое через часть. «Продукты искусства - это матрицы для воспроизводства людьми Человека внутри себя». (М. Мамардашвили)

Угадывание ритма - великая загадка, разрешаемая в процессе творения спонтанно, мгновенно, интуитивно, по наитию, вне осознания и вне логического рассуждения.

Однако, оценить, успешна или неуспешна ритмическая структура произведения искусства, всё же можно по шутливому правилу Нильса Бора: «Великое произведение искусства - это такое произведение искусства, противоположность которого также является великим произведением искусства».

Охват фотографии изобразительным ритмом позволяет прекратить ненужную тавтологию внутренней речи, словесного перевода снимка. Таким образом достигается столь важная в искусстве «остановка сознания», неооходимая для того. чтобы просто, сочувствуя, сопережить настоящий момент, не оценивая его и не размышляя о нём. Только в процессе такой медитации человек становится хозяином собственной психической жизни, обретает собственное независимое «Я» для управления чувствами и мыслями. Хотя человеку очень сложно изменить или контролировать извне работу внутренних органов, но с помощью ритма можно ускорить, замедлить и подчинить чувства, дух и мысль. Медитация в ритме освобождает нас от излишних наслоений душевной драмы. что позволяет нам жить в настоящем, здесь и сейчас. Только переход от информативного знания к знанию трансформативному делает человека мудрым, способным сбросить путы жизненных страданий, подняться над собой и, увидев общую схему бытия, обрести равновесие в глобальном синтезе. В результате, выйдя за предел повседневной рутины и очистившись от ненужных желаний и страхов, человек начинает воспринимать мир таким, каков он есть, находясь в согласии с самим собой.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных