Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Буддизм как жизненный путь

Буддизм

 

Буддизм — древнейшее духовное течение, открывшее путь к освобождению миллионам своих последователей. Родившийся на востоке несколько десятков столетий назад, буддизм стал колыбелью мудрости и древнейшего знания, выраженного не только в писаниях, но и в реальных, еще и поныне работающих практиках и медитациях.

 

Буддизм — это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали — которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью.

 

Этот путь ведёт не к забвению или попыткам убежать и спрятаться от проблем, а напротив — к полному и абсолютному прозрению в истинную реальность мира, к тому, чтобы познать жизнь именно такой, какой она является на самом деле — без иллюзий и приукрашиваний. Осознание истиной картины окружающего мира приводит к духовному освобождению в результате которого человек перестает ощущать себя беспомощным. У практикующих буддизм появляется спокойствие, удовлетворенность и внутренняя сила.Буддизм

 

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

 

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.

 

На территории России буддизм был распространён от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи.

 

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

 

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

История Буддизма

 

Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, родившийся около 624 г. до Р. Хр. в Капилавасту — столице племени Илакья, князем которого был его отец. Мать Гаутамы умерла через неделю после рождения сына и на воспитание он был отдан своей старшей сестре. Дальнейшие события в его жизни в так называемых южных и северных источниках изложены по-разному.

 

Что примечательно, Гаутама никогда не именовал себя богом или святым, называясь просто учителем! Говоря о Будде, мы говорим о просветлённом человеке, об освобождённом человеке. Просветлённый, освобождённый человек никогда не станет учить какой-нибудь религии, он будет учить людей универсальному Искусству Жизни. Он никогда не станет создавать секту или некую религию. Поэтому правильно говорить: «религия Буддизма» — это Искусство жить. Кто угодно, принадлежащий к той или иной секте или религии, может практиковать это учение, потому что это — лишь искусство.

 

Сформулированные Буддой «четыре благородные истины» и фактическое отрицание богов (отвержение бога-творца, «низведение» богов до уровня обожествленных героев и пр.) резко контрастировали с теми установлениями, которые излагались в ведах.

 

Сравнительная простота буддийской обрядности, отрицание крайних форм аскетизма, проповедуемый принцип духовного равенства людей — все это привлекало к учению все новых и новых приверженцев. Буддизм приняли правители царства Магадха и других государств, а ко времени образования империи Маурьев (IV в. до н. э.) это учение уже представляло собой серьезную силу. При царе Ашоке были «канонизированы» основы буддийского вероучения.

Экспедиция царя Ашоки принесла учение Будды на остров Цейлон (Шри-Ланка), со временем превратившийся в оплот буддизма. По торговым путям «Четыре благородных истины» проникли в Китай, а оттуда — в Корею и Японию, Тибет и Монголию, после чего распространились по всему миру.O том, каково было первоначальное учение Будды, традиция предлагает судить по текстам буддийского канона — Трипитаки (Типитаки). Легенда гласит, что вскоре после ухода Будды из мира (достижения им нирваны) состоялся первый из так называемых буддийских «соборов», на котором трое учеников Гаутамы на память воспроизвели все проповеди Будды. Эти проповеди были записаны и разделены на три «корзины» — питаки(в древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах): Трипитака палийская, священная для буддистов Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Кампучии и Лаоса; Трипитака китайская, которой следуют в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме, и Трипитака тибетская, признаваемая буддистами Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы. Существовала также Трипитака санскритская, однако она погибла вместе с буддийскими монастырями Индии в эпоху исламского вторжения.

Буддизм как жизненный путь

 

Основным в буддизме является не вера в бога, а медитация, то есть углубленное размышление о природе вещей, цель которой — достижение нирваны, особого состояния жизни духа, при котором человек не испытывает никаких чувств и желаний.

 

Что значит достичь состояния нирваны? Покуда мы существуем в этом мире, мы подчинены карме. Каждое из наших деяний пронизано этой структурой сознания, которая именуется кармой. Когда мы достигнем состояния нирваны, наши действия уже не отбрасывают тени. Мы свободны. Святой Августин говорил, что, когда мы спасены, нам незачем рассуждать о благе и о зле. Мы творим только во благо, не задумываясь об этом.

 

Основная идея состоит в том, что сосредоточенная медитация стимулирует условия для достижения состояния успокоения. Созерцающий человек противоположен человеку активно действующему. Жизнь в этом случае расчленяется на ее активные элементы (sanskara) с перспективой их последовательного сведения к конечному покою и уничтожению.

 

В буддизме нет церкви как таковой, функцию которой выполняет община (сангха), с жесткой дисциплиной и организацией. Буддизм делится на несколько направлений, разница между которыми состоит в способе достижения нирваны.

 

В понятии буддизма смерти как таковой не существует, ибо, умерев как данная личность, человек может стать другой личностью, или собакой, или птицей, или муравьем — словом, прекращение жизни не наступает.

 

Мы плетем и переплетаем нашу карму ежесекундно. Ткут ее не только наши устремления, наши действия, но и наши полусны, наш покой, наша полудрема: мы ткем ее постоянно. Когда мы умираем, рождается другое существо, наследующее нашу карму. Достигнув же нирваны, человек разрывает цепь перерождений (колесо сансары) и закон причин и следствий (карму).

 

Будда никогда не учил никаким «измам», никаким сектантским доктринам. Он учил тому, что помогает всем людям, исповедующим любую религию. Он давал способ, благодаря которому каждый сможет жить полной жизнью, наполняя жизнь других. Он никогда не давал обычных проповедей, типа «О, Люди, вы должны жить вот так, вы должны жить вот эдак!» Будда учил практической Дхарме, действительному способу жить благотворной жизнью.

 

Буддизм никогда не прибегал к огню и мечу, никогда не считал, что огонь и меч способны убедить. Когда Ашока, император Индии, принял буддизм, он никому не пытался навязывать свою новую религию. Настоящий буддист легко может быть лютеранином, методистом, пресвитерианцем, кальвинистом, синтоистом, может исповедовать католицизм, даосизм, быть сторонником ислама или иудейской религии. И наоборот: христианину, иудею, мусульманину исповедовать буддизм возбраняется.

 

Религиозная терпимость буддизма — это не слабость его, а исконная его черта. Буддизм был прежде всего тем, что мы называем йогой. Что значит слово «йога»? — это дисциплина, которой подчиняет себя человек.

 

Буддизм очень требователен к вере. Это естественно, так как всякая религия — проявление веры. Что значит быть буддистом? Быть буддистом — не значит понимать буддизм, потому что понять можно за несколько минут; быть буддистом — значит чувствовать четыре благородные истины и восьмеричный путь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Днепропетровск 1997 г. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных