Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вероучение тибетского буддизма




Буддизм представляет собой совокупность разноплановых и разнородных течений. При этом отношения между отдельными направлениями и школами не носят антагонистического характера, поскольку общебуддийские основы преобладают над межконфессиональными различиями. Буддизм не признает авторитета в вопросах буддийского учения, поскольку к постижению учения приводит только личный духовный опыт. Поэтому не существует единства в буддийском вероучении и культовой деятельности, буддийская система верований трансформируется в отдельных духовных традициях и линиях передачи буддийского учения, вбирая в себя традиции и обычаи местных добуддийских культов. Позднеиндийский буддизм во всей своей полноте сохранила тибетская махаяна.

Источником буддийских верований и практик являются «Три сокровища буддизма»: Будда, Дхарма и Сангха. Принятие прибежища в Будде, Дхарме, Сангхе означает принять прибежище в определенных ценностях, полагаться на них во всех жизненных ситуациях. Будда - великий учитель, пример для всех людей, стремящихся к нирване, который, благодаря своим благим заслугам, нравственной чистоте, мудрости, состраданию стал символом цели буддистов. Семя это просветления присутствует в уме каждого человека с безначальных времен. Дхарма - учение буддизма, принятие прибежища в дхарме означает понимание и применение его на практике, во всех аспектах своей жизни. Сангха - община практикующих, единомышленников, разделяющих одни цели, применяющих одни методы и имеющие буддийские ценности. В ваджраяне есть четвертое прибежище - учитель, по-тибетски - лама. В традиционной системе тибетского духовного образования словом «лама» называют человека, прошедшего курс обучения в монастыре. Однако прибежище в Ламе - это авторитет просветленного учителя, бодхисаттвы, в полной мере развившего качества своего ума и сострадание ко всем живым существам.

Главными положениями религиозной доктрины буддизма, признаваемой всеми школами и направлениямиявляются Четыре Благородные Истины, учение о которых было преподано самим Буддой Шакьямуни в его первой проповеди в Оленьем парке в г.Бенаресе.

1. ИСТИНА О СТРАДАНИИ: Страдание (духкха) есть центральный факт жизни, который пронизывает все бытие. Рождение - это страдание, старение - это страдание, болезнь - это страдание, смерть - это страдание. При этом удовольствие (сукха) не является альтернативой страдания, а выступает его формой. Один вид страдания обусловлен неполучением желаемого; другой - утратой удовольствия, третий связан с всепроникающим состоянием страдания, пронизывающим полностью мироздание, выступая фундаментальной неудовлетворенностью бытия.

2. ИСТИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАДАНИЯ: Причиной страданий яв­ляется желание или стремление к чувственным удовольствиям, к существованию и опыту. Невежество (авидья), страсть и гнев ведут живых существ к привязанности к самсаре в соответствии с законом кармы. Символически самсара изображается в виде огромного колеса, которое держит в зубах и когтях бог смерти - Яма. Однако он является просветленным защитником, и его функция заключается в том, чтобы практики выходили из круга рождений и смертей. В середине колеса изображены три мешающие эмоции (змея означает гнев, петух - желание, свинья - неведение). Следующим кругом изображены сферы воплощений живых существ: те, кто совершает благие деяния - движутся вверх, а вредоносные падают в низшие миры. Затем - шесть сфер бытия и двенадцать звеньев взаимозависимого бытия, удерживающие живое существо в самсаре.

3. ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ СТРАДАНИЯ: Страдание можно прекра­тить, если полностью отказаться от желаний. Таким прекращением становится состояние нирваны определяемое в отрицательных терминах - «нерожденное, безначальное, несотворенное, несоставное». Нирвана лежит за пределами чувственного опыта и противоположна обычным состояниям сознания, является особой совершенной формой внеличностного сверхбытия. Буддизм стремится убрать из понятий «нирвана», «карма» метафизическое содержание и старается придать им психологическое и этическое наполнение. В буддизме карма не является абсолютно фатальной силой, в сравнении с учением о карме в джайнизме, полагающим, что непреднамеренное убийство создает карму. Карма является сознательным продуктом, если нет умышленного деяния, основанного на намерении (четана), а действуют только внешние обстоятельства, то карма не образуется.

4. ИСТИНА О ПУТИ К ПРЕКРАЩЕНИЮ СТРАДАНИЯ: Для прекращения страдания необходимо следовать срединным путем, без ухода в крайности роскоши и аскетизма. Этапы этого пути излагаются в учении о Благородном Восьмеричном Пути. Правильное воззрение - осознание четырех благородных истин и принятие их за основу видения мира и своего поведении. Правильное намерение - изменение своего отношения к себе и к миру, работа над собой, успокоение эмоций. Правильная речь - стремление выражать свои мысли понятным и доступным для других образом, говорить правду, поддерживать других. Правильное действие - прекращение любой формы негативного и вредоносного поведения. Правильный образ жизни - отказ от недостойных занятий, не следует зарабатывать на жизнь нечестными способами. Правильные усилия - использование правильных методов, ведущих к искорению негативностей. Правильная память - внимательность, бдительность, контроль процессов ума и позитивное мышление. Правильная медитация - медитация, успокаивающая ум и ведущая к освобождению.

Фундаментальное понятие буддизма заложено в учение об ан-атмане, «не-я». Согласно буддизму вечного и неизменного принципа индивидуальности (индуистский атман) не существует, индивидуальность представляет собой непрерывную линию постоянных изменений. Все формы жизни построены из постоянно изменяющегося сочетания дхарм, которые по своей природе пассивны и возбуждаются определенным видом кармической энергии. Перерождение в буддизме происходит не в результате переноса атмана из одного тела в другое (как в индуизме), а посредством создания после смерти нового комплекса дхарм, радикальной их перегруппировки, формирующих индивидуальность, в силу определенной кармической тенденции.

Дхармы складываются в скандхи (группы бытия): телесные дхармы, или тело (рупа); дхармы ощущений и чувств (ведана); дхармы восприятий и представлений (самджня); дхармы кармических «формирующих» факторов (самскара); дхармы сознания и различного знания (виджняна).Сознание обладает способностью формировать и направлять энергии, собирая многочисленные дхармы в единое целое, называемое нашей личностью. Сознание действует наподобие магнитного поля, воздействующего на различные элементы, в т.ч. способствует сотворению и изменению нашего индивидуального облика, в каждый миг заново формирует единство нашего тела и ума. Сознание поддерживает постоянство существования нашего тела посредством отбора и усвоения органических и неорганических веществ, а далее преобразовывает их в материал, из которого строятся клетки и ткани нашего тела. Также оно воздействует на «тонкую» составляющую нашего тела, формирующую психическую жизнь индивидуума.

Понятие «Я» включает некое средоточие индивидуального сознания, меняющееся каждое мгновение, однако сохраняющего принцип субъект - объектного видения мира.Восприятия объектов порождают в сознании приятные либо неприятные чувства, опыт которых побуждает желания (тришна) испытать их снова, тем самым проявляется стремление к объекту, доставившему наслаждения, либо, наоборот, избегание повторения подобного опыта. Процесс стремления к приятному и избегание неприятного - непрерывный и вечный, именно он обеспечивает самсару - бесконечный круг обусловленных, полных страдания существований, в процессе которого существа перебрасываются кармической силой своих действий и негативными эмоциями из одного перерождения в другое, где в сходных обстоятельствах проявится подобное отношение. Однако наше сознание (виджняна) способно осмыслить этот процесс и придать ему другое направление. Этическое самосовершенствование человека, культивирование всепроникающего состояния любви (майтри), сострадания (каруна), радости (мудита) и невозмутимости (упекша), умственного равновесия, смирения к собственным страданиям и помощь другим существам на основе мировоззренческой идеи об единой природе всех живых существ не только кармически не отягощает сознание, но и выводит из самсары.

Главное отличие буддизма от индуизма в том, что буддизм отвергает теологический принцип сотворения и бытия мира, хотя и признает существование множества божеств примитивных, политеистических или более развитых религий. Однако данное воззрение не нарушает основных буддийских принципов, делающих буддизм нетеистической религией. Боги в буддизме олицетворяют глубокие по своей природе психические силы, архетипы уровня коллективного бессознательного, вызывающие у людей переживания высокой интенсивности, которые конденсируются и при благоприятных условиях воплощаются в виде различных божеств. Это божество реально проявлено и поддерживается направленной энергией (любовью, преданностью или страхом), активно действует, обладает силами, способно воздействовать на людей, но смертно, поскольку зависит от энергии верующих в него.

Движущей силой космогонического процесса выступает карма живых существ предшествующей кальпы. Мировой цикл (махакальпа) делится на четыре периода - кальпы формирования, пребывания, разрушения и пустоты. Каждая из четырех малых кальп делится на двадцать периодов возрастания и убывания (всего восемьдесят). Кальпы, как и вся самсара безначальны и бесконечны, поэтому вопрос о том, что было раньше считается не имеющим смысла. Совокупная карма прошлого мира, материализуясь благодаря ветру-энергии (лунг) бытия, создает среду обитания живых существ. Сферы бытия начинают формироваться сверху вниз: сначала - божественные миры, затем - человеческие, последними - адские. Вселенная по своей структуре троична, она состоит из трех миров, объединяющих множество уровней пребывания живых существ: мир желаний (камадхату), мир форм (рупадхату) и мир не-форм (арупадхату). Камадхату состоит из 6 уровней и включает все существа в адах, претов, животных, людей, асурови некоторых богов. Рупадхату имеет 16 уровней существования, избавленных от чувственных желаний. Арупадхату включает 4 уровня существования и является сферой чистого разума. В двух высших мирах реализуются сущности, обладающие исключительными видами интенсивной концентрации, там они пребывают в состоянии медитативного сосредоточения. Уровни арупадхпту доступны только Буддам, избавленным от самсары.

Карма может создаваться только человеком, но последствия кармы могут переживаться в шести областях мироздания (в качестве обитателей ада; животных; голодных духов, живущих на земле; демонов, занимающих воздушное пространство около земли; людей; богов). Боги, демоны, духи, животные и обитатели ада не могут производить карму, они пожинают плоды деяний, совершенных, будучи человеком. Стремление человека к власти приведет к перерождению в виде могущественного демона. Чрезмерное влечение к своей семье, деньгам, собственности обусловит рождение голодным духом, скитающимся по земле. Чревоугодничество и тяга чувственным наслаждениям ведут к рождению в облике животного, а жестокость, злость, гнев человека наказывается пребыванием под землей и адскими мучениями. Однако благая карма (щедрость, нравственность, занятия медитацией) приводят к перерождению в области богов или же человеком, обладающим большими возможностями на пути к достижению нирваны. Пребывание в нечеловеческих формах бытия может продлиться миллионы лет, но оно временно. Когда запас благих заслуг, обеспечивших рождение божеством, закончится, то ожидается новое перерождение в образе человека, продуцирующего карму, а может быть (при условии, что от прошлого человеческого существования осталась неблагая карма) ждет искупление прегрешений в областях страдания.

Шесть сфер существованияживых существ обусловлены негативными эмоциональными состояниями сознания: в адских сферах такой коренной эмоцией является гнев, среди претов - жадность, животных - невежество, людей - желания, асуров – зависть, богов - гордость. Иногда говорят о пяти сферах существования, в этом случае боги и асуры относятся к одной сфере. Сфера богов характеризуется, в частности, отсутствием гнева и ненависти. Поэтому чтобы быть в состоянии сражаться, боги небесной сферы «Тридцати Трех» (одна из сфер богов на втором уровне мира желаний, где находится рай Индрыи других богов) отправляются в магический лес, который делает их агрессивными. Тушита (чистая земля)небесная сфера на четвертом уровне богов в мире желаний, где Шакьямуниполучил свое последнее перерождение, перед тем как явиться в этот мир. В этой небесной сфере пребывает в настоящее время будущий Будда Майтрейя, где он обучает Махаяне.

Новые рождения и перерождения составляют бесконечно длинную цепь, непрерывную до тех пор, пока продуцируется карма. А поскольку карма практически никогда не может потерять свою энергетическую ценность (она может лишь по-разному ее проявлять), то и смерть, и рождения в этом ряду сливаются в непрерывную бесконечность. Отличие человека от других живых существ в том, что только человек обладает самосознанием и способен осознавать свои поступки и действовать правильно и достичь освобождения, практикуя дхарму.

Согласно учению буддизма Будда Шакьямуни не является единственным Буддой. Даже в нашей кальпе уже являлись трое Будд и после окончания периода Шакьямуни ожидается воплощение Будды Майтреи, который сейчас бодхисатвой пребывает на небесах Тушита. К тому же Будды существуют и в других мирах вселенной. В махаяне разрабатывается доктрина «Трех Тел Будды» (трикая), которые являются формами проявления природы Будды на разных уровнях существования.

Дхармакая является изначальной и неизменной реальностью, буддийским аналогом Абсолюта. Дхармакая является телом, единым для всех Будд, два других тела у каждого Будды свои. Иконографически Дхармакая никак не изображается, но может символизироваться как ступа.

Самбхогакая (тело наслаждения) отражается в мирах форм (рупадхату) и не-форм (арупадхату). Это тело совершенной радости, аспект буддовости, различимый лишь существами, достигшими высокого постижения, чье сознание способно развертываться на соответствующих уровнях, где они получают наставления и поддержку. Самбхогакая как «прославленное тело» принято изображать с такими атрибутами как короны, серьги, браслеты и пр. В тантрической традиции Самбхогакая представляется в виде пяти дхьяни-будд.

Нирманакая (превращенное или магически созданное тело), тело, проявленное в мире желаний, для проповеди Дхармы. Это принятие Буддой человеческого облика исторического основателя религии Шакьямуни. Иконогафически Будда в этом теле изображается в виде странствующих монахов (бхикшу). Это представление легло в основу тибетской традиции тулку, когда духовные учителя высокого уровня выступают как нирманакаи различных Будд и бодхисаттв. Сам термин «тулку» является тибетским переводом санскритского слова нирманакайя. Используется также как почетный титул и общее наименование для признанных перерождений лам, которых находят и обучают с раннего детства, с тем, чтобы они могли наследовать традицию и, в ряде случаев, также и монастыри, учрежденные их предшественниками.

Идея множественности Будд обусловлена многогранностью его природы и проявлением различных состояний сознания, каждое из которых представлено определенной символической формой. Так же, как белый свет, преломленный через призму, распадается на цветовой спектр, так и различные Будды отражают различные аспекты его ума. Медитативный опыт состояния Будды почитается в форме пяти Джин или дьхяни-будд, объемлющих вселенную: Акшобхья (восток), Ратнасамбхава (юг), Амитабха (запад), Амогасиддхи (север) и Вайрочана (центр мироздания), связан с ориентированной по солнцу последовательностью важнейших событий в жизни исторического Будды Шакьямуни, повторяющей все жизненные этапы всех приходивших раннее Будд (восток - рождение, юг - просветление, запад - проповедование дхармы, север - паринирвана). Дьхяни-Будды различаются по цвету (восток - белый, юг - желтый, запад - красный, север - зеленый, центр - синий), жестам (мудрам) (восток - мудра прикосновения к земле, юг - мудра даяния, запад - мудра созерцания, север - мудра бесстрашия, призыв «не бойтесь» перехода от человеческого состояния к сверхчеловеческому бытию, центр - жест вращения колеса учения), а также носителю (вахана), на котором они восседают (восток - белый слон, юг - конь, запад - павлин, север - гаруда, центр - два льва). В жестах выражается четыре сменяющих друг друга состояния ума, достигающих своего единства, вселенской полноты в центре мироздания, месте Будды Вайрочаны, который держит жест - поворот колеса дхармы, вселенского закона.

В Махаяне развивается культ многочисленных бодхисаттв, сущностей, добровольно отказавшиеся от освобождения ради спасения остальных живых существ. Особо почитаемые бодхисаттвы – Авалокитешвара (сострадание), Тара (бодхисаттвав женском теле показывающая равенство духовного потенциала мужчин и женщин, рожденная из слезы Авалокитешвары), Манджушри (носитель мудрости) и т.д.Еще одним классом божественных сущностей являются защитники Дхармы, одни из них представляют собой эманации будд и бодхисаттв, другие являются мирскими защитниками. Это духи, боги и демоны, которых покорил и связал клятвой просветленный духовный учитель. Защитники первой категории свободны от кармы и действуют из сострадания. Вторые являются защитниками в силу своих кармических связей.

В буддийских тантрах тело представляет собой не только материальную форму с определенной психофизической организацией, а воплощает целую вселенную, открывающуюся в процессе медитативного опыта, выводящего сознание за рамки трехмерной материи. Осознание вселенского внутреннего единства всех живых существ расширяет границы человеческого сознания и выводит человека из границ обособленного существования. И всепроникающая сила побуждения к жизни (танха) перестает действовать, выводя человека из самсары. Пратитья-самутпада - закон взаимозависимого происхождения, коренным образом связанный с невежеством (авидьей), которое представляет собой непонимание взаимосвязанности всего сущего и нежелание видеть реальность. Из авидьи вырастают подсознательные импульсы, проявляющиеся в обычном человеческом сознании в виде различения на субъект и объект, «я» и «не-я».

Учение любой Тантры символически выражается в образе йидама, поэтому их имена совпадают с названием тантр: Хеваджра (Ямантака), Калачакра, Гухьячамаджа и другие. Йидам наглядно представляет просветление и по своему статусу соответствует Буддам и тождественен им. Получивший необходимое посвящение практикующий медитирует об этом божестве (в мирном или гневном облике), сидящем в центре мандалы в окружении других божеств, произносит мантры и дхарани, отождествляет себя с ним, перенося на себя его атрибуты, и растворяется вместе с ним в «ясном свете» природы Будды, которая есть его собственная природа. Термин «херука» обычно обозначает гневные божества, но, может относиться к любой форме, представляющей нашу конечную природу. «Хе» означает абсолютное пространство (пустоту), «ка» представляет мудрость и «ра» соединение того и другого. Символизм каждого йидама объясняется в связанной с ним практике. Согласно учению тибетского буддизма пробужденное состояние достигается посредством соединения искусного метода бодхисаттвы и его сострадания (каруна), выраженного символом - ваджрой, и мудрости (праджня) как интуитивном познании пустоты как внутренней природы всех феноменов, обозначенном символом - колокольчиком. Интеграция сострадания-метода и мудрости-пустоты для достижения просветления иконографически выражается в виде соития мужского (яб) и женского (ям) божеств-символов.

Шунья, шуньята (пустота, пустотность) является одним из центральных понятий тибетского буддизма. Под шуньей понимается отсутствие у дхарм самобытия (свабхава) или своего собственного независимого существования, их существование обусловлено определенными причинами. Однако пустота не является бессущностной, она содержит в себе потенции и наделена благими качествами, важнейшими из которых являются постоянство, блаженство и чистота.

Отношение между всеобщим и индивидуальным в осознании природы бытия является принципиальной мировоззренческой позицией в буддизме. Единство всеобщего начала и отрицание ценности индивидуального (адвайта-веданта Шанкарачарьи), отвержение факта полярности, является согласно философии буддизма большой ошибкой. Двойственность не является простым антагонизмом, оппозицией, ее следует понимать двухполюсной структурой, обладающей единой природой. Всеобщее не должно отвергать ценность индивидуального. Достижение состояния божественного единства при подавлении индивидуального начала в опыте бессознательного самадхи бесполезно. Только воплощение знания всеобщего в повседневной жизни становится реальным показателем духовного роста. Каждое существо является отдельным и уникальным выражением целого, божественное присутствует в каждом существе и проявляет себя неповторимыми чертами. Это знание приносит состояние сострадания, которое пронизывает все поступки просветленного существа, поскольку все живые существа проявляются из одной вселенской основы.

Этика тибетского буддизма это следование шести парамитам (совершенствам) – дана-парамита (совершество даяния), кшанти-парамита (совершенство терпения), вирья-парамита (совершенство усердия), шила-парамита (совершенство соблюдения обетов), дхьяна - парамита (совершенство созерцания) и праджня-парамита (совершество мудрости). В этом списке пять первых парамит относятся к группе искусных средств (упая), а шестая парамита – к праджне (мудрости). Единство всех парамит является единством метода и мудрости, есть пробуждение, обретение состояния Будды.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных