Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Спортивный велотуризм

Велотуризм как активный отдых

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Разновидности велопоходов

· Однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.

· ПВД — «Поход выходного дня» — велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.

· Многодневный велопоход — велопоход протяжённостью в несколько дней с ночёвками.

Спортивный велотуризм

Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.

Категорирование

В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

 


 

Категория Протяженность Препятствия «Равнина» Препятствия «Горы» Требования к участникам
1 к/с 300 км — 6 дней (+1 днёвка) Не регламентируется Не регламентируется все желающие
2 к/с 400 км — 8 дней (+1-2 днёвки) Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д > 800 км Не менее 75 км г/д Н=2.000 м. При отсутствии г/д Н = 4.000м прошедшие велопоход 1-й к/с[1]
3 к/с 500 км — 10 дней (+2 днёвки) Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий >1000 км Не менее 100 км г/д, Н= 4.000 м. При отсутствии г/д Н = 7.000 м прошедшие велопоход 2-й к/с[1]
4 к/с 600 км — 13 дн. (+2-3 днёвки) Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий > 1200 км Не менее 150 км г/д, Н = 7.000 м При отсутствии г/д Н = 10.000 м прошедшие велопоход 3-й к/с[1]
5 к/с 700 км — 16 дней (+3 днёвки) Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд» Не менее 200 км г/д, Н = 10.000 м. При отсутствии г/д Н = 15.000 м прошедшие велопоход 4-й к/с[1]
6 к/с 800 км — 20 дней (+4 днёвки) Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы Не менее 250 км г/д, Н = 12.000 м, прохождение не менее одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м прошедшие велопоход 5-й к/с

Примечания:

  1. 1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;

Обозначения:

  1. г / д — грунтовые дороги;
  2. Н — суммарный набор высоты за весь поход;
  3. количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
  4. не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.[1]

 

Проблемы спортивного велотуризма

Коли спортивный велотуризм — это смесь спорта и туризма, то и проблем у него вдвое больше, чем отдельно у спорта и отдельно у туризма.

Для начала, не ясно как определять сложность маршрута, пройденного той или иной командой. Это ведь не дистанция на стадионе, и даже не трасса гонки, которая для всех одна. До 2001 года действовала система, которую можно было назвать «эталонной». Пройденный маршрут сравнивали с эталонами, количество дней, километров, учитывали покрытие дорог, район проведения похода, и присуждали разряд. Было плоховато, но потом все испортилось, и современному туристу предлагается вести точный учёт всего, что он преодолел на маршруте. Например: проехал 23 км по асфальту, затем 3 км по грунтовой дороге, далее 5 км по лесной дороге, далее преодолел брод 5 метров ширины пол метра глубины, въехал на холм (набор высоты 200 метров) и так далее. Это задача на любителя.

Второй вопрос — достоверность информации. Человек пишет, что брод был глубиной 0.7 метра и шириной 12 метров. Все дело происходило в Саянах (Уганде, Перу). Каким образом проверить? Как правило, подтверждения с маршрута принимались в виде фотографий. Однако глубина брода на фотографии видна плохо. Совсем не видна, как правило, машина, которая подбросила недобросовестных туристов на перевал.

Третий вопрос, каким образом спорт увязывается с осмотром достопримечательностей, что вроде бы, является важной целью туризма? Если у вас жесткий график, надо «ломить», то, соответственно, времени на осмотры не хватает. Видимо, для спортивного велотуризма надо выбирать регионы, не богатые музеями.

Другие проблемы:

· Человеку со стороны механика работы МКК вообще непонятна, и воспринимается как очередной бюрократически-разрешительный орган.

· Спортивная составляющая спортивного велотуризма многим кажется бессмысленным, а для других превращается в самоцель. Для одних она не нужна, для других — огромный простор для махинаций. В итоге, и те и другие разваливают систему с разных сторон.

· Затяжные попытки разобраться в том, что из себя представляет велопоход высокой категории. Отсюда родилась апокалиптически запутанная методика категорирования в нынешней редакции. Система с эталонами себя не оправдывает, поскольку эталонные маршруты устарели, и, во многих случаях, неинтересны.

· «Синдром вахтера» у местного МКК (не уверен, имеются ли прецеденты в нынешнее время, в СССР — наверняка были).

Достоинства спортивного велотуризма

Да, они есть, хотя и проявляются в значительно меньшей степени, чем у других видов спортивного туризма. У горно-пешеходов, или скажем, лыжников, работает система как? От категории к категории сложность и опасность повышается. Соответственно, человек готовится, пройдя более легкую категорию, к походу более сложному и более опасному. В велотуризме самыми опасными походами являются те, которые идут по дорогам с автомобильным трафиком, то есть, самые низкие категории. Чем хуже дороги, тем менее опасен поход. Да, по тропам и перевалам ездить сложнее, чем по равнине, но повода не пускать человека без особых навыков на тропы — нет.

По идее, группа выходящая в тот или иной регион может зарегистрироваться в КСС (предъявив маршрутную книжку) — контрольно спасательной службе, и в случае проблем может быть спасена. Это актуально в основном для горных районов, и на практике случаи реального обращения в КСС для поиска велотуристов безумно редки (если вообще были). Кроме того, велосипедисты часто ездят там, где КСС нет.

Ступенчатая система, теоретически, позволяет будущим участникам оценить сложность будущего маршрута и свои силы. Особенно это касается новичков, которые, не имея опыта многодневок, рвутся в бой. Высокие категории отличаются не сколько степенью опасности, сколько степенью сложности, и предъявляют повышенные требования не только (и не сколько) к технике управления велосипедом, сколько к психологической устойчивости и выносливости.

В региональной федерации велотуризма может действовать школа туристической подготовки. Для начинающих туристов, не имеющих опыта выезда на природу, они дают возможность получить базовые знания, для более опытных — ознакомиться с чужим опытом (в том числе и из смежных областей, например, наведением переправ). Курс школы завершается учебно-тренировочным походом, позволяющим людям примерно одного уровня познакомится друг с другом, закрепить теоретические навыки и влиться в региональную тусовку.

Согласование с МКК позволяет еще раз оценить продуманность маршрута, расчетный ритм движения. Если члены МКК достаточно грамотны и заинтересованы, то они могут послужить полезными консультантами и «гласом разума» для руководителя маршрута.

Еще одна важная задача — сбор информации, накопление архива т. н. технических отчетов, в которых упор делается на особенности конкретных участков, их нынешнее состояние и сложность их прохождения (далеко не всегда такую информацию можно вычленить из типового художественного отчета). В нынешнее время МКК и защищаемые в ней отчеты — удобный источник информации для наполнения локальных интернет-ресурсов, в которых отчеты из походов, и сопутствующая информация (например GPS-треки) будут собраны в одном месте.

Нужно не забывать, что для этого организации всей этой красоты нужны энтузиасты, и если местные велотуристические организации работают чисто «для галочки» — можно смело признавать, что спортивный велотуризм в регионе мертв.

Доводы за регистрацию походов и ответы на них

Составлены участниками клуба ВелоУФА[2].

1. Официальный документ на руках — часто это очень полезно.

a. Но для этого не обязательно регистрировать маршрут именно в МКК, плюс часто документ не имеет никакого значения.

2. Повышение безопасности группы при регистрации маршрута в местных службах спасения.

a. Ничего не мешает зарегистрироваться и самостоятельной группе

3. Повышение безопасности группы за счет применения опыта МКК, комментирующей маршрут, снаряжение, и группу.

a. Но с появлением Интернета необходимые консультации легко получить, не отходя от компьютера.

4. Простой, понятный механизм контроля (в первую очередь самоконтроля руководителем) подготовленности участников к преодолению намечаемых препятствий. А также простой и понятный путь развития для туристов.

a. Но пройденные ранее походы известной сложности в общем случае не дают никаких гарантий готовности участника к будущему походу.

5. Каждый поход с написанным отчетом проходится не только «для себя», но и позволяет другим людям в дальнейшем более безопасно проходить аналогичные препятствия, а может и тот же самый маршрут.

a. Если поход действительно новый по маршруту и интересный по содержанию, то отчёт по нему как правило пишется вне зависимости от его официального статуса. В случае спортивных походов иногда пишутся два отчета: для МКК и для всех остальных.

6. Защищенный отчет дает участникам официальный статус спортсмена соответствующей квалификации, а также возможность становиться призерами и победителями соревнований среди походов. В конечном итоге, это возможность становиться кандидатами и мастерами спорта, что само по себе является хорошей мотивацией для многих.

a. Но для многих перспективы получения значков и титулов не значат совершенно ничего.

7. Выполнение требований МКК снижает степень ответственности руководителя за жизнь и здоровье участников в случае возможных ЧС.

a. Есть противоположное мнение, что в случае несчастных случаев руководитель заявленного в МКК похода несёт полную ответственность за участников, вплоть до уголовной, а в случае незаявленного — никакой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СУЩНОСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНОГО РЕШЕНИЯ | Биография художника


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных