Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Этапы в обучении двигательным действиям в плавании

Впроцессе обучения двигательному действию традиционно выделяют три этапа:

— начального разучивания;

— углубленного разучивания;

— совершенствования.

Каждый этап различается по существу решаемых задач, со­держанию используемых средств и методов, особенностям фор­мирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей двигательного действия.

Этап начального разучивания. На этом этапе в первую оче­редь формируется знание о предмете, происходит осознание дви­гательной задачи, формирование представления об условиях выполнения двигательной задачи и способах ее решения.

Двигательная задача может быть описана языком символов, существовать символически, однако такую задачу нельзя реа­лизовать, ее нужно перевести на язык той деятельности, кото­рая позволит ее успешно решить. Таким образом, термины «дви­гательная задача» и «задача обучения» отличны.

На данном этапе идет формирование «ориентировочной осно­вы действия» (ООД) (по М.М. Богену). ООД — образ системы ус­ловий, на которые невбходимо опираться, реализуя двигатель­ное действие. ООД — категория субъективная, существующая в сознании или (и) в подсознании как отражение условий действия.

Конечная задача начального этапа обучения — освоить дви­жение на уровне умения.

Она реализуется следующим образом. Преподаватель ставит задачу, дает краткое ее обоснование, демонстрирует способ ре­шения. Затем выделяются смысл и основные элементы двига­тельного действия (или двигательной задачи), анализируется способ решения. После объяснения движение демонстрируется еще раз. Следует заметить, что большое количество демонстра­ций зрительного восприятия не улучшает. Вместе с тем, исполь-


 




зуя показ, нужно помнить о том, что через систему зрительного анализатора проходит преобладающая доля информации. Од­нако обучение через показ (через подражание) — самая простая, исходная система обучения. Подражание тем успешнее, чем проще движение, в сложных же двигательных действиях гораз­до важнее осознать механизм движения, понять его суть, смысл. Для формирования зрительного и логического компонентов целесообразно сочетать натуральный показ с демонстрацией ки-нокольцовок, видеозаписей, допускающих замедление, останов­ку, повтор. Формированию представления помогает анализ фотоснимков, кинограмм, схем, таблиц, графиков, рисунков. Демонстрация и анализ обязательно должны сопровождаться комментариями педагога, причем речь последнего должна быть образная, яркая, эмоциональная.

Формирование представления должно быть направлено не на воспроизведение и копирование, а на осознание и пости­жение способа решения двигательной задачи.

00Д включает в себя:

— задачу обучения;

— сущность двигательной задачи;

— описание способов ее решения;

— перечень основных опорных точек (ООТ);

— описание ощущений, возникающих при правильном вы­полнении двигательного действия;

— описание возможных ошибок и способов их устранения.

На основе составленной ООД обучающемуся предлагается ус­тная или письменная инструкция. Он многократно проговари­вает вслух (а потом и «про себя») содержание инструкции, особенно те ощущения, которые возникают при выполнении двигательного действия, и лишь после того, как он понял и за­помнил инструкцию, делает попытку выполнить двигательное действие (пробует).

В первых попытках обучаемый трансформирует систему об­раза в соответствии со своими собственными кинестезическими ощущениями. Здесь может исчезнуть прежняя ООД и появить­ся своя собственная. Отработка сопровождается многократным повторением упражнения и громким проговариванием. Словес­ная формула сначала не ассоциируется с нужными ощущения­ми, но помогает фиксировать внимание на исполняемом элемен­те и быстрее почувствовать, осознать его.

Формирование двигательных представлений и способов ре­шения двигательной задачи реализуется в следующих методи­ческих приемах:


 

— выполнение подводящих упражнении;

— применение ограничителей движения (указателей направ­ления, фиксаторов внимания, стимуляторов усилий и т. д.).

На начальном этапе возможны отклонения. Их сразу нужно исправлять. Типичны следующие группы ошибок:

— лишние, ненужные движения;

— искажения амплитуды и направлений;

— нарушения ритма;

— движения выполняются медленно;

— движения выполняются скованно.

Причины ошибок могут быть разными, наиболее типичные из них:

— неправильное понимание занимающимися двигательной задачи;

— неправильное понимание задачи обучения;

— неверное исходное положение для выполнения движения;

— психологическая неуверенность занимающегося в успеш­ности выполнения;

— нарушение требований и принципов педагогического про­цесса (к примеру, принципов доступности и последовательности);

— преждевременное утомление;

— нарушения требований к организации занятий.
Ошибки, возникающие при обучении технике плавания,

можно классифицировать следующим образом:

— общие и частные;

— в конкретных двигательных действиях и движениях об­
щего характера;

—типичные и нетипичные;

—грубые и незначительные (в деталях техники).

Основные правила исправления ошибок:

— сначала исправляются грубые ошибки, существенно ис­кажающие структуру техники, потом — незначительные, на­рушающие детали техники;

— обязательно должна учитываться готовность занимающе­гося к исправлению ошибки (его возможности);

— очень важно понимание занимающимся причины своей ошибки.

К способам исправления ошибок относят:

— повторение учебного материала;

— применение подводящих и подготовительных упражнений;

— изменение исходных положений и условий выполнения двигательного действия.

Принято считать, что отклонения на начальном этапе обуче­ния — это своего рода «прощупывание» обстановки, ее гради-


 




ентов, оптимальных направлений действия, поиск эталона. В традиционной методике разброс характеристик практически не ограничивается, поиск эталонного способа выполнения дви­гательного действия ведется с самого начала его освоения, ког­да еще не сформированы адекватные разучиваемому упражне­нию ощущения и восприятия, ориентировочная основа действия (00Д), правильные нервно-мышечные координации. Это суще­ственно затрудняет процесс формирования двигательного дей­ствия с заданными параметрами, неизбежно приводит к ошиб­кам. Для решения задач обучения следует широко использовать тренажеры «искусственной управляющей среды». Они помогут полнее составить ООД и определить ее соответствие объективно существующим условиям решения задачи.

Этап углубленного разучивания. Если на первом этапе созда­ются предпосылки двигательного действия, то на этом этапе основная задача — формирование умений. Необходима окон­чательная и полная ООД.

Движения были скованными, теперь они свободные. Рань­ше блокировались лишние степени свободы, теперь они высво­бождаются, но движения еще остаются замедленными, так как высшие уровни управления ими вынуждены пока брать на себя «работу» низших, контролируя состав и последовательность операций, межмышечные координации, точность движений.

Если на предыдущем этапе разучивание шло по частям, от­рабатывались отдельные ООТ, то теперь уже изучается целое слитное движение с фиксацией внимания на ключевых ООТ. По мере их формирования управление переходит на бессознатель­ный уровень, сознание переключается на другие ООТ.

Основной метод — упражнение. Как только умение более-ме­нее сформировано, можно изменить условия выполнения движения, не меняя способа решения. На этом этапе рекомен­дуется громко проговаривать выполнение элементов каждой по­пытки. Словесные формулы должны наполниться образом дви­гательных ощущений.

Этап совершенствования (формирования навыка). Форми­рование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энерге­тических затрат'за счет как совершенствования координации, так и увеличения доли участия пассивных сил (инерции, тяже­сти, сохранения количества движения при его передаче на последовательные звенья и т. д.). ООД усваивается в форме внут­ренней речи. Проговаривания уже, как правило, не требуется. Многие ООТ — их управление — перемещаются в подсознание,


сознание контролирует лишь смысловую структуру двигатель­ного действия. Автоматизируется не только исполнительная, но и контрольно-корректировочная части действия. Движения стабилизируются по отношению к измененным условиям двигательной задачи. В связи с этим признаками дан­ного этапа обучения являются:

— оптимальная свобода и экономичность;

— целесообразная быстрота;

— необходимая вариативность действия;

— автоматизированность двигательного действия.

Основной метод упражнения в формировании двигательно­го навыка — выполнение изучаемого двигательного действия с нужными динамическими, кинематическими и другими ха­рактеристиками. Наряду с методами стандартного упражнения широко применяются методы вариативно-переменного упраж­нения. Последнюю задачу успешно решают с помощью различ­ных приемов: изменяют внешние условия, меняя внутреннее состояние обучаемого (идет работа на разных уровнях утомле­ния; вводятся помехи эмоционального характера, различные приемы переключения внимания на другие объекты и т. д.). Ос­новные методы формирования и закрепления двигательного навыка сочетаются с дополнительными: объяснением, демон­страцией, срочной информацией, помощью, страховкой, т. е. со всеми методами и приемами, используемыми на предыдущих этапах обучения.

На основе совершенствования могут возникать различно­го рода ошибки. Основной путь их исправления — вниматель­ное и последовательное рассмотрение всех ООТ, уточнение ООД, последовательная и повторная громкоречевая отработ­ка ООД.

В настоящий момент в плавании широко известны модель­ные характеристики движений. Их знание и практическое при­менение существенно помогают в обучении двигательным действиям. Примечательно, что модели не ограничиваются опи­санием научно обоснованных рекомендаций чисто техническо­го характера, их отличает стремление раскрыть смысл каждо­го движения, согласования движений в целом, определения необходимого количества требований к движениям как к ори­ентирам при их освоении или как к приемам самоконтроля при их совершенствовании.

Оптимальная двигательная модель определяется в единстве со смысловой стороной. Для этого используется математичес­кий анализ, а также логический анализ, прогнозирование


 



7 Плавание 193


разнообразных вариантов движения для достижения более вы­соких спортивных результатов в будущем.

Модели можно использовать как в работе с высококвалифи­цированными спортсменами-пловцами, так и на начальном эта­пе обучения, с новичками.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Целостно-раздельный метод 15 страница | Этапы спортивной тренировки в плавании. Многолетняя спортивная тренировка в плавании охватывает период в 10—12 лет
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!