Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На лоно хлынул пашни колосящейся.




 

Перевод А. И. Пиотровского

Восемь лет спустя в Микены прибыл сын Агамемнона Орест и отомстил за смерть отца. Он убил не только Эгиста, но и свою мать Клитемнестру. Долгое время убийцу матери преследуют Эринии, три страшные сестры, олицетворяющие муки совести преступника; наконец, после многих страданий он, представитель рода, проклятого богами, получает прощение афинского ареопага и вступает на окровавленный трон Атридов.

В отличие от Трои руины Микен находились на поверхности земли. В Арголиде, в северо-восточной части Пелопоннеса, еще и теперь можно увидеть мрачные крепостные стены замка Агамемнона, возвышающиеся на отвесной скале. Они сложены из огромных каменных глыб, плотно пригнанных друг к другу, но не скрепленных раствором. Целы и знаменитые Львиные ворота, в которые входил Агамемнон, возвращаясь из Трои. На самом их верху два льва, изваянные из камня-монолита, с отбитыми с незапамятных времен головами. В руинах сохранился также древний подземный резервуар, который и ныне наполняют водой из источника Персея с помощью терракотового водопровода. За крепостными стенами на склонах окрестных холмов расположено семь монументальных купольных гробниц. Каждая из них построена в форме пчелиного улья. Эти грандиозные сооружения ярко свидетельствуют о мощи микенских властелинов, а также о том, что строительное искусство в то время стояло уже на очень высоком уровне. Все усыпальницы оказались давным-давно ограбленными.

Замечательным памятником античного зодчества является так называемая «Гробница Агамемнона». В мрачную усыпальницу ведут ворота пятиметровой высоты, воздвигнутые из каменных плит, каждая из которых весит несколько десятков тонн.

Человеку, стоящему в центре гробницы, может показаться, что он попал в гигантский улей, построенный весьма своеобразно: 33 каменных кольца постепенно сужаются и наверху заканчиваются одной полукруглой плитой. Симметрично расположенные отверстия, судя по всему, в древности были украшены бронзовыми розетками. Из этого огромного зала, напоминающего римский Пантеон, коридор ведет к вырубленному в скале склепу, где, по всей вероятности, покоились останки царя.

 

Греческие мифы о трагической судьбе рода Атридов, широко известные благодаря произведениям Гомера и Эсхила, а также суровая простота руин с древних времен привлекали внимание многих римских и греческих путешественников. По их мнению, такие стены не могли воздвигнуть обычные люди, и поэтому они полагали, что это результат нечеловеческого труда одноглазых великанов - циклопов.

Около 170 г. н. э. Микены посетил греческий писатель и путешественник Павсаний. Свои впечатления он описал следующим образом:

«Здесь сохранились еще часть городской стены, а также ворога, на которых стоят львы… В руинах Микен находится (подземный) водоем, называемый Персеей. Тут были и подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства, тут могила Атрея, а также могилы тех, кого Эгист убил во время пиршества, когда они возвратились из Илиона… Есть здесь могила Агамемнона, затем возницы боевой колесницы Эвримедонта, дальше могилы Теледама и Пелопса. Говорят, что они были близнецами, рожденными Кассандрой, и что их еще младенцами зарезал Эгист, умертвив их родителей… Клитемнестра и Эгист похоронены немного в стороне от стены, ибо считали, что они недостойны покоиться внутри стен города, где похоронен сам Агамемнон и те, кто погиб вместе с ним».

Приведенный текст сыграл особую роль в археологических изысканиях, проводившихся в XIX в. Немало археологов, опираясь на сообщение Павсания, лихорадочно начинали в Микенах раскопки, но вскоре их прекращали, ничего не добившись.

Причиной их неудач являлось неправильное толкование текста Павсания. Хотя греческий путешественник недвусмысленно заявлял, что Агамемнона и его приближенных похоронили с внутренней стороны крепостной стены, все считали, что он не имел в виду мощные стены самой крепости. Следует пояснить, что Микены, как на это указывали раскопки, окружала еще вторая стена, охватывавшая обширную территорию, на которой и находились уже упомянутые купольные гробницы. Большинство археологов предполагало, что Павсаний видел и описал именно эти могилы.

И еще два обстоятельства повлияли на утверждение этого мнения. Двор собственно крепости занимал очень небольшое пространство, поэтому трудно было поверить, чтобы на нем могло разместиться кладбище.

 

 

Микены. Львиные ворота

 

Кроме того, сделав несколько пробных колодцев, ученые убедились, что основанием двора, заваленного к тому же огромным количеством мусора, служит скала, в которой рыть могилы не представлялось возможным.

После огромного успеха раскопок на холме Гиссарлык Шлиман не собирался почивать на лаврах. Занимаясь поисками нового объекта для археологических изысканий, он вспомнил, что Гомер всякий раз, называя город Микены, использует такие эпитеты, как «золотообильный», «золотой» или просто «богатый». Со свойственной ему уверенностью, которая так же, как в случае с Троей, казалась наивной, он пришел к выводу, что в Микенах должно находиться множество ценных художественных изделий из золота.

Все аргументы своих предшественников он опроверг и на все поставленные ими вопросы нашел на редкость простые ответы, настолько простые, что можно лишь удивляться, почему археологи, хорошо знавшие расположение микенской крепости, так долго заблуждались.

На основании сообщения Павсания, Шлиман сделал вывод, что тот имел в виду мощную степу собственно крепости, ведь путешественник подчеркнул, что в ней находились Львиные ворота, которые вели во двор. Что же касается наружной стены, то Павсаний никак не мог ее видеть, поскольку она была разрушена во время нашествия аргивян в 468 г. до н. э., т. е. за 638 лет до того, как греческий писатель посетил Микены. Отсюда напрашивался единственный вывод, что Павсаний описывал могилы, расположенные во дворе крепости, а не грандиозные гробницы-ульи, сооруженные на склонах окрестных холмов, как это считали предшественники Шлимана.

Можно ли, однако, предположить, что на небольшой площади, одновременно являвшейся местом публичных сборов, устроили кладбище? И на этот вопрос Шлиман нашел ответ опять-таки у Павсания, который писал: «Здесь собирались они на свои собрания на том месте, где покоился прах героя».

Это свидетельствовало о том, что у древних греков существовал обычай хоронить выдающихся людей на площадях народных собраний (агорах).

Чтобы начать археологические работы, Шлиману нужно было получить концессию от греческого Археологического общества в Афинах. Но греки, памятуя шумную аферу с троянскими сокровищами, ему не доверяли. Переговоры тянулись более двух лет и, по всей вероятности, так ничем бы и не кончились, если бы Шлиман не обязался вести раскопки лишь во дворе цитадели. Руководители Общества дали ему в конце концов разрешение только потому, что, по их твердому убеждению, двор не представлял никакой археологической ценности и ничего там нельзя было найти, кроме черепков, щебня и камней. Однако от Шлимана потребовали, чтобы он отдал троянские находки, за исключением нескольких мелких вещей, которые ему позволили хранить у себя до конца жизни. Кроме того, для наблюдения за его работой на всякий случай приставили греческого археолога Стаматокиса.

7 августа 1876 г. Шлиман вместе с женой приехал в Микены. Только здесь, на месте, археолог понял, какую трудную задачу поставил он перед собой. Двор цитадели был покрыт колоссальным пластом мусора весом по меньшей мере в несколько тысяч тонн. Исследователь нанял в окрестных деревнях 125 рабочих и бодро принялся за расчистку. Работы начали на расстоянии нескольких метров от Львиных ворот. Одни рабочие кирками расшатывали камни, другие грузили их на тачки и вывозили за пределы двора. Шлиман то и дело обнаруживал фрагменты фризов[18], раскрашенные вазы, терракотовые статуэтки, каменные формы, в которых отливали украшения, бусы и геммы.

За четыре месяца выкопали огромный котлован. Когда приблизились к уровню двора, Шлиман сделал первое открытие, сильно его ободрившее.

 

 

Купольная гробница в Микенах (так называемая «Сокровищница Атрея»)

На скальном грунте он нашел расположенные по широкому кругу массивные каменные плиты, а посредине - круглый алтарь с высеченной наверху чашей, от которой шла канавка для стока крови жертвенных животных. Плиты, по всей вероятности, являлись могильными стелами[19]. На некоторых из них удалось различить не совсем стершиеся рельефы, изображавшие воинов на колесницах и различные охотничьи сцены.

Шлиман был почти уверен в успехе. Фигуры на стелах живо напоминали героев гомеровского эпоса. Однако наибольшее впечатление на него произвел алтарь с канавкой. В древности существовал обычай приносить в жертву животных на могилах героев таким образом, чтобы кровь стекала в могилу, поэтому алтарь на микенской площади указывал на то, что где-то вблизи должны находиться и разыскиваемые могилы.

Шлиману не пришлось долго ждать подтверждения своей гипотезы. Когда в одном месте убрали последний слой щебня, его глазам предстала высеченная в скале четырехугольная шахта, до краев наполненная землей. Он сразу же приказал рабочим приостановить раскопки. Сам Шлиман был слишком грузным, поэтому раскапывать могилу стала его жена София. Маленькой лопаткой и ножом она с большой осторожностью вынимала землю из шахты, старательно просеивая ее сквозь пальцы. На глубине около пяти метров она нашла первый предмет, обещавший великое открытие - золотой перстень с печатью.

А то, что они обнаружили на дне могилы, превзошло даже самые смелые предположения. Там в ослепительной пышности, соответствующей их сану, покоились три греческих воина. Выкованные из золотого листа посмертные маски реалистично передавали суровую простоту лиц бородатых мужчин. Груди были закрыты богато орнаментированными золотыми панцирями. Сбоку лежало оружие: кинжалы, мечи, щиты.

 

Как только сняли маски, черепа двух покойников сразу же рассыпались в прах, зато третий череп сохранился совсем хорошо. На нем еще виднелись следы кожи, а здоровые зубы в раскрытой челюсти свидетельствовали о том, что покойный был мужчиной в возрасте около 35 лет.

В результате дальнейших поисков Шлиман обнаружил сразу пять могил. В них лежали девять мужчин, восемь женщин и двое маленьких детей. Все мужчины имели золотые маски и панцири, рядом с ними находилось большое количество оружия, золотые и серебряные кубки, а также много домашней утвари. У большинства женщин голову охватывали золотые диадемы в виде лент, украшенных красивым спиральным орнаментом и розетками. Рядом стояли золотые и серебряные ларцы, полные драгоценностей. Останки были засыпаны сотнями золотых лепестков с выгравированными на них рыбами, пчелами, розетками и спиралями. Эти лепестки когда-то украшали одеяния, от которых, естественно, не осталось и следа.

Найденные предметы свидетельствовали о высокой культуре уже зрелой микенской цивилизации. Особого внимания заслуживает оружие. На бронзовых мечах, кинжалах и щитах представлены разнообразные аллегорические сцены, инкрустированные золотом и серебром. На одном из кинжалов изображен лев, преследуемый группой охотников с большими щитами, целиком закрывающими их фигуры. На другом - он происходит из Египта - неизвестный художник выгравировал Нил, котов, прокрадывающихся сквозь рощицу папируса, над которой уже взлетели дикие утки, на клинке бронзового меча - галопом мчащийся табун лошадей. Эта картина удивительно тонко передает формы и движение.

Помимо кубков, браслетов, диадем и булавок для закалывания одеяний, Шлиман нашел в могилах множество перстней и печатей из яшмы, аметиста, агата и других драгоценных камней. Благодаря этим находкам мы знаем, как одевались женщины Греции того времени. На вогнутых печатях перстней изображены модницы с завитыми волосами, обнаженными бюстами, в юбках в форме кринолина. Выгравированные фигуры настолько мелки, что их нельзя различить без увеличительного стекла, тем не менее древние миниатюристы выполнили их с безупречной точностью, которая и ныне вызывает искреннее восхищение.

Ряд совпадений, которые невозможно было объяснить только случайностью, заставил Шлимана сделать вывод, что в найденных могилах лежали останки Агамемнона и его приближенных.

 

 

Вход в так называемую «Гробницу Клитемнестры»

 

Об этом прежде всего свидетельствовал тот факт, что на микенском дворе находилось пять могил, именно столько, сколько называет Павсании. Их одинаковая форма, одинаковый стиль украшения драгоценностей и оружия,- все это убедило Шлимана в том, что в Микенах когда-то произошло массовое, погребение 19 жертв кровавого заговора Эгиста и Клитемнестры.

Фантастическое счастье Шлимана, который уже во второй раз, руководствуясь одним лишь инстинктом, совершил небывалое открытие, нашло широкий отклик во всем мире. С самого начала никто не посмел усомниться в его предположении - стоило взглянуть на сокровища, чтобы увидеть поистине удивительную связь их с миром, воспетым Гомером.

Какова же эта связь? Ученых всегда приводил в замешательство, например, тот факт, что у воинов Гомера большие щиты, тогда как у греков, которых мы знаем из истории, - исключительно маленькие. А на микенских кинжалах и перстнях с печатями охотники и воины вооружены как раз большими щитами. Это могло свидетельствовать только о том, что находки относятся к эпохе, в которую жили Агамемнон, Одиссей и Менелай.

Оживленную дискуссию вызвал также «Кубок с голубями», найденный в одном из микенских захоронений. Он имел массивную ножку, а с двух сторон большие ручки, на которых стояли два золотых голубя, обращенные один к другому клювами. Из подобного кубка, как повествует Гомер, пили вино Нестор и Менелай.

Однако самым поразительным оказалось вот что. В 10 песне «Илиады» Гомер упоминает своеобразный шлем, украшенный клыками дикого кабана. Подобные шлемы не упоминаются в традиционной греческой истории. Поэтому можно представить себе радость Шлимана, когда в одной из могил он обнаружил 60 клыков, с одной стороны плоско опиленных. Ведь это красноречиво свидетельствовало о том, что они являлись когда-то украшением… кто знает, не шлемов ли погребенных там воинов.

В 1876 и в 1884 гг. Шлиман проводил археологические раскопки в Тиринфе, греческой крепости, расположенной к юго-востоку от Микен, невдалеке от города Аргоса. Ее мощные крепостные стены, сложенные из огромных, совершенно неотесанных каменных глыб, древние причисляли к чудесам света, а Павсаний ставил их в один ряд с египетскими пирамидами.

Шлиман не нашел там, правда, никаких сокровищ, но зато, убрав сотни тонн земли и щебня, увидел необыкновенно хитроумные оборонительные сооружения, состоящие из различных преград, ловушек и потайных ходов, скрытых в толстых стенах. Одним из ценнейших открытий, сделанных в Тиринфе, явились руины дворца, похожего на дворец Одиссея. В центральной его части располагался мегарон, т. е. большой зал, где вокруг открытого очага собирались прославленные греческие мужи. В тиринфском мегароне возвышались четыре колонны, а стены его были украшены цветными рисунками, которые изображали сцены охоты и военных схваток. Дневной свет попадал в зал только через дверь, а дым очага выходил сквозь отверстие в потолке.

 

 

Золотая маска из династического погребения в Микенах

 

Понятно, что в мегароне царил вечный полумрак. Это и объясняет нам, почему Гомер называет его «тенистым». Найденные в руинах вазы и терракотовые статуэтки свидетельствовали о том, что Тиринф принадлежал к той же культурной общности, что и Микены, а также другие местности Пелопоннеса.

Сказочные открытия в Трое и в самой Греции принесли Шлиману мировую славу. В 1877 г. 30 научных обществ пригласили его в Англию. Знаменитый исследователь ездил из города в город с докладами, буквально разрываемый на части, осыпаемый дипломами и памятными медалями. В триумфальной поездке его сопровождала София, производившая большое впечатление на всех своей классической красотой, исполненным достоинства поведением и отличным знанием археологических открытий мужа.

Минуло 13 лет. В 1890 г., после одной из многочисленных поездок в Англию, Шлиман возвращался в Афины, где построил себе дом и постоянно жил вместе с семьей. В пути у Шлимана началось острое воспаление уха, но вопреки советам врачей он не прервал путешествия, желая попасть домой к рождеству.

Накануне праздника Генрих приехал уже в Неаполь. Здесь, проходя по одной из площадей, он упал, потеряв сознание. Милосердные прохожие принесли неизвестного им человека в ближайшую больницу. Но так как Шлнман по своему обыкновению был очень бедно одет, там отказались его принять, считая больного нищим, который не сможет оплатить лечение.

Шлимана перенесли в ближайший комиссариат полиции. Здесь в его кармане нашли адрес местного врача, у которого он лечился. Вызванный доктор приказал немедленно вызвать фиакр, чтобы отвезти больного в отель. По удивительному стечению обстоятельств в этом отеле жил тогда Генрих Сенкевич, путешествовавший по Италии. В одном из своих писем он сообщает, что был свидетелем того, как вносили потерявшего сознание Шлимана. Полицейский забеспокоился, кто оплатит расходы.

- Но ведь это очень богатый человек! - ответил ему врач и в доказательство вынул из кармана археолога горсть золотых монет.

Шлиман умер в тот же день от воспаления мозга, вдали от жены, дочери Андромахи и сына Агамемнона, вдали от своих любимых находок. Так закончил жизнь мальчик на побегушках, затем богатый купец и, наконец, один из величайших археологов мира.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных