Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






N 2. Особенности расследования крушений и аварий на железнодорожном транспорте




Типичными, наиболее часто встречающимися ситуациями железнодорожныхпроисшествий, являются: сход подвижного состава с рельсов; столкновениепоездов; наезд на автогужтранспортные средства и посторонние предметы:повреждение устройств энергоснабжения железной дороги (контактной сети,питающих линий, постов секционирования и тяговых подстанций); наложение напуть посторонних предметов: умышленное разрушение рельсового пути и путевыхсооружений. Сход подвижного состава с рельсов Первоочередная задача расследования - установление конкретнойтехнической причины схода. Версиями о причине схода могут быть: -неисправность пути (уширение и сужение пути, переносы, резковыраженные углы, угон и выбросы пути, излом рельса и др.); - неисправность стрелочного перевода (неплотное прилегание,разъединение стрелочного остряка и рамного рельса и др.); - перевод стрелки под движущимся составом; - превышение скорости движения: - излом и другие повреждения ходовой части подвижного состава (осиколесной пары, шейки оси, спиц и бандажа, рессор, кронштейнов и др.); - падение на путь груза или деталей подвижного состава; - превышение веса груза; - наезд на место путевых ремонтных работ: - наличие автогужгранспортных единиц на переезде, по стороннихпредметов, умышленно наложенных на путь; - разболчивание рельсового звена и подрыв рельса. Исследуются такжеверсии о причине неисправности пути или стрелочного перевода, излома ходовойчасти вагона, перевода централизованной стрелки под движущимся составом и т.д. В зависимости от результатов проверки версий о причине схода выдвигаютсяи проверяются версии о виновнике. Им может быть тот или иной работникдистанции пути, не обеспечивший нормальное состояние путевого хозяйства иустройств СЦБ и связи; лицо, ответственное за перевод централизованныхстрелок (например, дежурный по станции); машинист или его помощник,превысивший скорость движения поезда; член кондукторской бригады, вагонныймастер или смазчик, своевременно не обнаружившие повреждения ходовой частиподвижного состава; лицо, руководившее погрузкой груза в вагоны;руководитель путевых ремонтных работ, не оградивший переносными сигнальнымизнаками место ремонта пути; водитель автотранспортного средства, нарушившийправила переезда железнодорожного пути; постороннее лицо или работниктранспорта, умышленно совершивший наложение на путь посторонних предметов,разрушение верхнего строения пути или подрыв рельса. При наличии данных овиновнике крушения (аварии) вы двигаются и проверяются версии о цели имотивах совершения преступления. Типичными из них являются: а) сходподвижного состава с рельсов - результат халатности, проявившейся в нарушении правил технической эксплуатации; б) условия, вы звавшие сходподвижного состава, были созданы с целью мести; в) крушение совершеноумышленно вооруженной группой или "боевиками" (например, в зоне вооруженногоконфликта). Для проверки версий о причине и виновнике схода подвижногосостава, цели и мотивах совершения преступления необходимо в неотложномпорядке осмотреть место схода и прилегающие к нему участки, локомотив исошедшие с рельсов вагоны, стрелочные переводы, устройства СЦБ и связи,средства ограждения места путевых работ, ленту скоростемера, документы,отражающие техническое состояние сооружений и устройств, связанных спричиной происшествия, а в случае наложений - предметы, наложенные на путь.К числу первоначальных неотложных следственных действий в таких случаяхотносится также допрос свидетелей - работников службы пути, членовлокомотивной и кондукторской бригады, пассажиров и других очевидцевпроисшествия. Нередко в качестве неотложных действий проводятся следственныеэксперименты в целях проверки видимости сигналов ограждения, правильностиработы централизованных стрелочных переводов, установления времени, втечение которого можно произвести данное разрушение верхнего строения пути,а также выяснения возможности произвести такое разрушение или наложениепостороннего предмета на путь одним лицом. Характерными для расследования втаких случаях являются различные технические и криминалистические экспертизы(металлографическая, пиротехническая, трасологическая. дактилоскопическая идр.), обыск, освидетельствование и допрос подозреваемого. Крушение можетбыть следствием взаимодействия ряда причин. Бывают случаи, когда послекрушения выявляются и излом шейки оси вагона, разрушение пути инеисправность тормозов, невнимательность машиниста и членов кондукторскойбригады и др. Это необходимо учитывать при выдвижении версий. Столкновение поездов Расследование столкновений поездов также начинается с проверки версий онепосредственной причине происшествия. Типичными версиями являются: - прием поезда на занятый путь или отправление на занятый перегон; - проезд запрещающего сигнала; - неисправности устройств СЦБ и связи (например, отказ в работеавтоматической блокировки, централизации стрелок и сигналов); - саморасцеп автосцепки; -уход вагонов на перегон или на маршрут приема и отправления поезда; - несогласованность схем электропитания контактной сети и линий СЦБ исвязи, внезапное прекращение подачи электроэнергии и необеспеченность линийрезервным питанием. О виновниках столкновения могут быть выдвинуты различныеверсии в зависимости от причины происшествия. Если столкновение произошло врезультате проезда запрещающего сигнала, приема поезда на занятый путь илиотправления на занятый перегон, виновником происшествия может быть тот илииной работник службы движения (машинист поезда или его помощник, дежурныйдиспетчер, дежурный по станции, главный кондуктор, дежурный по посту).Следственные версии о виновнике в случае столкновения поезда с вагонами,ушедшими на перегон или на маршрут приема и отправления поезда, охватываюткруг лиц, имеющих отношение к маневренной работе (руководитель маневров,дежурный оператор по механизированной сортировочной горке, работникисоставительских бригад, кондукторы, члены локомотивных бригад, дежурный попутям (паркам), дежурный по станции, начальник станции, весовщик, работникилокомотивного и вагонного депо и другие лица, имевшие в данном случаеотношение к составлению поездов). Если столкновение произошло в результатесаморасцепа автосцепки, виновниками происшествия могут быть сцепщики вагоновили работники вагоноремонтного завода, выпустившие вагон из ремонта сдефектами автосцепки. Первоначальными неотложными следственными действиями вслучае столкновения поездов являются:. - осмотр места столкновения,поврежденных локомотивов и других единиц подвижного состава, устройств СЦБ исвязи, энергоснабжения, средств ограждения остановившегося на перегонепоезда, устройств автосцепки и других объектов в зависимости от конкретныхобстоятельств столкновения подвижного состава; плана формирования поездов,журнала поездных теле фонограмм, книг письменных предупреждений, актовтехнического осмотра подвижного состава, документов, отражающих техническоесостояние устройств энергоснабжения; -допрос свидетелей из числа транспортных работников соответствующихслужб, пассажиров и других очевидцев столкновения; -освидетельствование членов локомотивной бригады, дежурного поездногодиспетчера и других работников при наличии подозрений на опьянение; - следственные эксперименты в целях проверки видимости и слышимостипутевых и поездных сигналов; -техническая экспертиза в целях исследования средств СЦБ и связи,автосцепки и устройств энергоснабжения; -допрос подозреваемого. Наезд на автогужгранспортные средства и посторонние предметы. Вбольшинстве случаев причиной наезда подвижного состава на автомашины,повозки, тракторы, комбайны и другие самодвижущиеся единицы являетсянарушение водителями правил переезда железнодорожного пути вследствиеалкогольного опьянения либо в результате преступной самонадеянности. Наездымогут произойти также по причине неисправности переездной сигнализации,проезда запрещающего сигнала, отсутствия необходимых путевых знаков наавтогужевой дороге в районе переезда и неправомерных действий дежурного поохраняемому переезду (уход с поста, сон на посту, опьянение, несвоевременноезакрытие переезда и др.). Причиной наезда может быть и умышленное оставлениесамодвижущихся единиц и других посторонних предметов на железнодорожномпереезде. В зависимости от установленной в ходе расследования причины наездавыдвигаются и исследуются версии о причине неисправности переезднойсигнализации, отсутствия путевых знаков в районе переезда либо о причинепроезда запрещающего сигнала. При этом учитываются следующие возможныепредположения: переездная сигнализация вышла из строя под влияниемнеблагоприятных метеорологических условий и других естественных причин(сильный порывистый ветер, обильный снегопад, размывы и др.); проездзапрещающего сигнала явился следствием неисправности путей или локомотивнойавтоматической сигнализации либо результатом халатности машиниста. Версии овиновнике наезда включают, как правило, в число возможных исполнителейпреступления водителя самодвижущейся единицы, машиниста поезда, дежурного поохраняемому переезду, поездного диспетчера, сигналиста, дежурного постанции. Виновником наезда может быть также постороннее лицо. Результатыпроверки вышеназванных версий о причине и виновнике наезда, как правило,дают основание для построения версий о цели и мотивах совершенияпреступления. Типичными предположениями могут быть: халатность, месть,алкогольное опьянение, хулиганские побуждения, в отдельных случаях -экстремистские проявления. Проверка указанных версий осуществляется преждевсего путем осмотра места происшествия, устройств переездной сигнализации,путевых знаков, повременного локомотива, транспортного средства или другогопостороннего предмета, на который был совершен наезд, а также документов,характеризующих техническое состояние путевой и локомотивной сигнализации,шлагбаумов и путевых знаков в районе переезда. В неотложном порядкепроизводится также допрос свидетелей, оказавшихся в районе крушения. Есливиновником наезда является водитель автотранспорта, необходимо подробнодопросить о нем его сослуживцев и знакомых. В целях проверки состоянияводителя (а в необходимых случаях машиниста поезда) и обнаружения возможныхтелесных повреждений, полученных в момент наезда, рекомендуется произвестиих освидетельствование. Эффективным способом проверки версий о виновнике наезда и мотивахсовершения преступления являются следственные эксперименты в целях выяснениявозможности видеть и слышать соответствующие путевые, локомотивные ипереездные сигналы. Положительные результаты проверки указанных версий могутбыть получены также при экспертном исследовании средств СЦБ и связи,неисправное состояние которых явилось причиной наезда. Повреждение устройств энергоснабжения железной дороги. Выход из строя контактной сети, питающих линий, постов секционированияи тяговых подстанций может привести к авариям и крушениям с тяжелымипоследствиями. При расследовании данных происшествий в первую очередьнамечаются и исследуются версии о времени, причине, способе и орудияхповреждения. Версии о времени повреждения разрабатываются с учетом показанийконтрольных приборов на ГЭС (ГРЭС) на тяговых подстанциях, графикаисполненного движения поездов и времени обнаружения данного повреждения.Устройства энергоснабжения могут быть повреждены путем короткого замыкания всети, обрыва проводов, взрыва, разрушения средств релейной защиты,внезапного обесточивания питающих линий. Обрыв проводов и короткое замыканиев сети могут быть не только результатом халатности или умышленных действийпреступника, но и следствием неблагоприятных метеорологических условий(обледенение и др.). Версии о виновнике повреждения охватывают довольноширокий круг лиц. Им может быть дежурный инженер электростанции, линейныйэлектромонтер, работник службы электрификации Управления железной дороги, необеспечивший согласованности схем питания контактной сети и линий СЦБ исвязи, член ремонтной бригады, работник службы пути, постороннее лицо.Проверка всех этих версий осуществляется путем проведения неотложных и иныхследственных действий и оперативно-розыскных мероприятий: осмотраповрежденных устройств энергоснабжения, средств релейной защиты,соответствующих постов секционирования и тяговой подстанции, а такжедокументов, отражающих техническое состояние устройств энергоснабжения, СЦБи связи. Важное значение имеют допросы свидетелей из числа очевидцевповреждения, работников службы электрификации дороги, инженерно-техническогоперсонала ГЭС (ГРЭС), членов ремонтной бригады, работников службы пути, СЦБи связи, членов локомотивной и кондукторской бригад, а также техническая икриминалистическая экспертизы. Наложение на путь посторонних предметов Это правонарушение всегда, за исключением случаев детской шалости,носит умышленный характер. Расследование начинается с выдвижения и проверкиверсий о времени, виновнике, цели и мотивах наложения. Версии о времениналожения на путь посторонних предметов строятся с учетом временипрохождения по данному перегону последнего поезда и времени обнаруженияналожения. При разработке и проверке версий о цели и мотивах наложенияучитывается, что это преступление совершается из хулиганских побуждений, сцелью ограбления пассажиров, по мотивам мести, а иногда в порядке проявленияпоказной бдительности с корыстной целью (получение премии и т. п.). Вкачестве первоначальных неотложных следственных действий для проверкивышеуказанных версий проводятся осмотр места наложения, окружающей местностии самих наложенных предметов: допрос свидетелей (очевидцев, путевыхобходчиков, ремонтных рабочих, жителей близлежащих населенных пунктов);освидетельствование и опознание подозреваемого, проверка его показаний наместе, а также экспертиза обнаруженных следов ног, рук и веществ (например,мазута), оставшихся на подозреваемом и его одежде при наложении им на путьшпал, рельсовых звеньев и других предметов. Умышленное разрушение рельсового пути и путевых сооружений Особенностью планирования расследования в этих случаях, как и приналожении на путь посторонних предметов, является то, что возбуждениюуголовного дела не предшествует служебное расследование. Подчеркиваяумышленный характер этого преступления, не следует однако исключать, что врезультате технических дефектов и отсутствия должного надзора за состояниемрельсового пути, возможно, например, самораскручивание гаек на болтах,скрепляющих рельсовые звенья, и влияние других случайных причин. Посколькуумышленный характер разрушения очевиден, расследование начинается с проверкиверсий о времени и орудиях разрушения. Время разрушения, как и в предыдущейситуации, определяется в пределах между моментом обнаружения разрушенногоучастка пути и временем прохождения по нему последнего поезда. Об орудияхразрушения первоначально выдвигаются обычно две типовые версии: а)разрушение пути произведено с применением железнодорожных инструментовстрогой отчетности (костыльная лапа, гаечный ключ и др.); б) разрушениепроизведено с помощью других орудий. Используя результаты проверки указанныхверсий, можно выдвинуть обоснованные версии о виновнике. Предполагается, чтовиновником разрушения может быть тот или иной работник службы пути, вчастности, лицо, имеющее доступ к инструментам строгой отчетности, илипостороннее лицо, похитившее эти инструменты либо воспользовавшееся инымиорудиями разрушения. Для проверки версий о времени, орудиях и виновникеразрушения необходимо в первую очередь осмотреть место разрушения,обнаруженные вещественные доказательства (болты, гайки, рельсовые накладки,вынутые из шпал костыли, орудия разрушения и др.) и место храненияжелезнодорожных инструментов строгой отчетности. Следует также в неотложномпорядке допросить в качестве свидетелей очевидцев преступления, лицобнаруживших место разрушения, ремонтных рабочих и др., произвести обыск вквартире подозреваемого, освидетельствовать его, предъявить для опознания идопросить. Проводятся также следственные эксперименты в целях определениявремени, требуемого для того, чтобы совершить данное разрушение, определениявозможности осуществить это разрушение одним лицом и проверки видимости вопределенных условиях на месте разрушения. В случае обнаружения орудияразрушения, вынутых из шпал костылей, гаек, болтов и накладок, следов ног ирук преступника, а также частиц маслянистых веществ на его теле и одежденазначается соответственно трасологическая, дактилоскопическая и химическаяэкспертизы. Осмотр места происшествия. На месте крушения в первую очередьдолжны быть осмотрены предметы, которые быстро утрачивают своипервоначальные свойства или могут быть умышленно видоизменены (тормозныеколодки для определения степени их нагретости, стоп-краны и (концевые кранытормозной системы, приборы управления локомотива и др). В случае разрушенияпути и схода подвижного состава сначала осматривается верхнее строениеразрушенного пути, поврежденные вагоны и локомотив, затем другие единицыподвижного состава и второй путь. Осмотр начинается с тех участков, откудаведутся работы по восстановлению движения поездов. Отмечаютсяпоследовательность расположения в составе поезда вагонов и цистерн, габаритынаходящегося на открытых платформах груза, состояние его крепления и другиепризнаки, характеризующие правильность формирования поезда и погрузки грузана платформы. При осмотре участка пути фиксируются: 1) состояние рельсов,скреплений, шпал, балласта, земляного полотна и путевых сооружений:2)уширения или сужения пути, перекосы, углы, угоны или выбросы пути,отклонения по уровню и другие дефекты, могущие быть причиной крушения: 3)обнаруженные на пути посторонние предметы, части груза, детали тормознойсистемы вагонов и локомотива, возможно упавших на путь и евшихся причинойкрушения; 4) профиль, план пути и видимость путевых сигналов. Необходимопроизвести осмотр и промеры пути для установления отклонений от нормы пошаблону и уровню на расстоянии не менее 500 метров в обе стороны от местакрушения. При осмотре рельсов фиксируются их тип, маркировка, величинатемпературных зазоров в стыках, количество и состояние скреплений,конструкция накладок, плотность прилегания подошвы рельса к подкладкам,степень бокового и вертикального износа рельсов, дефекты (изломы, трещины,выбоины и др.). Осмотр шпал предполагает выявление их количества на участкекрушения и пригодности к эксплуатации. Отмечается расстояние между шпалами,наличие треснувших, гнилых, отрясенных и осевших шпал, степень ихизношенности, а также прочно ли они держат костыли. В отношении балласта иземельного полотна в протоколе осмотра указывается толщина и составбалластного слоя, наличие просадок, пучин, оползней, разжижений и такназываемых балластных корыт. Осмотр локомотива и вагонов проводится с цельюопределения состояния ходовых частей, приборов управления, тормознойсистемы, сигнализации, сцепных, тяговых и ударных приборов. В первую очередьобычно осматриваются вагоны, первыми сошедшие с рельсов, а затем локомотив иостальная часть подвижного состава. Фиксируется расположение локомотива ивагонов, отмечается, какие вагоны сошли с рельсов, где находилось местосхода, какое расстояние они прошли по шпалам и балласту, каково положениеколесных пар сошедших вагонов (находятся внутри колеи или снаружи) и какиечасти подвижного состава отсутствуют. В случае схода вагонов хвостовой илисредней части поезда необходимо тщательно осматривать не только сошедшие срельсов вагоны, но и вагоны головной части поезда, потому что неисправностьтого или иного головного вагона могла вызвать повреждение пути или падениена путь груза либо деталей подвижного состава без схода с рельсов самогонеисправного вагона. При осмотре ходовых частей устанавливаются их точныеразмеры, состояние осей, подшипников, спиц, кронштейнов, букс, буксовых рами рессор. Отмечается наличие выбоин и износ гребня бандажа с указанием ихформы и размеров. Осмотр тормозной системы преследует цель выяснить,применялось ли торможение в аварийной обстановке, каковы его результаты,могла ли локомотивная и кондукторская бригады своевременным включениемтормозов предотвратить крушение и каковы причины недостаточного тормозногоэффекта. Обращает внимание на состояние тормозных колодок, степень ихнагретости, состояние автотормозных рукавов и их соединений, количество иположение стоп-кранов в вагонах, показания манометра и его исправность,положение ручки крана машиниста, состояние насоса, подающего воздух вавтотормозную магистраль, наличие влаги в главных воздушных резервуарах,положение кранов автотормозной магистрали. Следует иметь в виду, что иногдаконцевые краны перекрывают уже после крушения, чтобы уклониться отответственности за несвоевременную остановку поезда. При осмотре тормознойсистемы должно быть произведено, когда имеется возможность, опробованиетормозов с фиксацией показаний манометра. При осмотре приборов управлениялокомотива фиксируется положение рукоятки крана машиниста, контролера иреверса, отмечается, исправно ли действуют приборы, не имеют ли каких-либодефектов. Путем осмотра системы поездной сигнализации и автостопа изучаетсясостояние световых сигналов поезда, их расположение и видимость, исправностьзвуковой сигнализации, состояние прожектора локомотива, дальность егоосвещения, исправность автостопа. Задачей осмотра устройств СЦБ и связиявляется проверка их технического состояния и правильности использования придвижении поездов, потерпевших крушение. Фиксируются система зависимостистрелок и сигналов на данной секции, состояние блок-аппарата, пультацентрализации, табло, состояние и положение входных, выходного илисоответствующего проходного светофора в районе крушения, видимость сигналовс определенных точек, расстояние от входного (проходного) сигнала до местакрушения, состояние питающих линий СЦБ и связи. В необходимых случаях проводится опробование устройств СЦБ и связи.Выемка и осмотр документов. Во время крушений и аварий, сопровождающихсяразрушениями подвижного состава, пути и других сооружений, нередкоуничтожаются вещественные доказательства, утрачиваются признаки,свидетельствующие о причине и обстоятельствах происшествия. Сведения об этихутраченных признаках могут сохраняться в различных железнодорожныхдокументах, которые приобретают особенное значение при расследовании сходови столкновений подвижного состава, наездов на посторонние предметы иповреждения устройств энергоснабжения, СЦБ и связи. Успешному использованиюдокументов при расследовании крушений способствует то, что функционированиежелезнодорожного транспорта, деятельность его служб и состояние техническихсредств находит отражение в ведомственных инструкциях, правилах техническойэксплуатации и других документах установленной формы, которые помогаютследствию восстановить обстановку, предшествовавшую крушению. Такимидокументами являются: акт и другие материалы служебного расследованиякрушения (аварии) в подлинниках; техническо-распорядительный акт станции(раздельного пункта); журнал и расписание движения поездов; графикисполненного движения поездов; книги письменных разрешений главномукондуктору поезда; журналы поездных телефонограмм: книга указаний ревизорапо безопасности движения о состоянии и ремонте пути, вагонов, локомотивов,устройств СЦБ и связи; акты и докладные записки ревизоров об обнаруженныхпри инспектировании дефектах, угрожающих безопасности движения; книги сзаписями о ремонте локомотива; книги замечаний машинистов (ведутся влокомотивном депо); журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройствСЦБ и связи: книги письменных предупреждений о неисправности пути, средствСЦБ и связи, подвесной контактной сети и других устройств: акты проверок идокладные записки должностных лиц относительно выявленных недостатков ворганизации движения поездов, работе локомотивного и вагонного депо и другихслужб; письменные объяснения должностных лиц, имеющих отношение к томуучастку дороги, где произошло крушение или авария; справки о включенных впоездах автотормозах; документы, относящиеся к формированию поезда,распределению в поезде и вагонах груза, его габаритах и весе; акт обустранении повреждений, произведенном восстановительным поездом; выкопировкаиз продольного профиля и горизонтального плана станции либо участка пути снанесенными на них устройствами, обеспечивающими безопасное движениепоездов; другие документы, характеризующие состояние железнодорожной техникии деятельность транспортных служб на участке крушения. Следственныйэксперимент. По рассматриваемым делам, кроме указанных выше, следственныеэксперименты проводятся для проверки возможности совершения тех или иныхдействий в определенных условиях, определения правильности взаимодействиявнутристанционной связи со стрелочными переводами, путевой сигнализации сблок-аппаратом при подготовке маршрута, для опытной проверки действиястоп-крана, тормозной системы на данном участке пути, локомотивной и путевойсигнализации, системы управления локомотивом и т. д. При проведении такогорода следственных экспериментов в них принимают участие соответствующиеспециалисты железнодорожного транспорта. Если для решения указанных вопросовтребуются специальные познания, проводится не следственный эксперимент, аэкспертиза. Экспертиза. Характерной для дел о железнодорожных крушенияхявляется техническая экспертиза в различных ее разновидностях. Предметомсудебно-технической экспертизы является чаще всего вопрос о причине крушения(аварии). Он может быть поставлен перед экспертизой в общей форме (о причинекрушения, схода поезда или столкновения подвижного состава), а при наличиинеобходимых данных этот вопрос целесообразно сформулировать в конкретнойформе: является ли крушение (авария) следствием той или иной неисправностипути, стрелочного перевода, устройств СЦБ и связи, неправильногоформирования поезда, неисправности ходовых частей локомотива или вагонов ит. д. Судебно-техническая экспертиза разрешает вопросы о техническомсостоянии пути и подвижного состава, средств СЦБ и связи, энергоснабжения идругих устройств, а также какие неисправности обнаружены в этих устройствах,почему они возникли, какова степень их опасности для движения поездов, моглили они быть причиной крушения и вызвать наступившие последствия. Кроме того,могут быть поставлены вопросы: правильно ли был составлентехническо-распорядительный акт станции, организовано движение поездов наданном участке или маневровая работа на данной станции; отвечали ли действиятого или иного лица (машиниста, поездного диспетчера и др.) правиламтехнической эксплуатации: какие правила безопасности движения и эксплуатациитранспорта были нарушены; не могли ли эти нарушения стать причинойпроисшествия. Экспертиза разрешает также многие другие вопросы техническогопорядка. Судебно-химическая экспертиза, назначаемая для исследованиятоплива, горюче-смазочных материалов, красок и различных жидкостей,определяет химический состав веществ и их групповую принадлежность. Дляответа на вопросы о качестве и структуре металла тех или иных деталей(рельса, сломанной оси вагона и пр.), а также для определения однородностиили неоднородности металла назначается металлографическая экспертиза. Приналичии человеческих жертв и пострадавших проводится такжесудебно-медицинская экспертиза, основной задачей которой является решениевопроса о причине и времени наступления смерти, а также выявления на трупетелесных повреждений, не связанных с крушением и причиненных, возможно, дотого, как оно произошло. Судебно-медицинское освидетельствованиепострадавших проводится также с целью определения характера тяжести телесныхповреждений. Правильное решение этого вопроса имеет значение не только вплане изучения обстоятельств происшествия, но и разрешения вопроса огражданском иске. Судебно-медицинская экспертиза подозреваемого (из составалокомотивной бригады) проводится с целью выявления признаков алкогольногоопьянения. Допрос свидетелей и потерпевших. Свидетелями по делам о крушенияхмогут быть работник железнодорожного транспорта, пассажиры и другие лица,наблюдавшие отдельный обстоятельства происшествия. При расследовании такихпроисшествий, как сходы подвижного состава, столкновения поездов, наезды напосторонние предметы, следователь ориентируется прежде всего на первуюгруппу свидетелей, так как они, имея соответствующие профессиональные знанияи опыт, способны полнее и точнее охарактеризовать отдельные обстоятельства,связанные с работой транспорта, состоянием подвижного состава, путевогохозяйства и организацией движения поездов. При допросе свидетелей ипотерпевших из числа пассажиров необходимо учитывать их психическоесостояние в момент происшествия, неожиданность и скоротечность события.Условия работы железнодорожного транспорта и необходимость быстрейшеговосстановления прерванного движения поездов обязывает следователя проводитьдопрос этих свидетелей в неотложном порядке, непосредственно на местепроисшествия, чтобы не возникли потом трудности их поиска. При допросе участников ликвидации последствий крушения (работниковвосстановительного поезда, ремонтной бригады и др.) выявляетсяпервоначальная обстановка на месте происшествия, фиксируются все изменения,которые были внесены в нее до прибытия следователя в результатевосстановительных работ, обращается внимание на то, какие вещественныедоказательства, где и в каком состоянии были обнаружены при ликвидациипоследствий крушения. Допрос подозреваемого и обвиняемого. Подозреваемого(обвиняемого) из числа работников железнодорожного транспорта допрашиваютпрежде всего по вопросам, касающимся его служебных обязанностей,причастности к происшествию, уровня технической подготовки, состоянияздоровья, графика работы, времени отдыха перед тем, как он заступил на пост,а также поведения и конкретных его действий в момент крушения. Выяснениеэтих вопросов порой лишает подозреваемого (обвиняемого) оснований ссылатьсяна свою недостаточную квалификацию, болезненное состояние и т. п. в случаях,когда он умышленно нарушил правила безопасности движения. Подозреваемый изчисла поездной бригады подробно допрашивается о скорости движения поезда,световых и звуковых сигналах, которые он слышал или видел, о мерах поприведению в действие тормозной системы и других устройств, обеспечивающихбезопасное движение поезда. Для получения от обвиняемого (подозреваемого)правдивых показаний следователь использует результаты осмотра местапроисшествия документы, показания свидетелей и потерпевших, заключенияэкспертиз и другие доказательства.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных