Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗБОР ФИНАЛЬНОЙ СЦЕНЫ ФИЛЬМА




Финальная сцена фильма снята одним планом, с использованием внутреннего движения. Внутрикадрового монтажа. Тут задан тот же ритм, что и в первой сцене, уже разобранной нами. Напряжение усиливает стук колёс, движение предметов, звук из радиоприёмника.

Сцена начинается с крупного плана дочери Сталкера. Она сосредоточенно читает книгу. Вокруг неё летает тополиный пух - это метафора. Лёгкость и воздушность пуха граничит со сложным внутренним миром девочки. Затем она опускает на колени книгу, мы слышим её внутренний монолог, стихи, которые они прочла.

Люблю глаза твои, мой друг

С игрой их пламенно чудесной

Когда их преподнимешь вдруг

И словно молнии небесной

Опишешь бегло круг,

Но есть сильней очарованье

Глаза потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья

Стихи – мощное средство создания ритма. Они органично вливаются во временную атмосферу сцены. В ритм стихов камера начинает медленно отъезжать до среднего плана. Мы видим стол, за которым сидит девочка. На столе стоит стакан с недопитым чаем, банка и стакан из - под молока. Девочка отворачивается к окну, затем поворачивается обратно и пристально смотрит на стакан с чаем. Стакан начинает двигаться на камеру. Мы слышим, что скулит собака. Девочка оборачивается на неё. Собака замолкает. Снова смотрит на стакан с чаем, он снова продолжает двигаться на камеру и немного влево, останавливается на крае стола. Начинает двигаться банка. Девочка смотрит пристально в камеру. В детских глазах прочитывается боль, печаль, безысходность. Камера снова начинает двигаться от среднего плана до общего. Вместе с ней движется стакан из-под молока. Одновременно вдалеке раздается гудок паровоза. Девочка наклоняется и кладёт голову на стол. Стакан останавливается на крае стола, падает на пол и разбивается. Камера начинает движение в обратном направлении - наезд до крупного плана лица девочки. Вместе с движением камеры мы слышим однообразный ритмичный стук колёс, от которого начинает вибрировать стол и оставшиеся на нём предметы. Если в первой сцене это была еле заметная вибрация, то в последней - стол колышется так, что возникает ощущение присутствия в вагоне поезда. Раздаётся звук радиоприёмника – Марсельезе – гимн независимости Франции. Движение камеры заканчивается на крупном плане лица девочки. Стук колёс постепенно затихает – поезд удаляется, но вибрация от него остаётся. Затемнение.

В этой сцене так же, как и во всём фильме, мощная ритмическая основа, подпитываемая стуком колёс - лейтмотив всего фильма, ритмом поэзии, маршеобразной музыкой, вибрацией стола и предметов. Этим передан трагизм и безысходность жизни. Важно, что это мы, зрители, прочувствуем через беззащитного ребёнка – это усиливает эмоциональное воздействие картины. Зритель попадает в магическую власть времени протекающего в кадре.

 

 

2.4. ЗАДАЧИ РЕЖИССЁРА, ВОПЛАЩЁННЫЕ В ФИЛЬМЕ

Главной задачей своего творчества А.Тарковский считал, создание своего, индивидуального потока времени, передачи в кадре ощущения его движения, его бега. В фильме «Сталкер» это индивидуальное движение и бег времени, безусловно, прослеживаются. Он создал какой - то особый мир. И своё особое отношение к нему. В рассматриваемых нами сценах есть и нежность Сталкера к своей семье и в то же время хладнокровное предательство её. Понятно, что в первой сцене он уходит туда, куда не хочет отпускать его жена. А позже зритель узнает, что она просила не оставлять её и дочь и Сталкер обещал. Но снова не сдержал слово и ушёл в Зону, которую он считает своим домом. В последней сцене прочитывается тотальная безысходность жизни. Молоденькая девочка, наполненная страданиями. И это вновь подтверждает семейную драму.

Тема нашей работы «Ритм, как ощущение внутреннего движения в кинематографе». В предлагаемых нами сценах фильма «Сталкер» есть и движение и ритм. Внутрикадровое движение, о котором так много писал режиссёр, создаётся и движением камерой и стуком колёс и передвижением предметов, и звуками, доносящимися до зрителя, и ритмом стихов. Немало важна актёрская наполненность сцены. Кажется, что всё вокруг движется. Даже дом, главного героя, как будто постоянно в движении, из-за проходящей рядом железнодорожной линии.

Как говорил сам А. Тарковский «Ритм в кино передается через видимую, фиксируемую жизнь предмета в кадре. Так по вздрагиванию камыша можно определить характер течения реки, его напор. Точно так же о движении времени сообщает сам жизненный процесс, его текучесть, воспроизведенная в кадре». [20]Так и в разобранных сценах по вибрациям, по движению можно предугадать характер происходяших событий. Состояние героев, их жизненную ситуацию. В сценах задан довольно не быстрый ритм, но он наполнен внутренним напряжением и движением, что создаёт особую атмосферу и глубокий философский смысл.

Посмотрев фильм «Сталкер» остаётся много вопросов и возникает желание пересмотреть его вновь. Видимо это и есть та самая необъяснимая магия кинематографа А. Тарковского. Его индивидуальный поток времени.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая теорию создания экранного произведения, мы применяем полученные знания на практике. Как известно, правила можно нарушать, но лишь зная их. В современном кино существуют свои законы, жанры, изобразительные приёмы. Изучая кинематографический ритм и темп классического кино, сопоставляя теорию классиков с современным кинематографом, я пришла к таким выводам: если режиссёр планирует снять кино для массового зрителя, ему нужно попасть в темп нашей сегодняшней жизни (а он, как известно, сейчас быстрый); при желании снять кино элитарное, режиссёр должен, напротив, замедлить темп. Это искусство контрастов: кино как антипод нашей реальности (пример тому – длинные планы Тарковского, неспешное повествование). Причём я совершенно уверена, что коммерческий фильм в 21 веке стоит подгонять под темп жизни, даже если режиссёр надумал показать эпоху Возрождения. Залог успеха, кассовые сборы зависят от банальной причины – темпа. Или фильм попадает в струю современности или не попадает. В последнем случае это будет кино для избранных. Я проанализировала многие работы, и лишний раз пришла к уверенности относительно роли темпа. Быстрый темп «правит балом» во всех фильмах массового проката, вне зависимости от изображаемой эпохи (темп речи актёров, темп смены планов, динамичное движение камеры и прочее). Каждый режиссёр сам решает, каким будет время в его фильме: неспешным, глубоким, расширяющимся, как у Тарковского, Эйзенштейна, или быстрым, под стать современной жизни, как, например, у Балабанова и Бекмамбетова. Время в жизни – это темп в фильме. Что делает с человеком время, как оно влияет на него, разрушает, разлагает, меняет, облагораживает, убивает, возвеличивает, делает подобным себе – всё это во власти режиссёра, который изберёт свой ритм, сделав его сердцем фильма. Ритм – именно сердце фильма, бьющееся на своей частоте.

Два века назад люди зачитывались Вергилием, теперь же его строфы кажутся монотонными и, в целом, античную литературу в 21 веке читает редкий процент людей (чаще всего по необходимости, что относится, прежде всего, к учащимся ВУЗов). Ритм играет важнейшую роль, это бесспорно. Он диктует вкус, возносит на вершины всевозможных топов, вручает премии и навязывает моду. Так искусство неминуемо распадается на массовое и элитарное. Первое зовётся современным, второе же – вне времени. В 21 веке время ускоряется, в 22 – движение приблизиться к тотальной хаотичности и дежурная фраза «у меня нет времени» будет исходить из уст человека, едва он появится на свет. Время начинает быть подобным мысли, которая со скоростью, превышающей скорость света, переносит нас в любой уголок мира. Когда время опередит мысль, безумие завладеет людьми. Примирить противоположности сейчас – есть создавать антиподы времени века 21, возрождая неспешность, которая теперь элитарна в той же степени, в какой и произведения, ею насыщенные.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахматова А.А. Избранная Лирика «Дет. Лит.» 1977






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных