Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ




С момента появления научной психологии возни­кали различные психологические школы с идеалисти­ческой и материалистической ориентацией. Психи­атрия и психология являются близкими специальностя­ми, хотя решают разные научно-практические задачи. Многие методики, разработанные представителями различных психологических школ, нашли применение в обследовании психически больных, а теоретические концепции — для объяснения отдельных психопатоло­гических проявлений.

зо


Однако психологические концепции, как правило, не являются единственной теоретической основой тех или иных психиатрических школ. Это и понятно, так как психология и психиатрия имеют дело с качест­венно разными состояниями — проявлениями пси­хики.

Исключением является концепция глубинной психологии, став­шая теоретическо-методологической основой психодинамической психиатрии. Возникновение глубинной психологии связано с име­нем французского психиатра Месмера. В начале прошлого века широко были распространены идеалистические концепции Шелинга, Ницше, других философов о существовании «мировой души», о том, что людьми управляют иррациональные силы.

«Магнетический сомнамбулизм» (особое состояние, вызываемое с помощью гипноза) рассматривался как способ общения с «миро­вой душой». В середине прошлого столетия в развитии глубинной психологии наступил кризис. Идеи магнетизма с мировой душой и иррациональными силами трансформировались в понятие «гип­ноз» (термин был введен английским врачом Дж. Брэдом).

Новое развитие глубинная психология получила в концепции 3. Фрейда. В концепции 3. Фрейда ведущая роль в поведении человека также была отведена иррациональной силе. Произвольно, без убедительных научных доказательств психическая сфера чело­века была подразделена на ряд уровней: подсознательное «Я» и «сверх-Я» или «Оно», «эго», «супер-эго». Подсознательное является резервуаром иррациональных сил, управляющих человеком. Пер­воначально 3. Фрейд ассоциировал эти силы с желаниями и прежде всего сексуальными. Им было введено понятие «комплекс» — внутри-личностный конфликт между желанием личности (подсознательное) и невозможностью его реализации, так' как это противоречит мо­рально-этическим принципам, утвердившимся в обществе. Примером этого является Эдипов комплекс (согласно мифологии, царь Эдип убил своего отца и женился на своей матери) — стремление, осо­бая привязанность детей к родителям противоположного пола и усматривание в другом родителе своего соперника.

Неосознанные желания могут проникать в сознание лишь в маскированном виде — особых сновидений и ассоциациях. Позже к этим неосознаваемым влечениям, желаниям 3. Фрейдом были добавлены стремления к агрессии и смерти. Все психические и мно­гие соматические заболевания 3. Фрейд и его последователи стали связывать с наличием у человека комплексов и слабости «эго». В качестве средства для лечения этих расстройств был предложен психоанализ — выявление этих комплексов и отреагирование боль­ным с помощью психоаналитика. Результаты специальных иссле­дований показали, что психоаналитическая терапия не имеет ника­ких преимуществ перед другими психотерапевтическими методами лечения. С позиций концепций Фрейда стали объяснять социаль­ные, культурные и религиозные стороны в жизни общества, причем между адекватными психологическими и патопсихологическими проявлениями его последователи не видели существенного разли­чия, так как в основе одного и другого состояния, по их пред­ставлениям, лежат одни и те же механизмы: конфликты, подсоз­нательные силы, взаимодействующие с остальными структурами личности.


Интересно, что высказывания греческого философа-идеалиста Платона о душе перекликаются со схемой 3. Фрейда о психических сферах человека. Согласно учению Платона, душа человека под­разделяется на три части. Эти части имеют поразительное сходство с такими психическими сферами (по Фрейду), как ИД (подсозна­тельное), «эго» и «супер-эго». Однако Платон в отличие от Фрейда подчеркивал преобладание у человека рационального над ирра­циональным. Это еще раз свидетельствует об идеалистической направленности концепции 3. Фрейда.

Концепция 3. Фрейда не получила широкого признания на его родине. Господствующее положение там занимала клиническая психиатрия с нозологическими принципами Э. Крепелина. Широкое распространение концепция 3. Фрейда получила в США, куда он выезжал для чтения лекций. Американцам импонировала концепция 3. Фрейда, проповедующая культ господства и доминирование влечений в поведении человека, так как это было созвучно идеям американского общества. Кроме того, концепция 3. Фрейда и психоанализ обеспечивали частнопрактикующим врачам большие доходы, так как лечение психоанализом индивидуальное и требует длительного времени — месяцы и даже годы.

Концепция 3. Фрейда, выделяющаяся своими умозрительными построениями и претенциозностью, была предметом критики даже среди ее сторонников. Особо подвергалось критике одно из основ­ных ее положений — эдипов комплекс. С тем чтобы придать кон­цепции 3. Фрейда видимость научно обоснованной теории, в нее вводились различные дополнения. В США концепция 3. Фрейда по существу трансформировалась в психодинамическую теорию психиатрии. Как и представители фрейдизма, они выделяют различ­ные сферы сознания и «Я»: сознательное и подсознательное «Я», и «сверх-Я». Важное значение придают они эмоциональной жизни ребенка в превербальном периоде, что, по их мнению, имеет зна­чение для формирования подсознательного.

Авторы, называя свою концепцию психодинамической, вместе с тем по существу отрицают динамический принцип психического развития, в том числе и эмоционального. Они не дают каких-либо объяснений, почему тот или иной тип эмоционального реагирования или переживаний в детстве не может быть корригирован позже. Авторы пытаются рассматривать эмоциональные проявления вне общего комплекса психических свойств личности. Акцент на пато­генную роль таких эмоциональных переживаний, как страх, бес­покойство, неуверенность, напряжение, т. е. малодифференцирован­ных эмоциональных проявлений, еще раз подчеркивает методологи­ческую общность психодинамической концепции с фрейдизмом, ут­верждающим господство инстинктивной жизни над сознательной. Психические заболевания, отклонения в поведении объясняются как невозможность для личности справиться с жизненной ситуацией, корни же слабости личности лежат в эмоциональном опыте. Психо­динамическая психиатрия имеет методологическую общность с фрей­дизмом и отличается лишь условием и характером образования комплексов. Она получила распространение во многих зарубежных странах, особенно западных.

Марксистско-ленинская теория отра­жения поставила перед советскими психологами, психиатрами задачу изучения всей противоречивости


процесса отражения объективной реальности челове­ком, исследования зависимости психики от мира, ко­торый она отражает, и от деятельности головного моз­га — органа, который отражает этот внешний мир, а также задачу выявления общественно-исторической мотивации поведения и деятельности человека. Осо­бенности и трудности этого процесса исследования специально отмечены в высказываниях В. И. Ленина о развитии человеческих знаний: «Итак, человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в разви­тии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсо­лютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания '».

Важным этапом развития материалистической пси­хологии и патопсихологии явилось научное раскрытие механизмов взаимоотношения психического и сомати­ческого. Концепция рефлекса, созданная И. М. Сече­новым и И. П. Павловым, определила новый научно-методологический подход для изучения и понимания взаимосвязи психического с соматическим, а также отражательной деятельности мозга. По мнению С. Л. Рубинштейна (1957), «рефлекторное понимание психической деятельности — необходимое связующее звено между признанием психической деятельности, деятельностью мозга, неотделимой от него, и понима­нием ее как отражения мира. Рефлекторным понима­нием деятельности мозга эти два фундаментальных положения объединяются в одно неразрывное целое».

Наряду с интенсивными исследованиями клиниче­ского и патопсихологического профиля в психиатрии предпринимались постоянные попытки найти конкрет­ные материальные изменения в головном мозге, орга­низме больных, характерные для психических рас­стройств. Это направление получило название биоло­гической психиатрии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных