Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОГИГИЕНА




В жизни человека имеются возрастные периоды, представляющие повышенное число проблем для пси­хиатрии. Это возраст роста организма и развития психической сферы и поздний возраст с его процессами биологической и психологической перестройки.


Принято выделять следующие возрастные периоды.

Младенчество — до 1 года
Детство — до 12 лет
Отрочество (подростковый период) —от 12 до 16

лет
Юность — от 16 до 22

лет

Зрелость — от 22 до 50

лет включи­тельно

Обратное развитие —51—70 лет
Старость — свыше 70 лет

В настоящее время имеется тенденция расширять границы подросткового периода до 17, 18 и даже 20 лет, т. е. считать подростковым переходный этап меж­ду детством с его полной зависимостью от старших и взрослым возрастом с его способностью к самостоя­тельной жизни, воспроизведению и воспитанию потом­ства.

Задачи психогигиены в отношении детского, под­росткового и юношеского возраста могут решаться только на базе знаний о закономерностях роста и развития организма, возрастных анатомо-физиологи-ческих особенностях человека. Созревание психики проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свои отличительные черты. Наиболее важными этапами раз­вития психики являются следующие:

1-й — моторный —до 1 года

2-й — сенсомоторный — до 3 лет

3-й — аффективный — от 3 до 12 лет

4-й — идеаторный — от 12 до 14—16 лет

В выделении этапов и в ограничении их во времени имеется искусственность, поскольку психика человека развивается целостно, во всех своих сферах. Вместе с* тем в соответствии с данными отечественной психо­логии главным содержанием психического развития является изменение функционального строения со­знания, его перестройка на каждой стадии онтогене­за. При этом всякий раз доминирующее положение занимает какой-нибудь один психический процесс. Обо­значением этапов подчеркиваются уровень зрелости психики, ее новые, наиболее типичные качества, дости­гаемые к определенному возрасту. Это необходимо

3-603 65


учитывать для создания оптимальных условии разви­тия психики и формирования личности.

При организации психопрофилактики необходимо принимать во внимание: 1) возрастные особенности психики; 2) неравномерный скачкообразный характер психического развития; 3) факт более быстрого пси­хического развития в первые годы жизни; 4) типоло­гические особенности психического реагирования детей. В ходе развития унаследованная программа разверты­вается в условиях влияния внешней среды, которое может быть на различных этапах сдерживающим, уси­ливающим или видоизменяющим. Задача психоги­гиены и психопрофилактики состоит в том, чтобы сде­лать эти влияния максимально соответствующими сложившейся в поколениях наследственной программе.

Ранний детский возраст и вопросы психогигиены

Ребенок рождается с определенным набором ин­стинктов и безусловнорефлекторных реакций на жиз­ненно значимые раздражители: голод, боль и др. На базе этих реакций создаются условные рефлексы, со­ставляющие основу всей психической деятельности взрослого. С 3—4 мес начинается полноценная дея­тельность всех органов чувств, нецеленаправленные прежде движения принимают характер целесообраз­ных ответов на раздражения анализаторов. Ребенок быстро устает, много спит, что защищает его от пе­регрузки впечатлениями. Вместе с тем в обстановке, бедной внешними воздействиями, полноценного разви­тия быть не может. В последнее время особенно боль­шое внимание к себе привлекает вопрос о роли контак­та с матерью для развития психики ребенка. Высказы-.вается мнение, что мать для младенца необходима не только потому, что она обеспечивает его грудным молоком, но и как источник жизненно важных раз­дражителей.

В начале нашего столетия особое внимание привлек к себе факт почти 100% смертности грудных детей, находившихся в американских приютах. Изолирован­ные от матери дети становились апатичными, переста­вали есть и спать, худели, слабели. Дети выздорав­ливали, если их вскоре возвращали матерям. Было выявлено, что лишение контакта с матерью оставляет наиболее глубокий след, если оно приходится на


первые дни, месяцы или годы жизни. Такие дети, жившие в последующем в условиях заботливого, лю­бовного к ним отношения, уже взрослыми обнаружи­вали признаки психического инфантилизма, агрессив­ность в реакциях, импульсивность в поступках, недос­таточную инициативность, у них были нарушены взаимоотношения с другими людьми. Сходные измене­ния обнаруживались у детенышей обезьян, росших в изоляции, без матери. Такие животные росли ослаб­ленными, выглядели унылыми, испытывали страх, у них наблюдались приступы ярости или самоистязания. Если у таких самок появлялось потомство, у них не удавалось наблюдать материнских форм поведения; к своим детенышам они проявляли агрессивность, не­которые замучивали их до смерти.

Эти и другие эксперименты на животных, наблюде­ния за развитием детей показали, что более поздние формы поведения и механизмы, определяющие взаимо­отношения между особями одного вида, особенности семейных взаимоотношений у людей формируются на базе того опыта, который приобретается очень рано, сразу же после рождения. Центральным звеном этого процесса является чувство любви, привязанности к матери, которое потом переносится на других людей и в далеком будущем определяет отношение к собствен­ным детям. Если это звено в воспитании выпадает, процесс психического развития ребенка оказывается искаженным.

Приобретение ребенком любого навыка дает новый стимул для психического развития. Освоение навыка держать головку значительно увеличивает размеры воспринимаемого пространства, формирующаяся спо­собность самостоятельно сидеть высвобождает руки. Появляется возможность познания предметов не толь­ко путем их созерцания, но и в процессе оперирова­ниями ими. После первого года жизни переход из гори­зонтального положения в вертикальное обеспечивает возможность усложнения деятельности рук как орудия труда, помогает лучше понять суть вещей. По мере овладения речью совершается переход от непосредст­венного познания окружающего к опосредованному (посредством слов), постепенно приобретается способ­ность абстракции и логического мышления, повышает­ся инициативность ребенка в общении с другими людьми. На втором году, когда начинается овладение

3 67


фразовой речью, для детей открывается возможность постигать логику бытия и своего существования.

В овладении навыками (самообслуживания, еды и др.) и речью большая роль принадлежит подражатель­ному рефлексу. Подражая взрослым и своим сверст­никам, дети копируют их действия, жесты, мимику и таким образом учатся пользоваться предметами, про­износить слова, усваивают манеру поведения других людей, их образ жизни. Например, в яслях, детских садах, младших классах школы, если выявляются случаи заикания, то не один, а сразу несколько. В процессе исследования устанавливается, что истин­ным заиканием страдает только один ребенок, а у ос­тальных патология является индуцированной, приоб­ретенной путем подражания. Выработанная манера неправильно говорить становится привычкой, тем бо­лее устойчивой к коррекции, чем дольше она сущест­вует. В поведении детей, как в зеркале, отражается среда, в которой они воспитываются. То, что в этой среде принято, становится нормой поведения потом у взрослого.

Таким образом, за первые три года психика, пси­хическая форма отражения мира проходит в своем развитии путь от недифференцированного, нецелена­правленного, чисто моторного реагирования на раздра­жители (1-й этап) до сложноорганизованного сенсо-моторного акта (2-й этап), являющегося основой для эволюции всех психических функций — целесообраз­ных, дифференцированных движений и активности в контакте с окружающим, познания, внимания, аффек­тивно-волевой сферы, сознания. На базе сенсомотор-ного реагирования в дальнейшем развиваются психо­моторные реакции, носящие уже осознанный характер. Сложная сенсомоторная дифференцировка является основанием для развития процессов памяти, усиленно­го формирования образов представлений, в связи с которыми появляются потребности с их реализацией в совершенствующихся аффективных реакциях (3-й этап). В недрах сенсомоторного этапа в связи с пере­сочетанием представлений и развитием речи возникает возможность появления понятий и умозаключений, что становится доминирующим и определяющим пси­хическое развитие в подростковом возрасте (4-й этап).

Примерно с 3 лет проявляются большая настой­чивость в стремлении все делать самостоятельно, не-


довольство, протест, если взрослые лишают ребенка активности или ограничивают ее. В процессе активного познания окружающего ребенок нередко роняет вещи, разбивает, ломает — вначале по причине несовершен­ства произвольных двигательных актов, позже из-за любознательности. Чрезмерно ограничивая активность ребенка, взрослые мешают его развитию. Излишняя опека старших гасит инициативу, вызывает страх перед деятельностью, отказ от нее, способствует раз­витию таких черт характера, как пассивность и не­решительность.

Подвижность, любознательность, активность в об­щении со взрослыми благоприятствуют быстрому пси­хическому развитию и проявляются в усложнении иг­ровой деятельности, стимулирующей творческие спо­собности, воображение, фантазию. Возраст 4—6 лет отличается значительной силой эмоциональных реак­ций, которые к этому времени становятся уже диффе­ренцированными. В связи с несдержанностью эмоцио­нальных проявлений дети этого возраста особенно нуждаются в терпеливой коррекции их поведения со стороны взрослых. Попустительство минутному жела­нию, удовлетворение капризов и прихотей могут спо­собствовать формированию патологических черт ха­рактера: не зная ни в чем запрета, такие дети, будучи уже взрослыми, обнаруживают потребности, значи­тельно превышающие возможность их удовлетворения. В результате возникают постоянное недовольство сво­им социальным положением (каким бы оно ни было), периодически — конфликтные ситуации, истерические реакции. Наоборот, воспитание в условиях постоян­ного запрета может вызвать у ребенка стойкую реак­цию протеста, негативизм. Ребенок становится не­послушным, делает все наоборот, растет упрямым, по­ступает часто вопреки здравому смыслу — лишь бы настоять на своем.

Разумное руководство поведением ребенка пред­усматривает воспитание и тренировку его тормозных реакций. В семьях, где взрослые не сдерживают себя, раздражаются, одергивают детей, часто огорчают их, не удается воспитать у детей полноценные тормозные реакции. Человек вырастает легко возбудимым, нетер­пеливым, неуживчивым, что создает много проблем как для него самого, так и для его окружения. В воз­расте 6—7 лет ребенок и саг.; уже начинает заторма-


живать некоторые свои реакции, научается сдержи­ваться. В этом возрасте у него уже настолько развито самосознание, что он в состоянии выделить себя из окружающего и противопоставить себя окружающему. Деятельность становится все более осознанной. Такой уровень психического развития позволяет начать си­стематическое обучение ребенка по специальной программе.

Таким образом, основой психогигиены детей млад­шего возраста является правильно, с учетом возрастных психофизиологических особенностей организованная система воспитания. Все, что окружает ребенка, долж­но оптимально воздействовать на него: внешний вид и поведение взрослых, обстановка в детском коллективе, игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, жи­вотные, природа, режим дня и т. д. Акцент здесь должен быть сделан на повышении уровня психогигие­нического образования родителей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных