Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Изучение этиологии и патогенеза психопатий на­чалось с момента их описания. В изучении определи­лись два основных направления. Психопатии ^рас-сматривали, с одной стороны, в связи с конститу­циональными типами личности, а с другой — с попыт­кой установления значения различных внешних фак­торов в происхождении психопатии. Взгляд на пси­хопатию как на проявление конституциональных свойств личности основывался по существу на на-


следственной их обусловленности. Появлению таких концепций способствовали развитие учения о кон­ституциональных особенностях личности в начале XX века, попытки установить связи между отдельны­ми конституциональными типами и эндогенными психическими заболеваниями, связать тип консти­туции с психическим складом личности. Однако та­кая концепция не вскрывала непосредственных меха­низмов развития психопатии, а положение об обус­ловленности психических особенностей человека его телосложением не получило признания.

Оценка внешних факторов в изучении психопатии проводилась в двух направлениях. Западные специа­листы, ориентирующиеся на теорию Фрейда, внешние факторы рассматривают как поводы для усиления подсознательных конфликтов личности, а психопато­логические проявления психопатии — как защитные механизмы личности и способ ее адаптации. Этот ме-, ханизм однозначно используется и для объяснения криминальных форм поведения. Лица с криминаль­ными формами поведения именуются ими антисоциаль­ными психопатами. Такой подход к выделению формы антисоциальной психопатии не отвечает элементарным методическим и научным требованиям. Вряд ли можно считать обоснованным выделение специальной формы на основе отдельного аспекта поведения, так как антисоциальное поведение может быть обусловлено многими причинами. Кроме того, квалификация ряда особенностей поведения социального значения может быть обусловлена классовыми позициями.

Прогрессивные отечественные и советские психи­атры в изучении сущности психопатий основывались на строго научных исследованиях с учетом последних достижений смежных наук и особенно нейрофизио­логии. Учение И. П. Павлова, исследования его уче­ников- открыли новые перспективы для понимания нейрофизиологических основ поведения человека и путей его исследования. Дисгармоническое, психопа­тическое формирование личности связывали с дефек­тами и пороками развития ЦНС. В ряде исследований было показано, что многие экзогенные факторы, дей­ствующие в пренатальном периоде, часто приводят в дальнейшем к формированию психопатической личности. Случаи, где наряду с психопатическими проявлениями имеются очевидные признаки пораже-



ния ЦНС, называются органическими психо­патиями.

Во всех случаях на формирование личности вли­яют наследственные и другие факторы. К таковым прежде всего следует отнести психологические, а также различные постнатальные вредности. Дисгар­моническое развитие личности определяется действи­ем комплекса факторов. Эффект такого комплексного влияния может быть многозначным. Это обуслов­лено степенью патогенности каждого из этих факто­ров, значимостью их действия в формировании тех или других дисгармонических черт личности. Специаль­ными исследованиями было показано, что патологи­ческие формы поведения у личностей с пре- и пост-натальными дефектами ЦНС чаще развивались тогда, когда они воспитывались в неблагоприятной психологической обстановке. В то же время развитие ребенка в семье с благоприятным психологическим климатом помогало компенсации дефекта. Исследо­ваниями показан сравнительно высокий процент лиц с психопатиями, воспитывавшихся в условиях так называемого неполного дома ', тяжелой конфликт­ной ситуации в семье. Отмечено также значение не­посредственных взаимоотношений родителей с ребен­ком для формирования его характерологических осо­бенностей. Так, чрезмерная опека ребенка ведет к развитию психастенических черт, воспитание по типу «кумира семьи» способствует формированию истери­ческих черт характера. Игнорирование нужд и инте­ресов ребенка, отсутствие эмоционального тепла в отношении к нему, воспитание по типу «Золушки» способствует формированию астенических черт, аф­фективной возбудимости и т. д. Воздействие на раз­витие личности таких факторов, как токсико-органи-ческие, генетические и психологические, может вы­звать гипертрофию одних психологических ее свойств и задержку других, в результате чего формируется дисгармоническая личность. Степень участия каждого из названных выше факторов в формировании пси­хопатии нередко трудно установить. С учетом преоб­ладающего влияния неблагоприятных психологических факторов (внутрисемейные отношения) выделены

1 Под термином «неполный дом» в литературе по психиатрии имеется в виду отсутствие одного из родителей.


краевые, приобретенные психопатии; психопатии, в формировании которых основное значение име­ет наследственность,— ядерные, конституциональные (О. В. Кербиков).

В понимании нейрофизиологических основ психо­патии большое значение имели разработанные И. П. Павловым положения о типах высшей нервной деятельности и о сбалансированной деятельности первой и второй сигнальных систем, связанных соот­ветственно с образным и абстрактным мышлением. В свете этих данных получают объяснения отдельные формы психопатий: психастеническая и истерическая. Так, состояние высшей нервной деятельности у лиц психастенического склада характеризуется относи­тельной слабостью активности подкорковой области и первой сигнальной системы с" преобладанием вто­рой сигнальной системы. Такие соотношения в дея­тельности структурно-функциональных образований ЦНС приводят к преобладанию абстрактного мыш­ления, ослаблению связи с реальностью, неуверен­ности в своих действиях и поступках.

При истерии преобладание подкорковой и первой сигнальной систем предопределяют выраженную эмо­циональность и образность восприятия окружающе­го, реальности. Высокая аффективная заряженность отражается в характере мышления и поведения лиц с истерической формой психопатии.

Другой подход к изучению психопатии, получив­ший наиболее широкое распространение на Западе, особенно в США и Англии,— психодинамиче­ский. Согласно этой концепции, построенной на ме­тодологических позициях фрейдизма, психопатическое поведение обусловливается фиксацией на ранних стадиях развития. Формирование этих механизмов происходит в семье в результате особых взаимоот­ношений между ребенком и родителями. Выделяются генетические факторы, вызывающие фиксацию, комп­лексы и защитные психологические механизмы, кото­рые могут быть представлены как психопатологиче­скими проявлениями, так и криминальным поведе­нием.

Однако все эти соображения выводятся умо­зрительным психологическим путем, без убедительной научной аргументации. При этом семья как опреде­ляющий источник патологического формирования




 


личности рассматривается изолированно, вне социаль­ного положения и общесоциального влияния на пси­хологический климат внутрисемейных отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акцентированные личности | ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Распознавание отдельных форм психопатических состояний не представляет больших трудностей
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!