Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новообразования кризиса первого года




Наиболее важным приобретением первого года жизни явля­ется способность действовать не только под влиянием непос­редственно воспринимаемых объектов, которые поставляет взрослый, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Л. И. Божович дает подобным аффективно заряженным представлениям название «мотивирующие пред­ставления», которые и составляют ц ентральное новообразова­ние первого года жизни.

Возникают собственные, независимые взрослого, желания ребенка. Если раньше все, что нужно ма­лышу, исходило от взрослого и определялось им, то теперь он сам может хотеть того, что совершенно не связано со взрослым.

Если раньше окружающие предметы становились значимыми и привлекательными в основном в руках взрослого, то теперь они влекут малыша независимо от взрослого.

Возникновение данного новообразования определяется возросшими возможностями ребенка (свободой передвижения) и первыми запретами взрослого. К. Н. Поливанова предлагает следующий механизм формирования новообразований первого года.

Расширение объективных возможностей ребенка прово­цирует запреты со стороны взрослого.

Запрет со стороны взрослого делит окру­жающее пространство на доступное и недоступное, желание не удовлетворяется, а продолжается, «длится», возникает состоя­ние желания, стремление, которое становится очевидным для самого ребенка, обнаруживается им. Пока любое требование сразу удовлетворяется, само это требование как бы не суще­ствует для ребенка, оно растворяется в ситуации и существует как часть желаемого. Невыполнение этого требования порож­дает стремление, которое ребенок переживает и тем самым уз­нает. Средством удержания своих желаний становится слово (или вокализация), которое включено в ситуацию стремления и обозначает его.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.

Но эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и под­держке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрос­лый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому. Малышу нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою са­мостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувстви­тельность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям.

Ориен­тация на оценку взрослого является тем качественным преобра­зованием, которое происходит в кризисный период одного года - противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оцен­ки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоре­чие разрешается на следующем этапе развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных