Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Простой контрапункт в двухголосии. Понятие контрапункта. Контрапунктом (лат




Понятие контрапункта. Контрапунктом (лат. punctum contra punctum – точка против точки – старинное обозначение одновременно извлекаемых звуков) называется полифоническое соединение двух или нескольких мелодий. Контрапункт подразделяется на простой и сложный.

Простой контрапункт – соединение двух или нескольких мелодий, непредполагающее нового сочетания этих же мелодий.

Сложный контрапункт – соединение двух или нескольких мелодий, допускающее возможность нового сочетания.

Основные принципы контрапунктирования – звуковысотный и ритмический контраст, несовпадение вступлений, цезур, кульминаций, комплементарная (дополняющая) ритмика.

Интервальный регламент. Координация мелодий в строгом стиле осуществляется на интервальной основе.

Несовершенные консонансы (терции и сексты) используются наиболее свободно (берутся и прямо, и противоположно, и косвенно). Единственное ограничение – следует избегать продолжительного параллельного движения, лишающего голоса самостоятельности.

Совершенные консонансы (чистые примы, квинты и октавы) берутся только противоположно и косвенно. Прямое движение к совершенному консонансу запрещено, как и противоположное от совершенного консонанса к его составному (и наоборот). Не следует брать одинаковые совершенные консонансы на сильных долях смежных тактов, на сильной и относительно сильной долях одного или смежных тактов.

Совершенные и несовершенные консонансы следует чередовать.

 

Диссонансы (секунды, септимы, в двухголосии также кварта) появляются толькопри косвенном голосоведении (!!!). Диссонансы бывают вспомогательными, проходящими и задержанными.

Вспомогательные и проходящие берутся на слабых долях такта: вспомогательные только на четных четвертях, проходящие также на III и V четвертях в размере 3/2 и на III и VII четвертях в размере 4/2. Проходящие должны быть не длиннее половинки, вспомогательные бывают только четвертями. В направлении движения и те, и другие не ограничены. Вспомогательная к приме запрещена, проходящая к приме возможна. Вмомент разрешениясвободный голос может уйти на звук, консонирующий сразрешением.

 

Задержания берутся на сильной или относительно сильной долях такта и разрешаются ходом на секунду вниз на более слабом времени. Приготовление должно быть не короче задержания. Секунда задерживается только в нижнем голосе, септима только в верхнем, кварта и нонав обоих. В момент разрешения свободный голос можетуйти на другой звук, консонирующий с разрешением. Если в момент разрешения свободный голос остается на месте, то задержание кварты в нижнем голосе нельзя готовить квинтой – образуются параллельные квинты. Уход свободного голоса избавляет от этого параллелизма. Задержание ноны в верхнем голосе ни при каких условиях нельзяготовить октавой – даже при движении свободного голоса в момент разрешения не исчезает ощущение параллелизма. Существует более сложная форма разрешения задержания – с введением между задержанием и разрешением звука, консонирующего со свободным голосом. Этот звук берется скачком вниз и обычно бывает четвертью.

 

 

Еще одним видом диссонанса является камбиата – диссонанс, взятый в нисходящем поступенном движении, за которым следует скачок на терцию вниз с последующим заполнением.

 

Фуги с интермедийным развитием. Такие фуги должны содержать самостоятельные интермедии, привлекающие к себе внимание, создающие контраст проведениям либо новизной своего материала, либо интенсивным преобразованием материала темы.

 

Фуги с контрапунктическим развитием. Сложный контрапункт может возникать между проведениями темы с удержанным противосложением, между удержанными интермедиями, внутри интермедий, между стреттами и т.д.

Фуги-ричеркаты. Это фуги со стреттами на разные интонационные варианты темы (обращенный, увеличенный и т.д.).

 

Сложные фуги

 

Сложной называется фуга, построенная на двух или нескольких простых (одноголосных) темах, которые контрапунктически соединяютсяв одновременном двух-, трех- или четырехголосном звучании, образуя одну, так называемую сложную тему.

Сложные фуги разделяются на фуги с совместной экспозицией и фуги с раздельными экспозициями.

 

В сложной фуге с совместной экспозицией все темы появляются одновременно в контрапунктическом соединении и в дальнейших проведениях проходят совместно. Иногда совместное проведение заменяется стреттой на одну из тем. Единственным отличием сложной фуги с совместной экспозицией от простой с удержаннымпротивосложением (удержанными противосложениями) является место появления удержанного материала: вторая (третья и т.д.) тема появляется в I проведении, а удержанное противосложение в ответе или одном изпоследующих проведений.

Примеры сложных фуг с совместной экспозицией: И.С.Бах. Трехголосная инвенция f-moll (двойная), прелюдия A-dur из I тома «ХТК» (тройная).

В сложной фуге с раздельными экспозициями каждая тема появляется отдельно от другой и имеетсамостоятельную экспозицию, после чего уже происходит контрапунктическое объединение тем в одновременном звучании. Такая фуга обязательно имеет следующие разделы: экспозицию I темы (после которой может следовать, а может и не следовать свободная часть), экспозицию II темы (с возможной, но необязательной свободной частью), и т.д., и, наконец, репризу, в которой темы контрапунктически соединяются. В таких сложных фугах экспозиция

 

Классификация стретт.

1) По числу голосов, которое определяется по основной части стретты:

AB C A BC

A B C трехголосная AB C цепь двухголосных

A BC стретта / A BC стретт

| основная часть\ основная часть

основная часть стретты I стретты II стретты

 

Цепь стретт – это последовательность двух или нескольких стретт, попарно связанных между собой общим голосом, выполняющим одновременно двойную роль риспосты и пропосты. Если в стретте участвуют все голоса фуги, то она называется магистральной, или маэстральной (это название не распространяется на двухголосные стретты в двухголосных фугах).

 

2) По полноте проведения темы:

A BC полная (все голоса A BC усеченная (хотя бы в

AB C проводят тему AB K одном голосе тема не

полностью) доведена до конца)

 

ABC ложная (собственно

AKL говоря - не стретта, т.к.

нет основной части)

 

3) По точности воспроизведения темы: стретта в обращении (если один из голосов, участвующих в стретте, проводит тему в обращении), обращенная стретта (если все голоса, участвующие в стретте, проводят тему в обращении), стретта в увеличении, стретта в уменьшении, ракоходная стретта и т.д.

4) По интервалу вступления.

5) По расстоянию вступления.

 

Фуги с интонационным развитием. Интонационные изменения, вносимые в звучание темы, могут быть типовыми (обращение, увеличение, уменьшение и т.п.) и индивидуальными, присущими конкретному произведению (проведения с интервальными, ритмическими изменениями). Примером фуги, в которой используются и типовые (обращение, увеличение), и индивидуальные («растягивание» некоторых восьмушек темы до четвертей с точкой) приемы интонационного обновления темы, является фуга dis-moll из I тома «ХТК».

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных