Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Духовная жизнь и духовная культура.




Под духовной жизнью общества пони­мается та область бытия, в которой объективная ре­альность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как духовная реальность, присутствующая в самом человеке и являющаяся не­отъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности и является особой формой отражения окружающего мира и важнейшим средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей, а взятые во взаимодействии и единстве, они составляют духовный мир личности.

Поскольку духовная жизнь общества порождается, все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и со­зданные этой деятельностью духовные блага (ценнос­ти).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объектив­ную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние лю­дей, побуждающее их к созданию и освоению духов­ных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рож­дения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных по­требностей состоит в том, что они имеют принципи­ально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителя­ми такого роста являются лить объемы уже накоп­ленных человечеством духовных ценностей и жела­ние самого человека участвовать в их приумноже­нии.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умст­венным трудом. Целью духовного производства яв­ляется воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производ­ства являются:

1. Идеи, теории, образы и духовные ценности;

2. Духовные общественные связи индивидов;

3. Сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производ­ства заключается в том, что его продуктами являют­ся идеальные образования, которые не могут быть от­чуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социаль­ной. Создаваемые в его рамках новые образцы, идеи и техноло­гии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производ­ства: науку, искусство и религию.

Основным свойством духовного производства, от­личающим его от производства материального, явля­ется всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограни­чен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без иск­лючения, являясь достоянием всего человечества.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хране­ния и передачи накопленного человечеством опыта.

К духовной культуре обычно относят науку, ис­кусство, религию, мораль, политику и право.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных