Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Многообразие форм религиозности в современных условиях.




Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1. Родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день;

2. Национально-государственные религии, состав­ляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

3. Мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

1. Огромное число последователей во всем мире;

2. Космополитизм: они носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и госу­дарств;

3. Они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

4. Их отличает необычайная пропагандистская ак­тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых рели­гий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд. че­ловек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд., буддистов — 0,3 млрд.

Самой первой по времени возникновения считается буддизм. Буддизм возник в Древней Индии в VI - V вв. до н. э., затем распространился в Юго-Восточной и Центральной, отчасти в Средней Азии, а также в Сибири (Забайкалье и Тува).

Единственный европейский регион распространения буддизма - Калмыкия.

В самой же Индии буддизм в XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Характерная особенность буддизма – его морально-практическая направленность, а главная рассматриваемая проблема – проблема бытия личности. Будда проповедовал отречение человека от активной жизни, счи­тая, что главное - совершенствование своего внутреннего мира. Бесконечно «колесо жизни», и человек, находясь в нем, связан со всем космосом. Любые действия человека способны нарушить ритм Вселенной, поэтому задача человека - понять законы жизни и не противодействовать им. Для буддизма харак­терна его четкая нравственная направленность и обращенность к человеку. Буддизм выступает против любых крайностей, будь то человеческие страсти или аскетизм. Его отличает высокая терпимость ко всему, что окружает человека. Буддизм проповедует доброту и мягкость, как важнейшие качества человека. Он счита­ет, что созерцание (медитация) позволяет человеку осознать це­лостность бытия и получить чувство совершенного удовлетворе­ния жизнью.

Стержнем содержания буддизма является Проповедь его основателя Будды («пробужденного, просветленного») о страдании, его причинах, о путях, ведущих к освобождению от страданий.

Таких путей восемь – правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правиль­ное сосредоточение.

Христианство (от греч. Христос - "помазанник", "мессия"), возникло в I в. в Палестине, первоначально как своего рода ересь в рамках иудаизма. Сегодня число приверженцев христианства во всем мире превышает 1,4 млрд. человек.

Христианство имеет три мощных направления - римско-католическая церковь, во главе которой находится живущий в Ватикане глава всех католиков Папа Римский; греческая или право­славная церковь, к которой относятся русская, армянская, григорианская (грузинская) болгарская, коптская и др.; протестантская церковь, которая имеет множество школ и направлений - бап­тизм, лютеранство, кальвинизм и многие другие.

Христианство, как и ислам, наследует созревшую еще в иудаизме (из которого они оба вышли) идею единого Бога (монотеизм), но в отличие от иудаистского и исламского в христианстве этот Бог трие­дин (Отец, Сын и Святой Дух).

В связи с этим для христианства характерно Боговоплощение: Иисус Христос совмещает в себе всю полноту как божественной, так и человеческой природы. Со временем христианство, разделилось на несколько самостоятельных, нередко враждующих между собой, церк­вей, как это было отмечено раньше.

Ислам (по-арабски - покорность, преданность Богу) возник в Западной Аравии в VII в. Общее число мусульман сегодня до 800 млн. человек, в основном в Азии и Африке. Основатель Ислама – Мухаммед, которому Бог якобы продиктовал Коран, основной источник мусульманского вероучения.

В современном исламе имеется несколько разных направле­ний (сунниты, шииты), различия между которыми играют большую роль в международных отношениях. В современном мире существуют десятки миллионов приверженцев ислама, живущих практически во всех странах мира. В России также много сторонников этой религии - это казанские татары, сибирские татары, башкиры, а также большинство народов Северного Кавказа - кабардинцы, балкары, адыги, аварцы, чеченцы и др.

В отличие от других мировых религий ислам претендует на установление не только норм морали, но и правовых норм. Совокупность этих юридических норм именуется у мусульман шариатом (от арабского «шариа» - надлежащий путь).

Во всемирно-историческом процессе разные религии играют различную роль. Наиболее заметную выполняют те из них, кото­рые принято называть мировыми по количеству верующих: буд­дизм, христианство, ислам.

8.13. Религиозный комплекс: религиозное сознание, религиозный культ, религиозный институт (церковь), религиозные организации.

Религиозное сознание – это отражение в сознании верующих системы религиозных идеалистических ценностей, которые связаны со сферой интересов, где решающее значение приобретают спасение лично себя или всего общества в связи с учением о Боге и бессмертии души.

Неотъемлемыми частями религиозного сознания являются следующие элементы:

1. Религиозное учение;

2. Догматика (свод догм, приведенных в систему);

3. Символы веры;

4. Обязательное признание Бога или множества богов, реальность сверхъестественного;

5. Учение о божественном сотворении мира;

6. Религиозный культ;

7. Наличие религиозной организации (церковь, мечеть, община, секта и т. д.);

8. Наличие двух групп людей (духовенство и верующие);

9. Религиозная мораль, этика.

Вера — свойство человеческого сознания, которая присутствует в любом типе мировоззрения, это осо­бое настроение. Вера, как способ существования религиозного сознания, имеет внешнюю форму про­явления — культ.

Культ (от лат. уход, почитание) - система ут­вердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, догматы, ритуалы, обряды.

Результа­том культовой деятельности выступает удовлетворение различных потребностей верующих и их пастырей.

Религиозное мировоззрение смещает ориентацию че­ловека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретают личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воз­даянии. Для религиозного мировоззрения характерно признание Бога или множества богов создателями и управителями мира.

К элементарным культовым действиям относят­ся поклоны, коленопреклонение, крестное знаме­ние. Более сложными являются обряды – проповедь, молитва, жертвоприношения и т.д.

Обряды — символические коллективные дей­ствия, воплощающие религиозные представления.

Жертвоприношение — обряд, состоящий в при­ношении даров богам. Жертвы — это угощение богу. Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Например, если собрали урожай, то первые колосья, плоды нужно положить на алтарь богу.

Алтарь - это божий стол. Он представлял собой прямоугольную глыбу, чаще всего каменную. Вна­чале стояли перед храмами или отдельно на площа­ди. На алтаре разводили священный огонь. Голов­ню с огня опускали в сосуд с водой - в этой воде присутствовавшие омывали руки, чтобы очистить­ся перед жертвоприношением.

В настоящее время алтарем называется восточ­ная часть христианского храма, отделенная в пра­вославных церквах от остального помещения иконо­стасом. В алтаре находится престол для освящения даров. У северной стены стоит жертвенник - стол, на котором готовятся хлеб и вино для причаще­ния.

Непременной частью всего религиозного культа, обязательным атрибутом обрядов является молитва.

Молитва - разговор с богом. Человек становит­ся лицом к богу, которому молится, протягивает к нему руки и вслух произносит сперва обращение к богу, потом свою просьбу, потом обещание благо­дарности за исполнение просьбы, иногда дает обет.

Обет - это религиозная клятва (например, по­сетить «святые места», пожертвовать церкви опре­деленную сумму и т. д.) в случае исполнения просьбы, с которой верующий обращался к богу.

Позже на более высокой стадии развития общества появляются и монотеистические религии, основанные на единобожии.

Возникает и церковь (с греч. — Божий дом) - это тип религиозной организации, возникший в определенных исторических условиях как средство упорядочивания отношений внутри объединения верующих и связей религиозных общин со светскими группами и организациями.

Элементами, способствующими образованию церкви, яв­ляются: общее вероучение, религиозная разнообразная деятельность (куль­товая и внекультовая). В результате этого возникает инсти­тут церкви как социальное явление — система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих.

В церкви действует определенная система норм (рели­гиозной морали, канонического права и пр.), ценностей, образцов и санкций. Во многих церквах верующие делят­ся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре.

Церковь является главным и основным институтом по реализации религии, то есть ее требований и подражаний культу, и доведения догм до верующих.

Церковь и религия не отделимы друг от друга. Церковь сложилась исторически, прошла большой путь и является одной из разновидностей социального института – религиозный институт, роль и значение которого в жизни общества трудно переоценить.

Церковь как центр общения верующих также проводит большую работу с прихожанами, создавая различные организации и объединения верующих как внутри страны так и на международном уровне. Она проводит работу среди пастырей и паствы, организует коллоквиумы, занимается издательской деятельностью, благотворительностью, проповедями, защитой основных постулатов своих вероучений и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных