Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет и методы экологического права




Самостоятельность любой отрасли права определяется наличием двух признаков: предмета - качест­венно однородного вида общественных отношений, регули­руемых данной отраслью; метода правового регулирования - набора юридиче­ского инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.

Предмет экологического права -предмет экологического права определяется как отношения в сфере взаимодействия общества и природы и как общественные от­ношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Предметом правового регулирования являются обществен­ные отношения, возникающие меж­ду их субъектами - физическими, юридическими лицами и государством. Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отно­шения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира.

Так, в ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды компонен­ты природной среды определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологи­ческого права являются общественные отношения, возни­кающие между физическими, юридическими лицами и го­сударством. Окружающая среда является объектом правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется так же, как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по по­воду охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира. Предмет современного экологического права образуют общественные отношения: собственности на природные объекты и ресурсы;

по природопользованию; по охране окружающей среды от деградации; о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Методы экологического права -все отрасли российского права опе­рируют двумя методами правового регулирова­ния, а именно императивным (административно-правовым) и диспозитивным (гражданско-правовым).

Исключительным, присущим лишь экологическому пра­ву, является метод экологизации. Целью правового регули­рования отношений в области охраны окружающей среды является ее сохранение как основы жизни и деятельности человека. На использовании данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды.

Императивный метод - пред­ставляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является наличие элемен­тов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. Так, например, согласно п. 3 ст. 56 ФЗ об охране окружа­ющей среды проекты хозяйственной и иной деятельности, по которым нет положительных заключений государствен­ной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

Диспозитивный метод - дает субъектам возможность вы­бора вариантов поведения в рамках закона, основан на рав­ноправии сторон. В настоящее время в экологическом пра­ве диспозитивный метод начинает получать определенное распространение. В некоторых случаях законодатель идет по пути предоставления субъектам экологических правоот­ношений определенной свободы поведения. Например, согласно п. 3 ст. 23 ФЗ об охране окружающей среди при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут уста­навливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разре­шений, действующих только в период проведения меропри­ятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других при­родоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов. В ряде случаев законодательством предусмотрено до­говорное регулирование отношений между государством и субъектами хозяйственной и иной деятельности. Договора заключаются на основании лицензии на природопользование. Однако при заключении указанных договоров установление прав и обязанностей сторон не зависит полностью от их воли. Стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства, нормативами, условиями лицензии. Свобода воли в их правоотношениях
существенно ограничена. Таким образом, экологическое законодательство определяется как отрасль российского права, регу­лирующая общественные отношения в области использования и охраны окружающей среды и защите экологических прав физических и юридических лиц.

5.2.2 Система экологического права -любая система представляет собой упорядоченное множество элемен­тов, взаимосвязанных между собой и функционирующее как некое единое целое. Говоря о системе какого-либо социально­го явления, в том числе такого явления, как право, следует определить его составляющие, их соотношение и характер взаимодействия, а также объединяющее их целое. Прежде всего, следует отметить, что сама отрасль права является составной частью системы права. Составными частями отрасли права являются ее нормы и институты.

Нормы и институты экологического права. Первичными элементами системы права, а также отрас­ли права как части данной системы являются нормы права, под которыми следует понимать исходящее от государ­ства и определяемое им общеобязательное правило пове­дения, предоставляющее участникам общественных отношений данного вида Юридические права и налагающее на них юридические обязанности. В соответствии с системой экологического права, а так­же с учетом того, что это право является ком­плексной отраслью, и его нормы содержатся также в право­вых актах, являющихся источниками иных отраслей права. Нормы экологического права делятся:

- на комплексные, принятые с целью охраны и использо­вания

окружающей среды в целом;

- отраслевые нормы, посредством которых осуществляется пра­вовое

регулирование охраны и использования отдельных природных объектов;

- экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Следующим элементом в иерархии составляющих си­стемы отрасли права является институт права, представляющий совокуп­ность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

В экологическом праве выделяют следующие институ­ты:

1-принципы экологического права; 2-экологические права и обязанности физических и юридических лиц; 3-основы государственного управления охраной окружа­ющей среды; 4-экологический контроль; 5-экологический мониторинг; 6-экологическое нормирование; 7-оценка воздействия на окружающую среду и экологи­ческая экспертиза; 8-экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду, экологическое страхование, а так же правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружаю­щей среды; 9- охрана окружающей среды при осуществлении отдель­ных видов хозяйственной деятельности;

10-охрана особо охраняемых природных территорий; зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситу­аций; 11-основы формирования экологической культуры; 12-ответственность за нарушение законодательства в об­ласти охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического законодательства. Экологическое право подразделяется на две составляющие - природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулирую­щие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Важнейшим источником права, регулирующим данную сферу об­щественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды», приложение 1).

Нормы природоресурсного права регулируют обществен­ные отношения в области использования и охраны отдель­ных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, живот­ного мира, континентального шельфа (например, «Лесной Кодекс», приложение 2). Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регули­рования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, вклю­чая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собствен­ности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.

При этом необходимо помнить, что правовые нормы при­родоохранного и природоресурсного права подлежат при­менению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулиро­вания. Например, в ФЗ об охране окружа­ющей среды установлены основы правового регулирова­ния зон чрезвычайного экологического бедствия, экологи­ческого страхования. Однако данный Федеральный закон не регулирует отношения собственности на природные ре­сурсы. Регулирование этих отношений осуществляет природоресурсное законодательство: ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире».

Соотношение экологического и иных отраслей права. Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права. Эти нор­мы имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, они касаются экологии, объединенные задачей защиты окружа­ющей среды. Включение норм, направлен­ных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права следует охарактеризовать как экологизацию данных отрас­лей права. Безусловно, что основу развития экологического права, как отрасли пра­ва составляет Конституция РФ. Экологическое право тесно связано с административ­ным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает Федеральная служба по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осущест­вляющих государственное управление в сфере охраны и ис­пользования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавли­вает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного права, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Специфика эко­логических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды. Кодексом административного права установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды. Со­ставы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК РФ. Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, граж­данское законодательство устанавливает основы права соб­ственности и имущественного оборота земли и иных при­родных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля (гражданский и земельный кодексы) и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области от­дается природоресурсному законодательству. Природоресурсным законодательством предусмотрено в ряде случаях заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» раздел III части первой ГК. В соответствии со ст. 7-51 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды, и не­сет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содер­жат также законодательные акты, регулирующие различ­ные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов», ФЗ «О радиационной безопасности населения», ФЗ «О без­опасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения». На отношения в области осуществления экологи­ческого аудита распространяет действие Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Статьей 57 ФЗ об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного ха­рактера. Правовое регулирование отношений в области за­щиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным кон­ституционным законом от «О чрезвы­чайном положении», Федеральным законом ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера».

5.2.3 Экологическое право как наука и учебная дисциплина. Под экологическим правом понимается не только от­расль права, но также наука и учебная дисциплина. Эко­логическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития явля­ются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях. Предмет науки и учебной дисциплины намного шире сферы общественных отношений, регулируемых законодательством, включает изучение зарубежного законодательства, а также такие об­щетеоретические положения, как источники, система, ме­тодология экологического права, соотношение его с други­ми отраслями права, повышение эффективности действия, специфика юридической ответственности за экологические правонарушения.

Экологическое право как наука -представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологическо­го права, является составной частью системы юридических наук. Предметом науки экологического права являются:

- отрасль экологического права - наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Объектом из­учения является также отрасль экологического права в целом. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предме­та отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

- эколого-правовые отношения - исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его приме­нения. Предметом науки экологического права являются регулируемые данной отраслью общественные отношения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации из­учаемых правовых норм, выработать предложения по повы­шению эффективности их применения. Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного ха­рактера, однако становятся теоретической базой для соз­дания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Экологическое право представляет собой одну из самых «молодых» отраслей и научных дисциплин. Экологические правовые исследования не имеют столь глубоких традиций, как гражданско-правовые или уголовно-правовые, не обеспечены они и таким же ко­личеством специалистов и научных работников». Однако в настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды приобретают все большую актуальность и, как след­ствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.

Экологическое право как учебная дисциплина. Одним из закрепленных в ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является прин­цип организации и развития системы экологического образо­вания, воспитания, формирования экологической культуры. Общие нормы об экологическом образовании и просве­щении установлены в гл. 13 указанного Федерального за­кона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законода­тельством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и об­щие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опы­та и развития личности, направленный на формирование целостных ориентации, поведенческих норм и специаль­ных знаний по сохранению окружающей среды и приро­допользованию. Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образова­ние необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.

Согласно ст. 71 ФЗ об охране окружающей среды, в це­лях формирования экологической культуры и профес­сиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее професси­ональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошколь­ных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образова­ния, независимо от их профиля и организационно-право­вой формы.

Дошкольное экологическое образование заключается в первичном ознакомлении ребенка с окружающей средой. При преподавании экологии в системе общего образования предоставляется уже более значительный объем инфор­мации. В учебных программах присутствуют такие пред­меты, как «Природоведение», «Экология», «Основы эко­логии». В последнее время значительно возрос интерес к преподаванию экологических дисциплин. Однако в рамках школьной программы данные предметы не везде являются обязательными.

Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе от­раслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах их защиты, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охра­ны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологическо­го права. Экологическое право как учебная дисциплина со­стоит из общей и особенной части. В общей части изучаются такие темы, как предмет, методы, система экологического пра­ва, его принципы, место в системе права РФ; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды; плата за загрязнение окружающей сре­ды и иные элементы экономического механизма ее охраны; экологические бедствия ичрезвычайные экологические ситуации; ответственность за нарушение экологического законодательства. Особенная часть экологического права посвящена изучению правового регулирования использования и охра­ны отдельных видов природных объектов: лесного, водно­го фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель; правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

5.2.4 Экологические правоотношения - о бъектом правового регулирования со стороны государ­ства являются соответствую­щие социальные отношения. Урегулированными нормами права, данные отношения приобретают правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Состав экологических правоотношений -правоотношение является сложным социальным обра­зованием, имеющим определенное внутреннее строение, со­ставными элементами которого являются участники, объ­екты и содержание правоотношения.

Участниками правоотношений являются физические, юридические лица и государство. Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве носителей эко­логических прав и обязанностей, субъектов хозяйственной и иной деятельности, к которым предъявляются природоохранные требования, в качестве лиц, осуществля­ющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав человека.

Государство выступает в экологических правоотношениях в качестве:

собственника природных ресурсов - правоприменителя. Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников физических и юридических лиц. Объекты экологических правоотношений за­служивают отдельного, более подробного рассмотрения.

Объектами экологических правоотношений являются предметы материального мира, а также действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологи­ческие правоотношения. К объектам экологических право­отношений относятся: компоненты окружающей среды;

вещества, поступающие в окружающую среду в ре­зультате химического, биологического и физического воз­действия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления; действия, поведение субъектов экологических право­отношений.

Основными свойствами компонентов окружающей сре­ды как объектов экологических правоотношений являют­ся их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в нераз­рывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благо­получия населения). Объектом экологических правоотношений является окру­жающая среда. Определение окружающей среды, равно как и иных объектов экологических правоотношений, закреплено в ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды. Окружающая сре­да определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Наряду с термином «окру­жающая среда» Закон в ст. 1 дает толкование термина «при­родная среда». Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природный объект определяется как естественная экологическая си­стема, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект - как природный объект, измененный в ре­зультате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенным объектом является объект, созданный чело­веком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В состав окружающей среды, в отличие от природы, включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды объек­тами охраны являются: земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие орга­низмы, их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Закон определяет также иные объекты охраны: природ­ные, природно-антропогенные, естественные эко­логические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. К объектам экологических правоотношений относят­ся также вредные вещества, поступающие в окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Ис­пользование веществ, изъятых из природной среды, в тех­ническом процессе как имущества регулирует гражданское право, но как только эти вещества попадают в окружающую среду в виде отходов, выбросов, сточных вод, отношения, связанные с этими веществами, определяет экологическое право.

Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект совершает такое действие, как подача на утверждение спе­циально уполномоченного органа государственной власти проектной документации, не содержащей положительного заключения государственной экологической экспертизы, то последует отказ в утверждении такой документации.

Часто экологические правоотношения включают сово­купность приведенных объектов. При при­влечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту дан­ного правоотношения относятся и действия ответственного субъекта, и загрязняющие вещества, и состояние компонен­тов окружающей среды.

Виды экологических правоотношений - э кологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами явля­ются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-пра­вовые, семейные и т.д.). В зависимости от оснований возникновения правоотно­шения делятся на общие и конкретные. Общие правоот­ношения возникают на основании нормы закона, их субъ­екты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Например, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспро­страненных полезных ископаемых для своих нужд на глу­бину до 5 м (Боголюбов, 2006). Субъект права может осуществлять данную деятельность, руководствуясь лишь указанной нормой. Конкретные правоотношения возникают на основании иных юридических фактов. Если хозяйствую­щий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, он обязан: обратиться в соответствующий орган государствен­ной власти, получить лицензию. Возникает конкретное правоотношение. В зависимости от индивидуализации субъектов правоот­ношения делятся на абсолютные и относительные. В абсо­лютном правоотношении точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица - «всякий и каждый». В от­носительном правоотношении определены обе стороны. Так, в соответствии со ст. 27 ВК, водопользователь-граж­данин вправе свободно использовать водные объекты для собственных нужд, если иное не установлено ВК. Гражда­нин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать. Однако водопользователь-гражданин вправе ис­пользовать водные объекты для осуществления предприни­мательской деятельности только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим ВК. При выдаче лицензии и заключении на ее основании договора возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти.

Правоотношения подразделяются на материаль­ные правоотношения, возникающие на основании норм материального права и процессуальные, возникающие на основе процессуальных норм. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников правоотношений, процессуаль­ные - формы реализации материальных норм. Так, например, документация, представляемая на государ­ственную экологическую экспертизу, должна содержать ма­териалы оценки воздействия па окружающую среду (норма материального права). Порядок проведения оценки воз­действия на окружающую среду установлен Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.

Соответственно юридическим функциям права выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регуля­тивные правоотношения существуют в условиях соблюде­ния законодательных предписаний. Охранительные право­отношения возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение. Так, при выбросах вредных веществ в окружающую среду субъект хозяйственной дея­тельности обязан соблюдать установленные государством нормативы. За превышение нормативов законом установ­лена ответственность. При реализации указанных санкций возникают охранительные правоотношения.

Вопросы к теме

Какое определение следует дать экологическому праву как самостоятельной отрасли Российского права?

Правовыми нормами каких отраслей (помимо экологическо­го права) регулируются экологические правоотношения?

На какие структурные элементы делится отрасль экологического права?

Что является объектом эколого-правового регулирования?

Каковы особенности правового регулирования экологиче­ских правоотношений?

К какой отрасли (публично-правовой или частноправовой) следует отнести экологическое право?

Перечислите экологические институты.

 

5.3 Правовое регулирование охраны и использования отдельных объектов окружающей среды. Особенности правового режима земель. Особенности правового режима недр. Особенности правового режима вод. Особенности правового режима лесов. Особенности правового режима животного и растительного мира.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных