Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура Голландии




У колыбели современной архитектуры в Голландии стоит X. П. Берлаге со своим шедевром — биржей в Амстердаме, построенной в 1898—1903 годах (илл. 76, 77, 303). В этом сооружении Берлаге отказался от всякой подража­тельности и дал пример искренности, простоты и правдивого использования материала. Наряду с этим он показал значение геометрических соотношений форм. Его огромное влияние на последующие поколения архитекторов бес­спорно, хотя сам Берлаге ни на шаг не продвинулся вперед к архитектуре двадцатых годов.

Возникновение около 1910 года амстердамской архитектурной школы, находив­шейся, правда, под частичным влиянием Берлаге, которое стало возможно благодаря его смелому отказу от эклектизма, было в то же время реакцией на его строгий рационализм. Выразителями этой школы стали Мишель де Клерк, Питер Крамер и И. М. ван дер Мей. Главным для них было стрем­ление к новым, крайне выразительным формам. Ясно ощущается связь их с немецким экспрессионизмом, выразившимся в сооружениях Франца Хёгера, а также в ранних произведениях Мендельсона. Субъективность этого мира форм была слишком сильна, чтобы стать основой для развития современной архитектуры (илл. 110, 305, 306).

В работах группы «Стиль», основанной в 1917 году, также можно отметить преувеличенное внимание к внешним формам, однако здесь оно было исто­рически обусловлено и оправдывалось необходимостью выделить отдельные вопросы, чтобы затем дать им более четкое разрешение. Группа «Стиль» пыталась найти объективные критерии нового архитектурного языка (илл. 170— 177), в то время как амстердамская школа нередко ограничивалась виртуоз­ным жонглированием формами. Целью группы «Стиль» было исключение всего субъективного, произвольного и случайного. Ею было выработано новое понимание пространства, которое заключалось в отказе от замкнутой, отде­ленной от внешнего пространства, коробки здания и замене ее свободной игрой взаимосвязанных пространственных объемов.

Голландия была в ту пору опытным полем современной архитектуры, влияние которой распространилось далеко за ее пределы. Уже в 1916 году Роберт ван'т Хофф построил в Хюис тер Хейде, близ Утрехта, жилые дома, в ко­торых подчеркивание горизонталей и объединение оконных проемов говорит о влиянии Франка Ллойда Райта (илл. 171).

Ауд в 1918—21 годах строит жи­лые дома в Роттердаме, в 1924 году разработал проект поселка в Хук ван Холланде, а в 1930 году построил поселок Кифхук в Роттердаме, проект кото­рого был выполнен еще в 1925 году (илл. 173, 175/176, 307, 308).

Полнее всего архитектурные идеи «Стиля» выражены в жилом доме, построенном Ритвельдом в Утрехте в 1924 году (илл. 174). Это было время бурной творческой деятельности: Я. Б. ван Логхем начал тогда проектировать жилой дом в Хаарлеме (1922), выдержанный в простых геометрических формах.

Б. Бийвоет и Я. Дёйкер построили в 1928 году санаторий «Зонненштраль» в Хильверсуме (илл. 313/314), Бринкман и ван дер Флугт в 1928—1930 годах — фабрику ван Нелле в Роттердаме (илл. 222—224). Особое место занимает В. М. Дудок, в архитектуре которого одновременно чувствуется влияние и амстердамской школы и группы «Стиль». Влияние его архитектуры (ратуша в Хальверсуме, построенная в 1928—30 годах) ограничилось, однако, Голландией, в то время как постройки Ритвельда, Ауда, ван дер Флугта и Дёйкера заняли свое место в мировой архитектуре и оказали решающее воздействие на ее развитие.

Социальные условия жизни в Голландии получили свое отражение и в ее национальной архитектуре. Вопросы планировки поселков и городов зани­мают в ней господствующее положение. Непосредственно после первой миро­вой войны в Роттердаме и Амстердаме возникают крупные жилые поселки. В середине тридцатых годов создается генеральный план застройки Амстер­дама, рассчитанный на десятки лет, наметивший пути целесообразного разви­тия города. Одновременно в Голландии работают над созданием новых типов жилых домов.

В 1933—34 годах в Роттердаме В. ван Тейн в сотрудничестве с Бринкманом и ван дер Флугтом построил протяженный многоэтажный «Бергпольдер» (илл. 311), а в 1938 году — вместе с Маасконтом — жилой дом «Пласлаан». Квартиры в них были, в основном, предназначены для одиночек или бездетных семей. Эти многоэтажные дома в сочетании с малоэтажной за­стройкой с квартирами для многосемейных способствовали созданию необ­ходимых выразительных градостроительных акцентов. Каждый житель дол­жен получить квартиру, соответствующую его потребностям. В то же время облик города должен быть достаточно разнообразным. Высокий авторитет голландской архитектуры не в малой степени подтвердился избранием Кор ван Эстерена президентом CIAM.

Во время и после второй мировой войны архитектура Голландии переживала некоторую неуверенность. Даже такие архитекторы, как Ауд, утратили чет­кость, присущую их прежним работам. Изолированное положение такого ма­ленького государства, как Голландия, в растерзанной войной Европе, недо­статочная связь с центрами современной архитектуры, которые перемести­лись в США, а также большие экономические затруднения были причиной этого упадка. Только в 1948 году началось в больших масштабах восстановление разрушен­ных районов, Больше четверти жилого фонда было разрушено или повреж­дено во время войны. Жилищная нужда обострилась непрерывным приростом населения, который само по себе был и раньше выше, чем в соседних госу­дарствах.

Проблема жилищного строительства стала неотложной, и она в ряде случаев была отлично решена, например, в поселке Франкендаль (1949—1951), который был построен архитекторами Меркельбахом и Эллингом. Восстановление полностью разрушенных центральных районов Роттердама предоставило возможности для осуществления новых градостроительных идей. Кооперативное объединение ремесленников и мелких промышленников пред­приняло сооружение фабричных зданий, где имелись производственные поме­щения различных размеров для сдачи их в наем. Съемщикам предоставля­лись мастерские и конторские помещения, оборудованные электричеством, газом и водопроводом.

Сердцем новой планировки Роттердама является торговый центр «Леенбаан», который доступен только пешеходам (илл. 318/319). Он был создан голланд­скими архитекторами ван ден Бруком и Бакемой, которые вернули былую славу голландской архитектуре. Архитектурный язык их проектов, корни которого заложены в великой эпохе голландской архитектуры времен 1917— 1938 годов, характеризуется строгостью и четкостью, не смягченными какими-либо деталями. Однако он лишен резкости, так как основывается на тщатель­ном отборе использованных материалов.

Сооружения этих архитекторов (на­пример, торговый дом в Роттердаме, 1949—1952, конторские здания и склады фирмы ван Хутен в Роттердаме, 1952) показывают, какое большое значение имеет и сегодня архитектура, основанная на простых геометрических формах (илл. 317).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных