Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Немецкая архитектура




Решающая фаза развития новой архитектуры — между 1918 и 1930 годами — сформировалась прежде всего в Голландии и Германии; во Франции твор­чество Ле Корбюзье в то время еще стояло особняком. Зарождение совре­менной архитектуры в Германии можно отнести к последнему десятилетию девятнадцатого века, к периоду «Югендстиля». Первым ее успехом следует считать организацию в 1907 году Веркбунда, где такие архитекторы, как Герман Мутезиус, Теодор Фишер, Фриц Шумахер, Анри ван де Вельде, Пе­тер Беренс и Вальтер Гропиус, получили возможность сформулировать свои идеи. Гропиус в 1911—16 годах своей постройкой завода Фагус в Альфельде открыл новые пути в архитектуре (илл. 113, 114).

Исход первой мировой войны полностью изменил как интеллектуальную, так и экономическую обстановку в Германии. Вместе с империей исчезла и глубоко укоренившаяся вера в устойчивость и неизменность сложившихся общественных отношений. Появившийся скептицизм в отношении изживших себя условностей дал неожиданный толчок небывалому расцвету нового. Мощный культурный подъем охватил все области искусства и прежде всего архитектуру.

За небольшой отрезок времени, всего за семь лет (в переходный период между 1918 и 1923 годами усиливающаяся инфляция не способствовала архитек­турной деятельности), свершился пустивший глубокие корни процесс становле­ния новой архитектуры, во многом обязанный голландской группе «Стиль» и Ле Корбюзье. Центром немецкой архитектуры стал Берлин. В царившей здесь высокоинтеллектуальной атмосфере проходила деятельность Мис ван дер Роэ, Эриха Мендельсона, Гуго Херинга, Ганса Пёльцига, Макса и Бруно Таутов, Вальтера Гропиуса. Баухауз в Веймаре, возникший благодаря инициа­тиве и энергии Гропиуса, как первая школа современного прикладного искус­ства, привлекал к себе молодых архитекторов со всех концов Европы. В 1927 году в Штутгарте в связи с выставкой Веркбунда возник поселок Вейсенгоф, представивший собой итог всего того, что было к этому времени достигнуто в области жилищного строительства и планировки населенных мест. Одновременно он обозначил завершение первой революционной фазы современной архитектуры (илл. 72, 149).

Новая архитектура в двадцатые годы занимает ведущее положение во всех областях строительства. Жилищным строительством (в частности, для наиме­нее обеспеченных слоев населения) занимались Эрнст Май во Франкфурте, Гропиус в Берлине и Карлсруэ, Бруно и Макс Тауты, Вагнер и Мис ван дер Роэ в Берлине {илл. 327, 4, 119, 178, 326). В школьном строительстве начинают применять новые типы школ — павильонные школы, разработанные Эрнстом Май во Франкфурте, и школы с классами, сгруппированными вокруг распо­ложенного в центре актового или рекреационного зала, подобные школе, построенной Хеслером в Целле (илл. 328, 329). Мендельсон возводит боль­шое число замечательных универмагов (илл. 217—219, 331). Ганс Мертенс фабрикой переработки отходов в Кёльне создает образец типичного про­мышленного сооружения (илл. 225). Рудольф Шварц и Ганс Швипперт строят церковь (Фронляйхнамскирхе) в Аахене (илл. 332) —пример строго замкну­того объема. Отто Бартнинг в церкви (Шталькирхе) в Кёльне применил стальной каркас, скрытый за прозрачной оболочкой из цветных витражей (илл. 333). Программными для современной архитектуры стали здания мастерских в Дессау, построенные Гропиусом, и два творения Мис ван дер Роэ — немецкий павильон на выставке в Барселоне и дом Тугендхата в Брюнне (илл. 118, 221, 133—136, 202, 322).

Обилие разрешенных проблем, достижения ведущих архитекторов доказы­вают плодотворность этого непродолжительного периода, который, перешаг­нув начальный период, быстро пришел к зрелым формам. Дальнейшее раз­витие новой архитектуры в Германии стало невозможным. Нацизм, художест­венные представления которого сводились к монументальному псевдоклассицизму, душил любые порывы к новаторству. Гропиус, Мендельсон и Мис ван дер Роэ наряду со многими другими архитекторами эмигрировали. Бау­хауз был закрыт. Эклектизм фашистской Германии частично пощадил лишь промышленную архитектуру. Несмотря на неблагоприятные времена, были созданы некоторые рациональные и удовлетворительные с эстетической точ­ки зрения здания фабрик и ангаров. С конструктивной стороны благодаря смелому применению сводов-оболочек они могут быть отнесены к новой архитектуре (илл. 242, 244).

Вторая мировая война, в противоположность первой, оставила Германию безнадежно разрушенной. Восстановление сначала шло медленными темпами, решая лишь частные вопросы без единого генерального плана. {В дальнейшем речь идет только об архитектуре ФРГ и Западного Берлина. — Примечание издательства.) Даже возникшие вскоре серьезные стремления создать новый рациональный облик разрушенных городов часто терпели неудачу, ввиду от­сутствия земельного закона. Большие возможности были упущены. Лишь в нескольких случаях, например в Ганновере, удалось согласовать зачастую противоречивые интересы.

Там, где это возможно, например при строительстве новых поселков или городов, осуществляется планировка, отвечающая современным понятиям. Бернгард Рейхов создает близ Билефельда альпийский городок на 15 тысяч человек. Карл Зельг разработал премированный на конкурсе проект плани­ровки городка в Гартвальде, близ Карлсруэ. Восстановление Берлина осуще­ствляется по хорошо продуманному плану. Широкие скоростные транспортные магистрали соединяют разные районы города.

На площади Эрнеста Рейтера создается застройка, не подчиненная направле­нию улиц; в квартале Ганза после длительных и трудных переговоров уда­лось привлечь владельцев земельных участков к осуществлению строитель­ства жилого комплекса, свободно расположенного среди зеленых насажде­ний. Первые здания были построены по проектам, разработанным ведущими иностранными и немецкими архитекторами для берлинской выставки Интербау 1957 года (илл. 334).

Носителями современной архитектуры в Германии являются главным образом архитекторы, умеющие сочетать свой собственный опыт с традициями, сложившимися до 1933 года. Сильные влияния, иду­щие из Швейцарии, скандинавских стран и особенно из США, ускорили ее развитие. Наиболее плодотворными были достижения в области школьного строительства, где получили признание архитекторы Гюнтер Вильгельм, Пауль Зейтц, Ф.-В. Кремер и Иоханнес Кран (илл. 337—339). В промышленном строи­тельстве выделяется здание текстильной фабрики (илл. 342), построенное в Блумберге архитектором Эгоном Эйерманом, одним из видных представите­лей послевоенной немецкой архитектуры, находившимся под сильным влия­нием Мис ван дер Роэ. Строгостью и простотой своей архитектуры он резко отличается от Ганса Шаруна, которому только теперь представилась возмож­ность осуществить в крупных объектах свои полные фантазии пространствен­ные представления.

В своем проекте Берлинской филармонии (1957) Шарун помещает оркестр, окруженный рядами слушателей, в асимметрично сдвину­тый по отношению к середине центр зала (илл. 336).

Немецкая архитектура наших дней характеризуется широким распростра­нением современных принципов формообразования. Надо признать, что та­кие образцовые решения, как Иллинойсский технологический институт в Чи­каго или Левер Хауз в Нью-Йорке, еще не созданы; тем не менее немецкая архитектура находится на относительно высоком уровне. В то же время бы­строта, с которой современная архитектура снова добилась признания, несет с собой и опасность слишком ревностного подражания модным формам.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных