Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОСТОИНСТВО СКРОМНОГО ТРУЖЕНИКА




Пророк учил, что в исламе нет места проявле­нию высокомерия и чванства. Нет никакого бесчес­тия и унижения в выполнении какой-либо скром­ной работы или работы, на которую «поглядывают свысока» благополучно устроившиеся в этой жизни люди. Напротив, постыдным считается зависеть от чужих подачек, будучи вполне способным самому зарабатывать себе на жизнь. Обществу требуются не только профессора, но и сборщики мусора. Никому не следует рассматривать какую-нибудь по­лезную деятельность как недостойную человека, и ислам придал достоинство многим профессиям, рас­сматривавшимся прежде как низкие и позорные. Скромный уборщик столь же ценен и любезен Ал­лаху, как и управляющий финансовой империей. В расчет берутся только честность и достоинство ра­ботника, проявляемые им в выполнении возложен­ных на него обязанностей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мусульманская экономика рассматривает опре­деленные виды деятельности и занятости как край­не необходимые для общества. Такие приоритетные формы экономической деятельности называются фард кифийа, или «коллективная ответствен­ность». Мусульманское общество прилагает все уси­лия по обеспечению себя специалистами различных отраслей гуманитарных и естественных наук, уп­равления и социального обеспечения, легкой и тя­желой промышленности, сельского хозяйства и ме­дицины. Все продуктивные ресурсы следует ис­пользовать с наиболее полной отдачей, и ничто не должно пребывать в запустении и небрежении, будь то невостребованная человеческая сила, пусту­ющие земли или же водные и минеральные запасы.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОПОЛУЧАТЕЛЯ

Работополучатели наделены особыми обязаннос­тями по отношению к своим работодателям, как и к тем, кого они поддерживают и содержат, а посе­му им не следует приписывать себе лишние часы при повременной оплате труда, проявлять леность и поощрять любую деятельность на рабочем месте, в результате которой обманутым (тем или иным способом) оказывается работодатель.

Им не следует безответственно транжирить день­ги или тратить их на бесполезные и ненужные вещи. Экстравагантность и мотовство весьма пори­цаются исламом.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ СЛУЖАЩИМ И РАБОЧИМ

Работодатель должен честно и справедливо обра­щаться со своими рабочими и достойно, без малей­ших задержек оплачивать их труд. «Отдай работнику плату его до того, как вы­сохнет на нем пот от трудов его» (Ибн Маджа).

Рабочие места должны быть оборудованы с уче­том техники безопасности, и рабочих нельзя застав­лять работать неучтенное время или доводить их до изнеможения работой в ужасающих условиях, не предоставляя им никакого отдыха.

«Хозяин не должен требовать от работника выполнения невыполнимого. Если требования хозя­ина являются все же необходимыми, то хозяин должен сам прежде всего протянуть руку помощи своему работнику» (Бухари).

РИБА - РОСТОВЩИЧЕСТВО

Заем денег в рост, известный как риба, считается гнусной оборотистостью с целью наживы на чужих нуждах и страданиях и абсолютно запрещен Кора­ном. Взимание процентов делает богатых людей еще богаче, а бедных — еще беднее и зависимее, окончательно запутывая их хитросплетениями дол­говых обязательств. Поэтому мусульманское обще­ство создает свои исламские банки, которыми раз­работаны честные пути применения денежных вкладов, безо всякой выдачи или взимания процен­тов по ним, в полном согласии с подробнейшими законами шариата.

«Но Бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил. Тот, к кому придет это наставление, и он будет воздержан, тому будет за то снисхожде­ние: деятельность его пред Богом. А те, которые обратятся к прежнему, — те будут страдальца­ми в огне, в нем они останутся вечно» (Коран, сура 2:276).

«Да будет проклят тот, кто попуститель­ствует ростовщичеству, и тот, кто платит лихву, и тот, кто свидетельствует этому, и тот, кто записывает это» (Абу Дауд).

Риба означает всякую неправедную' прибыль в торговых делах и, обладая большим спектром зна­чений, не ограничивается простым банковским вкладом в расчете на дивиденды. В исламе для того, чтобы прослыть добропорядочным, к деньгам нужно относиться как к средству, а не как к това­ру, в противном случае собственники больших де­нежных сумм могут получить неправедное преиму­щество над промышленниками и торговцами. Они могут подождать до тех пор, пока товар упадет в цене (например, какой-нибудь сельскохозяйствен­ный продукт или другой скоропортящийся товар), и вынудить торговцев к распродаже по бросовым ценам; с тем же успехом они могут скупать различ­ный товар и хранить его до тех пор, пока он не повысится в цене. Подобные практики запрещены в исламе; капитал должен быть в обращении и не накапливаться тайно для личных нужд немногих избранных. Чтобы окончательно урегулировать эту проблему, исламские правительства взимают на­лог со всех денег, не введенных в обращение, а вкладчики могут рассчитывать на получение при­были лишь в том случае, если они ясно осознают весьма нередкую вероятность полной потери всех их денег.

сексуальная ЖИЗНЬ

Сексуальная жизнь считается в исламе даром Аллаха, который предоставляет человеческому су­ществу предварительную, хотя и малую возмож­ность испытать вожделенную благодать Рая. Она является основной и фундаментальной потребнос­тью человеческого бытия. В поисках сексуального удовлетворения люди могут одарить друг друга ве­личайшей радостью и счастьем, однако оно же мо­жет обречь людей на величайшее отчаяние и боль.

БЕЗБРАЧИЕ

Памятуя о том, что сексуальная жизнь — творе­ние и дар Аллаха, мусульмане не считают ее чем-то гадким и нечистым, требующим незамедлительного запрещения и подавления. Люди, принявшие на себя обет безбрачия в религиозных целях, не заслу­живают одобрения в исламе; то, что может оказать­ся на первый взгляд всего лишь проявлением не­благодарности по отношению к Аллаху, в дальней­шем может привести к возникновению опасной для общества, обуянной страхами, извращенной лично­сти.

«Сайд ибн Абу Ваккас сообщил нам, что когда Осман ибн Мазун решил жить в безбрачии, то Посланник Аллаха (да пребудет с Ним мир) вос­препятствовал ему» (Муслим).

С другой стороны, удовлетворение сексуальных желаний без нравственных соображений также рас­сматривается как злоупотребление замыслом Алла­ха. Ислам не препятствует удовлетворению сексу­альных желаний, требуя в то же время, чтобы че­ловеческая личность и интересы семьи были защи­щены от опасных последствий.

ОПАСНОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ

Ислам не только запрещает добрачную сексуаль­ную жизнь, но и не поощряет всякого рода совмес­тные времяпрепровождения взрослых людей обоего пола, не состоящих в родстве друг с другом и не связанных брачными узами, надеясь таким спосо­бом предостеречь их от искушения.

«Да непозволительно мужчине уединяться с женщиной, не принадлежащей ему по закону, ибо в противном случае третьим с ними будет сатана» (Тирмизи).

Пророк знал, что для мужчин достаточно всего лишь увидеть женщину, чтобы испытать физичес­кое возбуждение: поэтому Аллах потребовал, чтобы мужчины и женщины не искали уединения друг с другом, чтобы не искушали они друг друга соблаз­нительными одеждами, словами или взглядами; а если человеку вне дома доведется испытать сексу­альное влечение к иной женщине помимо жены его, то он должен

«...немедленно отправиться к жене своей и воз­лечь с нею, ибо только это способно угасить пыл чувства его» (Муслим, Абу Дауд).

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

«Смотрите, вы одни из миров ложитесь с муж­чинами и оставляете ваших супруг, которых со­творил для вас Господь ваш» (Коран, сура 26:165).

В дополнение к кораническому запрету гомосек­суализма Пророк также предостерег верующих от скрытой опасности ношения мужчинами женских одежд, а женщинами — мужских и напомнил о том, что никому не следует подражать манерам речи, движения и поведения, присущим противопо­ложному полу.

БРАЧНОЕ ЛОЖЕ

Пророк сказал:

«Возлежание с собственной своей женой есть садака (искреннее деяние)» (Абу Дауд).

Пророк также сказал:

«Жена и муж, делящие брачное ложе, достойны восхваления и благословения Аллаха; однако по­грязших в недозволенных удовольствиях ожидает хула и наказание» (Муслим).

Люди, читающие хадисы, весьма часто удивля­ются, обнаружив, что Пророк отнюдь не стеснялся говорить об интимном. Он часто отвечал на вопро­сы самого интимного и тонкого свойства, давал людям советы по всему спектру в высочайшей сте­пени личных проблем, начиная с менструации и заканчивая половым бессилием. Его совет всегда был доброжелательным и исчерпывающим, основы­ваясь на желании всемерного угождения Аллаху во все мгновения жизни, включая и должное исполне­ние супружеских обязанностей.

Мусульманам запрещена сексуальная жизнь вне брака, и поэтому оба супруга должны любить друг друга, уважать и удовлетворять желания своего брачного партнера. Если кто-то из супругов пренеб­регает брачным долгом, то это может причинить страдания, вызвать подавленность и привести к разрыву брачных уз.

Пророк был весьма осведомлен о мужском само­любии, широко распространенном в те времена. Он всячески и неоднократно призывал своих последо­вателей оказывать заботу, уважение и ласку своим женам. Им вменялось в обязанность не забывать о равноправии в интимных отношениях и не бросать­ся на своих жен, как на военную добычу, в удов­летворении лишь собственных желаний, обрекая жен на досаду и разочарование.

«Мужу, прежде своих желаний, следует удов­летворить желания жены» (Алъ-Газали).

От жены ожидается покорность воле мужа и со­вершенная готовность к удовлетворению всех его нужд. Если же один из супругов отказывает в чем-то другому, то, по словам Пророка, «не наступит и утро, как ангелы проклянут такого человека».

«Клянусь Тем, в Чьих руках находится моя жизнь, что, если муж призывает на брачное ложе жену свою и она не отвечает ему согласием, тогда пусть Тот, Кто является Властелином Небес, проклянет ее и не простит до тех пор, пока не удовлетворит она желание мужа своего» (Мус­лим).

В браке, заключенном по исламским законам, ни один из супругов не должен принуждаться к совершению неких действий, ему противных, неже­лательных или болезненных. Злонамеренное наси­лие в браке совершенно исключено.

СКРОМНОСТЬ

Пророк настоятельно требовал тщательного со­блюдения тайны супружеских отношений, особенно оговаривая, что интимные подробности, которые могут ранить или же оскорбить подразумеваемую особу, ни в коем случае не должны быть раскрыва­емы посторонним людям.

«Самый злокозненный из людей тот, кто, воз­лежав с женой своей, открыто затем пренебрега­ет тайной брачного ложа» (Муслим и Абу Дауд).

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Мусульмане справедливо полагают, что сведения и наставления, получаемые от посторонних людей, нравственность которых им неведома, не всегда добротны и достоверны, и поэтому они весьма усер­дно сопротивляются введению в школах всяческих программ по половому воспитанию.

Как бы то ни было, супруги обязаны сделать свой брак по возможности счастливым и потому, невзирая на то, что мусульманская молодежь не подвергается распространенным ныне на Западе сексуальным экспериментам, они все же должны знать способы сексуального удовлетворения своих брачных партнеров и стараться проделывать это с тем же исламским усердием, с которым они служат Аллаху и в других областях жизнедеятельности.

ПРАВА ЖЕНЩИН

Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанно­сти, и судимы они будут по одним и тем же крите­риям.

«Истинно, покорный и покорная Богу, верую­щий и верующая, благочестивый и благочестивая, верный и верная, терпеливый и терпеливая, крот­кий и кроткая, подающий милостыню и подающая милостыню, постник и постница, воздержанный и воздержанная в половых наклонностях, часто вспоминающий и вспоминающая Бога получат приготовленную им Богом милость и великую на­граду» (Коран, сура 33:35).

Этот айат был послан Аллахом в ответ на воп­рос жены Мухаммада Умм Саламы, которая спро­сила однажды у Пророка о том, почему в Коранических Откровениях никогда особо не упоминаются женщины. Мусульманская доктрина отнюдь не считает женщин существами низшего сорта и спра­ведливо напоминает о том, что они изначально были сотворены из той же самой единой души (см. Коран, суру 4:1). Мусульманским женщинам не только гарантированы исламом равные права с мужчинами, но на них возложены еще и равные с мужчинами обязанности.

Мусульманские женщины не рассматривают до­машнюю работу как нечто второстепенное и мало­значимое, будучи абсолютно уверенными в ее жиз­ненной необходимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. Учить­ся — святая обязанность каждого мусульманина.

МУЖСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО

Ислам предоставляет мужчинам право «превос­ходства» над женщинами только лишь в определен­ных, весьма ограниченных аспектах. Мужчины превосходят женщин «степенью своего достоин­ства» (Коран, сура 2:228), когда речь идет, напри­мер, о содержании семьи или расторжении брака. Таковое превосходство объясняется в первую оче­редь тем, что в основном на мужчин была возложе­на обязанность по содержанию семьи и ответствен­ность за ее благосостояние.

Бракоразводные соглашения и законы о наследо­вании имущества во многих исламских странах приняты с учетом финансовой, материальной ответ­ственности мужчин. Тем не менее именно ислам впервые и весьма недвусмысленно объявил не толь­ко о правах женщин, но и о правах девочек-сирот, которых прежде считали чуть ли не собственностью и нещадно эксплуатировали в замужестве.

ЖЕНЩИНЫ И ТРУД

Ислам не возбраняет женщинам работать вне дома, учитывая, конечно, что эта работа вполне совместима с исламскими принципами и не угрожает целостности и благополучию семьи. Мусульманс­ким женщинам, желающим посвятить себя другим занятиям, так же как и немусульманкам, позволе­но нанимать домашнюю прислугу, однако многие мусульманки этого не делают и не хотят доверять воспитание своих детей чужим людям.

Мусульманки имеют право на обеспеченную жизнь, и никому из мужей не дозволено принуж­дать их к зарабатыванию денег. Однако вместе с тем никто не имеет права запретить женщине рабо­тать, если она того желает, при условии, конечно, что эта работа приемлемая и достойная. Первая жена Пророка Хадиджа была очень удачливой в торговых делах женщиной, и Мухаммад, прежде чем жениться на ней, выполнял ее поручения, свя­занные с торговой деятельностью.

Даже если жена окажется богаче своего мужа, он тем не менее все равно обязан содержать ее и не рассчитывать на помощь с ее стороны.

 

ЗАТВОРНИЧЕСТВО ЖЕНЩИН

Пурда, или затворничество женщин, широко практиковалась аристократией Индии, Персии, Ви­зантии и некоторых других стран, не желавших предоставлять женщинам равные права с мужчина­ми. Такая практика не имеет ничего общего с исла­мом, являясь по существу аспектом культуры, хотя в наши дни она сохранилась в основном именно в мусульманских обществах.

Пурда означает «совершенное отделение мужчин от женщин», и во многих мусульманских обще­ствах женщинам предоставляется определенная часть дома (или даже палатки) и они могут пользо­ваться также отдельным входом. Большинство ме­четей имеют отдельные входы для мужчин и жен­щин, и хотя женщины молятся отдельно от муж­чин, после совершения молитвы они обычно присо­единяются к своим родственникам-мужчинам.

Мусульманок не принуждают скрываться все время от посторонних взглядов, хотя во многих странах исламские женщины чуждаются незнако­мых людей. Во времена Пророка женщины регу­лярно посещали мечети и молились вместе с муж­чинами, несмотря на многочисленные попытки мужчин воспрепятствовать этому. Жена Пророка Айша говорила:

«Я усердно посещала мечеть и совершала мо­литву вместе с Посланником Аллаха (да пребу­дет с Ним мир); и находилась я в ряду женщин неподалеку от того места, где молились мужчи­ны» (Муслим).

В современном мире мусульманских женщин можно увидеть повсюду, в любой стране, с любой культурой, но одеты они всегда будут весьма и весьма скромно.

Ношение в обществе покрывала, полностью скры­вающего всю фигуру, является в некотором смысле полу затворничеством. Когда мусульманка не желает общаться с посторонними, она облачается в чадру, которая сообщает ей полнейшую анонимность и не­прикосновенное уединение. Люди не должны беспо­коить женщин в состоянии пурда, пытаясь загово­рить или пофлиртовать. Как только женщины чув­ствуют себя в безопасности, оказавшись дома, чер­ные покрывала снимаются.

В некоторых уголках мира многие женщины, даже не будучи мусульманками, скрывают свои лица от посторонних, однако благочестивая мусуль­манка, не укрывшаяся чадрой, выглядит очень странно, подозрительно и вызывающе.

Легкое мусульманское покрывало, называемое хиджаб, ни в чем не стесняет женщину и в то же время предохраняет нарочитой своей скромностью от мирского искуса и соблазнов.

Экстремистская точка зрения на затворничество женщин отнюдь не соответствует Сунне Пророка и, вероятнее всего, возникла из узкой и надуманной интерпретации следующих айатов, особо обращен­ных к женам Пророка:

«Жены Пророка! Вы — не то, что все другие жены; если вы богобоязливы, то не будьте слиш­ком ласковы в словах ваших, чтобы в том, у кого в сердце есть болезнь, не было желания на вас; говорите разговором хорошим. Постоянно будьте в своих домах; не хвастайтесь пред други­ми своими нарядами, как хвастались в прежние времена неведения; совершайте молитву, давай­те очистительную с имущества милостыню; по­винуйтесь Богу и посланнику Его» (Коран, сура 33:32, 33).

ИСТИННЫЕ МОТИВЫ

Женские стандарты поведения и одеяния никог­да не определяются давлением со стороны, ибо прежде всего сама женщина желает угодить Алла­ху и подчиниться Ему даже в том, что касается одежды. И неудивительно, что в некоторых ислам­ских странах мусульманские женщины настойчиво облачаются в хиджаб, невзирая на возражения сво­их мужей и снисходительность светского прави­тельства.

ПУРДА

Многие мужчины-мусульмане Азии и Аравии не могут позволить своим женщинам выходить за пре­делы дома; правда, подобная практика мало-помалу исчезает, так как практически повсюду мусульман­ские женщины получают образование и устраива­ются на работу.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕНЩИН

Пророк всегда был внимателен к несчастным женщинам, изнемогавшим от непосильных трудов, и следующим образом прокомментировал учиняе­мую над ними несправедливость:

«Аллах, без сомнения, не оставит безнаказан­ным ни малейшего греха, и в Судный день даже обида, причиненная мужчиной женщине, подлежит ответу!» (Муслим).

Любая женщина, работающая ради увеличения семейного дохода, должна обладать теми же права­ми, что и мужчина, и должна быть полностью из­бавлена от разного рода унижений и домогательств (особенно сексуальных). Ношение хиджаба в обще­стве, включая и рабочее место, способно охладить любовный пыл невоздержанных мужчин.

Женщина также обладает правом на достойную оплату и условия труда. Если так называемый ра­ботодатель-мусульманин использует женщин в ка­честве рабской силы, это наглое нарушение всех исламских принципов, и безусловно, такой человек рано или поздно будет призван к ответу за свои неправедные действия.

ПРАВО НА ЗАЩИТУ И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО

Ислам отлично осведомлен о физическом различив между полами; он не допускает и мысли о том, что мужчины и женщины — «одно и то же». Мужчинам следует быть снисходительными и всячески утешать и защищать женщин, ведь им приходится переносить менструацию, беременность, роды и последующее кормление младенцев. Мужчины от всего этого осво­бождены и обычно не столь привлекательны, чтобы подвергаться сексуальным домогательствам и всяко­го рода соблазнительным предложениям, отказав­шись от которых можно потерять работу.

Мусульманка обладает правом на заботу и опеку во время физических недомоганий и слабости.

«Мужья стоят выше жен, потому что Бог дал первым преимущество над вторыми... Добрые из прежде всего сама женщина желает угодить Алла­ху и подчиниться Ему даже в том, что касается одежды. И неудивительно, что в некоторых ислам­ских странах мусульманские женщины настойчиво облачаются в хиджаб, невзирая на возражения сво­их мужей и снисходительность светского прави­тельства.

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ

Во многих странах с разным культурным насле­дием женщины подвергались и до сих пор подвер­гаются всякого рода надругательствам со стороны шовинистически настроенных мужчин; в некото­рых таких странах в качестве основной религии возобладал ислам, однако принципы ислама не смогли еще полностью заменить врожденный муж­ской шовинизм. И вряд ли благоразумно при таких обстоятельствах возводить хулу на ислам за угнете­ние женщин, когда сам Аллах (через Коран) и Про­рок столь усердно пытались убедить мужчин, что надругательства и насилие над женщинами — не­праведное, весьма опасное заблуждение.

НАРКОТИКИ, АЛКОГОЛЬ И ТАБАК

Всякое одурманивающее средство называется по-арабски хамр и полностью запрещено мусульма­нам.

«Аллах проклял хамр и тех, кто производит его. и тех, для кого он производится, и тех, кто упот ребляет его, и тех, кто подает его, и тех, кто но сит его, и тех, кому его приносят, и тех, кто про­дает его, и тех, кто покупает его» (Тирмизи).

Мусульмане не могут войти в состояние вуду, находясь под воздействием наркотика или алкого­ля, а также пребывая в полубесчувственном состоя­нии и рассеянии ума; слово «хамара» означает «скрытый», «покрытый» или «укрытый».

«Всякое одурманивающее средство — хамр, и всякое одурманивающее средство запретно» (Мус­лим).

АЛКОГОЛЬ

Во времена Пророка алкоголь потреблялся в ог­ромных количествах и антисоциальные последствия пьянства были весьма хорошо известны. До­вольно забавно, что запрет на употребление алкого­ля накладывался Аллахом, сведущим в человечес­кой слабости, постепенно, на протяжении очень долгого периода времени.

Сначала было объявлено, что от хамра исходит и добро, и зло; и снадобье, и яд можно в действитель­ности приготовить из одних и тех же плодов, на­пример из фиников:

«Из плодов пальм и виноградных лоз вы. доста­ете себе упоительную влагу и прекрасную пищу: в этом знамение для людей рассудительных» (Ко­ран, сура 16:69).

Вторым откровением было объявлено, что вред, наносимый хамром, перевешивает получаемое от него добро, однако полностью он еще не запрещает­ся. Людям предоставляется право выбора по своему личному разумению:

«Спрашивают тебя о вине и об игре в жеребьи. Скажи: от обоих их людям есть великий вред, хотя есть и польза; но вред от них больше пользы» (Коран, сура 2:216).

Затем было объявлено, что мусульманам не сле­дует одурманиваться хамром перед совершением молитвы:

«Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны так, что не понимаете того, что гово­рите» (Коран, сура 4:46).

И наконец, было объявлено о полном запрете на хамр:

«Верующие! Вино, игра в жеребьи, кумиры, стрелованье, гнусны — дело сатаны; поэтому устраняйтесь от этого: может быть, будете счастливы. Сатана хочет только того, чтобы вином и игрою в жеребьи поднять между вами вражду и ненависть, отклонить от воспомина­ния о Боге и от молитвы» (Коран, сура 5:92, 93).

(Если вы обратите внимание на ссылки, то уви­дите, что айаты. расположены в Коране не в хроно­логическом порядке, а в таком, в котором их полу­чал Пророк на протяжении всей жизни, вплоть до того, как Ему был открыт весь Коран.)

ПОСЛЕДСТВИЯ СУХОГО ЗАКОНА

Как только вести об этом откровении начали стре­мительно распространяться, мусульмане стали из­бавляться от запасов алкоголя. С тех пор все мусуль­мане строго воздерживаются от употребления вина.

Само собой разумеется, что в мире существует большое количество слабовольных мусульман, ко­торые не отказываются от винопития, утверждая, что умеренное потребление алкоголя — безвредно. Однако на самом деле такая снисходительность аб­солютно недопустима и является прямым наруше­нием заповеди Аллаха.

«Если нечто одурманивает в большом количе­стве, то и малая доля этого запретна (харам)» (Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи).

Кораном не предусмотрены какие-либо наказа­ния за винопитие, но за оскорбления и ругань по­лагается телесное наказание, а так как потребление алкоголя часто делает людей задиристыми и бранчливыми, то к таковым людям, находящимся в со­стоянии алкогольного опьянения, иногда применя­ют наказание в виде порки за явно антисоциальное и оскорбительное поведение. По шариатскому зако­ну считается непозволительным следить за людьми, заглядывать в их жилища и ловить на чем-то по­стыдном, однако всякое явное и засвидетельство­ванное антиобщественное, несущее в себе угрозу и представляющее собой опасность поведение, выз­ванное излишним употреблением алкоголя, будет, безусловно, наказано.

Перестает ли быть верующим мусульманин, предающийся винопитию? Тот, кто придерживается исламских принципов, вероятно, скажет, что человек, совершающий воровство и другие пре­ступления, не может считаться истинным верую­щим, и, следуя методу аналогии, то же самое можно сказать о человеке, пристрастившемся к винопитию.

АЛКОГОЛЬ В МЕДИЦИНЕ

Пророк не одобрял использования алкоголя в лечебных целях, сколь бы ни были они насущны и необходимы:

«Алкоголь — не лекарство, но болезнь» (Муслим, Тирмизи).

«Аллах ниспослал болезнь и исцеление, и от каждой болезни есть исцеление. А посему — прини­майте лекарство, но воздержитесь от использова­ния в качестве снадобья того, что является зап­ретным (харам)» (Абу Дауд).

Перед принятием любого лекарства мусульманам следует посоветоваться с фармацевтом, и если в со­став какого-либо снадобья входит алкоголь — требо­вать другое, равное по воздействию снадобье, если таковое, конечно же, имеется. Ежели замены не су­ществует, то допускается использование лекарства, содержащего алкоголь, ибо в определенных тяже­лых случаях то, что было прежде харам — запрет­ным, может стать халал — разрешенным.

НАРКОТИКИ

Растительный мир изобилует веществами, силь­но воздействующими на тело и разум человека. А в наши дни и медицинская промышленность присту­пила к искусственному созданию и массовому про­изводству таких веществ с подобным же воздей­ствием. Использование этих веществ с целью пре­дупреждения или излечения болезни исламом не воспрещается.

Однако многие наркотики, например марихуана, кокаин, опиум, никотин и т. д., являясь мощными интоксикантами с пагубным воздействием на чело­веческий мозг, классифицируются исламом как хамр. Ими часто злоупотребляют, нанося непопра­вимый вред организму, что совершенно не соответ­ствует духу ислама.

«Грешные люди курят гашиш, ибо он, подобно вину, приводит их в состояние безудержного весе­лья и доставляет им наслаждение... однако вслед за этим они впадают в тупость и оцепенение... действие гашиша пагубно отражается на здоровье и нравственности, возбуждает похоть и ведет в дальнейшем к постыдному разврату» (шейх ибн Таймийа).

Наркотики используют для того, чтобы избежать боли и жизненных неприятностей, или для того, чтобы погрузиться в мир причудливых сказочных переживаний и искусственно вызванной эйфории. Тот, кто начал употреблять наркотики из простого любопытства, очень скоро может оказаться на самом дне общества, во власти преступлений, физических недомоганий и нравственной распущенности.

Общемусульманский довод, выдвигаемый против злоупотребления наркотиками и алкоголем, осно­вывается на том, что единственно Аллаху принад­лежат наши тела, а поэтому все вещества, причиня­ющие им вред и зло, являются запретными, харам.

КУРЕНИЕ

Курение не объявлено запретным (харам) в ис­ламе, и количество пристрастившихся к табаку мусульман исчисляется миллионами. Однако совер­шенно очевидно, что если неукоснительно следо­вать принципу непричинения вреда самому себе или остальным людям, то курение невозможно одобрить и признать как занятие, достойное му сульманина. Некурильщики имеют право дышать чистым, свежим, ничем не загрязняемым возду­хом. Мусульманам-курильщикам следует быть весьма осторожными и умеренными, стараясь не причинить вреда чужому имуществу; им необходи­мо также воздерживаться от подачи дурного приме­ра молодежи и насмешек над теми, кто уже рас­стался с этой пагубной привычкой.

ЕДИНСТВО И ДРУЖБА

Всемирная община мусульман известна как умма. Она охватывает собой практически все стра­ны и этнические группы нашей планеты. Верую­щие, проживающие в той или иной стране и при­надлежащие к той или иной этнической группе, объединены в местные мусульманские общины — умму, которые совокупно образуют всемирную Му­сульманскую общину, единую в исповедании веры, в разделении основных ценностей, в клятвенной приверженности воле Аллаха и в послушании Про­року. Мусульмане, путешествующие по всему миру, довольно легко вступают в общение с другими му­сульманами, даже не понимая их языка.

Молитвы на арабском языке, обращенность (киб-ла) в сторону Мекки также способны возжечь дух единства среди мусульман всего мира. Мусульмане всегда помнят о том, что исламская вера — вера всемирная и ниспослана во благо всем людям.

Никто из людей не должен почитать себя лучше или выше остальных, все люди равны, независимо от веры, языка, цвета кожи и т. д.

Пророк, повинуясь воле Аллаха, сказал в нис­посланном Ему откровении:

«...люди! Я ко всем вам посланник Бога» (Коран, сура 7:157).

МУСУЛЬМАНСКОЕ ЕДИНСТВО

Наивысшим помыслом Пророка было создание общины истинно верующих; в единой семье ислама все люди стали друг другу братьями. Каждый стал частью целого, ценящего и уважающего свободу личности. Верующим, объединенным в общину, предстоит любить друг друга, поддерживать друг друга и заботиться друг о друге во время тяжких испытаний.

«Если заболевает какая-либо часть тела, то все тело испытывает на себе эту боль и всеми силами старается облегчить ее» (Муслим).

«Верующие подобны, частям здания. Одна часть поддерживает другую» (Муслим).

Немусульмане часто не могут понять, почему мусульмане, живущие в одной стране, столь страс­тно и близко принимают к сердцу ту несправедли­вость, которой, по их личному мнению, подверга­ются мусульмане, живущие в других странах; им неподвластно понимание всей сути глубоких чувств, которые испытывают друг к другу мусуль­мане, объединенные в умму, как неведомы им и причины, побуждающие мусульман к оказанию друг другу всесторонней помощи.

МУСУЛЬМАНСКАЯ РОЗНЬ

К великому сожалению, и всеобщая семья исла­ма вынуждена страдать от различного рода внут­ренних разногласий, соперничества, ревности и национализма. Слишком много противоречий раз­деляет ныне мусульман разных стран и культур,

однако в этом повинен не ислам. Причина суще­ствующей розни, вероятнее всего, как раз в несо­вершенном или же неаккуратном понимании исла­ма. Еще при жизни Пророк сожалел об инстинкте размежевания, нарушавшем покой и согласие в Его собственной общине верующих.

Аллах заповедал:

«Истинно, верующие — братья друг другу: по­тому примиряйте между собою братьев ваших. Бойтесь Бога, может быть. Он умилосердится к вам» (Коран, сура 49:10).

Пророк пояснил:

«Дьявол — враг человечеству, он хватает вся­кого, кто пребывает в одиночестве; всякого, кто отбивается от общины; всякого, кто блуждает. А посему — избегайте окольных путей и придержи­вайтесь прямого пути — пути общины!» (Ахмад).

Пророку ненавистны были раскольничество и дух избранничества; Он не одобрял обуянных жаж­дой соперничества экстремистов, сеющих повсюду семена раздора, вражды и неприятия. Совершенно очевидно, что многие мусульмане довольно далеки от идеала, однако исламская умма и есть тот идеал, к которому все они стремятся.

ДРУЖБА

Мусульманам не нужно отрешаться от мира в поисках «религиозной чистоты». Они — часть мира и должны жить в согласии со своей верой в окру­жении себе подобных, близких по духу людей. На­чало этому положил Пророк, живя в окружении Своих последователей и личным Своим примером показывая им возможность достойной и праведной жизни. Ислам не одобряет монашества и призывает людей к общению между собой и сотрудничеству. Дружба — весьма ценное качество в жизни каждо­го человека, в высшей степени способное благодат но повлиять на формирование индивидуального ха­рактера и ума. И поэтому мусульмане очень серьез­но относятся к выбору друзей, полагая, что проде­лывать это следует взвешенно и мудро.

«Человек всегда склонен следовать вере друга своего, а потому проявляйте осмотрительность в выборе друзей» (Ахмад и Абу Дауд).

КОГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ?

Дружба, основанная на любви к Аллаху и при­верженности к вере, мусульманами считается бла­гословенной. С другой стороны, мусульман предос­терегают от вступления в излишне дружеские отно­шения с людьми, которые могут так или иначе со­вратить Их с пути ислама.

«В этот день злочестивый будет кусать себе руки; он скажет: О, если бы я держался пути вме­сте с сим посланником! Горе мне! О, если бы я не держал того-то другом себе! Он уклонил меня от этого учения после того, как оно пришло ко мне» (Коран, сура 25:29—31).

Мусульмане очень серьезно относятся к своей религии и по возможности стараются избегать лю­дей, которые позволяют себе насмехаться над ве­рой, принижать ее значение либо же откровенно отрицать ценность ее существования.

«Оставь тех, которые вероустав свой принима­ют за игру, за потеху: их обольстила настоящая жизнь. Им*

(* Кораном) вразуми их, что душа погибнет от того, что усвоила она себе» (Коран, сура 6:69).

НАДЕЖНАЯ ДРУЖБА

Надежный друг — чудесный дар Бога, сокрови­ще, достойное всяческого охранения. Мусульмане прилагают всевозможные усилия, стараясь стать надежными и преданными друзьями тем, кто этого достоин. Хорошая дружба всегда бескорыстна и уважительна. Мусульман побуждают проявлять ис­креннюю заботу о своих друзьях, не покидать их на долгое время и оказывать им помощь в бедстви­ях и нужде.

Мусульманам следует также воздерживаться от сплетен, клеветы, обидных шуток, нелицеприят­ных замечаний, чванства и порицаний.

«Остерегайтесь подозрений, ибо подозрение — великая ложь. Не ищите прегрешений друг в друге, не следите друг за другом, не желайте себе чужого добра, не завидуйте, не поощряйте злорадство, не потакайте равнодушию; не отворачивайтесь друг от друга, будьте служителями Аллаха и братья­ми друг другу, как и заповедано вам» (Муслим, Малик).

Люди, последовательно исповедующие и прояв­ляющие дружественность, терпимость, бескорыстие и радушие по отношению друг к другу, безусловно преисполнены решимости претворить в действие волю Аллаха.

«Не разрывайте родственных уз, не носите в себе вражды друг против друга, не питайте от­вращения друг к другу и не завидуйте один друго­му. Живите как братья, как Аллах заповедал вам» (Муслим).

«ЗЕЛЕНЫЙ» ИСЛАМ

«Весь Мир сотворен местом богопочитания — чистым и светлым» (Муслим).

Быть «зеленым» — значит проявлять заботу об окружающей среде, о мире, в котором мы живем, — как внутреннем, так и внешнем — и, конечно же, о благосостоянии всей планеты.

Эти цели особенно выделяются в исламе, ибо Бог назначил сотворенных Им людей Своими наместни­ками (халифами) на Земле, вменив им в обязан­ность заботиться о ней и разумно использовать ее богатства.

«Он поставил вас обитателями этой Земли...» (Коран, сура 6:165).

После многих столетий пренебрежения и эксплу­атации природы людьми, которые нещадно расхи­щали богатства Земли, видя в ней всего лишь дар­мовой источник для быстрой наживы, ныне стано­вится модным быть «зеленым» и беспокоиться обо всем, что происходит вокруг нас.

Мусульмане должны всесторонне заботиться о планете, не наносить ей ущерба, не загрязнять ее, не разрушать и не расточать понапрасну ее богат­ства. В Судный день всем придется держать ответ за свои действия по отношению к Земле и ее творе­ниям.

ЗАЩИТНИКИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мусульмане должны старательно придерживать­ся экологических принципов, руководствуясь глав­ным образом разумным упорядочиванием всей сво­ей хозяйственной деятельности, стремясь к рачи­тельному использованию природных ресурсов и ра­туя за сохранение чистоты окружающей среды. Пищевые продукты потреблять должно расчетливо и экономно, а промышленные и бытовые отходы следует по возможности быстро и полностью под­вергать вторичной переработке. Необходимо сле­дить за соответствующим расходом энергоресурсов и не допускать небрежного их использования. Не следует потворствовать незаконному истреблению редких и исчезающих видов животных, покупая такие предметы роскоши, как, например, меха или слоновая кость; не следует также покупать какие-либо продукты, испытанные на специально отлов­ленных или выращенных для этой цели животных.

Мусульмане по возможности должны использо­вать органически расщепляемые продукты, предпо­читая, например, очищенный бензин неочищенно­му и моющие средства, которые не содержат доба­вок, вредных для всего окружающего.

«Согласно заповеди Аллаха, тот милосерден, кто, пожелав вкусить плодов земных, сажает и терпеливо взращивает дерево» (Ахмад).

ЖИВОТНЫЕ

Аллахом возлюблено всякое Им созданное тво­рение, поэтому мусульманам следует проявлять милосердие и сострадание к любому живому суще­ству.

«Все творения являются детьми Аллаха, и наи­более любезен Аллаху тот, кто относится к Его детям бережно и ласково» (Байхаки).

Мусульманам запрещено проявлять жестокость или даже пренебрежение к животным, обитающим рядом с ними. Всем домашним животным (будь то комнатные любимцы или же фермерская жив­ность) должны быть предоставлены соответствую­щее питание, убежище и уход.

Тягловых и вьючных животных не следует зас­тавлять тянуть или переносить груз, слишком для них непосильный, а также подвергать их изнури­тельному труду вплоть до появления свежих ссадин и кровоточащих ран — весьма распространенная практика во многих так называемых исламских странах, где истинный ислам, вероятно, еще не ус­воен.

ОХОТА

Ислам отвергает охоту и убийство животных ради забавы и развлечений; только в целях пропи­тания или же другой насущной необходимости раз­решается забрать жизнь животного.

«Если кому-то случится ради забавы убить даже воробья, этот воробей подаст свой голос в Судный день: "О Господи! Этот человек убил меня ни за что! Он убил меня без всякой пользы!"» (ан-Нисай, ибн Хиббан).

Животные, обладающие прирожденным охотни­чьим инстинктом (такие, например, как сокол или собака), не могут быть порицаемы за то, что поло­жено им по естеству, однако умышленная жесто­кость не должна поощряться. Охотничьи животные должны быть хорошо натренированы, послушны и миролюбивы.

Охотничьему оружию надлежит быть исправным и эффективным, чтобы не причинять животному дополнительных страданий, а методы охоты долж­ны быть по возможности гуманными, исключая такие ее виды, как облава с последующим избиени­ем животных дубинками, установка капканов, сил­ков и т. д.

КРОВАВЫЕ ЗАБАВЫ

Всякая забава, связанная с травлей животных, абсолютно запрещена в исламе. Это относится и к собачьим, и к петушиным боям. Всяческая охота на животных ради развлечений также запрещена. В число запретных попадают и такие любимые на Западе развлечения, как охота на лис, травля соба­ками медведей и барсуков и, конечно же, бои бы­ков.

НЕЗАКОННЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Всяческое истребление животных ради простого удовлетворения тщеславия богатых дам абсолютно неприемлемо в исламе. Мусульманин не может примириться с варварским убийством, например, детеныша тюленя или же поголовным истреблени­ем редчайших и красивейших животных ради их меха, рога или клыков.

Как бы то ни было. Пророк не терпел расточи­тельности и весьма поощрял мусульман к наиболее полному использованию кожи, рогов, костей, волос и шкуры убитого или умершего животного.

КОНВЕЙЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Исламом запрещаются неестественные или жес­токие методы ведения сельского хозяйства, лишаю­щие животных всех отпущенных им радостей жиз­ни. Совершенно неприемлемо, например, содержание животных в темных и тесных помещениях и усиленное откармливание живности гормональны­ми препаратами, понуждая ее, вопреки всем при­родным законам, к быстрому росту и набиранию веса.

БОЙНЯ

Забой животных всегда должен осуществляться дозволенным способом — халал, который все му­сульмане считают самым гуманным. Для этого тре­буется очень острый нож и спокойная обстановка, благотворно влияющая на животных. Забой следует производить так, чтобы животные, ждущие своего часа, не видели самого процесса.

«Ибн Аббас сообщил нам, как Пророк, заприме­тив однажды человека, увлеченно оттачивавшего свой нож перед подготовленной к убою овцой, уп­рекнул его и сказал: "Ужели собираешься ты. под­вергнуть ее двум смертям? Почему не наточил ты. свой нож прежде, чем подготовить животное к убою?"» (аль-Хаким).

Непозволительно также отказывать животному, предназначенному на убой, в еде и питье, отговари­ваясь лишь тем, что ему вскоре все равно предсто­ит умереть.

ВИВИСЕКЦИЯ И ОПЫТЫ НА ЖИВОТНЫХ

В исламе запрещены любые опыты на животных, связанные с производством предметов роскоши и уб­лажением непомерного человеческого тщеславия. Мусульманам следует весьма тщательно осведомлять­ся о том, дозволенным ли способом (халал) — безус­ловно, самым гуманным и милосердным — произве­дены те или иные покупаемые ими продукты.

исламская этика.

«Бог не смотрит на ваши тела и внешность; Он взирает на ваши сердца и поступки» (Байхаки).

Цель ислама состоит в сознательном продвиже­нии определенно положительных качеств и умыш­ленном подавлении качеств, определенно отрица­тельных.

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА, ВОСХВАЛЯЕМЫЕ ИСЛАМОМ

Вера

«Поклоняйтесь Богу, как бы видя Его, ибо Он вас видит, даже если вы не видите Его» (Мус­лим).

Справедливость

«Верующие! Будьте стойки в правде, когда бы­ваете свидетелями перед Богом, хотя бы и против себя самих или родителей, или близких родствен­ников, богат ли, или беден кто будет» (Коран, сура 4:134).

Прощение

«Отпускайте грехи ближнему своему и будьте стойки перед недоброжелателем своим; поступай­те справедливо с теми, кто был нечестен и непра­веден с вами; помогайте даже тому, кто не помог вам, когда пребывали вы в крайней нужде, и под­держивайте дружеские отношения с тем, кто не ответил на вашу дружбу» (Бухари).

Сострадание

«Кто не испытывает сострадания к людям... тот не из людей» (Муслим),

Благодеяние

«Крепко держитесь все за вервь Божию и не раз­деляйтесь; помните благодеяние Бога к вам: когда вы. были врагами между собой. Он сдружил сердца ваши, и вы, по благости Его, сделались братьями» (Коран, сура 3:98).

Искренность

«Бог не приемлет веры, доколе не отразится она в соответствующих ей деяниях; также не приемлет Он и деяний ваших, доколе не подчинят­ся они вере вашей» (Муслим).

Правдивость

«Всегда говорите правду, как бы. горька она ни была» (Байхаки).

Великодушие

«Благочестивые же... те, которые... по любви к Нему, питают пищею бедного, сироту, пленника, [говоря]: "Мы питаем вас ради Бога; не требуем от вас ни платы, ни благодарности"» (Коран, сура 76:5, 7—9).

«Неверующий, но великодушный человек любез­нее Богу, нежели верующий скряга» (Тирмизи).

Смирение

«Тот, кто смиряется ради Аллаха, будет воз­вышен Аллахом, ибо, почитая себя низким, такой человек все же велик во мнении людей, но тот, кто обуян гордыней, пристыжен будет Аллахом, ибо, почитая себя великим, такой человек все же низок во мнении людей до такой степени, что даже собака или свинья милее и любезнее, нежели он» (Байхаки).

Терпимость

«В религии нет принуждения» (Коран, сура 2:257).

Скромность

«Скромность и вера неразрывно связаны между собой; без одной нет и другой» (Муслим, Байхаки).

Целомудрие

«Блудник, предающийся блуду, исключается из числа верующих до тех пор, пока не раскается он в постыдных своих прегрешениях» (Ахмад).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных