Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнения для работы с тревожными детьми




 

Упражнение 1. «Царская семья»

Направлено на повышение самооценки. Участники делятся на несколько подгрупп, каждая из которых получает карточку с заданием изобразить «семейный портрет» царской семьи, семьи всемирно известного ученого, миллионера, кинозвезды и т. д. Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен на фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?» Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.

Упражнение 2. «Я – Алла Пугачева»

Направлено на выработку навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствует повышению самооценки.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (известного певца, актрисы, сказочного персонажа, литературного героя и т. д.). Затем он изображает выбранного персонажа вербально или (что сложнее) невербально: произносит какую‑либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя. Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». По окончании упражнения проводится его обсуждение: каждый участник вербализует чувства, которые возникли у него во время самоотождествления с выбранным персонажем.

Упражнение 3. «Похвалилки»

Направлено на повышение самооценки ребенка, осознание его значимости в коллективе.

Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое‑либо одобряемое окружающими действие, которое ребенок должен «озвучить», начав словами «Однажды я…». Например: «Однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2–3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу коротко рассказывает о том, как здорово он однажды выполнил действие или совершил поступок, указанный в его карточке (разумеется, рассказ может быть и выдуманным). После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый человек обладает какими‑либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Упражнение 4. «За что меня любит мама»

Направлено на повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Желательно, чтобы после этого один из детей согласился повторить, за что мама любит каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. Целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, сказанное ими, запомнили другие дети. Обычно в процессе обсуждения дети сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Упражнение 5. «Недотроги»

Направлено на повышение самооценки ребенка, развитие эмпатии.

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое‑нибудь (обязательно положительное!) качество. Каждый ребенок получает 5–8 карточек. По сигналу взрослого дети стараются при помощи скотча, прищепок и т. д. закрепить на спинах товарищей все карточки. По следующему сигналу дети прекращают игру и с нетерпением снимают со спины свою «добычу». На первых порах не у всех играющих оказывается много карточек, но после нескольких повторений игры и обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения следует спросить у детей, приятно ли получать карточки и что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда взрослый может обратить внимание группы на тех детей, которые получили мало карточек или совсем не получили их. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получать подарки. Чаще всего при многократном проведении игры «отверженных» детей не остается.

Упражнение 6. «Скульптура»

Направлено на развитие умения владеть мышцами лица и тела, снижение мышечного напряжения.

Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. В начале тренинга темы для скульптур обычно предлагает взрослый; постепенно следует передать выбор самим детям. По заданию взрослого, ведущего‑ребенка или по собственному выбору скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание, и т. д. Затем дети меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После окончания игры следует обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора и скульптуры, какую фигуру изображать было приятно, какую – нет.

Упражнение 7. «Ласковый мелок»

Направлено на снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.

Упражнение состоит в том, что один ребенок рисует или пишет на спине у другого различные картинки или буквы, а тот отгадывает, что было изображено. Это упражнение не очень подходит детям с повышенной тревожностью, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать и не расслаблять, а сильнее напрягать мышцы. Поэтому в начале тренинга взрослому следует выполнять это упражнение с каждым ребенком в группе по очереди, так, как это описано в разделе об индивидуальной работе с тревожными детьми.

Упражнение 8. «Драка»

Направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук. Это групповой вариант упражнения, описанного в разделе об индивидуальной работе с тревожными детьми. Оно подходит и для работы с агрессивными детьми.

Дети становятся в пары, а взрослый дает им инструкцию: «Представьте, что вы друг с другом поссорились. Вот‑вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко‑прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание… А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?»

Упражнение 9. «Ищу друга»

Направлено на обучение навыкам сотрудничества, переходу от игры «рядом» к игре «вместе».

Для упражнения нужен набор игрушек: 2–3 зайчика, 2–3 мишки, 2–3 рыбки и т. д. Желательно, чтобы игрушки, изображающие одинаковых животных, отличались друг от друга размером, цветом и т. д. Каждый ребенок получает по игрушке. Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но зайчику или мишке скучно танцевать одному, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного‑двух друзей. В начале тренинга взрослый показывает детям все игрушки, обращая их внимание на то, что в наборе не один зайчик или мишка, а две или три зверюшки каждой «породы». Под музыку дети ходят по комнате, подыскивают своей игрушке одного‑двух друзей (детей с парными игрушками) и танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

Игрушки можно заменить картинками с изображениями животных и повесить их каждому ребенку на грудь.

Упражнение 10. «Только вместе»

Направлено на обучение навыку устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

Дети встают парами и вместе держат мяч, каждый – двумя руками. По команде взрослого дети должны, стараясь не выпустить мяч из рук, одновременно присесть, пройти по группе, попрыгать. Чтобы не выронить мяч, они должны действовать согласованно. Когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить – например, каждый ребенок может удерживать мяч только одной рукой.

Упражнение 11. «Помоги Тане»

Направлено на выработку навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности.

Взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько игрушек, каждая из которых разделена на две части: шляпка и ножка гриба, две части одной матрешки и т. д. Для детей постарше каждую игрушку можно разделить не на две, а на три‑четыре части. Их раздают детям – каждому по одной – и просят помочь Тане починить ее игрушки: найти недостающие части и соединить их. Это упражнение похоже на игру «Ищу друга», однако является более функциональным, поэтому ее можно использовать в работе с аутичными детьми, которым легче выполнять задание с понятным им логическим завершением (игрушка должна стать снова целой). Для тревожных детей взрослый до начала игры должен продемонстрировать детям, как будут выглядеть починенные игрушки. С маленькими детьми, в начале тренинга с детьми постарше или при индивидуальных занятиях можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных