Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.




Вначале следует дать участникам инструкцию к следующему этапу (индивидуальной работы с образами), чтобы не нарушить эмоциональное состояние, которое возникнет у каждого после вхождения в образ дерева в лесу:

Сейчас мы будем представлять себя деревьями. Когда музыка закончится, запомните свои ощущения, выберите себе любые карандаши и краски и нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации. Придумайте рисунку название и историю, которую ваше дерево хотело бы рассказать другим деревьям.

Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция без слов.

А теперь закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев. Выберите в аудитории подходящее место, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его обжигает солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Хорошо, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками‑листочками.

(Здесь у психолога есть возможность обратить внимание на особенности внутригрупповых взаимоотношений.)

Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом, в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.

(Психологу важно понаблюдать, в каком из предложенных образов участник занятия чувствует себя более комфортно и уверенно.)

Индивидуальная работа. Каждый участник занимает место за рабочим столом, рисует возникшие у него образы и ассоциации, обдумывает их и сочиняет историю своего дерева.

Этап вербализации. Участники пересаживаются в круг, составленный из стульев, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой‑то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева‑образа, но не следует настаивать на этом.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, психолог и другие участники групповой работы могут дополнительно задавать корректные косвенные вопросы:

1. Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

2. Есть ли у него друзья и враги?

3. Боится ли чего‑нибудь это дерево?

4. Грозят ли ему какие‑либо опасности?

5. О чем мечтает это дерево?

6. Какое настроение у твоего дерева?

7. Это дерево скорее счастливо или несчастно?

8. Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

9. За что его любят люди?

10. Что снится дереву?

11. Какой подарок его мог бы обрадовать?

12. Чем можно помочь дереву, если оно болеет? Большинство детей с удовольствием рассказывают будто бы про дерево, сообщая психологу много важных сведений о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Далее участникам предлагается сохранить образ дерева, отделить его от фона:

Аккуратно оторвите по контуру изображения дерева внешнюю, лишнюю часть рисунка. Это следует делать пальцами, ножницами пользоваться нельзя.

Коллективная работа. Представьте, что большой лист ватмана на полу – это поляна, на которой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или в одиночестве, в стороне от других деревьев. Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа. При желании измените первоначальное положение вашего рисунка.

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно.

Заключительный этап. Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями.

Вы можете обратиться друг к другу, например, с такими словами: «Пожалуйста, подари мне на память твое дерево» или «Позволь мне подарить тебе на память свой рисунок». Пусть эти подарки станут вашими счастливыми талисманами.

Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае психолог может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Необходимо корректно помочь участнику выйти из затруднительного положения, если тот по какой‑либо причине стесняется сам сделать подарок. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память.

Техника 4. «Куклотперапия»

«Пальчиковые куклы» выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая укрепляется на пальце с помощью резинового кольца. Процесс изготовления занимает всего несколько минут и может использоваться для оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также для психопрофилактики и терапии.

Изготовление «пальчиковых кукол» и театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности.

Эта многоцелевая методика эффективна в коррекции коммуникативных проблем, страхов, агрессивности и др. Она предназначена для групповой работы, но ее можно адаптировать для индивидуальных занятий, а также использовать в семейной арт‑терапии. Сценарий заранее не планируется – его придумывают участники в процессе спонтанной игры с куклами. Психолог, при необходимости, включается в театрализацию, направляя развитие сюжета на достижение коррекционного, терапевтического, воспитательного эффектов, в т. ч. для расширения ролевого репертуара и ролевой гибкости участников.

Материалы: различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равносторонних треугольников со стороной ребра 6–8 см. Каждому участнику предоставляется набор из лоскутков ткани восьми «люшеровских» цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки. Плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы, скотч.

Настройка. Участники занимают места за столом, готовят лоскутки ткани, бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования.

Возьмите карандаш, фломастер или другие инструменты, закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайте движения руки. Можно просто «калякать». Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что‑нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

Теперь возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент, и снова нарисуйте каракули, только теперь с открытыми глазами. Подойдите к любому из участников группы со своим рисунком и предложите дополнить его, чтобы получилось узнаваемое изображение.

Активизация коммуникации. Участники группы садятся в круг, внутри которого на полу раскладывают рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказывают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении.

На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание другому человеку. В детских группах важно использовать воспитательные возможности таких ситуаций.

Завершить этот этап желательно взаимными подарками рисунков с добрыми пожеланиями на память.

Индивидуальная работа. Каждый участник выбирает один из восьми предложенных ему лоскутков ткани и закрепляет его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальце левой руки.

Внимательно рассмотрите забавную куколку, представьте выражение лица, характер придуманного персонажа: какой он – добрый, злой, трусливый, смелый или еще какой‑нибудь? Нарисуйте подходящее по размерам лицо, вырежьте ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании можно дополнить «одежду» и фигуру куклы любыми элементами.

Этап вербализации и кукольной театрализации. Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бы рассказать о себе. Если для маленького спектакля необходимы другие персонажи, сделайте их. При желании обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли.

Таким образом, каждый может выбрать для себя комфортную «дозу» коммуникативного участия.

Заключительный этап. Каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. (Изменение цвета лоскутка в сравнении с первоначальным выбором – своеобразный индикатор динамики настроения и эмоционального самочувствия за период занятия.) Кукла (без лица), по желанию, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос, рассказать о произошедших в ней изменениях.

Техника 5. Домашняя «куклотперапия»

Это занятие полезно и в домашних условиях, но необходимо подготовить родителей к домашней арт‑терапевтической работе на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

Инициатором игры может стать кто‑нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим родственникам. Самодельная кукла помогает автору поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Ребенок, «оживляя» куклу, ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

Материалы: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства. Стира‑тельная резинка, клей, ножницы, нитки, скотч.

Индивидуальная работа. На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары.

Этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куколку на палец. Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил‑был человек (девочка, мальчик), похожий на меня…» Такое начало усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.

Заключительный этап – рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это – персонифицированный образ автора.

Темы домашних занятий могут выбираться произвольно в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Например: «Когда я был маленьким…», «Когда я стану взрослым…», «Мне приснился сон…», «Однажды в школе…», «Моя кукла очень боялась…», «Жил‑был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания…».

На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько – в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по‑разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из‑за ширмы, манипулировать в воздухе и т. п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.

Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

Этапы сочинения «кукольных историй» (Бретт, 1996):

1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли и решения хотите сообщить ребенку.

3. Начните рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на ваш, имеет сходные с ребенком проблемы.

4. Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

5. В начале истории опишите конфликт, а затем расскажите, как его удалось успешно разрешить.

6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, оставаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.

8. В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Может быть использован метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушениями поведения. Сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача – включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, чем те, что были предложены ребенком. Данный метод, по утверждению автора, помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды…», «Давным‑давно…», «Когда‑то…», «Далеко‑далеко…». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.

Метод «общего сочинения историй» можно использовать и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклоте‑рапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление «пальчиковых» кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой‑мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

Техника 6. «Рисуем имя»

Данное занятие дает большие возможности для диагностики, является многоцелевым и может быть развернуто в цикл арт‑те‑рапевтических сессий, направленных на самопознание и систематичную работу с определенной проблемой личности. В центре внимания – феномены идентичности, идентификации, самоидентификации, самопринятия.

Приоритетные цели:

1. исследование личностной идентичности;

2. определение актуализированных самоидентификаций, их включенности в целостное образование психосоциальной самоидентичности;

3. содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

4. расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;

5. содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я», самопринятия.

Методика подходит для индивидуальных занятий и работы в группе.

Арт‑терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуально – го творчества.

Материалы. Белая бумага формата А4, разноцветная бумага различной фактуры и плотности (картон, целлофан, фольга, «жатая» бумага и т. п.), цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, клей, скотч, нитки, тесьма. Могут понадобиться лоскутки ткани разных цветов и размеров, пластилин, материалы для украшения кукольных персонажей.

Настройка – модифицированные варианты упражнения «Зеркало». Участникам предлагается в течение двух‑трех минут походить по кабинету, выбрать наиболее комфортное для себя место.

Работа в парах с поочередным обменом ролями: ведущий – ведомый. Тема: воображаемый рисунок имени. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, будучи его зеркальным отражением, повторяет его движения. Важно постараться воспроизвести не только движения, но и чувства, перемены настроения. Это способствует развитию умения «вчувствоваться в другого» посредством переноса на себя внешнего рисунка поведения партнера.

Далее участникам предлагается индивидуально выполнить следующие инструкции:

1. Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.

2. Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево, печатными и прописными буквами разного размера. Подумайте, изменился ли образ имени, какие чувства это вызывает?

3. Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка.

4. Закройте глаза и представьте наиболее приятный из возникавших образов вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Запомните этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки. Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет вас этим именем. 5. Изобразите свое имя на листе бумаги.

Индивидуальная работа. Используя разные материалы, сделайте бумажную или тряпичную куклу с вашим именем и похожую на вас. Когда кукла будет готова, закрепите ее на пальце, рассмотрите с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит вам. Запомните свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле, и ее ответную реплику. Задайте кукле вопрос: как ее зовут теперь? Придумайте историю с названием, которую вы от лица своей куклы хотели бы рассказать другим.

Этап вербализации и кукольной театрализации. Участники занимают места в кругу. Каждый, используя приемы кукольного театра, по очереди рассказывает и/или показывает свою историю. Остальные «куклы» могут задавать вопросы. Вербальное выражение переживаний, как известно, связано с катарсисом. Это – самотерапевтический процесс, который приводит к эмоциональной разрядке и удовлетворяет потребность человека на какое‑то время оказаться в центре внимания.

Рассказ от имени самодельной куклы – своеобразный аналог нестандартизированного интервью, в котором не используется подготовленный набор вопросов. «Куклу» расспрашивают деликатно, помогая проявиться собственным человеческим качествам автора.

Не менее значимо невербальное поведение кукловода. Оно обусловлено импульсами подсознания, которые невозможно подделать. Нередко самая важная информация передается именно через невербальный канал общения.

В итоге у исследователя складывается понимание общей ситуации в группе, субъективных проблем ее участников.

Этап рефлексивного анализа. Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали на каждом этапе работы с образом своего имени и кукольным образом себя. Если имена некоторых кукол не совпадают с авторскими, важно обсудить возможные причины подобных перемен.

Этап коллективной работы в малых группах. Участники объединяются в малые группы по 3–4 человека. Проблемы и переживания каждого кукольника в той или иной степени проговаривались на предыдущем этапе, они интуитивно осознаются группой. Поэтому приоритетная задача – оказать друг другу психологическую поддержку.

Заключительный этап. В зависимости от наличия времени занятие завершается коротким ритуальным прощанием или развернутым коллективным обсуждением полученного опыта. В последнем случае участники обмениваются впечатлениями о том, какие качества приобрели (утратили) изготовленные ими куклы, какие изменения произошли в самих кукольниках, как они себя чувствуют в настоящий момент.

Психологу важно принять корректное решение, как поступить с художественной продукцией. Некоторые участники, испытавшие на занятии глубокие чувства, действительно идентифицируют себя с собственной куклой. Они бережно к ней относятся и обычно забирают с собой. Другие, напротив, с удовольствием оставляют свои произведения в кабинете, например, в стилизованном доме‑коробке, или создают импровизированную выставку. Бывает, что автор хочет уничтожить созданную им куклу. Такой выбор скорее всего свидетельствует о глубоком внутреннем конфликте, а значит, служит основанием для дополнительной индивидуальной работы с этим участником.

Безусловно, персонифицированные куклы не предназначены для подарков.

Техника 7. «Рисуем маски»

В этом упражнении могут одновременно участвовать и дети одного или разных возрастов, и взрослые. Его можно адаптировать для индивидуальной работы. Родители без труда осваивают отдельные приемы и могут применять их в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.

Арт‑терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха в изображении и вместе с тем осознание его условного характера. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.

Арт‑терапевтическое пространство включает персональные рабочие места для индивидуального творчества, круг из стульев, столы для коллективной работы малых групп, пространство‑сцену.

Число участников 9–15 человек.

Материалы: соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.

Настройка. Участники занимают места для индивидуальной работы. Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия. Можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции – страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов‑штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).

Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2–3 минуты.

На этом этапе обсуждение обычно не проводится; если в группе ярко выражена потребность поделиться впечатлениями, надо направить вербальное самовыражение участников на обсуждение их чувств, мотивов выбора цвета, формы, но не анализировать собственно изобразительную продукцию.

Актуализация эмоции страха. Участники занимают места на стульях, расставленных по кругу.

Всем: и взрослому, и ребенку – знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, когда вам было страшно, и свои ощущения. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.

Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Если участник отказывается, нельзя принуждать его говорить.

Возможен и другой вариант этого этапа. Например, можно предложить всем присутствующим разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные сны или истории из своей жизни.

Индивидуальная работа – «материализация страха». Участники вновь занимают места для индивидуальной работы.

Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому‑либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.

После того как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предлагается следующая инструкция.

Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон рисунка. Ножницами пользоваться нельзя.

Возможна интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

Ритуальная драматизация – «спонтанный театр». Создается ситуация «публичного» проживания страха. Для совместного творчества участники объединяются в малые группы по 3–5 человек.

Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями. Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину», используя любые материалы. Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый будет говорить от «лица» своей маски.

Затем каждая группа выходит на импровизированную сцену. Остальные участники в это время – зрители. Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.

Заключительный этап – рефлексивный анализ. В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления, к примеру, обсудить:

1. Что ты чувствовал, когда работал один, с группой, что чувствуешь сейчас?

2. Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?

3. Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

4. Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?

5. Какого цвета ваши чувства сейчас?

Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «настройки».

Техника 8. «Рисуем агрессию»

Основная цель этого занятия – работа с агрессивными эмоциями, которые нередко лежат в основе безнравственных поступков и отклонений в поведении. Задача – способствовать осознанию мотивов поведения.

Методика подходит для индивидуальных занятий и работы в группе до 12 человек.

Арт‑терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуально – го творчества. Необходимо свободное пространство для работы в малых группах, а также стилизованная сцена.

Материалы: соус, сангина, художественный уголь, восковые мелки, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться лоскутки ткани разных цветов и размеров, старые журналы для элементов коллажа и т. п., а также спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.

Настройка. Участники занимают места на стульях, расставленных по кругу.

Закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению. А теперь по очереди опишите свои ощущения, ответив на вопросы: какой вы представили цвет? Какая это краска? Какой звук? Покажите этот цвет движением. Каково ваше настроение на ощупь? Какой оно температуры? Настроение можно нарисовать. Используя любые изобразительные средства, создайте образ вашего настроения.

Если для занятия отведено достаточно времени и у психолога имеется потребность в получении дополнительных диагностических сведений о каждом участнике арт‑терапии, можно использовать другие варианты этапа настройки.

Займите места за столами. Приготовьте бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали самую сильную злость. Попробуйте полностью сконцентрироваться на этом чувстве. Если это удалось, откройте глаза и молча приступайте к рисованию. Вы можете нарисовать и другие свои негативные эмоции на отдельных листах.

Возможны и такие инструкции:

1. Нарисуй себя в минуты гнева (злости, ярости).

2. Нарисуй портрет очень агрессивного (злого) человека.

3. Нарисуй драчуна.

4. Нарисуй, какие чувства ты испытываешь, когда твоему недругу больно и обидно.

5. Нарисуй, какие чувства испытываешь, когда ты сам причинил своему недругу боль.

6. Представь, что незнакомые тебе сверстники дерутся друг с другом. Нарисуй, что ты делаешь и где находишься в этой ситуации.

Результаты этой работы являются своеобразным графическим индикатором степени агрессивности ребенка.

Актуализация эмоции агрессии. У каждого человека – и взрослого, и ребенка – иногда бывает плохое настроение. Оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, мысленно пережить это состояние. Нарисуйте символический образ агрессии на листе бумаги. Работу можно никому не показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. При желании исправьте, дорисуйте изображение или уничтожьте работу любым способом (сомните, порвите, сожгите и т. п.). Так вы приобретаете власть над своими чувствами.

После того как участники расправились со своими материализованными образами гнева, враждебности, ярости, им предлагается следующая инструкция.

Нарисуйте на листе бумаги агрессию в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. Для этого сначала «запачкайте» белый лист бумаги, сделайте черный или коричневый фон. Используйте размашистые, энергичные движения. Затем белым мелом или ластиком выделите контуры и детали изображения. Оторвите пальцами лишнюю бумагу так, чтобы получилась маска. Сделайте, по желанию, дырочки для глаз, рта. Ножницами пользоваться нельзя.

В процессе рисования происходит актуализация агрессивных чувств и вместе с тем осознание условного характера их изображения. На данном этапе участники развивают умение анализировать свои агрессивные чувства, сознательно вызывать их и, следовательно, в определенной мере контролировать.

Драматическая импровизация – коллективная работа в малых группах по 3–4 человека.

Объединитесь в группы по 3–4 человека. Возьмите большие листы ватмана. Рассмотрите рисунки масок, обсудите изображенные эмоции, образы. Придумайте название и содержание сюжета, в котором нарисованные вами маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину». Можете использовать любые изобразительные средства и материалы. Подготовьте небольшой спектакль в соответствии с придуманной историей. Важно, чтобы у автора каждой маски была собственная роль.

После того как работа в группах завершена и спектакли отрепетированы, участники показывают их друг другу.

«Спонтанный» театр помогает перевести травмирующие переживания в комическую форму. Эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

Возможна также и своеобразная игра с агрессией (в масках). Участники, особенно младшего школьного возраста, с удовольствием входят в роль «враждебных человечков», кричат, кривляются, пугают друг друга. Положительная сторона данной формы театрализации – это сильная эмоциональная разрядка. Вместе с тем возникает проблема контроля над ситуацией. Поэтому важно заранее предупредить группу о необходимости внимательного и бережного отношения друг к другу.

Рефлексивный анализ. Участникам занятия предлагается занять стулья, расставленные по кругу, на некоторое время закрыть глаза и подумать над вопросами:

1. Что вы чувствовали, когда работали индивидуально, показывали и смотрели «спектакль», что чувствуете сейчас?

2. Как работала группа? Как возникла идея сюжета, названия, сценария?

3. Как можно помочь себе, если вдруг начинаешь злиться? Далее участники обмениваются впечатлениями.

Техника 9. «Истории в картинках»

Эта техника достаточно универсальна и применяется для проработки и коррекции самых различных проблем личности. Различные ее модификации («Рассказ в картинках», «Рисуночный диалог», «Линии коммуникации») используются в арт‑терапии не только для коррекции и реабилитации, но и для получения ценной диагностической информации, позволяющей в дальнейшем выбрать соответствующую психотерапевтическую стратегию.

Предлагаемая в данном занятии техника адаптирована для диагностики детской лжи. Она эффективна также в работе с агрессивными и фобическими состояниями, страхом болезни, травмирующими переживаниями.

Число участников группы – до семи человек, но для данной техники предпочтительнее индивидуальная работа.

Арт‑терапевтическое пространство включает персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Материалы: листы бумаги форматов A3 и А4, изобразительные средства по желанию участников (краски, фломастеры, карандаши, пастельные мелки и т. п.).

Настройка – свободное рисование на листе бумаги формата A3.

Рисуйте цветные линии – автоматически, не задумываясь, в свободной манере, как получится. Опишите рисунок от своего лица. Начните описание словами: «Я – картинка, на моей поверхности расположены линии…»

В случае групповой работы допускаются уточняющие вопросы.

Интересным приемом является диалог автора с частями картинки.

Индивидуальная работа. Представь, что на свете живет человек, очень похожий на тебя. У него такое же имя, такая же одежда, такой же дом, игрушки. Все очень‑очень похожее. Однажды случилось так, что он солгал. Закрой глаза и подумай, какая это могла бы быть история? Возьми листы бумаги, карандаши или фломастеры и нарисуй «Историю одной лжи в картинках». Постарайся создать серию рисунков, из которых было бы видно, как поступил мальчик (девочка), почему это произошло, какова была реакция взрослых, что думал и чувствовал «автор» событий. На последнем рисунке изобрази, как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится.

Дополнительно психолог может уточнить, что необходимо нарисовать серию картинок, отражающих цепочку событий, создать своеобразный комикс. Однако на вопросы о содержании рисунков, деталях, способах изображения и т. п. надо отвечать: «Как ты считаешь нужным». Нет необходимости в строгой регламентации размеров листа бумаги. Участник вправе изображать события на нескольких листах бумаги (А4) или работать на одном листе формата A3, предварительно расчертив его на нужное количество прямоугольников. Изобразительные средства также выбираются но желанию участников.

Необходимо предупредить детей, что работы не будут оцениваться и эстетические достоинства рисунка не имеют значения. Важно как можно точнее изобразить события, выразить свои чувства, мысли, переживания, последствия.

Особенную ценность представляет последний рисунок серии как обобщенный результат рефлексии какой‑либо тревожащей ребенка проблемы. Именно поэтому для заключительного рисунка предлагается задание прогностического характера – нарисовать, как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится; как можно вести себя в подобной ситуации; как бы ты поступил в данной ситуации. Эта творческая работа способствует осознанию альтернативных вариантов развития событий, с иными, возможно, менее травматическими последствиями.

Таким образом, завершающая картинка – не просто итог психотерапевтического процесса, а своеобразное послание окружающим, потенциал самосовершенствования, основа для нового этапа в жизни.

Этап вербализации и рефлексивного анализа. Здесь целесообразна описанная выше процедура «Что ты видишь?», которая опирается на систему значений, предлагаемых самим «художником». Индивидуальная беседа с автором рисунка более эффективна; в условиях группы можно предложить каждому участнику кратко описать собственные работы на отдельном листе бумаги или сделать подписи под каждой картинкой и даже изготовить иллюстрированную «книжку». Возможно тактичное обсуждение историй по кругу. В этом случае следует использовать приемы опосредованного рассказа, начинающегося, например, со слов: «Один мальчик (одна девочка)…» или «Я придумал и нарисовал историю про одного человека, который…»

Заключительный этап. Участники занятия обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте разрешения конфликтных ситуаций, подобных их «Историям».

Поскольку в картинках, как правило, воспроизводятся глубокие травматические переживания, участники в процессе занятия испытывают сильные эмоции. Поэтому на завершающем этапе занятия полезно поиграть со стилизованными меховыми игрушками или кусочками натурального меха. Доказано, что поглаживание меха (в реальности или в воображении) производит заметный успокаивающий эффект. Тактильное ощущение меха на бессознательном уровне тесно связано с базовыми чувствами тепла и близости, из которых (при благоприятных обстоятельствах развития в раннем детстве) вырастает чувство безопасности.

Желательно предложить каждому участнику посредством свободных ассоциаций описать субъективную реакцию, пока он гладит мех. При этом важно наблюдать за невербальным поведением, эмоциональными реакциями.

Полученная информация представляет большую ценность для диагностики, особенно если ребенок пытается избежать тактильного контакта, испытывает чувство беспокойства.

Техника 10. «Я леплю из пластилина»

Упражнения, предлагаемые в этом занятии, способствуют снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагают к двигательной и эмоциональной разрядке.

Пластические материалы – действенное средство в арт‑терапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости. Лепка эффективна в помощи гиперактивным детям. Индивидуальная творческая работа отвечает потребности субъекта в сохранении личностной идентичности и независимости. Цель совместной творческой работы заключается в достижении взаимопонимания и сотворчества «скульпторов».

Материалы: пластилин, глина, листы картона А4, гуашь, акварель, мелки. Веревки длиной 1–1,5 м. Аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

Настройка. Сложите на полу из веревки букву, с которой начинается ваше имя. Пройдите по ней пальцами, ладонями, затем кулаками, локтями, ногами. С разрешения других участников «походите» по их буквам. Будьте осторожны и бережны.

Создайте «телесные» буквы с помощью своих рук, ног, тела. Попробуйте выполнить это задание стоя и лежа на полу.

Объединитесь в пары, а затем – в малые группы, по 3–5 человек, и создайте сообща телесные образы букв, слов.

Возьмите кусок пластилина любого цвета и вылепите из него заглавную букву своего имени в образе человечка.

Индивидуальная работа. Каждому участнику предлагается взять в руки кусок подготовленной глины (размер куска каждый выбирает сам) и прогуливаться в любом темпе по кабинету, разминая глину в руках. Через несколько минут арт‑терапевт включает мелодичную композицию и просит участников, не прерывая движения, спонтанно, не задумываясь над результатом, придать бесформенному куску глины какой‑либо образ. Далее, продолжая перемещаться в пространстве кабинета, участники рассматривают работы друг друга с целью найти созвучный («комплементарный») образ и по этому признаку образовать пары для дальнейшего творческого взаимодействия. Этап завершается обсуждением.

Работа в парах или малых группах (до пяти человек). Участники создают из своих фигур общую композицию, придумывают ей сюжет, название, договариваются о форме презентации изобразительного продукта.

Заключительный этап. Участники создают выставку своих работ и по очереди представляют их, делятся впечатлениями от работы в парах, опытом самопознания, открытиями в себе самом и в партнере, сделанными в процессе творческого взаимодействия. Затем участники могут письменно предоставить обратную связь друг другу. Для этого у каждой композиции оставляют чистый лист бумаги, на котором желающие предлагают авторам собственный вариант названия и/или прочтения продуктов совместного творчества. Последующий анализ полученной информации, как правило, позволяет прояснить и осознать скрываемые чувства, переживания, актуализировать травматический опыт, побудить к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Техника 11. «Подарки по кругу»

Это занятие подходит для завершения курса арт‑терапии. Творчество, общение, межличностное взаимодействие, благоприятный эмоциональный фон создают условия для реализации потребности человека в поддержке, признании, принятии, способствуют самовыражению, самопринятию, личностному росту.

Арт‑терапевтическое пространство включает круг из стульев, в центре которого на полу лежит лист ватмана, и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Материалы: лист ватмана большого формата, листы картона или плотной бумаги формата А4, краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный и поделочный материалы (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки, проволока, ткань и т. п.), клей, скотч, пластилин, нитки.

Настройка. Участники занимают места на стульях, расставленных по кругу. Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу.

Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому‑нибудь из присутствующих, самому себе или всей группе подарок, который дорог своим смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием, придать ему художественный образ. Дарить можно на время или насовсем, по желанию. (Участники по кругу комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана до окончания этого этапа.) Попробуйте из подарков‑символов сделать на листе бумаги композицию, придумайте ей название, расскажите сюжет. Работать могут только несколько желающих или одновременно все участники.

Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы при создании общей композиции, как реагируют те, чьи подарки отвергнуты. Это задание можно выполнять несколько раз, до тех пор, пока будут желающие что‑либо изменить в коллективной композиции.

Индивидуальная работа. Займите места за столами для индивидуальной работы. На листе картона сделайте собственную композицию, используя природные материалы, краски, пластилин, клей – все, что хотите. Придумайте композиции сюжет и название. Можете включить в композицию полученный вами «подарок», но не забывайте, что их можно брать только с разрешения и относиться к ним бережно.

Если в группе сложилась доброжелательная атмосфера и участники испытали яркие эмоциональные переживания на предыдущем этапе, они стараются не разрушать коллективно созданную объемную «картину» из символических подарков, а для индивидуальной работы используют новые материалы.

Этап вербализации и рефлексивного анализа. Участники располагают работы на полу внутри круга и занимают места на стульях. Каждый рассказывает о своей композиции, сообщает ее название, сюжет. Необходимо описать чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Другие участники могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе главная задача психолога – поддерживать в группе заинтересованность и проявления эмпатии.

Возможен и другой вариант этого этапа. После того как названы темы созданных композиций, участникам предлагается объединиться в малые группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль. В этом случае отсутствует индивидуальная рефлексия чувств и переживаний, но легче устанавливается внутригрупповая эмпатия.

Заключительный. Участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями. Происходит своеобразное положительное программирование, эмоциональная поддержка, «психологическое поглаживание»: «у тебя обязательно получится»; «ты непременно найдешь достойный выход из ситуации»; «какая умница!».

Важно, чтобы не осталось композиций, которые никто не захотел взять в подарок. В этом случае психолог может попросить их для себя или организовать выставку – в том числе из тех работ, которые невозможно унести с собой из‑за хрупкости природного материала, большого объема композиции, других причин.

Главное, чтобы никто из участников этого занятия не присутствовал при уничтожении изобразительной продукции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных