Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Субъективный идеализм Нового времени (Д. Беркли, Д. Юм)
В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:
- во-первых, единственной реальностью является идея;
- во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте. - Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
- само понятие материи ложно;
- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
- материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;
- наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
- единственная очевидная реальность есть сознание человека;
- со смертью человека и его сознания исчезает все;
- идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего- либо, окружающий мир подстраивается под идеи;
· высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.
- Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:
- проблема отношения бытия и духа неразрешима;
- человеческое сознание склонно к идеям;
- сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
- без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
- человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;
- аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|