ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 2. В БИЛЕТЕ № 1БИЛЕТ 24
Вопрос 2. В современных условиях особую социальную и педагогическую значимость приобретает проблема определения критериев отбора неуспевающих учащихся в классы и группы, где были бы созданы необходимые условия для их успешного обучения, а в дальнейшем -и социальной адаптации. В психологической, научно-методической литературе появились работы, посвященные изучению отдельных категорий неуспевающих учащихся, методические рекомендации по преодолению учебных трудностей этих школьников (Г. Ф. Кумарина, Н. А. Менчинская, С. Г. Шевченко и др.). Система дифференцированного обучения находится в процессе становления, вслед за специальными школами и классами для детей с ЗПР появились другие образовательные формы и структуры для детей с различными трудностями в обучении (классы коррекции, компенсирующего обучения, реабилитации, педагогической поддержки). В этих классах наблюдается внедрение множества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки учащихся (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической). Первые попытки специальной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, были предприняты в форме экспериментальных групп при НИИ дефектологии АПН СССР - учащиеся, обучаясь в начальной общеобразовательной школе, получали дополнительную помощь. В этот же период в г. Горьком проблему школьной неуспеваемости пытались решить посредством уменьшения наполняемости учебных классов, организации классов индивидуализированного обучения. В Костроме открывали специальные классы для неуспевающих детей при санаторно-лесных школах, в Витебске - при медико-педагогических комиссиях и т. д. Во второй половине 70-х годов в одной из школ-интернатов Нижнего Новгорода (г. Горького) проводился эксперимент по обучению и воспитанию самой многочисленной категории неуспевающих школьников - детей с задержками психического развития различного происхождения. На основании полученных в ходе эксперимента данных органами образования и здравоохранения был разработан и издан ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с ЗПР. В числе этих документов - Инструкция по приему контингента учащихся в специальные общеобразовательные учреждения для детей с ЗПР, Типовое положение и Типовой учебный план для данных учебных заведений и ряд других. Выдвигаемые современным обществом требования к подготовки подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения учащимися необходимого объема знаний, умений и навыков, который отражен в образовательном стандарте. Наиболее эффективным направлением решения этой задачи, с нашей точки зрения, является оптимальное сочетание идей интегрированного и дифференцированного обучения в условиях сложившейся традиционной системы образования, что получило свое выражение в разработке концепции коррекционно-развивающего обучения, а реальное воплощение - в создании специальных классов при общеобразовательных школах. Данная концепция была разработана сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО (Н. Н. Малофеев, С. Г. Шевченко и др.) и на сегодняшний день принята в качестве ведущей большинством общеобразовательных учреждений страны. Согласно данной концепции, построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии и должно основываться на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса и индивидуально-групповую работу в зависимости от специфических недостатков в развитии ученика (логопедию, психокоррекцию и т. п.). Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. Реализация системы коррекционно-развивающего обучения предполагает организацию и осуществление четырех основных направлений: диагностико-консультативного, коррекционно-раз0ивающего, учебно-воспитательного, лечебно-профилактического и социалъно-трудового. Обучение в коррекционно-развивающих классах начальной ступени продолжается 3 - 5 лет в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические, состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка). Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, недоразвитием функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики - в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью; низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума школы ученики этих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей. Необходимым звеном системы коррекционно-развивающего обучения являются психолого-медико-педагогические консилиумы, которые осуществляют диагностику учащихся и консультирование родителей и педагогов по вопросам профилактики, лечения, организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении, готовят документы на психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) в случае спорного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка. Реализация системы КРО предполагает непрерывность реабилитационного процесса: обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной ступени образования и сохранение при необходимости таких классов на основной ступени обучения. Психолого-дидактические принципы КРО предполагают введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы; использование методов и приемов обучения, создающих оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей учащихся; коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития. Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу кроме математики и русского языка относятся ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ритмика и трудовое обучение. Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащимися, включают усиление практической направленности изучаемого материала; введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей; формирование школьно-значимых функций и ряд других. Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в нервно-психических и соматических расстройствах. Лечебно-профилактическая работа проводится в комплексе с диагностико-консультативной и коррекционно-развивающим учебно-воспитательным процессом и предусматривает укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организацию лечебно-физкультурных комплексов (ЛФК) для нуждающихся детей; создание в детском учреждении благоприятного лечебно-оздоровительного режима (строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, дополнительные каникулы в феврале; осуществление психокоррекции детей, испытывающих гиперактивность, двигательную расторможенность, проявления психопатоподобного поведения). Одной из важнейших задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания является профилактика асоциальных форм поведения учащихся путем проведения семейной психотерапии и формирования адекватных взаимоотношений в триаде «педагог -ребенок с трудностями в обучении - семья». Эта триада оказывает положительное влияние на коррекцию и развитие ребенка в тех случаях, когда ее взрослые члены делают установку на сотрудничество, что предполагает умение встать на точку зрения другого, в первую очередь ребенка, чувство сопереживания, систематическую разумную помощь и одновременно такую же разумную требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем ребенка. Одной из задач школы является создание социальной службы и внедрение модели социальной профилактики, а также интеграция детей в общество путем усиления профессионально-трудовой подготовки. Осуществление этого направления предусматривает раннее выявление и коррекцию особенностей, препятствующих успешному освоению учащимися доступных и широко распространенных профессий (тремор руки, нарушения пространственного анализа и синтеза, нарушение зрительно-моторных координации и др.); выбор оптимальных средств общетрудовой подготовки и профориентацию учащихся старших классов. БИЛЕТ 25
Вопрос 2. Вспомогательная школа: цели, задачи, комплектование. Вспомогательная школа находится в системе государственных общеобразовательных детских учреждений, но по своим задачам существенно отличается от массовых образовательных школ. Специальной задачей вспомогательной школы является коррекция дефектов развития умственно отсталых детей в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессиональной трудовой подготовке и разностороннего воспитательного характера, воздействие на ход развития учащихся. Основной задачей является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из массовых рабочих профессий в условиях современного производства. Вспомогательная школа ведет особую лечебно-оздоровительную работу направленную на укрепление и исправление общего физического состояния школьников. Основная задача- формирование умений и навыков учебной деятельности. Необходимо формировать навыки самостоятельной работы. Основа содержания: Выготский6 «Нельзя строить обучение умственно отсталых детей только учитывая и корректируя их недостатки. Обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Таким образом обучение во вспомогательной школе осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей, благодаря чему ученики оказываются в состоянии овладеть элементарным уровнем способностей». Принципы обучения детей в специальной школе VIII вида. Дидактика- педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержанию, методам, организационным формам. 3 раздела дидактики: -теория обучения - теория воспитания -школоведение (управление педагогическим процессом). Процесс образования в специальной школе VIII вида предполагает осуществление принципов общей и специальной дидактики, применение специальных форм, методов, средств, приемов работы с детьми. По Н.М.Назаровой принципы- это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью с особыми образовательными направлениями. По Воронковой под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и подготовка его к активному участию в жизни общества. Суть принципов: Принципы являются ориентирами, направляют деятельность педагогов на обучение и воспитание учащихся. Общие принципы:Принцип научности.Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип связи теории с практикой.Принцип сознательности и активности.Принцип доступности и последовательности обучения.Принцип наглядности.Принцип прочности и результата обучения. Развития и воспитания характера обучающегося.Специальные принципы:Принцип коррекционно-развивающего обучения.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Принцип учета возрастных особенностей.Принцип опоры на положительное.Принцип согласованности между школой, семьей и общественностью.Принцип уважения личности.Принцип воспитания и обучения в коллективе.Принцип соединения воспитания и обучения с трудом.Принцип педагогического оптимизма.Принцип ранней педагогической помощи Принцип направленности на социальную адаптацию.Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.Принцип деятельностного подхода к обучению и воспитаниюПринцип необходимости специального педагогического руководства. БИЛЕТ 27
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|