Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование государством внешних эффектов




Первоочередная задача государства состоит в определении рынка прав и снижении трансакционных издержек. До тех пор пока такие права не выявлены, они не могут найти отражение в рыночных сделках. Неопределённость размытость подобных прав собственности является препятствием: в эффективной работе рыночного механизма.

В тех случаях, когда государство не располагает достаточными инструментами в определении прав собственности, либо они нечетки и противоре­чивы, общество прибегает к административному регулированию. Это прояв­ляется в установлении прямых запретов, требований к экономическим аген­там в определенных действиях. Например, устанавливаются предельные нормы промышленных выбросов в окружающую среду, стандарты. Практика показала, что такие административные методы позволяют сократить размеры внешних эффектов, но не способствуют оптимальному размещению ресурсов.

Другой способ регулирования экстерналий - это введение корректирую­щих налогов и субсидий. Налог на отрицательные экстерналии (налог Пигу) устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. И наоборот, корректирующая субсидия применяется в случае положительной экстерналии и приравнивается к предельной выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции. Следует заметить, что применение такого метода регулировки не столь эффективно, ибо сопряжено с высокими административным и трансакционными издержками. И, тем не менее, некоторые налоги и субсидии используют в практике государственного регулирования в некоторых странах.

Проблема внешних эффектов может решаться путём формирования и действия общественных обычаев, традиций, норм поведения, влияющих на поведение экономических субъектов. Эти способы используются в обществе для упорядочения и стабильности рынка прав

и формируются через воспитание, общественный контроль, общественное мнение, экономическое и правовое просвещение. В определённых ситуациях они ведут к корректировке поведения участников рынка, при которых издержки на устранение причин внешних эффектов оказывается меньше потерь, связанных с утратой репутации к таким средствам относятся золотое правило в бизнесе: «Честный бизнес выгоден», «Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы они поступали с тобой», «платить налоги выгодно».

До сих пор анализ рыночного механизма основывался на предположении, что в экономике производится лишь одна категория благ - частные. Они характеризуются двумя свойствами. С одной стороны, они являются объектом конкуренции потребителей. С другой - для тех потребителей, которые не готовы за них заплатить, они недоступны. Таким обра­зом, частные блага конкуренты и исключаемы в потреблении. Большинство благ является частными, но существуют еще и общественные блага, которые неконкурентны и неисключаемы в потреблении.

Отсутствие конкуренции (неконкурентностъ) в потреблении, или в иной терминология неделимость в потреблении, означает следующее: в отличие от потребления частного блага потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает возможностей его потребления другими. Поступив в потреб­ление, благо уже не покидает его. На языке предельного анализа эта черта определяется следующим образом: коль скоро общественное благо произведено и поступило в потребление, предельные издержки обеспечения доступа к нему еще одного, добавочного потребителя равны нулю.

Неисключаемость из потребления, или в иной терминологии неприсвояемость в потреблении, означает, что воспрепятствовать потреблению такого блага лицам не желающим платить за него, невозможно или чрезмерно дорого. Например: просмотр телепередачи одним обладателем телевизора не мешает слушать ту же передачу другим, т.е. благо – “неконкурентно" в потреблении. У телеканала нет возможности помешать кому - то пользоваться ее услугами, если он их не оплатил, т.е. благо - "неисключаемо" из потребления.

Неисключаемость и неконкурентность общественных благ приводит к тому, что их производство не может быть организовано на рыночных началах. Возместить затраты про­изводства таких благ можно лишь через механизм бюджетно-налоговой политики.

В реальной действительности блага могут обладать этими свойствами в разной степени и различных сочетаниях, что иллюстрирует приведенная ниже таблица и ее анализ.

  Конкурентные Неконкурентные
Исключаемые частные блага смешанные блага I общественно исключаемые
Неисключаемые смешанные блага II (коммунальные) чисто общественные блага

Большинство благ, в экономике - частные, они обладают конкурентностью в потреблении, и исключаемостью они наиболее приспособлены к рыночной экономике. Некоторые блага, которые одновременно являются и неконкурентными, и неисключаемыми относят к чисто общественным.

Классический пример чисто общественного блага - национальная оборона. Блага со "смешанными" признаками, это те у которых неконурентность сочетается с исключаемостью и, наоборот, конкурентность в потреблении - с неисключаемостью. Такие блага будем называть " смешанные блага I " и " смешанные блага II " соответственно.

К смешанным благам I можно отнести: кабельное телевидение, интернет мосты, автомобильные дороги и др. Они предоставляются обществу в меньшем (по сравнению с оптимальным) объеме. Так, затраты на эксплуатацию кабельного телевидения не увеличиваются по мере подключения новых пользователей. Поэтому максимальную пользу от данного вида затрат общество получит при полном насыщении в этом виде услуг. Но при введении платы за пользование кабельным телевидением объем потребляемых услуг может оказаться меньше оптимального. Процесс потребления подобных благ часто протекает в коллек­тивных формах, но при этом может реально контролироваться собственником.

Экономисты - прагматики полагают, что для выделения рассматриваемой категории благ важна, главным образом, степень "неисключаемости". Воз­можность распространять выгоду от потребления таких благ на дополнительных потребителей с почти нулевыми издержками, имеет существенное значение. Заметим, что под эту особенность подпадает такое важное в современных условиях благо - как информация.

К смешанным благам II можно отнести природные ресурсы (общественные земли, леса, вода, а и т.п.), место за письменные столом в публичной библиотеке, и др. Ситуация с объемом предоставляемых благ противоположна, т.е. объем предлагаемых благ больше оптимального. При свободном доступе к ним нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, которая обора­чивается ее разрушением, ухудшением условий воспроизводства. Как следствие, это ведет к сокращению предложения подобных благ в будущем. На всех потреби­телей таких благ не хватает. Собранные в лесу грибы, ягоды или пойманная в озере рыба другому уже не достанется. Здесь действует правило - "пер­вый пришел, первый занял" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иногда такие блага называют "коммунальными”.

Нередко попытки решить проблемы производства общественных благ на базе рыночных отношении оборачивает­ся ростом издержек. Одна из основных причин резкого повышения трансакционных издержек - это проблема "безбилетника".

Проблема "безбилетника” возникает тогда, когда один из экономи­ческих субъектов может получить выгоду от действия другого и при этом не оплачивает её. Если благо неисключаемо, то никто из потенциальных потребителей, не будет склонен оплачивать потребление подобного блага. Потребитель, оплативший неисключаемое благо, не получает никаких преимуществ перед не заплатившим. Возникает проблема: если невозможно потенциальных "безбилетников" оградить от потребления неисключаемого блага, то как же вынудить их заплатить? Традиционный путь решения проблемы – увеличить штат ревизоров контролёров, охранников, растут судебные издержки, вводиться система лицензий.

Классическими примерами возникновения проблемы "безбилетников" можно считать потребление таких коммунальных благ, как: услуги общественного транспорта, коммунального хозяйства. Изобретательность потребителей может значительно увеличить перечень подобных благ, а производители последних увеличивают издержки, связанные с попыткой заставить принудительно оплатить услуги.

Если в экономике достаточно четко определены права собственности, и рынок прав функционирует эффективно, то трансакционные издержки будут невелики. Так, потребители электроэнергии, не желающие своевременно оплачивать услуги, должны знать, что у энергетической компании есть право требовать выполне­ния условий договора и прибегать к штрафным санкциям, которые значительно превышают положительные эффекты для «безбилетника». По существу это означает, что трансакционные издержки будет оплачивать потребитель и ему становится выгоднее перейти к категории добросовестных плательщиков.

Но, с другой стороны, если в экономке нарушается равновесие на рынке прав (несвоевременная выплаты заработной платы, снижение качества или значительное повышение цен на услуги, непредусмотренные договором), то это дает основа­ние потребителям коммунальных благ отказаться от их оплаты. Возникает конфликт, требующий вмешательства государства.

Подводя итог, можно заметить, что необходимость производства общественных благ ставит перед экономикой двоякую задачу: как достичь экономически оптимального объема производства таких благ и при этом минимизировать трансакционные издержки при наличии "безбилетников".

Для достижения эффективного использования ресурсов общественные блага должны производиться в объёме, при котором (по известному правилу принятия оптимальных решёний) предельная выгода от потребления блага равняется предельным издержкам выпуска данного блага.

,где - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве ;

- предельные издержки производства, и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве

Спрос на общественные блага отличается от опроса на частные блага. Отличия проявляются в следующем.

Во-первых, чаще всего общественные блага, потребитель вынужден потреблять целиком. Все жители города пользуются одним объемом услуг по охране общественного порядка, санитарно - эпидемиологические службы, экологического надзора и др. Поэтому у всех потребителей эти индивидуальные количества равны.

,где - общий объём предложения общественного блага, - количество общественного блага, потребляемое i-м потребителем (i=1,2,….,n).

Во-вторых, все потребители получают выгоду от потребления одновременно. Это означает, что предельная, общественная выгода от потребления дополни­тельной единицы общественного блага получается путем суммирования инди­видуальных предельных выгод потребителей.

где - предельная социальная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, - предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная i-м потребителем.

Графически названную особенность спроса можно представить в виде верти­кального суммирования индивидуальных кривых спроса. Последние отражают индивидуальную готовность потребителей оплатить общественное благо.

(см. граф.3)

Таким образом, можно однозначно определить оптимальный объем общественных благ, которые графически показан точкой пересечения графиков кривой спроса на общественное благо, совпадающей с кривой предельной социальной выгоды (MSB), и кривой предложения общественного блага (MC). Оптимальный объем предложения общественного блага - Qs (см.граф.4).

Представленная выше модель определения оптимального объема общественных благ абстрактна. Мы отвлекаемся от вопроса о том, как покрываются издержки на производство общественных благ и как формируются общественные предпочтения. В какой мере можно распределить "обязательства" государства и рынка в производстве таких благ? Не менее сложен вопрос общественного выбора.

Рынок неспособен обеспечить оптимальный объем общественных благ в силу свойств неконкурентности и неисключаемости. Воспроизводство частных благ осуществляется в рамках рыночного механизма, а воспроизводство чисто общественных - через государственное регулирование, бюджетное финансирование. Но существуют смешанные блага, которые экономисты часто называют условно общественными благам, так как с изменением условий воспроизводства они переходят из одной категории в другую. Степень неконкурентности или неисключаемости зависит от многих факторов: от харак­тера рыночных условий, от развития рыночной инфраструктуры, от эффектив­ности законодательства (рынка прав), от уровня развития технологии.

"Условность" общественных благ дает возможность воспроизводить общественные блага в рамках рыночного механизма. Так, если доступ к чистым благам ограничить, они становятся смешанными благами I. Несмотря на то, что потребление их происходит коллективно, проблемы "безбилетников" не возникает. Поэтому такие блага могут производиться в частном секторе. В качестве примера можно назвать услуги сети "Интернет" или шоу - бизнеса, процветающих на рыночных началах.

Если смешанные блага II начинают обладать достаточной исключаемостью, то через уровень цен можно регулировать количество потребителей. Такая ситуация возможна, когда количество потребителей достигает опреде­ленной пограничной величины, потребление общественного блага "перегру­жается". Например: библиотечные, и лекционные залы, общественный транспорт, автомобильные дороги, общественные пастбища и выгоны, популяции рыбы или животных в местах ловли, или охоты и т.д. Они используются без проблем при количестве потребителей, не превышающем их нормальную вместимость. Если потребление общественного блага достигает величины перегрузки, вводится система продажи лицензий на отлов рыбы или отстрел животных, или создается рынок прав на загрязнение атмосферы с определением квоты на выброс загрязнений. Используют прием, который называется пакетированием (увязыванием). Потребление общественного блага увязывают с потреб­лением блага, которое достаточно исключаемо, в единый пакет. Так, пользо­вание дорогами увязывается с покупкой услуг автосервиса.

Если степень исключаемости недостаточна для участия в рыночном секторе, такие блага производятся в государственном секторе, а издержки на их производство покрываются за счет государственного бюджета. Иногда государство устанавливает специальные налоги или сборы, которые направленны на воспроизводство тех или иных общественных благ: налог на воспроизводство природных ресурсов, налог на воду, курортный налог, налог с автотранспортных средств и др.

Заметим, что не все производимые государственным сектором блага являются чисто общественными. Некоторые из них могли бы воспроизводиться в частном секторе (здравоохранение, образование, культура}. Они произво­дятся преимущественно в государственном секторе по разным причинам, но самая веская - это существование высокого уровня положительных внешних эффектов от потребления таких благ. Если их производить только в част­ном секторе, то это приведет к устойчивому их недопроизводству.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных