Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура Древней Греции: ордерная система, типы ордеров, ансамбль Афинского Акрополя.

Билет № 5

 

 

Искусство Др. Греции было наследником крито-микенской культуры, существовавшей со II тысячелетия до н. э. В то время строили много дворцов. Каж­дый из них представлял собой боль­шую группу построек, возведённых вокруг внутреннего двора и предна­значенных как для религиозных (сакральных), так и светских на­добностей. Дворец мог служить ре­зиденцией правителя города и цен­тром управления всей областью. Самый известный – Кносский дворец. (Всмпомните сами для себя легенду о дворце Миноса с Минотавром, подвигом Тесея и т.д. – это необязательно рассказывать.)

На пути своего развития искусство Др. Греции миновало несколько основных фаз (стилей): геометрику (IX-VIII вв. до н. э.), архаику (VII—VI вв. до н. э.), классику, которая делится на раннюю (490—450 гг. до н. э), высо­кую (450—400 гг. до н. э.) и позднюю (400—323 гг. до н. э.). III—I вв. до н. э. заняты эпохой эллинизма — вре­менем после смерти Александра Ма­кедонского (323 г. до н. а), когда благодаря завоевательным походам великого полководца был впервые объединён пёстрый и разнородный мир — от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии.

Архаика создала единый архитектурный язык — ордерную систему.

Ордер (от лат. ordo — «поря­док», «строй») предполагал при строительстве зданий использо­вать единый модуль (мерку) — пяль, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Ордер – это сочетание несущих и несомых частей здания. Несущими частями были осно­вания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нём опоры (колон­ны). Несомые части — вся верх­няя часть здания, кровля с ан­таблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), ствол и завершалась «гла­вой» — капителью.

Самой древней разновидностью ордера является дорический. Он назван по одной из главных ветвей эллинской народности — дорийцам, обитателям Пелопоннеса; другой ос­новной ветвью были ионийцы, которые населяли Центральные Бал­каны, в том числе Афины, а затем пе­реселились на Малоазийское побе­режье и частично на острова. Дорика традиционно связывалась с мужест­венным, суровым стилем, ионика — с женственным, мягким и изнежен­ным. Так и в ордере: дорические по­стройки были низкие, тяжеловес­ные и приземистые, ионические - лёгкие, стройные и изящные. Одна­ко ионический ордер распространился лишь в V в. до н. э., а дориче­ский использовался очень широко уже в VII—VI вв. до н. э. До сих пор уцелели фундаменты и семь стоящих колонн храма Аполлона в Коринфе. Они свидетельствуют о том, что в до­рическом ордере колонны ставили прямо на стереобат без подставок, эти колонны резко сужались кверху и обычно имели утолщение в цент­ре — энтазис(чтобы подчеркнуть неимоверную тяжесть, которую приходится нести опорам здания).

Греческие мастера с удивитель­ным мастерством вписывали храмы, посвящённые разным богам, в при­родный ландшафт в соответствии с их функциями и образами: одни строили на равнинах, другие — на возвышенностях, третьи — на опуш­ках лесов, недалеко от рек или свя­щенных ущелий.

Затем к дорическому («мужествен­ному») ордеру присоединился ионический («женственный»), а в конце V в. до н. э. и коринфский («девиче­ский»), пропорции которого упо­доблялись девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божест­ва.

В эпоху архаики стали строить большие греческие святилища: Аполлона (бога света и искусств) — в Дельфах, Геры (супруги верховно­го бога Зевса) — в Олимпии. Святи­лища занимали важное место в жиз­ни древних греков, поскольку они являлись средоточием древнейших ритуалов и постепенно превраща­лись в крупные центры искусств.

Архитектура времен высокой классики представлена Афинским Акрополем.

В середине V в. до н. э. после разрушений в войне с персами при правлении высокообразованного и мудрого Перикла было решено восстановить комплекс храмов, посвященных богине-покровительнице города – Афине. Перикл, собрав вокруг себя лучших архитекторов (Иктина и Колликрата) и скульпторов (Фидия, Поликлета), заново отстроил Афин­ский Акрополь – комплекс храмов на вершине горы.

Афинский Акрополь стоял на вы­сокой отвесной скале, вздымающей­ся над городом. Акрополь был сре­доточием всех высших святынь афинян. Вели­колепный входной портик в святи­лище - Пропилеи (парадные ворота) - был оформлен ионическими колоннами. Справа, на самом усту­пе скалы, приютился крошечный, очень изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой). Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, что­бы она не покинула их.

Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на удлинённой площади, на которой открывался взору большой дорический храм — Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (Деве). Храм Парфенон, выстроенный в середине V в. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом, стал одним из прекраснейших эллинских хра­мов. Он, огромный и могучий, сто­ял на возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, под­нимавшемуся по ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм — доступнее и человечнее. По торце­вым фасадам у него было восемь ко­лонн, по боковым — семнадцать. Храм воспринимался и не слишком удлинённым, и не слишком корот­ким. Он был в высшей степени гар­моничным благодаря объединению в нём свойств двух ордеров — дори­ческого и ионического. Наружные колонны Парфенона были дориче­ского ордера. Выполнен по законам золотого сечения. Для снижения оптической иллюзии при взгляде снизу колонны храма были наклонены чуть в центр.

Напротив него возведен Эрехтейон, хранивший самые древние реликвии и во II тысячеле­тии до н. э. посвящённый Афине Полиаде (Матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. В Эрехтейоне находился архаичный ритуальный бассейн (Эрехтеево море), по пре­данию, высеченный из скалы По­сейдоном в споре с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы поса­женная богиней. Славен Эрехтейон своим портиком (выступающей частью здания – типа балкона) кориатид. Вместо колонн в нем возвышаются грациозные статуи девушек (с греч. – кор), которые держат на своих головах всю тяжесть сводов.

На территории Акрополя также находятся величественных статуй Афины. Одна из них в самом Парфеноне – Афина Парфенос – из дерева, украшенная слоновой костью и золотом. На улице статуя Афины Промахос (воительницы) с копьем с золоченым шпилем. Она служила тем самым маяком всем проплывающим кораблям.

Итого: архитектура Др. Греции была величава, строга и гармонична, заложила основы будущей классического образца. Афинский Акрополь состоит из: Пропилеи, храм Ники бескрылой, Парфенон, Эрехтейон, статуи Афины.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельная работа. Тюменский государственный нефтегазовый университет | Гробницы древности.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных