ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Архитектура Древней Греции: ордерная система, типы ордеров, ансамбль Афинского Акрополя.Билет № 5
Искусство Др. Греции было наследником крито-микенской культуры, существовавшей со II тысячелетия до н. э. В то время строили много дворцов. Каждый из них представлял собой большую группу построек, возведённых вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных (сакральных), так и светских надобностей. Дворец мог служить резиденцией правителя города и центром управления всей областью. Самый известный – Кносский дворец. (Всмпомните сами для себя легенду о дворце Миноса с Минотавром, подвигом Тесея и т.д. – это необязательно рассказывать.) На пути своего развития искусство Др. Греции миновало несколько основных фаз (стилей): геометрику (IX-VIII вв. до н. э.), архаику (VII—VI вв. до н. э.), классику, которая делится на раннюю (490—450 гг. до н. э), высокую (450—400 гг. до н. э.) и позднюю (400—323 гг. до н. э.). III—I вв. до н. э. заняты эпохой эллинизма — временем после смерти Александра Македонского (323 г. до н. а), когда благодаря завоевательным походам великого полководца был впервые объединён пёстрый и разнородный мир — от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии. Архаика создала единый архитектурный язык — ордерную систему. Ордер (от лат. ordo — «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) — пяль, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Ордер – это сочетание несущих и несомых частей здания. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части — вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), ствол и завершалась «главой» — капителью. Самой древней разновидностью ордера является дорический. Он назван по одной из главных ветвей эллинской народности — дорийцам, обитателям Пелопоннеса; другой основной ветвью были ионийцы, которые населяли Центральные Балканы, в том числе Афины, а затем переселились на Малоазийское побережье и частично на острова. Дорика традиционно связывалась с мужественным, суровым стилем, ионика — с женственным, мягким и изнеженным. Так и в ордере: дорические постройки были низкие, тяжеловесные и приземистые, ионические - лёгкие, стройные и изящные. Однако ионический ордер распространился лишь в V в. до н. э., а дорический использовался очень широко уже в VII—VI вв. до н. э. До сих пор уцелели фундаменты и семь стоящих колонн храма Аполлона в Коринфе. Они свидетельствуют о том, что в дорическом ордере колонны ставили прямо на стереобат без подставок, эти колонны резко сужались кверху и обычно имели утолщение в центре — энтазис(чтобы подчеркнуть неимоверную тяжесть, которую приходится нести опорам здания). Греческие мастера с удивительным мастерством вписывали храмы, посвящённые разным богам, в природный ландшафт в соответствии с их функциями и образами: одни строили на равнинах, другие — на возвышенностях, третьи — на опушках лесов, недалеко от рек или священных ущелий. Затем к дорическому («мужественному») ордеру присоединился ионический («женственный»), а в конце V в. до н. э. и коринфский («девический»), пропорции которого уподоблялись девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества. В эпоху архаики стали строить большие греческие святилища: Аполлона (бога света и искусств) — в Дельфах, Геры (супруги верховного бога Зевса) — в Олимпии. Святилища занимали важное место в жизни древних греков, поскольку они являлись средоточием древнейших ритуалов и постепенно превращались в крупные центры искусств. Архитектура времен высокой классики представлена Афинским Акрополем. В середине V в. до н. э. после разрушений в войне с персами при правлении высокообразованного и мудрого Перикла было решено восстановить комплекс храмов, посвященных богине-покровительнице города – Афине. Перикл, собрав вокруг себя лучших архитекторов (Иктина и Колликрата) и скульпторов (Фидия, Поликлета), заново отстроил Афинский Акрополь – комплекс храмов на вершине горы. Афинский Акрополь стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом. Акрополь был средоточием всех высших святынь афинян. Великолепный входной портик в святилище - Пропилеи (парадные ворота) - был оформлен ионическими колоннами. Справа, на самом уступе скалы, приютился крошечный, очень изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой). Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, чтобы она не покинула их. Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на удлинённой площади, на которой открывался взору большой дорический храм — Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (Деве). Храм Парфенон, выстроенный в середине V в. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом, стал одним из прекраснейших эллинских храмов. Он, огромный и могучий, стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, поднимавшемуся по ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм — доступнее и человечнее. По торцевым фасадам у него было восемь колонн, по боковым — семнадцать. Храм воспринимался и не слишком удлинённым, и не слишком коротким. Он был в высшей степени гармоничным благодаря объединению в нём свойств двух ордеров — дорического и ионического. Наружные колонны Парфенона были дорического ордера. Выполнен по законам золотого сечения. Для снижения оптической иллюзии при взгляде снизу колонны храма были наклонены чуть в центр. Напротив него возведен Эрехтейон, хранивший самые древние реликвии и во II тысячелетии до н. э. посвящённый Афине Полиаде (Матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. В Эрехтейоне находился архаичный ритуальный бассейн (Эрехтеево море), по преданию, высеченный из скалы Посейдоном в споре с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы посаженная богиней. Славен Эрехтейон своим портиком (выступающей частью здания – типа балкона) кориатид. Вместо колонн в нем возвышаются грациозные статуи девушек (с греч. – кор), которые держат на своих головах всю тяжесть сводов. На территории Акрополя также находятся величественных статуй Афины. Одна из них в самом Парфеноне – Афина Парфенос – из дерева, украшенная слоновой костью и золотом. На улице статуя Афины Промахос (воительницы) с копьем с золоченым шпилем. Она служила тем самым маяком всем проплывающим кораблям. Итого: архитектура Др. Греции была величава, строга и гармонична, заложила основы будущей классического образца. Афинский Акрополь состоит из: Пропилеи, храм Ники бескрылой, Парфенон, Эрехтейон, статуи Афины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|