Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Ювелирное дело и обработка металлов

В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камешки и в особенности эмали. Большей славой византийские ювелиры воспользовались благодаря великолепию палитры собственных эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Время от времени эмали сплошные, но почаще — на золотом фоне: византийцы считали, что этим сплавом покрыто небо, и высоко ценили золото. Более увлекательными являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.

Для производства дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии — с узким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов на храмовые двери из европейских государств, не считая того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери).

Камень

В области камнерезного искусства византийцы оставили лишь эталоны архитектурного декора, к примеру, капители Святой Софии. Резьба совсем узкая, время от времени напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф тонкий, ажурный, с обильным растительным орнаментом.

Ткани

Подлинность византийского происхождения тканей можно, найти в большей степени по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - знака власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такового шелка выполнена далматика — просторная длинная одежда Карла Великого.

Живопись

Византия — родина иконописи. Корешки изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой взято тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные виды унаследовали большие глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

задачки иконописи— воплощение божества в телесном виде. Само слово «икона» значит по-гречески «образ», «изображение». Она обязана была напоминать о том виде, который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост» меж человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачку: передать красочными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не лишь, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа вышло на горе Фавор, где его образ стал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особенный, строго определенный тип изображения того либо другого сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд остальных черт византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в её базе мысль вида, знака сущности и принцип иерархичности требовали неизменного созерцательного углубления в одни и те же феномены (виды, знаки, тексты и т п.). Что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства более полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. До этого всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.Е. Брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане фактически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в особых описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания обязаны были выполняться неукоснительно.

Существует христианская символика цвета, базы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» значит самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленоватый — цвет молодости, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Темный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в мрачно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. Е. Перед изображением. Каждый предмет, таковым образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него. Иконопись очень информативна, она воспроизводит целостный мир.

Архитектурная структуре иконы и разработка иконописи складывалась в русле представлений о её назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, почаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а потом наносят изображение: поначалу набросок, а позже красочный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические виды, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, хорошего пастыря. Лишь в IV—VI вв. Стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства,

Иконография Христа

В иконографии Христос именуется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является «Спас Нерукотворный» — икона-убрус, имеющая квадратную либо прямоугольную форму, на белом либо золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение «Спас в силах», представляющее Сидящего на чуть намеченном престоле Христа в ярких бардовых либо охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет «Спас на престоле» представляет собой упрощенный предшествующий, но без геометрических фигур. Таковая икона висела когда-то на Спасской башне столичного Кремля. Есть еще сюжеты «Спас огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный», «Спас поясной», «Спас Еммануил» (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). кроме этого понятно много иконописных изображений Христа в разных обстоятельствах собственного бытия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фресковая живопись, мозаика | Иконография Богоматери
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!