ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя1. Успешному решению служебных и боевых задач способствуют определенные психические состояния воинов. Важнейшими из них являются: состояние постоянной боевой готовности, состояние готовности к решению конкретных служебных и боевых задач мирного времени, состояние боевой активности. Эти состояния способствуют незамедлительной перестройке всей психики воина и быстрому его включению в решение служебных и боевых задач без затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения. При наличии таких состояний воин с самого начала учений, боевых дежурств или боя действует с полной отдачей сил. Он отличается высокой эмоционально-волевой устойчивостью. Уровни психологической готовности различны: от боевого настроя – ситуационной готовности (временного психологического состояния, проявляющегося только в данной ситуации и по отношению к конкретному виду боевой и служебной деятельности) до постоянной внутренней готовности (устойчивого личностного состояния, проявляющегося в любое время, в любых условиях). Указанные психические состояния формируются в результате: 1) заблаговременной морально-психологической подготовки военнослужащих к современной войне, в процессе которой у солдат и сержантов воспитываются устойчивые мотивы поведения в бою: любовь и преданность Родине, ненависть к врагу, уверенность в командирах, в себе, в товарищах, а также накапливается опыт эмоционально-волевого поведения в экстремальных условиях, закладывается основа эмоционально-волевой устойчивости человека на войне; 2) непосредственной морально-психологической подготовки к выполнению предстоящей боевой задачи, в процессе которой активизируются воспитанные в мирных условиях мотивы поведения и необходимые в данных условиях психические состояния, преодолеваются отрицательные ситуативные мотивы и психические состояния. Непосредственная психологическая подготовка занимает важное место в общей подготовке воинов и к решению служебных задач (к дежурствам, учениям, маневрам). Морально-психологическая подготовка воинов и коллективов создает предпосылки для управления психическими состояниями личного состава в бою. Управление психическими состояниями воинов и коллективов — одна из центральных проблем руководства войсками в бою. Поддержание положительных психических состояний связано с преодолением ряда отрицательных психических состояний воинов и коллективов на разных этапах их деятельности. Существует определенная закономерность в динамике психических состояний военнослужащих. Известно, что даже самый подготовленный человек и коллектив (обладающий нужными знаниями, опытом, навыками, качествами, морально-политическими мотивами и пр.) может быть в состоянии готовности или неготовности к конкретным служебным и боевым действиям. Обращают на себя внимание, например, поворотные пункты (критические точки), в которых в связи с переходом от одних боевых действий (служебных задач) к другим с неизбежностью возникает смена или яркое проявление типичных психических состояний воина, в динамике психических состояний воина можно выделить три существенных периода: подготовка к выполнению служебных и боевых задач; боевые действия, учения и походы; окончание боевых действий и выполнение служебных задач. Накануне боя, выполнения ответственной служебной задачи воин может переживать состояние тревожного ожидания. В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящие условия службы и боя. Ожидание может быть различным по психологическому содержанию. Оно проявляется в виде подъема, энтузиазма, предбоевой апатии, неуверенности, боязни за свою жизнь, тревоги за исход боя и за личную судьбу. Состояние человека в момент тревожного ожидания характеризуется повышенной напряженностью (стрессом). Главными источниками и причинами напряженности являются: опасность, создающая угрозу жизни; ответственность за выполнение задачи; краткость и неопределенность поступающей информации; дефицит времени на принятие решений и действий; чрезмерная эмоциональная возбудимость, впечатлительность и низкая эмоциональная устойчивость отдельных воинов; несоответствие уровня развития военно-профессиональных качеств требованиям, предъявляемым данной воинской деятельностью и боем к личности; психологическая неподготовленность к выполнению конкретного задания воина и коллектива; неуверенность в надежности оружия; социальная изоляция (действия в отрыве от коллектива, своих главных сил, нахождение в изолированных убежищах) и т. п. Виды и формы напряженности различны. Существует напряженность, которая тонизирует деятельность воина, обостряет его восприятие, мобилизует мышление, повышает активность. Предотвращение и преодоление чрезмерной напряженности (гиперстресса) достигается ознакомлением воинов с характером выполнения предстоящей боевой задачи и возможными трудностями, целеустремленной воспитательной работой накануне учений и боевых действий; недопущением излишней «накачки» подчиненных перед выполнением ответственной задачи; «оживлением» опыта эмоционально-волевого поведения, накопленного в прошлом; отработкой до автоматизма основных компонентов предстоящей деятельности; уверенным и спокойным поведением командиров и начальников накануне выполнения поставленной задачи; обеспечением обычной занятости личного состава накануне пуска ракет, стрельб, учений, боя (отрыв окопов, проверка исправности матчасти, пополнение боеприпасов и т. п.), что способствует переключению внимания воинов со своих переживаний на дела коллектива; дозировкой легких физических нагрузок; поддержанием бесперебойной связи и личных контактов с подчиненными и коллективами, пресечением случаев неорганизованности, расхлябанности, распространения слухов и т. п. Переход от подготовительного этапа к выполнению боевой задачи связан с преодолением у воина состояния ригидности (rigidus – негибкость, оцепенелость – лат.), в котором проявляется инертность психики человека, возникающая в результате стереотипности его поведения, тяготения к заученным операциям, формам и способам действий. Ригидность как замедленная переключаемость психики может оказать на деятельность воина сковывающее влияние, существенно понизить гибкость поведения, затруднить адаптацию его к изменяющимся условиям обстановки. Главным условием преодоления ригидности у воинов является тренировка их в сложных, быстроменяющихся условиях, проведение учений и занятий на незнакомой местности и в разных климатических условиях. Однако при этом следует учитывать, что такие тренировки, осуществляемые без постепенного усложнения (например, танко-артиллерийские, аварийные и др.). могут дать не только положительный, но и отрицательный эффект: однообразная отработка операций начинает тяготить воина, вызывает утомление, раздражение и другие отрицательные эмоции и состояния. Этого не случится при соблюдении следующих правил: вводить сложные ситуации не только в условия деятельности, но и в ее компоненты (операции, действия), перед началом тренировок максимально активизировать положительные мотивы у воина, своевременным поощрением помочь ему подавить в себе отрицательные эмоции, побудить его набраться терпения и с полной отдачей снова и снова шлифовать свои действия. На этапе выполнения боевой задачи важное значение имеет поддержание у воинов и коллективов состояния боевой активности, высокого политического подъема, патриотической приподнятости. Огромную роль в бою играют также состояния собранности, бдительности, решительности, боевого возбуждения, подъема, энтузиазма, спаянности и сплоченности коллектива, готовности к самопожертвованию. Для всех этих состояний характерны: безусловное господство морально-политических мотивов поведения, обострение чувств патриотизма, долга, ответственности, ненависти к врагу, стремление активно, решительно, с полной отдачей сил выполнить боевую задачу и вести борьбу до конца; предельная мобилизованность всех сил и возможностей при наивыгоднейшем уровне эмоционального и волевого напряжения и наилучшем протекании всех психических процессов; высокая степень помехоустойчивости по отношению к неблагоприятно действующим внешним и внутренним влияниям; умелое произвольное управление своими мыслями, чувствами, действиями и поведением в бесконечно сложных, изменчивых, полных неожиданностей и опасностей условиях боя. Долг командиров — поддерживать положительные психические состояния у воинов и коллективов в бою, внушать подчиненным уверенность в победе, твердо управлять войсками, умело стимулировать боевое возбуждение, правильно информировать подчиненных о развитии событий. 2. После боя, в зависимости от его исхода, воины переживают различные психические состояния: глубокой удовлетворенности успешным выполнением боевой задачи, высокого подъема морального духа и готовности продолжать борьбу, самоуверенности, самоуспокоенности, снижения бдительности и боеготовности, усталости, послебоевой апатии, послебоевой эйфории (чрезмерной радости победы, притупляющей разум и бдительность воина) и т.п. Морально и психологически неустойчивые люди при неудачном исходе боя могут находиться долгое время в состоянии глубокой фрустрации. Фрустрация — сложное психическое состояние, объединяющее в себе тревогу, безнадежность и апатию, обреченность и депрессию, возникающее, как правило, в связи с духовными срывами, неудачами в достижении намеченного. В бою такое состояние чревато потерей способности к сопротивлению. При любом исходе боя с командира не снимается ответственность за поддержание оптимальных состояний и предупреждение отрицательных послебоевых состояний. В случае неудачного исхода боя для преодоления отрицательных состояний необходимо вскрыть истинные причины поражения и довести их до личного состава. С учетом причин срыва провести тщательный разбор событий, по-новому организовать подготовку воинов к выполнению предстоящей задачи. При неудачах пассивность в послебоевой деятельности личного состава может усугубить их отрицательный духовный настрой. Главные средства предупреждения его — активная деятельность по подготовке к ведению боевых действий и устранению причин неудач, сопровождаемые эффективным психологическим влиянием. После удачного боя особое внимание следует обратить на недопущение спада боевого подъема, проявления самоуспокоенности. В этих целях следует показать возможные направления появления новой опасности, организовать работы по совершенствованию позиций, разъяснить вредность самоуспокоенности и недисциплинированности людей, привести примеры из прошлого опыта, занять личный состав работой по подготовке к выполнению новой задачи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|