ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Скусству Древнего Египта принадлежит одна из самых значимых страниц в истории мировой культуры.Свыше четырех тысяч лет насчитывает история возникновения и развития искусства этой страны, которое интересно и важно не только своими прекрасными памятниками большого художественного значения, но и тем, что многое было создано египтянами в истории человечества впервые. Это и каменная архитектура, и скульптурный портрет, отличающийся своей реалистической правдивостью, и попытка раскрыть внутренний мир человека, его чувств и переживаний и др. Высокие художественные достоинства произведений египетского искусства, а также очень большая временная протяженность его истории, оказали влияние на художественное развитие других народов, впоследствии даже на сложение ряда европейских стилей, что позволяет искусству Древнего Египта занять совершенно особое место. Изучение древнеегипетского искусства, как правило, ограничивается лишь архитектурой и скульптурой, однако декоративное искусство египтян достигло не менее высокого уровня развития. Это подтверждают многочисленные предметы, найденные в гробницах, под толщей песка, благодаря засушливому климату имевшие хорошую сохранность.Египетские ремесленники путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла — резьбу по дереву и кости, ювелирное дело и различные виды обработки металла,
изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Произведения декоративно-прикладного искусства египетских мастеров отмечены сочетанием тонкого вкуса в выборе формы и материала с необычайной тщательностью исполнения. Главной же особенностью египетского искусства является единство стиля, что можно объяснить рядом специфических черт. Это своеобразие природных условий, значительная роль канона, в сложении которого большое значение сыграли религия и жречество, а также фараон и его двор, благодаря которым на протяжении тысячелетий канон не претерпевал каких- либо существенных изменений. Сюда же следует добавить и главенствующую организующую роль архитектуры в древнеегипетском искусстве. Основную часть произведений декоративно-прикладного искусства составляли предметы религиозного характера, предназначенные для совершения погребального обряда. Они изготовлялись в мастерских, существовавших при храмах. Кроме этих мастерских в Египте были и придворные мастерские, где ремесленники работали над созданием изделий, используемых египтянами в повседневной жизни. Основными заказчиками на изготовление дорогих и изысканных изделий были фараон и его придворные, поэтому произведения декоративно-прикладного творчества в Древнем Египте создавались во славу царей, а декор, украшающий их, был средством выражения идеи могущества, силы и бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни. Предметы декоративного искусства кроме эстетической ценности представляют и исторический интерес, поскольку древнеегипетские мастера остались непревзойденными в целом ряде художественных ремесел. Ремесленная деятельность развернулась в Египте только к концу Древнего царства, о чем свидетельствуют барельефы на гробницах Бени-Гассана. Здесь представлены ткацкое, горшечное, валяльное, кожевенное и другие ремесла. Часть из них встречаются и на памятниках нового времени, но уже в усовершенствованном виде, как, например, литейное, ювелирное и особенно ткацкое дело. Изображения различных ремесел, создающих предметы роскоши, впервые встречаются на памятниках Нового царства. Здесь мы видим столяров, писцов, живописцев, каменотесов, башмачников и т. п. Исключение составляют ювелиры, с деятельностью которых уже знакомили древние памятники В истории Древнего Египта без учета переходных эпох принято выделять шесть крупных периодов. Для упрощения ориентации в искусстве многотысячелетней давности и более легкого его усвоения здесь и далее в ряде глав книги приводятся хронологические таблицы. Додинастический период — V тыс. — рубеж III тыс. до н. э. Раннее царство — 3000 г. — XXVIII в. до н. э. Древнее царство — XXVIII в. — XXIII в. до н. э. Среднее царство — XXI в. — XVIII в. до н. э. Новое царство — XVI в. (1580 г.) — XI в. (1085 г.) до н. э. Поздний период — 1085 — 332 гг. до н. э. В додинастический период начинается сложение древнеегипетского искусства. Этому способствовали верования и обряды, связанные с заупокойным культом, которые и определяли характер художественных изделий того времени. Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры и египетского канона, который определял содержание, главные правила построения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.Древнее царство — время широкого развития художественного ремесла. Для развития всего искусства Древнего царства художественное ремесло имело большое значение. Так, обработка различных материалов сначала осваивалась на изделиях прикладного характера, а затем использовалась в зодчестве и скульптуре. Красота полированных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов впервые нашли применение в ремесле, показывая широкие возможности этих материалов. Искусство Среднего царства, особенно в начальный период, следовало древним образцам, подражая искусству Древнего царства. Но в ряде мест в этот период стали развиваться более передовые художественные направления. Преодолевая определенные древние традиции, местные художники обращались к поискам иных способов передачи окружающего мира. Особенно значительные успехи были достигнуты художниками при изображении животных, так как здесь они были меньше стеснены каноном. Животные и птицы изображались в различных живых позах, а природа давалась в уже более реалистической трактовке. Новым для искусства декоративных росписей является и богатство красочных сочетаний: стали использоваться не только ранее не встречающиеся оттенки цвета, к примеру, густо-оранжевый, желтовато-серый, но и переходы от одного цвета к другому. Период Нового царства начался с правления XVIII династии фараонов, время правления которой определяется как одно из самых интересных периодов в истории египетской культуры и искусства. Египет этого времени — одна из сильнейших мировых держав, ведущая победоносные войны со многими странами. Благодаря этим войнам в страну шли потоки драгоценных металлов и камней, слоновой кости и редкие породы дерева. Множились богатства знати. Во всех главных городах страны велось интенсивное строительство. Рост богатства знати приводит к проникновению роскоши в ее быт. Появляется широкий спрос на пышные одежды из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья. Предметы домашней утвари становятся богаче и декоративнее. Изменение во вкусах высших слоев общества отразилось на стилистической характеристике искусства. Все это определяет новые задачи перед искусством, для которого определяющим становится стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Период XVIII династии был также временем расцвета и художественного ремесла. Для него свойственно усложнение форм и декоративности, присущее стилю всего искусства этого периода. Особое развитие получает искусство инкрустации разными многоцветными материалами, сложнее становятся орнаментальные композиции. Изобретение вертикального ткацкого станка позволило изготовлять нарядные ткани с цветными узорами гобеленовой техники. В орнаментике этого периода явно заметно увлечение разнообразными растительными мотивами, возникшее в связи с популярностью «садовой» тематики, появившейся вслед за развитием садов при дворцах и виллах. Эта тематика, ставшая характерной для всего искусства в целом, распространилась в виде изображений цветов, зарослей в росписях потолков и украшениях пола. Среди изделий художественного ремесла большой популярностью пользовались туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди них рыб. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) выдвинул новое учение, объявив единым божеством солнечный диск под именем бога Атона. Период правления Эхнатона в египтологии называют «амарнским». Этот период характеризуется отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя. К примеру, позы царя и царицы на рельефах изображены в полный профиль без необходимого по канону условного разворота плеч в фас. Египетские художники были освобождены от сдерживающего их веками канона и смогли создать подлинно прекрасные памятники искусства, восхищающие и сегодня. Художественное ремесло амарнского периода также достигло небывалого расцвета. С большим разнообразием использовались реалистически переданные растительные мотивы, особое внимание уделялось богатству расцветки изделия, в частности, предметам из фаянса и стекла. В период правления ближайших приемников Эхнатона работали те же мастера, что и в амарнский период, поэтому произведения прикладного искусства повторяют традиции Амарны и близки ей. К концу II тысячелетия до н. э. Египет вступает в период Позднего времени, который характеризуется распадом государства на ряд отдельных царств, периодически объединявшихся в единое государство. Египетское искусство Позднего периода представляет сложную картину, еще в должной мере неизученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. В течение Х-VIII вв. до н. э. основными государственными центрами остались Фивы и Танис. Официальное фиванское искусство продолжало традиции конца Нового царства. Храмовые рельефы, своеобразные росписи на саркофагах жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах не дали чего-либо нового и не смогли стать новым этапом в истории египетского искусства. Однако они позволяют установить то направление, по которому шло развитие фиванского искусства, с характерным для него увлечением внешней нарядностью. Художественное ремесло продолжало процветать в Танисе. Золотые и серебряные царские гробы, великолепные портретные маски, ожерелья, перстни, браслеты с инкрустациями, нагрудные украшения с подвесками в виде цветов лотоса являются свидетельством неослабевшего мастерства и тонкости вкуса ювелиров. Саисский период в истории Египта (663- 525 гг. до н. э.) был временем нового относительного расцвета. Саисские фараоны уделяли много внимания увеличению торговых связей и развитию ремесел. Большое количество изделий вывозились за пределы Египта. С их помощью он прослыл образцом промышленной страны, сохранив это значение даже в глазах греков времен Римской империи. Для саисского периода характерным стало стремление к воспроизведению образцов Древнего царства, ставшее отличительной чертой памятников этого времени. Такая архаизация не ограничивалась рамками искусства, она прослеживалась в литературе и религии. Саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид. Саисское искусство не было простой копией прошлого. К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества документальных памятников невозможно восстановить развитие саисского искусства во всем его оригинальном и сложном разнообразии. В этот период продолжало развиваться и художественное ремесло, например, появился нового типа фаянс, очень твердый и насквозь окрашенный. Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, во многом не исчерпавшего своих возможностей. Камень. Для искусства и особенно архитектуры Египта общеизвестно преобладающее значение камня, добываемого в Аравийской пустыне и отличающегося своими превосходными качествами. Вырабатываются разнообразной формы каменные сосуды из алебастра, гранита, яшмы, стеатита и других пород. Интересно использование камня в архитектурном декоре, а также в палетках — пластинах для растирания красок и сосудах. Палетки, происхождение которых относят к Додинастическому периоду, изготовлялись из различных пород камня, но предпочтение отдавалось шиферу. Эти изделия отличались разнообразием формы, среди которых особое внимание привлекают палетки в виде фигурок животных: слона, антилопы, рыбы, черепахи, гиппопотама. Позже палетки стали изготовлять в виде щита и изображать на них охотничьи и военные сцены. Наиболее известна палетка фараона Нарме- ра, отличающаяся оригинальностью и четкостью фризообразной композиции. Изготовление каменных сосудов, первые экземпляры которых относят к эпохе неолита, — одно из художественных достижений Древнего Египта. Они чаще всего имеют коническую или цилиндрическую форму, но встречаются и в форме бочонка, сердца, шара. Материалом для них служили базальт, известняк, алебастр, шифер и др. Сосуды из твердых пород камня лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. В эпоху правления третьей династии фараонов — начало классического периода Древнего царства — галереи ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были наполнены каменными сосудами, общее число которых доходило до 35 тысяч. Формы этих сосудов в основном повторяют формы предметов ранней эпохи; среди них встречаются алебастровые блюда, высокие кувшины грушевидной формы, украшенные рельефом в виде ромбовидной сетки, покрывающей поверхность изделий. Новое царство представлено замечательными алебастровыми сосудами из гробницы Тутанхамона. В одном из них, изображающем лежащую козочку, хранились благовония, другой в виде пучка лотосов служил светильником, для чего в чашечки цветов наливалось и поджигалось масло. Благодаря свету пламени можно было оценить и тонкость резьбы сосуда, и великолепие просвечивающегося камня. Другой светильник состоял из двух плотно вставленных один в другой кубков из полупрозрачного алебастра. Некоторые из них своими изогнутыми линиями напоминают европейские изделия 1900-х гг. стиля модерн, например, тройной светильник, состоящий из вытянутой чашечки лотоса с двумя бутонами на изогнутых стеблях и двумя горизонтально расположенными листьями по бокам. Здесь же были обнаружены кубки из просвечивающегося алебастра в виде цветка лотоса и ковчег для каноп.
Общеизвестны высокие достижения египтян в области архитектурного декора. В египетских храмах применялись различные виды колонн — главного элемента ордера. Основных ордеров в египетской архитектуре было три и связаны они с пальмовидными, папирусообразными и лотосовидными колоннами, в основе построения которых лежит стилизация растительных форм. Фасадные плоскости пилонов были дополнены рельефами и надписями — иероглифами. Рельефы и надписи применялись и во внутренних помещениях, где они сплошным ковром покрывали стены и колонны. Композиции носили ленточный характер. Ленты располагались друг над другом, смыкаясь одна с другой; размеры их по высоте менялись в зависимости от изображаемого сюжета. Изобразительные мотивы чередовались здесь с иероглифами. Египетские рельефы врезались в камень (рельефы «ан кре»). В таком рельефе швы, оконтуривавшие изображения, углублялись в поверхность материала. Таким образом, сами изображения не выступали по сравнению с фоном, а. как бы укладывались в общую его поверхность. Очертания фигур и предметов при этом несколько округлялись, смягчались, придавая изображениям особую пластичность, и помимо прочего предохраняли изображения от скалывания. Среди архитектурных элементов интересны украшенные рельефами двери, немногочисленные образцы каменных оконных решеток, а также водосточных труб, заканчивавшихся львиными головами, которые будут копироваться греками много веков спустя. Резьба по камню применялась не только в храмах, но и в гробницах, иногда в виде архитектурных элементов, барельефов и стел. Саркофаги также украшались прекрасными рельефами. Влияние архитектуры сказывалось и во многих других видах декоративно-прикладного искусства. Керамика. Египетская керамика разнообразна и делится на два вида: глиняную и фаянсовую. Глиняная посуда известна в Египте с V тысячелетия до н. э., ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом, так называемым «техническим», получавшимся в процессе изготовления предмета и во время обжига. Чаще всего, это полосы черного цвета или белые узоры по красному фону глины, которую в свою очередь покрывали красной охрой, что усиливало декоративный эффект древней керамики. Позже, с появлением гончарного круга, примерно с 3200 г., формы сосудов приобретают все большее разнообразие; меняются характер росписей и их техника: белую краску сменяет красная, наносимая теперь уже по желтому фону. Древнеегипетская глиняная керамика отличается большим разнообразием форм. Наиболее красивые сосуды, выполненные в эпоху энеолита, — красные, расписанные белым рисунком, и желтоватые с фиолетовым узором. В декоре сочетаются мотивы геометрического орнамента с человеческими фигурками, кораблями, животными, деревьями. Существуют и фигурные сосуды в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже женской фигуры. В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство ее ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление расписной посуды прекращается до XVIII династии. В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом, например, блюдо из нью-йоркского музея Метрополитен, считающееся одним из интереснейших произведений этой эпохи. Изделия из фаянса относятся к выдающимся достижениям художественных ремесел Египта. Еще со времен I династии начинают свое существование фаянсовые бусы и маленькие круглые игровые столики. Синий фаянс нашел широкое применение в облицовке внутренних помещений гробницы Джосера в Саккара (III династия), а также в производстве разнообразных декоративных элементов архитектуры. Так, фаянсовые плитки с узором из маргариток использовались в Амарне, яркие полихромные плитки с изображением иноземных пленников — во дворцах Рамсеса II и Рамсеса III, а для дворца Рамсеса III в Мединет-Абу была изготовлена очень красивая голова фараона в профиль из красного стекла с париком из синего фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса самые разнообразные изделия: полихромные ожерелья, канопы, статуэтки (фигурки для погребений из зеленой и синей эмали), сосуды для благовоний, различные кубки из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов: стилизованный лотос, рыбы, соединенные в круг, обнаженная танцовщица, лютнистка под сенью беседки. К периоду Среднего царства относится совершенствование техники фаянсовых изделий, благодаря чему сосуды приобретают красивую расцветку, главным образом в разнообразной гамме ярко-синих и зеленых тонов. Для их украшения стали применять подглазурную роспись. К наиболее выдающимся изделиям из фаянса следует отнести статуэтки гиппопотамов и посох Аме- немхета III. В обнаруженных в Амарне и Кантире мастерских фаянсового производства XVIII и XX династий найдены и многочисленные формы. Изделия изготовлялись из кварцевой фритты со стекловидной поливой. Обычно использовался синий и зеленый цвета, реже фиолетовый, коричневый, красный, черный. Светлые тона — белый и желтый — были в то время трудно достижимы и поэтому очень редки. Цвет египетских глазурей многообразен и отличается большой силой. Особенно красив бирюзовый цвет, получавшийся от различных комбинаций окиси меди. Стекло. Самое древнее известное нам производство стекла существовало в Египте эпохи фараонов. Древнейшими стеклянными предметами являются бусы, созданные еще до I династии. Расцвет производства художественного стекла происходит в период Нового царства. От этой эпохи остались многочисленные предметы: чаши синего стекла, украшенные темно-синим и желтым узором и именем Тутмоса III, полихромный флакончик, бусы, трубки, вазы, различные флакончики для глазных капель и сосуды для благовоний, чечевицеобразные фляги. Среди стеклянных изделий большим многообразием форм отличаются различные мелкие предметы: серьги, перстни, амулеты, игральные пешки, подвески ожерелий. Стекло часто служило материалом для изготовления инкрустаций и накладок, имитируя полудрагоценные камни, такие как яшма и лазурит. Знакомство с изделиями древнеегипетских стеклоделов, особенно такими, как виноградная гроздь и сосуд синего стекла в форме рыбы из Амарны, позволяет с уверенностью говорить об их высоком профессиональном мастерстве. Так, в виноградной грозди виноградины представляют собой крупные бусы зеленого, синего или коричневого стекла, изображающие ягоды разной степени зрелости, в том числе и переспелые. В числе стеклянной скульптуры самое выдающееся произведение — женская голова, относящаяся к концу XVIII династии (Париж, Лувр). Ее лицо выполнено из свет- ло-синего, а парик из темно-синего стекла, что заставляет предположить, что исполнение потребовало двух последовательных формовок и затем соединения их с помощью неизвестного нам метода, свидетельствующего о технической изощренности мастера. Несмотря на то, что инкрустированные глаза и брови, а также урей и золотая повязка на волосах ныне утрачены, их исчезновение не смогло умалить достоинства этого шедевра. В греко-римскую эпоху художественное стекло производится главным образом в Александрии и восходит к древнеегипетским образцам. Эта эпоха внесла и свои новшества: к формам, привычным для времен Нового царства, добавляются формы, навеянные греческими вазами, применяется насечка на двухслойном стекле, его выдувают и стремятся сделать прозрачным. С этого времени стекло становится материалом для обиходной повседневной утвари. Египтяне знали также технику мозаики из непрозрачного стекла. Разноцветные стеклянные пластинки разогревались до сплавления и затем вытягивались для получения тонких и очень длинных полосок. Ювелирное дело. Металлы. Из всех великих культур древности Египет оставил нам достаточно предметов, чтобы восстановить историю развития ювелирного дела в этой стране на протяжении сорока столетий. От каждой из эпох сохранились значительные шедевры, большая часть которых хранится в Каирском музее. В обработке металлов египетские ремесленники достигли значительных успехов. Они были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы, благодаря чему появляются сосуды из бронзы новой формы и более совершенной выделки, а также разного рода украшения. Уже в период Древнего царства богатые люди носили кроме золотых вещей уборы из драгоценных камней и металлов. Женщины носили украшения почти на всех частях тела, даже на бедрах. Мужские украшения состояли только из широких колец или обручей, которые надевались (как и женщинами) на руку выше локтя, запястье и ногу вокруг щиколотки. К наиболее распространенным женским украшениям следует отнести ожерелья и серьги. Серьги имели форму кружка или колеса с подвесками и без. Кроме ожерелий и серег богатые египтяне носили на голове обручи из драгоценных металлов (диадемы, узорные повязки, сетки, плотно охватывавшие волосы). Национальным украшением египтян, общим для обоих полов и всех сословий, за исключением самых низших, был широкий воротник (пелерина), закрывавший плечи и верхнюю часть груди. Судя по изображениям древнейших гробниц, ширина его была невелика, но в эпоху Нового царства выросли как объем этого предмета одежды, так и его ценность. Такие воротники были очень нарядны и носились в основном женщина-
ми. Но не менее роскошно выглядели и мужские воротники. Их изготавливали из благородных металлов (иероглиф, обозначающий «золото», имеет форму такого воротника с украшениями из разноцветной эмали). В роскошной отделке они исполняли роль даже почетнейших царских подарков и вследствие этого приобрели особый, символический характер. Значительный успех выпал на долю ювелиров Среднего царства. Ими был освоен новый технический прием — зернь. С того времени до нас дошли диадемы в виде венков, ожерелья, пекторали — царские нагрудные ^украшения, подвески, перстни и другие предметы, которые отличают разнообразие формы, тонкая искусная работа, умелый подбор узора и расположение его на каждой вещи, например, пектораль Сенусерта II (Нью-Йорк, музей Метрополитен) вырезана из листового золота и украшена припаянны-
ми золотыми перегородками, заполненными бирюзой, лазуритом и сердоликом. Все нагрудные украшения характеризует яркая многокрасочность, а их оборотная сторона обработана тонкой чеканкой. Наибольшее использование в орнаментике этого времени получают мотивы логоса, папируса, розетки. Изысканные по своему рисунку и тонкости, тщательности исполнения, золотые украшения оживлялись вставками из цветных камней и паст, что придавало им неповторимые своеобразие и изящество. В период Нового царства ювелиры Древнего Египта достигли вершины своего мастерства. Этот период ознаменован появлением нового направления в искусстве. Сдержанность и уравновешенность предшествующих эпох противопоставляются своеобразному романтизму, где обилие и пышное гь доходят иной раз до чрезмерности. Как пример работы ювелиров этого времени — золотая диадема в виде обруча одной из наложниц Тутмоса III, напоминающая царские украшения. Мастера-ювелиры Амарны использовали достижения ремесленников предшествующего периода и совершенствовали их. Искусство времени фараона Тутанхамо- на (первая половина XIV в. до н. э.), одного из последних фараонов XVIII династии, занимает важное место в истории египетской культуры. Появившись сразу после Амарны и сохраняя многие черты блестящего расцвета искусства того периода, памятники времени Тутанхамона имеют свой стиль. Тутанхамон правил около 10 лет и не был знаменит, но сохранившиеся в его гробнице сокровища прославили его на века. В ноябре 1922 г. английским археологом Говардом Картером в Долине Царей была открыта гробница фараона Тутанхамона. Это захоронение представляет собой не только невиданную сокровищницу, оно является единственным захоронением, сохранившимсяв первозданном виде. Кроме того, для нас оно является уникальным источником информации о жизни Египта XIV в. до н. э., быте, семейном укладе, искусстве древних египтян. По подсчетам Картера, 101 группа различных украшений была найдена на мумии. Восемнадцатилетний фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями. Вот некоторые из них: пектораль в виде грифа с распростертыми крыльями, царская диадема, выполненная из массивного золота и инкрустированная лазуритом, бирюзой, сердоликом и малахитом. Маска мумии Тутанхамона выполнена из кованого золота, инкрустированного смальтой и различными камнями. Для изготовления ожерелья использованы лазурит, кварц и полевой шпат. Головной убор прорезан полосами из синей смальты. Последний саркофаг, в котором находилась мумия, отлит из массивного золота и весит 1110 кг. Он составлен из золотых пластинок от 2,5 до 3,5 мм толщиной, покрытых снаружи и внутри великолепной чеканкой. Фараон изображен в облике Осириса с ожерельем, выполненным частично из синего фаянса, а магические птицы, осеняющие его своими распростертыми крыльями, декорированы чеканкой и перегородчатой эмалью. Они прекрасно повторяют линии тела птицы. В целом сокровища гробницы Тутанхамона при всем своем ослепительном богатстве не теряют гармоничности. Украшения фараонов XIX и XX династий свидетельствуют об упадке искусства этого времени, стремление к великолепию приводит к утрате строгости форм. Однако и в эти периоды производились вещи высокого качества. Таковы, например, пектораль Рамсеса II в форме сокола и перстень с двумя рельефными лошадками на оправе (Париж, Лувр). В Саисский период (XXV династия) появляются перстни более круглой формы, чем в период Нового царства. Этот тип перстня (почти без изменения) до сих пор существует в Европе и известен как «перстень с печаткой». В классический период истории Египта золотых дел мастера достигли виртуозного технического совершенства, которое никогда не было превзойдено. В отдельных случаях невозможно не только превзойти их, но и сравниться с ними. Так, например, замечательные чеканщики умели добиваться тонкости металлического листа, в 20 раз превосходящего самый тонкий лист, произведенный в наше время. Златокузнецами
применялись литье, формовка, паяние, ковка (моделирование молотком). А такие ювелирные техники, как насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление, окраска использовались для нанесения на изделие орнамента. Наряду с благородными металлами египтяне обрабатывали медь и бронзу. Железо известно им с начала Древнего царства, но применение получило только в греко-римскую эпоху. Сохранились медные сосуды — кувшины с носиком и ручкой, тазы. Из бронзы — жаровня с обрамлением, церемониальные топоры с ажурным орнаментом, изображающим людей, сосуды и подставки для них, светильники, косметические пинцеты. Некоторые предметы из кованой бронзы имеют толщину всего 2-3 мм и отличаются необыкновенной легкостью. Среди предметов туалета заметное место принадлежит бронзовым зеркалам, ручки которых выполнены в виде колонн или фигурки стоящей девушки. Также имели место бронзовые статуэтки, которые дошли до нашего времени в большом количестве. Они отливались с утратой восковой модели. Замечательное мастерство египетских бронзовщиков демонстрируют также статуэтки кошек, выдающаяся коллекция которых хранится в Лувре. Мебель. К числу деревянных изделий относится прежде всего мебель, а также некоторые предметы туалета. Дворцовые интерьеры Древнего Египта, несмотря на лаконизм архитектуры, отличались особой декоративностью, введением ярких цветов, включением мебели с дорогостоящей отделкой, а также изделий прикладного искусства.Дворцы и богатые дома меблировались столами, креслами, диванами, табуретами, очень высокими кроватями; использовались также носилки с балдахинами. В домах содержалось большое количество ящиков, ларцов для ценных вещей, драгоценностей, тканей. Формы мебели, ее художественное оформление отличались разнообразием при наличии очень простой конструкции. В мебели, как и в архитектуре, преобладали четкие геометризованные очертания, но нередко применялись и мягкие, плавные, главным образом в угловых частях, линии. Египтяне уделяли функциональной стороне мебели большое внимание: как правило, она соответствовала пропорциям человеческого тела. Спинки и подлокотники кресел покрывались резьбой, ножки кресел, стульев, столов, комодов часто заканчивались изображением лап и копыт животных, а также утиными головами. Украшалась мебель посредством сочетания различных пород дерева. Широкое распространение получили такие способы декора мебели, как инкрустация, мозаика; использовались также цветная эмаль, пластинки слоновой кости и металла, перламутр, позолота. К наиболее распространенным типам древнеегипетской мебели относятся табурет на четырех вертикально поставленных ножках, складной табурет, имеющий четыре ножки, которые скреплены с обоих концов и перекрещены диагонально планками. Нижним концам ножек придается форма утиных головок. Верхняя обвязь табуретов прогибается для удобства сидящего и покрывается циновкой, сплетенной из тростника или полосок кожи. Иногда сиденья делаются из кожи. Распространены были также парные двухместные сиденья на львиных лапах или бычьих ногах с поставленными вертикально массивными спинками. Опоры в виде ног животных делаются у более богатой мебели. Такие опоры всегда поставлены на довольно высокие каблучки. Кресла и троны снабжены боковыми частями (подлокотниками), оформленными в виде идущих львов, спинки покрыты символического характера сквозной резьбой со слабым рельефом. Сундуки для хранения домашнего инвентаря имеют очень остроумную конструкцию. Они состоят из рам со вставленными в них поперечными досками, благодаря чему в течение тысячелетий не появилось никаких трещин и дерево не покоробилось. Сундучки, лари, как и гробы, окрашивались в яркие цвета по поясам и были украшены расположенными параллельно друг другу геометрическими узорами, инкрустированными из кусочков синего и белого фаянса, непрозрачного стекла-смальты, полудрагоценных камней, серебра и золота. Мебель для сидения, столы, ларцы, сундуки в большинстве случаев окрашивались белой краской, служившей фоном для дальнейших украшений. Самую дорогую и красивую мебель египтяне получали из Передней Азии. Об этом свидетельствуют как надписи, так и сходство стиля мебели, ее украшений. Для изготовления мебели главными материалами служили дерево и металлы, для украшений — дерево редких пород, слоновая кость, черепаховый панцирь, золото и эмаль. Обтягивали мебель красивыми узорчатыми тканями, тисненой кожей и даже шкурами животных; в рамы сидений и кроватей вставляли переплеты из тростника и камыша. Мебель во дворцах фараонов Нового царства была роскошна и богата, под стать остальному убранству. Кресла покрывались золотой резьбой и вышитыми подушками ярких цветов. Стулья, хотя и простой формы, были обложены золотом и расписаны эмалью. Но еще большей роскошью отличались тронные кресла, которые фараоны получали из Азии в виде дани от покоренных ими народов. Так же, как и на некоторых присылаемых в дань сосудах и других предметах, на них были изображены сами данники в виде пленных. Такими же изображениями были украшены и не менее богато отделанные скамейки к этим креслам. Столы были различной величины и самых разнообразных форм начиная от массивных каменных или деревянных до легких металлических столиков с одной, тремя и четырьмя ножками. Древнейшие столы представляли собой большей частью круглую или четырехугольную доску на низкой подставке. Богатые египтяне спали на кроватях или кушетках, со спинкой и без. Под голову ставили особое изголовье из камня, дерева или металла с кожаной подстилкой для головы. Кровати были очень высокими, так что на них всходили по специальной лесенке; для защиты от комаров и мошек использовали полог из прозрачной ткани. Царский трон — наиважнейшая принадлежность власти — хранил с древнейших времен простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Обитое золотыми листами и расписанное разноцветной финифтью сиденье с богато вышитой подушкой стояло на роскошно отделанном широком возвышении. Трон украшали
иероглифическими надписями, объяснявшими божественное происхождение фараона. Над троном возвышался на четырех колоннах с лотосовыми капителями плоский, спереди слегка покатый балдахин. Убранство трона должно было символизировать могущество восседающего на нем фараона. Обилие ценных вещей, найденных при вскрытии гробницы Тутанхамона, буквально ошеломляет. Кресла и скамейки из эбенового дерева, инкрустированные слоновой костью и цветным фаянсом, украшенные искусной росписью серебряные ларцы, золотой трон с изображением Тутанхамона и его супруги Анхесамон, модели колесниц, выполненные из благородного металла. Картер среди обнаруженных сокровищ гробницы Тутанхамона выделял его трон — строгое по форме кресло, покрытое снизу доверху золотом и украшенное фаянсом и самоцветами, с ножками в форме львов и подлокотниками в виде увенчанных коронами крылатых змей. Особое восхищение археолога вызвало украшение спинки трона. Впоследствии он уверенно заявлял: «Это самое красивое, что до сих пор найдено в Египте». На спинке изображен дворцовый покой с колоннами, украшенными цветочными капителями и карнизом из царских змей. Сам царь сидит в непринужденной позе, перед ним стоит царица Анхесамон. Сверху на эту группу солнце (бог Атон) посылает лучи своего животворящего света. Лицо и неприкрытые одеждой участки тела царя и царицы выполнены из красной стеклянной пасты, головные уборы из блестящего бирюзового фаянса, одежда из серебра. Все это декорировано окрашенным стеклом, сердоликом и цветной пастой, что создает необычайно выразительную гамму красок. Тронные носилки также были великолепно украшены. В них фараоны появлялись во время торжественных процессий, где их несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота или позолоченные, эти носилки украшались символическими фигурами священного ястреба — эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной — эмблемы владычества над обоими мирами, льва — эмблемы мужества и силы, уреями и т. д. Над сиденьем устанавливалось опахало, которое заменяло балдахин. К наиболее значимым находкам Картер относит деревянный ларец, принадлежащий к числу выдающихся в художественном отношении произведений древнеегипетского прикладного искусства. Он был покрыт тонким слоем гипса и весь расписан. Яркость красок здесь сочетается с тонким и точным рисунком, а сцены охоты и военные сцены так мастерски скомпонованы и одновременно детально выписаны, что «превосходят даже персидские миниатюры». В гробнице Тутанхамона также были обнаружены четыре колесницы, сверху донизу покрытые позолотой: каждый сантиметр их поверхности был украшен орнаментом и рисунками или же инкрустациями из цветного фаянса и камня. В период Нового царства дерево применялось для изготовления предметов туалета, которые отличались утонченностью и изяществом. Сохранились гребни, ложечки для притираний в виде девушек, собирающих цветы, баночки для мазей, шкатулки, лопаточки. Ткани. Благодаря сухому климату Древнего Египта тканей сохранилось больше, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых. Древние египтяне изготавливали свою одежду как из шкур животных, так и из растительных материалов. Чаще всего они использовали хлопок и лен, которые перерабатывали в ткани различного качества: от самых грубых материй до тончайших тканей. В Египте шерсть и конопля, которые были известны в качестве растительного сырья для ткачества с додинасти- ческого периода, использовались крайне редко. Некоторые второстепенные принадлежности одежды изготавливались из твердых волокон различных растений, но чаще всего из кожи. В древнейшие времена одевались преимущественно в хлопчатобумажные ткани. Такого рода одежда считалась «ненастоящей» и называлась «шенти» (сплетенное). Ей противопоставлялась «настоящая» одежда, которая шилась, вероятно, из полотна и называлась «пек». Сведения о ткацком ремесле в Египте встречаются еще в мифах. Его изобретательницей считалась богиня Нейф (Афина, Минерва). Однако высшей стадии развития оно достигло не ранее начала Нового царства, когда египтяне научились выделывать ткани, не уступающие по своему качеству тюлям и тончайшим батистам. Таким же образом совершенствовались технология покраски материи и другие ремесла, связанные с изготовлением одежды. В древнейшие времена ткани окрашивались красным, голубым или зеленым, позднее стали использоваться и другие цвета. Это положило начало украшению одежды разноцветными узорами и вышивками. Несмотря на это, во все время существования Египетского царства натуральная блестящая белизна полотна оставалась любимым цветом египтян. От периода Нового царства до нас дошли совершенные и изящные в своей обработке ткани: фрагмент шпалерной ткани, изображающий россыпь цветов и картуш с именем Аменхотепа III в шесть красок, а также ковер с цветочным орнаментом. Для периода Нового царства свойственны большая стилизация, разнообразие и роскошь одежды. Тончайшие, прозрачные льняные и хлопчатобумажные ткани, не уступавшие нашему современному шелковому газу, многочисленных расцветок, использовались в костюмах знати. Ткани вышивают и окрашивают в самые разнообразные цвета. Наиболее интересные образцы тканей были обнаружены в гробнице Тутанхамона: остатки семи царских одежд, некоторые из них с вышивкой. Интересен шарф длиной 5,2 м, так называемый «пояс Рамсеса III», декорированный зигзагами и рядами иероглифов «жизнь». В нем использованы синий, красный, белый цвета, а в полосках иероглифов добавлены также зеленый и желтый. В соответствии с правилами старинного придворного церемониала «вечноживу- щий» (фараон) появлялся или в одном переднике, которому придавались самые разнообразные формы, или одетым, кроме передника, в длинную одежду из драгоценных прозрачных тканей с эмблемами своего достоинства. Как и весь царский костюм, передник делался из драгоценного материала — золота или позолоченной кожи, иногда украшался символическими изображениями. Другую, не менее существенную принадлежность царского костюма составлял широкий пояс, обычно расписанный эмалью по золотому полю. Изделия из кожи. С процессом обработки кожи египтяне были знакомы еще с до- династического периода. Кожи дубились и окрашивались преимущественно в красный или желтый цвета. Некоторые образцы очень декоративны, как, например, сандалии из зеленой кожи. В период Нового царства были широко известны египетские кожевники и башмачники. В Фивах они проживали в особой части города. Остатки их изделий, большая часть которых сейчас находится в музеях и коллекциях, и поныне доказывают их мастерство. Самое большое и красивое изделие из кожи, сохранившееся до наших дней, — траурный полог, изготовленный для царицы Истимхеб (XXI династия, около 1050 г. до н. э.), размером 2,45 х 2,15 м. Он состоит из полос синей кожи, две из которых усеяны желтыми звездами, а средняя полоса — грифами с распростертыми крыльями. По бокам — шашечный узор из желтой и красной кожи чередуется с орнаментальными бордюрами, где изображены скарабеи с раскрытыми крыльями, царские картуши, антилопы с подогнутыми ногами, цветы папируса и надписи. Фигуры и иероглифы вырезаны из кожи и пришиты. Композиция и яркие краски очень гармоничны, исполнение отличается высоким техническим совершенством. Искусство Древнего Египта в результате длительного периода своего развития внесло богатый вклад не только в сокровищницу искусства Древнего мира, но и всего мирового искусства. Приезжая в Египет, творцы молодого еще греческого искусства видели великолепные храмы тысячелетней давности с выработанными типами колонн, портиками, базиликальным построением зал, давно сложившимся гармоничным сочетанием архитектуры, скульптуры, цветного рельефа, разнообразные произведения художественного ремесла, отличавшиеся чувством формы и высоким мастерством обработки материала. Поэтому в художественных греческих памятниках архаической эпохи нашли свое отражение черты воздействия египетского искусства. Более широкое знакомство с художественным наследием египетской культуры произошло в IV в. до н. э. Именно в это время Александром Македонским была основана новая столица Египта — Александрия, очень скоро ставшая одним из главных центров Средиземноморья. С этого времени началось плодотворное и длительное взаимодействие искусства Египта с искусством других народов Запада и Востока.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|