ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1 страница
Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. История собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает XI-1 вв. до н. э. В историко-художественном процессе древнегреческого искусства обычно выделяют четыре этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции. Первый период — гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.) — в развитии собственно греческого искусства совпадает с последней стадией первобытнообщинного строя. Наиболее ярко эта эпоха отражена в поэмах Гомера, именем которого ее и принято называть. Период VIII-VI вв. до н. э. — время формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Развитие производительных сил привело к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве, расширению торговли и появлению денег. В этот же период происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. В конце VII — начале VI в. до н. э. в греческой науке зарождаются «наука всех наук» — философия, греческая поэзия, театр и литература для театра. Греки плодотворно используют более высокую в те времена культуру стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии). В ионийских городах в VIII в. до н. э. сложился алфавит, заимствованный из финикийского. С Востока же был перенесен способ отливки статуй из металла. Влияние искусства Египта, Ассирии, Финикии проявляется в пластике, живописи, особенно в вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название «ориентализирующий». Фантастические звери, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметта, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами. Второй период — архаика (VII-VI вв. до н. э.) — время постепенного формирования классового рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного и Черного морей. Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Искусству архаики свойственны цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам. Классика (V — первые три четверти IV в. до н. э.) — третий период, художественные устремления которого воплотились наиболее ярко и последовательно в творчестве аттических мастеров. Их деятельность имела огромное значение для всей Греции, ибо роль Афин в жизни Эллады в эпоху классики неизмеримо возросла. Афины, став во главе борьбы греков за независимость во время греко-персидских войн (500-440 гг. до н. э.) и объединив под своей эгидой ряд полисов, превращаются в политический и культурный центр Эллады. Социальной почвой искусства классики была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в Афинах к концу VI в. до н. э. Ее победа в значительной мере способствовала развитию прогрессивных тенденций в идеологии, торжеству реалистических принципов в искусстве, художественных демократических вкусов. Начавший складываться еще в эпоху архаики гражданский эстетический идеал был ясно сформулирован искусством классики и стал основным его содержанием. Главной темой классического искусства становится человек, наделенный совершенными физическими и моральными качествами. Величайший расцвет классики V-IV вв. до н. э. не был бы возможен без тех больших достижений на пути реалистического искусства, которых достигли греческие художники VI в. до н. э. В период эллинизма (четвертая четверть IV — I в. до н. э.) область распространения древнегреческого искусства выходит далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, западную часть Малой Азии, многие острова и прибрежные пункты на Средиземном и Черном морях, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского художественная греческая культура распространилась по всему Ближнему Востоку. Влияние греческого искусства распространилось далеко за пределы Греции, оно ощущалось в течение долгих веков и сохранилось до наших дней. Греки сменили народы, ранее населяющие материковую Грецию и острова; они сформировались как нация примерно к VIII в. до н. э. Отличительной чертой греков было стремление к независимости. Несмотря на то, что они говорили на одном языке и имели общую религию, их города постоянно соперничали и воевали друг с другом. Древнегреческая демократия была в сущности олигархией, свободные граждане составляли незначительное меньшинство по сравнению с массой рабов и метеков. Греки начали основывать колонии на востоке и западе в VII в. до н. э. Их поселения служили источником распространения эллинской культуры. Богатые греческие купцы из далеких колоний, не довольствуясь товарами из метрополии, заказывали различные изделия местным ремесленникам, что приводило к созданию самобытных школ, в частности, в керамике. За пределами метрополии греки обосновывались к северу от Пелопоннеса в Македонии и на побережье Дарданелл, к западу — в Южной Италии и Сицилии, на юге Франции и Испании, на востоке они расселились от Трои до Родоса, по северному побережью Черного моря, в Крыму и на юге Украины. Наиболее значительное влияние греческое искусство оказало на искусство Древнего Рима, а в новое время — на искусство Возрождения и стиль ампир. На Востоке различные ремесла получили развитие еще в глубокой древности, во многом доведя до совершенства технику исполнения и способы украшения предметов быта и одежды. Несмотря на то, что греки очень рано достигли значительных успехов в области строительства, в ремеслах они еще долго считали лучшими мастерами египтян и финикийцев. Охотно перенимая все новое и лучшее, что было у других народов в области ремесел, они стремились сравниться со своими учителями и превзойти их. Раньше всего стремление к самостоятельности в ремеслах проявилось у мало- азийских греков (приблизительно в VII в. до н. э.). Коринф считался во всей Элладе родиной многих искусств и ремесел, поскольку благодаря торговле эти искусства были очень рано занесены из Западной Азии. Коринфянам приписывали изобретение скульптуры (хотя ваяние было уже давно известно на Востоке), наборной работы для украшения утвари, а главное — гончарного круга и вообще гончарного мастерства. Из Коринфа, согласно мифу, произошли искусство рисования и литейное дело. В Афинах ремесла пользовались покровительством закона. Здесь ремесленники, продолжая занимать довольно низкое общественное положение, законодательством Солона были объявлены равноправными гражданами афинского государства. Такое отношение к ремеслам при господствовавшей в Аттике полной свободе в выборе рода занятий должно было привести к значительным успехам в их развитии. Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства. Особенно значимой оказалась его роль в те периоды, когда искусство руководствовалось рациональными, гуманистическими идеалами (искусство Возрождения и классицизма) и античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готики и барокко. Несмотря на то, что художественное познание человечества на протяжении веков ушло далеко вперед, некоторые стороны общественного бытия и качества общественного человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме, которая была найдена древними греками. Сюжетами греческих произведений служили мифы, эпос и сцены обыденной жизни. Боги и герои, их приключения и подвиги изображаются на фронтонах, метопах и многочисленных расписных вазах. Камень. Художественная обработка камня интересна прежде всего произведениями архитектурного декора — ионический, коринфский ордера, волюты, покоящиеся на овах и пальметтах, акантовый лист, кариатиды и многочисленные элементы как геометрического, так и растительного орнамента. В VII в. до н. э. в Древней Греции зародилось искусство глиптики — резьбы по камню. Первоначально в качестве материала использовали сердолик, яшму, сардар, в более поздний период — гранат, изумруд, сардоникс, оникс. Античные мастера вырезали сцены из мифологии, изображения богов и мифологических героев, портреты правителей. Камни и сюжеты соответствовали назначению. Глиптика в Древней Греции достигла высокого художественного уровня. Начиная с VI в. до н. э. в глиптике используются более твердые породы камня: халцедон, лазурит, сердолик. В классический период изображения на геммах (резных камнях) отличаются особой тонкостью и красотой рисунка, более реалистичны, чем в период архаики. Знаменитым резчиком второй половины V в. до н. э. был Дексамен Хиосский. Сохранились четыре геммы с его подписью, две из них найдены в Северном Причерноморье. В период эллинизма глиптика получает еще большее распространение, чем прежде: появляются камеи — камни с рельефными изображениями мифологических сцен или портретами. Среди эллинистических резчиков наиболее известен Пирготел — придворный мастер Александра Македонского. Керамика. Гончарное ремесло, особенно керамика, было наиболее распространенным в Греции с древнейших времен. Оно возникло в Элладе под влиянием Востока, но на стадии простого ремесла, удовлетворяющего обыденные нужды, оставалось недолго. Его стали использовать в культовой архитектуре. По преданию, впервые керамика была применена для украшения храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе, и там же начали изготавливать сосуды с цветными рисунками и пластическими орнаментами. Кроме Коринфа, это искусство процветало на островах Хиос и Самос и в Афинах, где им с незапамятных времен занималось значительное число семей, которые образовали многочисленное сословие афинских горшечников. Это сословие имело цеховую организацию и жило в особом квартале, получившем название квартала горшечников (керамикос). Афинские горшечники, которые в Афине, Гефесте и Прометее видели своих богов-покрови- телей, пользовались почетной привилегией поставлять призовые сосуды, раздававшиеся победителям на празднике Панафиней. Эта привилегия способствовала тому, что афинские мастера гончарного искусства вскоре отказались от восточных форм и заменили их национальными. В техническом отношении их изделия уже давно стояли наравне с западными и среднеазиатскими. Глиняная посуда была одним из важных предметов заграничной торговли греков; финикийские купцы вывозили ее даже в Африку. Греческая керамика отличается чрезвычайно большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. Керамические изделия служили для обиходных нужд: домашняя посуда, тара для перевозки и хранения жидкостей, чашки для питья, бутыли для масла, флаконы для благовоний или мазей и др. Они использовались и в торговле для хранения оливкового масла, вина и других продуктов. Применялась керамика и для культовых нужд: вазы для жертвоприношений, сосуды для церемоний бракосочетаний, погребальные урны. К большим сосудам для жидкостей относились известные уже в гомеровское время амфоры. Они были двух типов: простые без всякой отделки для использования в хозяйстве и украшенные живописью и пластическими орнаментами. Из других видов посуды особой красотой формы отличались кувшины для воды — калпис или гидрия. Поскольку эти сосуды предназначались для ношения воды из колодца, на них были три или четыре ручки и подножка. Их усовершенствованию способствовали два обстоятельства: во-первых, праздник гидрофорий, отмечавшийся в известное время афинскими женщинами и девушками, которые участвовали в праздничной процессии каждая со своим кувшином, во-вторых, афинский обычай приносить в таких кувшинах воду невесте для купания. Вследствие этого обычая гидрии вошли в число свадебных подарков и поэтому очень богато отделывались и украшались символическими орнаментами. В позднейшее время их стали делать из бронзы и серебра. Особым изяществом отличались сосуды, использовавшиеся при застольных беседах, составлявших заключительную и важнейшую часть афинских званых обедов. Гостям подавали вино, смешанное с водой или льдом, в больших сосудах, называвшихся кратерами. Они имели форму кубков с ручками и подножкой или без. Плоскодонные кратеры ставили на особые поддоны с широкими краями, на которые стекало вино, расплескиваемое при черпании. Первоначально кратеры делали преимущественно из глины, только ручки и подножки к ним приделывали бронзовые. В более поздние времена стали делать серебряные кратеры. Поверхность глиняных кратеров украшали живописью, а металлические их части (ручки и подножку) — пластическими орнаментами. Рога для питья — керата и рита, известные уже древним египтянам, ассирийцам и другим народам, у греков составляли богатый разнообразием форм вид драгоценной посуды. Глиняные рога (рита) делали в основном в виде головы какого-нибудь животного, украшенной живописными изображениями, обычно символическими, имевшими отношение к форме данного сосуда. Ритоном назывался рогообразный сосуд с ручкой, всегда оканчивавшейся головой какого-нибудь животного: лошади, грифона и т. п.; иногда весь сосуд состоял из головы животного. Так как форма этих сосудов не позволяла ставить их иначе, как опрокинув
Формы греческой керамики: 1,2 — амфоры; 3 — гидрия; 4, 5 — кратеры; 6 — аск; 7 — килик; 8 — фиала; 9 — лекиф; 10 — капильда; 11 — канфар; 12 — калебас; 13 — ойнохоя; 14 — скифос; 15 — киаф; 16 — псиктер; 17 — лагинос; 18 — стамнос; 19 — алабастр; 20 — арибалл; 21 — кернос; 22 — лутрофор; 23 — ритон; 24 — пифос; 25 — пиксида; 26 — динос (на ножке); 27 — лебес вверх дном, изготовлялись особые подставки или поддонки — гиподемата, на которые и ставили рита, когда в них было вино. Связующим звеном между эгейской и греческой культурами являются сохранившиеся в небольшом количестве расписные вазы так называемого «протогеометричес- кого» стиля (XI — начало X в. до н. э.). Орнаментация их бедна, она состоит из простых волнистых линий вокруг тулова вазы или концентрических кругов, расположенных в виде фриза. Традиции прошлого не забыты: как и в предыдущие эпохи, применяется гончарный круг, в основе керамической техники лежит хорошая обработка глины, по-прежне- му используется блестящий лак. В Х-VIII вв. до н. э. развивается «геометрический» художественный стиль, называемый так потому, что все орнаменты и даже изображение человека и животного на плоскости построены из простейших геометри-
ческих элементов — прямой и ломаной линии, треугольника, круга. Вазовая роспись геометрического стиля была распространена по всей материковой Греции, на островах Эгейского моря и в ма- лоазийских греческих городах, но повсюду имела свои локальные особенности. Наиболее яркое выражение геометрический стиль нашел на вазах аттической работы. Вазы разнообразных форм были открыты в предместье Афин — Керамике, где жили и работали гончары, и некрополе около городских Дипилонских ворот, откуда и название этой группы сосудов — «дипилонские» вазы. X в. до н. э. — время расцвета декоративного геометрического стиля. Тогда же в росписях ваз появляется орнамент меандр, который прочно входит в декоративное искусство античного мира. Роспись на вазах сделана коричневым лаком, но в зависимости от обжига он бывает почти черного, коричневого и красного оттенков. Узоры, расположенные поясами по всей вазе, представляют собой многочисленные комбинации зигзагов, треугольников, четырехлепестко- вых розеток, концентрических кругов и свастики — магического знака, символизирующего страны света. С конца IX в. до н. э. начинают встречаться изображения животных — козла, коня, водоплавающих птиц и человека. Перед мастерами-орнаменталистами встала новая и трудная задача изображения человека, а умения передавать новую тему еще не было, кроме навыка рисовать геометрические узоры. Сначала человеческие фигуры рисуют силуэтно, голова показана в профиль, корпус в фас, ноги в профиль. Также схематически нарисованы и животные. Примером такого рисунка могут служить сцены похоронных процессий (обрядов), изображенные на больших (около 1,5 м высотой) дипилон- ских вазах в форме амфоры или кратера, слу-
живших надгробными памятниками богатым представителям аристократических родов. Эти многофигурные композиции вписаны в общую декорацию вазы и представляют собой сцены заупокойного обряда. Во второй половине VIII в. до н. э. с развитием общественной жизни Греции расширяется круг сюжетов. Теперь на вазах появились сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыканты, атлетические состязания и мифологические образы. Фигура человека рисуется правдивее, на лице обозначается не только нос, но и подбородок, обозначаются также волосы и одежда. Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины VII в. до н. э. Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей. В VII в. до н. э. керамические изделия мастеров Коринфа, Родоса и в VI в. Аттики, Хиоса, Самоса экспортируются в различные районы Средиземного и Черного морей. Содержание росписей в вазах очень разнообразно. Кроме орнаментов ориентали- зирующего стиля, здесь можно видеть военные сцены, сцены охоты и мифологические сюжеты (аттическая амфора со сценой борьбы Геракла и кентавра Несса). На терракотовых метопах мужские фигуры раскрашены в коричнево-красный цвет, женские — в белый, прически даются черной краской. Одежды расписаны пестрыми узорами черного и пурпурного цветов. Такая расцветка фигур сообщает росписи большую декоративность. Однако следует заметить, что все фигуры достаточно правильно нарисованы и удачно вкомпонованы в рамку, несмотря на традиционные для рисунка VII в. до н. э. условности (голова рисуется в профиль, глаз и корпус в фас, ноги в профиль). К замечательным образцам прикладного искусства относится «про- токоринфский» кувшин из собрания Кид- жи. На этом кувшине несколькими поясами расположена многокрасочная роспись, исполненная черным, коричневым, красным и желтым цветами. Основными мотивами росписи были сцены охоты и битв, выезды всадников, колесниц и сцена суда Париса. Характер изображения отличается тщательностью прорисовки и тонко проработанными деталями. Сцены охоты, выезда колесниц и воинов напоминают стенные росписи Микен и Тиринфа. Глиняные сосуды VI и даже VII в. до н. э. имеют явный отпечаток влияния ближневосточной и среднеазиатской керамики. Почти все они округлой, сдавленной формы. Украшающий их рисунок, в особенности напоминающий восточные образцы, составлен в основном из фигур животных — львов, оленей, лебедей, сфинксов и т. п., перемешанных с цветочными арабесками. Он тянется вокруг сосуда горизонтальными полосами, расположенными одна под другой. Фон сосудов желтоватый, натурального цвета глины, рисунок — черновато-ко- ричневый с темно-лиловой и местами белой отделкой. Человеческие фигуры редки и, как правило, очень схематичны. Ширящийся интерес художников архаики к многообразию реального мира проявился наиболее полно и отчетливо в расписной керамике V в. до н. э. К этому времени сложились различные типы древнегреческих ваз. Принципиально изменился характер вазовой росписи: на смену ковровому орнаменту пришло изображение мифологических и бытовых сцен в так называемой «чернофигурной технике». Однако связь между росписью и поверхностью вазы не нарушалась, так как роспись сохранила необходимую декоративную условность. Экспрессивная композиция черно- фигурной росписи строилась на густых черных силуэтах, очерченных точной обобщенной линией, иногда плавной, певучей, упругой, ломкой и динамичной. Во второй и третьей четверти VI в. до н. э. в Аттике, где в этот период работали многие крупные мастера, чернофигурный стиль достиг расцвета. Среди них был Клитий, расписавший всемирно известный большой кратер («Ваза Франсуа»), Возможно в росписи, насчитывающей более 200 фигур, отражены несох- ранившиеся композиции монументальной живописи. Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был Эксекий. Наряду с эпически спокойным повествованием («Ахилл и Аякс за игрой в шашки») он создает сцены, полные динамики («Аякс с телом Ахилла»), впервые разрабатывает мотив психологических переживаний («Самоубийство Аякса»). Росписи Эксекия отличаются четким, лаконичным рисунком. Одна из лучших работ мастера — килик «Дионис в ладье». В третьей четверти VI в. до н. э. высокого совершенства достигло изготовление тонкостенных киликов (мастерская Тлесона). Для живописи архаики (VI в. до н. э.) характерен общий тип лица, без портретных индивидуализированных черт, с условной улыбкой, прямым слегка вытянутым носом, выпуклыми широко открытыми глазами, высоко поднятой дугой бровей. Прически, как правило, трактованы стилизованно, в виде ровных волнистых прядей и крутых локонов. Но в течение столетия эти схемы постепенно преодолеваются. Художники начинают более реалистично изображать движение, пытаясь передать посредством выразительного жеста внутренние чувства человека. Производством расписных художественных ваз было занято множество гончаров и художников во многих городах Греции и в VI в. до н. э. Кроме Коринфа и городов Ионии, вывозит за пределы Греции в огромном количестве керамические изделия и Аттика. Силуэтная, или «чернофигурная», техника господствует в вазовой росписи в течение всего VI в. до н. э. Этот чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными возможностями и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой и оранжевой глины. Прославленным памятником аттического искусства 570 г. до н. э. является черно- фигурный кратер «Франсуа», названный по имени археолога, открывшего эту вазу в этрусской могиле. На кратере есть подписи его создателей — гончара Эрготима и художника Клития. Сосуд украшен росписью, состоящей из 5 поясов с 9 мифологическими сценами; почти у каждой из 200 фигур надпись, объясняющая, кто здесь нарисован. Сцены изображают шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды, битву лапифов с кентаврами, охоту на калидонского вепря. Сложность композиции дает основание предполагать, что это повторение какого-то ныне утраченного образца монументальной живописи. Самыми замечательными мастерами чер- нофигурной вазовой росписи третьей четверти VI в. до н. э. были Амазис и Эксекий. Интересна амфора Амазиса со сценой сбора винограда силенами. Фигуры силенов полузвериного облика остро комичны, движения ярко выразительны. Комический образ в греческом искусстве VI в. до н. э. нашел место в мелкой пластике (терракотах) и многочисленных росписях на вазах. Великим художником третьей четверти VI в. до н. э. в Аттике был Эксекий, создавший росписи на сюжеты героических и драматических мифов. В числе лучших произведений Эксекия считается амфора с двумя композициями: «Ахилл и Аякс, играющие в кости», «Кастор и Полидевк» (Рим, Ватикан). Другим широко известным произведением Эксекия является чаша с росписью внутри, изображающая Диониса, плывущего в лодке. Вызванный развитием реалистических тенденций в искусстве, в аттической вазописи совершается переход от чернофигур- ной к краснофигурной технике. В красно- фигурной вазописи фигуры сохраняют натуральный цвет глины, а окружающий фон покрывается черным лаком, усложняется рисунок, фигура строится не только с помощью контурных, но и внутренних линий. Краснофигурная техника, давая большие возможности для свободного, пластически объемного изображения человеческой фигуры, не обладает безупречными декоративными качествами чернофигурной техники. Реалистические тенденции краснофигурной вазописи особенно ярко выступают в творчестве крупнейшего мастера «строгого стиля» Евфрония. На «Пелике с ласточкой» Евфроний превращает традиционные надписи около фигур в текст диалога между персонажами. Форма сосудов классического периода также изменилась: она стала легче, благо-. роднее и при этом разнообразнее. Всевозможные виды сосудов — от простого блюда до вазы, от кубка до амфоры — представляют в своих формах гармоничное сочетание изящества с целесообразностью. На сосудах этого периода встречаются имена их мастеров (Созия, Евфрония и др.). Наряду с краснофигурной техникой в V в. до н. э. широкое распространение получают сосуды с белой плотной обмазкой, на которую лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Говоря о греческой вазописи периода классики, нельзя оставить без внимания замечательный краснофигурный кратер из Орвьето работы неизвестного художника, известный в науке под названием «Мастер Ниобид» (Париж, Лувр). В росписи этого кратера использовано новое композиционное решение многофигурной композиции, принадлежащее Полигноту, выдающемуся живописцу эпохи греческой классики. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины, как бы на склоне горы, некоторые фигуры частично были скрыты возвышением почвы, что тоже было новостью в греческом искусстве. Композиционные приемы Полигнота, разнообразие положений отдельных фигур стали неисчерпаемым источником для следующих поколений художников. Кратер «Мастер Ниобид» дает наиболее ясное представление об этом композиционном новшестве художника. Краснофигурная техника исчезает из вазовой живописи в конце IV в. до н. э. Ее сменяют рельефные украшения и скромные росписи чисто орнаментального характера, поскольку многокрасочная палитра, приемы светотени в живописи стали недоступны мастерам вазовой росписи ввиду ограниченного числа красок, способных выдержать высокую температуру обжига. В конце IV в. до н. э. в гончарном производстве Греции наступает упадок. Изящная пропорциональность и благородная простота уступают место массивным украшениям и яркой живописи. Искусство керамики истощается и опускается до уровня простого ремесла: изделия утрачивают всякое художественное значение, их качество ухудшается. Все сохранившиеся сосуды этой эпохи отличаются особенно пестрыми красками: цвета, использовавшиеся до сих пор очень умеренно, например, белый и темно-синий, накладываются теперь большими пятнами, кроме того, к ним прибавляется еще ярко- желтый или даже позолота. Композиция рисунков становится произвольной и теряет живость. Одежды воссоздаются в мельчайших подробностях, сами же фигуры изображаются очень схематично, иногда в виде наброска. С проникновением в Грецию римской культуры искусство расписывания сосудов совершенно увяло. Пластические украшения, свойственные металлической и каменной утвари, которая стала входить в употребление, были перенесены и на глиняные сосуды взамен рисунка. Ювелирное дело. Металлы. Несмотря на бедность недр Греции, ювелирное дело достигло там большого расцвета. Золото всегда высоко ценилось, и греки, не имея собственных месторождений, добывали его путем обмена на другие товары. Зато серебра было много. Искусство обработки драгоценных металлов, в особенности процветавшее в эпоху эллинизма, создало выдающиеся произведения. В IV в. до н. э. с ростом богатства страны возрастает и количество ювелирных изделий, которые отличаются удивительнои тонкостью работы. Греческие мастера применяют разнообразную технику: ковку, чеканку, литье, паяние, часто используют зернь. Богатые царские захоронения оставили нам прекрасные памятники работы древнегреческих златокузнецов. Ожерелья, браслеты, серьги, перстни, подвески и другие украшения позволяют судить не только о том, каково было мастерство греческих ювелиров, но и представить развитие форм ювелирных изделий. Женские драгоценности, которые греки называли «золотыми вещами», оставались неизменными со времен Гомера, за исключением колец, которые начали носить довольно поздно. Упоминаемые Гомером браслеты, булавки для волос, цепочки, ожерелья из золота и электрона и золотые шейные цепи не выходили из употребления и в последующее время, но их форма и отделка стали совершеннее. Кольца превратились в дорогие перстни, украшенные драгоценными камнями или янтарем. Их стали носить даже мужчины, притом по нескольку штук на каждой руке. Руки украшали браслетами и обручами, обычно в виде извивающейся змеи, на ногах тоже носили браслеты. Серьгам придавали форму падающей капли, а иногда прикрепляли к ним подвески из золотых и серебряных кружочков. Наиболее древними являются серьги, выполненные в эпоху архаики (VI в. до н. э.). Они просты по форме и имеют сравнительно несложную отделку. Однако качество исполнения рельефа, выполненного в технике зерни, позволяет отнести их к лучшим ранним произведениям ювелирного искусства. Серьги обычно состояли из двух элементов: диска и подвески. Поверхность диска покрывалась филигранью, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|