ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 2 страница. В конце V в. до н. э. распространение получил оригинальный тип подвески для серег, которую изготовляли из массивной проволокиВ конце V в. до н. э. распространение получил оригинальный тип подвески для серег, которую изготовляли из массивной проволоки, свернутой в спираль. Концы ее, украшенные кружевным филигранным узором, обычно завершались пирамидками, покрытыми зернью. В это же время греческие ювелиры вырабатывают особую форму серьги, состоящей из диска, большой сложной подвески наподобие лунницы и прикрепленных к ней цепочек, заканчивающихся подвесками в виде бутонов цветов или вазочек. Все части обычно пышно декорированы цветами, а детали наполнены мельчайшей зернью и филигранью. Большой интерес представляют феодосийские серьги, названные по месту находки. Они являются образцом того своеобразного вида древнегреческого ювелирного искусства, который называют микротехни-
кой. Каждая серьга состоит из богато орнаментированного диска, края покрыты несколькими рядами зерни. Главное украшение серьги — многофигурная композиция, выполненная в микроскопических формах — четверка мчащихся во весь опор коней, запряженных в колесницу, управляемую крылатой Никой. Всемирную славу серьгам принесла одна деталь — при сильном увеличении видно, что крохотная зернь соединена по четыре штуки и размещена крохотными рядами. Лучшие современные ювелиры оказались бессильны воспроизвести эти серьги. Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавали по тому же принципу, что и серьги. Примером может служить подвеска из кургана Куль-Оба с изображением головы Афины. Ценность этой подвески в том, что это редкое, единственное в своем роде воспроизведение знаменитой скульптуры Фидия. Очень красиво отделывались головные, золотые и бронзовые булавки. Но самым изящным, дорогим и любимым женщинами убором было ожерелье, поэтому декору греческие мастера уделяли много внимания. Иногда оно состояло из простой цепочки или тонкого обруча, но в таком случае его украшали драгоценными камнями и жемчужными подвесками. Здесь часто применялась техника инкрустации. Прекрасным образцом является ожерелье из феодосийского погребения. Гибкая, эластичная и в то же время довольно массивная тесьма, сплетенная вручную из тонких золотых нитей, составляет основу ожерелья. К тесьме подвешены переплетающиеся цепочки с бутонами и подвесками. Интересно по форме и исключительно по мастерству исполнения своеобразное ожерелье-обруч. Основу его составляет фриз из спаянных фигурок козлов, баранов, собак и зайцев.
С большой выдумкой и вкусом отделаны застежки всех ожерелий. Они имеют продолговатую форму и обрамлены жемчужной нитью. Поверхность их украшают сложные пальметты с волютами и всевозможными цветами. Застежки для платья делались в виде пряжек или простых шпилек. IV в. до н. э. — время расцвета ювелирного искусства в духе поздней классики — отличается утонченностью и сложностью исполнения. Уникальные находки были сделаны в Северном Причерноморье. Оригинальностью и совершенством отличается золотой гребень из кургана Соло- ха. Здесь перед нами предстает живая группа сражающихся воинов, органично вписанная в верхнюю часть гребня. В V-IV вв. до н. э. излюбленными украшениями были витые браслеты, сплетенные из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных, например, массивные золотые ораслеты из кургана Куль-Оба завершаются фигурками сфинксов. Не менее эффектны золотые браслеты с фигурами львиц на концах, найденные в кургане Большая Близница. В них замечательно сочетание реалистической трактовки мельчайших деталей и орнаментальных мотивов декора втулки. Эта манера была свойственна греческим ювелирам эпохи классики. Часто встречаются гладкие серебряные браслеты на бронзовой основе, широко распространенные в городах Северного Причерноморья. Совершенно особую область греческих ювелирных украшений представляют золотые перстни-печатки с гравированными изображениями. На небольших овальных щитках вырезаны миниатюрные композиции на самые разные сюжеты. Обратная сторона щитка оформлена скульптурными фигурами лежащего льва или жука-скарабея.
Интересны штампованные изделия, так называемые «бляшки», служившие для украшения одежды. На них, как правило, изображаются декоративные мотивы. В эллинистический период (конец IV- I в. до н. э.) ювелирные изделия приобретают иной характер. Новый стиль был привезен с Востока. Характерная особенность стиля — полихромия, стремление к яркости красочных сочетаний. Украшения из золота усеиваются драгоценными камнями, вставками цветного стекла, эмалями. Пышную золотую диадему с гранатами (Ш-П вв. до н. э.) отличают не только яркое сочетание украшений и разнообразие орнаментов.
Особенное внимание привлекает центральная часть, сделанная в виде большого узла, переливающегося блеском узорчатого золота и красных гранатов. К диадеме подвешены своеобразные кисточки с гранатами и бусинками из синей пасты в золотых оправах филигранной работы. В связи с недостатком вещественных свидетельств мы вряд ли можем правильно оценить греческое искусство изготовления металлических сосудов. Однако о высоком уровне его развития свидетельствуют дошедшие до нас имена художников, прославившихся изготовлением металлической посуды. Из числа этих художников особенно были известны своими изделиями из бронзы и серебра Ментор, Боеф, Мис, Ак- рагас и др., а также Терикл, делавший небольшие деревянные сосуды. Произведения торевтики и ювелирные изделия классического времени известны главным образом по археологическим находкам вне метрополии (Северное Причерноморье, Болгария, Южная Италия). Так как причерноморские скифы клали в захоронения заказанную у греков драгоценную утварь, эти золотые и серебряные изделия были как местной работы, так и привезенные из Эллады. Среди них выделяются серебряные и частично позолоченные сосуды — великолепные образцы античной торевтики. Примером может служить амфора из Чертомлыкского кургана. Особый интерес представляет рельефный фриз, изображающий скифов, ловящих степных коней. Среди художественных памятников древности выделяются два шедевра: элект- ровая и серебряная вазы IV в. до н. э. Мебель. Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Образцов греческой мебели сохранилось очень мало. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось вовсе. Мы знакомы с ней главным образом по воспроизведениям в изобразительном искусстве и литературным источникам. По изображениям на вазах и рельефах можно судить о мебели Древней Греции. Важнейшим типом домашней мебели, имевшим наиболее широкое применение, был ларь — своеобразный ящик, служивший для хранения разных вещей. Довольно точное представление о внешнем виде ларя дают найденные в древних гробницах деревянные саркофаги, представляющие собой продолговатые ящики на ножках или стойках с седлообразной крышкой. Стенки таких ларей и саркофагов покрывались росписью разных цветов; по яркому синему фону изображались различные мотивы греческого орнамента. Столы у древних греков были либо прямоугольные на четырех, либо круглые на трех ножках. Особенно распространены в обиходе были круглые столы на опорах в виде ног крупных животных. Часто такие ножки в верхней части оканчивались листьями аканта, иногда шеей гуся, над изгибом которой закреплялась столешница. Такая форма ножек для мебели была заимствована еще в архаическую эпоху в Египте и стала ее отличительной особенностью. В этот период кроме «звериной» формы применя-
лись и дощатые ножки с глубоким декоративным вырезом посередине и двойной волютой вверху. Сами греки, больше чем египтяне, пользовались столами и создали тип круглого столика на трех ножках, который впоследствии был популярен во Франции в эпоху неоклассицизма. Низкие столы, носившие название «трапедза», были по большей части переносными. Во время еды люди возлежали на «клинэ», поставленных вокруг стола. По окончании трапезы столы задвигали под кровать, имевшую довольно высокие ножки (около 1 м). Мебель для сидения — табуреты, стулья, судя по изображениям, имели жесткую конструкцию, изобилующую прямыми углами и близкую по формам египетской мебели. В эпоху классики мебель отличается строгой тектоникой, простотой и выразительностью ритмов, например, стул на рельефе надгробия Гегесо. «Звериные» и дощатые ножки уступают место круглым точеным и прямоугольным. В этот период в формах мебели произошли изменения, спо
собствующие улучшению и приданию им большего изящества. Наиболее часто встречающейся формой античной мебели этого времени был табурет с четырьмя круглыми точеными ножками, утончающимися книзу. Такой табурет можно видеть на барельефах Парфенона, многих вазах и стелах этой же эпохи и назывался он «дифрос». Ножки его делались вертикальными или слегка расходящимися книзу, они были совершенно гладкими, но иногда их поверхность обрабатывалась небольшими ложчатыми выемками наподобие каннелюр. Изготовлялись также стулья с изящно изогнутыми передними ножками круглого или четырехгранного сечения с довольно широкой доской для сидения и полукруглой спинкой на таких же слегка изогнутых подпорках. Иногда спинка у таких стульев была совершенно прямой и имела с задними ножками одну общую вертикальную ось. Такой стул имел название «клисмос». Для путешествия по гористым тропам Греции на спину мула или лошади ставили небольшой диванчик, на который седоки садились с двух сторон. Этот диванчик с двумя спинками по бокам по своей конструкции является своеобразным переходом к кровати — «клинэ», состоящей из неглубокого ящика, расписанного меандрами и пальметтами, и установленного на вертикальных стойках-ножках. Эллинистическая мебель теряет простоту и ясность классической, приобретает черты декоративной изощренности. В этот период в декоративных целях возрастают «звериные» формы архаической мебели. В эпоху эллинизма изготовлялись сквозные этажерки ажурной работы с полками для книг, существовали также буфеты для посуды, шкафы со складными дверцами. Известны и троны с ажурными и декорированными спинками, стулья, табуреты, стулья с крестообразными креплениями ножек, скамьи, скамеечки, ложа (некоторые из них отливались из бронзы). Ножки мебели были прямоугольными, точеными или резными в форме звериных лап. Последние, равно как и складывающиеся крестообразные сиденья, о которых говорилось выше, подражали египетской мебели. Декор мебели состоял иногда из накладных украшений в вид розеток, акантовых листьев, растительной вязи, голов животных. Искусство эпохи эллинизма было последней стадией развития художественной культуры Древней Греции и в то же время послужило фундаментом для дальнейшего развития античного мира. В частности, оно сыграло большую роль в развитии искусства Рима, в состав которого Греция была включена в 146 г. до н. э. искусство этрусков
Начиная с конца VII в. до н. э. на территории Италии культура этрусков занимает главенствующее положение. Искусство этого народа примерно между 700 и 625 гг. до н. э. переживает ориентализирующий стиль, затем испытывает влияние греческой культуры. Архаическая эпоха, связанная с влиянием ионийской и аттической культур, условно относится к периоду между 575 и 475 гг. до н. э. и была наиболее плодотворной в искусстве этрусков. В IV в. до н. э. в их искусстве устанавливается классический стиль, одновременно с которым обозначается и упадок, в силу того, что у этрусков очень сильны архаические традиции. С III в. до н. э. искусство этого народа постепенно ассимилируется с большим потоком римского искусства. Формы этрусских памятников очень разнохарактерны и приближаются то к египетско-ассирийским, то к греческим, а потому бывает достаточно трудно найти разницу между завезенными из Азии и собственно этрусскими. И все же этрусские памятники дают возможность проследить за изменениями, которые происходили в бытовой обстановке этрусков начиная с древнейших времен. Этрусские керамисты были мастерами своего дела уже в глубокой древности и в техническом отношении не уступали греческим гончарам. Они тоже употребляли стеку, гончарный станок, деревянные и глиняные формы, умели сушить и обжигать свои изделия, расписывать их, покрывать глазурью и особенным составом вроде лака, обеспечивающим их прочность. Интересны керамические сосуды этрусков и прежде всего керамика «буккеро», с художественной точки зрения уступающая греческим изделиям. Более самостоя-
тельны декоративные рельефы, например, антефиксы. Эти архитектурные элементы, окаймляющие крышу, отличаются большим разнообразием и свидетельствуют о высоком мастерстве их исполнителей. Самый знаменитый образец этого жанра — расписная терракотовая статуя Аполлона из Вей,
созданная в VI в. до н. э. Скульптура, которую греки осуществляли в камне, выполнялась у этрусков из глины и была отмечена большим своеобразием. Древние сосуды, найденные в Этрурии, в основном сделаны из глины и металла, кроме нескольких стеклянных чашечек круглой формы. Но все эти изделия привозные. Существенно от них отличаются глиняные сосуды местного этрусского производства. Они не уступают греческим в техническом, но стоят гораздо ниже в художественном отношении. Этрусские сосуды разделяются на две группы. К первой принадлежат расписанные амфоры и чаши, подражающие греческим вазам. Вторую, меньшую группу составляют сосуды без росписи среднеазиатского и египетского типов с грубо выполненными пластическими украшениями. Сосуды второй группы разделяются по цвету глины на черные и красные, первые более неуклюжие, большей частью необожженные и потому, несомненно, древнее красных, закаленных на огне. Черные сосуды часто делали в форме амфоры с крышкой (и без) и массивной подставкой или большого египетского кувшина с человеческой головой и руками, так называемого «канона». Встречаются также объемистые кружки с ручкой, плоские фляжки с двумя ручками, сосуды для питья в форме чаш, стаканов и чашек, иногда с ручками и подставкой, окруженной фигурками в виде кариатид, продолговатые конические сосуды в виде животных. Орнамент на этих сосудах вытиснен и представляет собой горизонтальные полосы или ряды фигур людей и животных. Производство красных сосудов в Ареци- уме (Ареццо) продолжалось еще в императорскую эпоху и потому не избежало влияния позднего времени. Большинство красных сосудов составляют амфоры и большие плоские чаши; из мелких сосудов многочисленнее других греческие кружки, красивые горшочки, цилиндрические и кег- леобразные флакончики (бальзамарии) и висячие глиняные лампы. Среди всех видов декоративно-прикладного творчества, которыми владели этруски, следует уделить внимание ювелирному делу. Виртуозная техника и высокие художественные достоинства этрусских ювелирных изделий, бесспорно, ставят их в один ряд с лучшими творениями античного искусства. Большое количество подлинных Этруски владели всеми приемами ювелирного ремесла: ковкой, чеканкой, гравировкой и техникой зерни и филиграни. Бесчисленные мельчайшие крупинки золота (до 0,2 мм в диаметре) припаяны неведомым способом на ровной плоскости золотой поверхности, обильно украшенной затем рельефными фигурками. Наряду с этими предметами роскоши ювелиры создавали произведения строгой формы, как, например, скифос из гробницы Барберини. В обиходе этрусков существовала серебряная посуда, от которой почти ничего не сохранилось. Находки в этрусских гробницах туалетных принадлежностей, уборов и украшений своей ценностью и законченностью отделки свидетельствуют о высокой степени мастерства древних италийцев в их изготовлении. Этруски делали эти изделия из меди, которой были богаты недра их собственной страны, и золота и серебра, которые они покупали в слитках, торгуя с другими государствами. Вещи сначала или отливали в глиняные формы, или выковывали и чеканили, а потом окончательно отделывали резцом. В чеканных вещах, составленных из нескольких отдельных частей, каждая часть чеканилась особо, а потом все части спаивались или просто соединялись штифтами. Этруски были искусны и в филигранных работах, умели вырезать на золоте или серебре и вырезанный рисунок заливать цветной эмалью. Золочение и серебрение было им тоже известно, но только в виде обкладывания тонкими золотыми или серебряными пластинами. До такого же совершенства, как золотых дел мастерство, были доведены гранение камней, резьба на камне, слоновой кости и янтаре, выделка бус и разного рода подвесок из цветного стекла — все, что связано с изготовлением украшений. К мужским украшениям принадлежали толстые золотые ожерелья, золотые венки, кольца и ручные обручи. Венки составляли из золотых пластинок, которым придавали форму листьев различных растений. Ручные обручи или браслеты большей частью имели форму широкого зубчатого кольца с круглой подвеской или без. Перстни изготовлялись с гнездом из золота или камня, оправленного в золото, обычно с резьбой. Гнездо закреплялось на кольце неподвижно или же могло поворачиваться вокруг своей оси, как у египетских перстней, и в этом случае ему нередко придавали египетскую форму скарабея. Были также схожие с кельтскими кольца в виде спирали. Перстни носили обычно на безымянном пальце левой руки, до тех пор пока не вошло в моду надевать несколько колец сразу. Этруски пользовались серебряными и бронзовыми застежками, очень похожими на кельтские фибулы (декоративные булавки), но гораздо изящнее и богаче. Найденные в этрусских могилах золотые бляхи с богатым орнаментом были не просто украшениями, а скорее знаками царского достоинства или же составляли часть жреческого убранства. О склонности этрусков к щегольству и нарядам говорит и множество зеркал, найденных в могилах вместе с другими принадлежностями туалета. Зеркала изготовлялись из бронзы и красиво отделывались, видимо, эту туалетную принадлежность этруски ценили очень высоко. Задняя сторона зеркала украшалась обычно выгравированным на ней рисунком, а ручка была резная; иногда ручкой и подставкой зеркалу служит скульптурная фигурка. Поверхность зеркал была несколько вогнута и обведена выступающим бордюром, предохраняющим ее от порчи. Зеркало с приставной ручкой хранили в футляре. Несмотря на то, что искусство обработки бронзы у этрусков не достигло такой же высокой виртуозности, как ювелирное дело, здесь имеется много интересных работ. Из бронзы этруски изготовляли колесницы, в которых передок и бока отделывались бронзовыми рельефными пластинами, украшенными чеканкой и тиснением по деревянной матрице, а также треножники, подсвечники, зеркала, цисты. Интересны зеркала, украшенные по большей части гравированным декором, хотя на некоторых из них использованы украшения в виде рельефов. В этой области декоративного искусства этруски проявляют явную склонность к графическому орнаменту. Зеркала обычно снабжены ручкой, их оборотная сторона украшена сценами из греческой мифологии. Такая же тяга к графическому рисунку наблюдается и на цистах — цилиндрических ларцах на трех ножках, в которых женщины хранили туалетные принадлежности. Есть доказательства, что этруски и в мебели, как и во всем остальном, любили восточную пышность. Ложа они отделывали слоновой костью и покрывали дорогими восточными коврами. Обычным украшением мебели, по свидетельству позднейших авторов, было скульптурное изображение ослиной головы, которой этруски приписывали разрушительную силу против всяких чар. В том же значении изображение ослиной головы использовалось и в старом Риме. Из этрусской мебели сохранились несколько бронзовых и каменных кресел и погребальные носилки из металлических шестов. Римляне могли заимствовать у этрусков многое, но что именно, сейчас сказать уже трудно. Ко времени покорения римлянами Этрурия уже близилась к закату. Достигнув вершины своего политического развития около 500 г. до н. э., она стала постепенно слабеть, истощаемая постоянными внутренними и внешними войнами. Около 385 г. до н. э. греки и карфагеняне отняли у нее господство на морях, а вторжение кельтов, разоривших население Италии и опустошивших ее вплоть до Рима (около 390 г. до н. э.), окончательно ослабило Этрурию. искусство ДРЕВНЕГО РИМА
Развитию культуры на западе Италии способствовали греческие колонии. Принеся с собой знание многих ремесел и более развитую культуру, дорийцы очень быстро обосновались среди окружавшего их полудикого населения и 300 лет спустя ко времени основания Рима вся плодоносная Кампания и Южная Италия были заселены ими. С приходом греков все население Южной Италии и Сицилии перешло на греческий язык и приняло греческие обычаи, так что чисто италийское племя осталось только в Северо-Восточной и Средней Италии, латинская его ветвь сосредоточилась на небольшой территории между северной границей Кампании и южной Этрурии. Одно из укрепленных поселений, построенное на берегу Тибра и принадлежащее роду рамнов (римлян), скоро превратилось в главный оплот всего Лациума против северных соседей. Постепенно Рим стал центром, вокруг которого сплотились племена латинян. Сначала им правили цари, а потом Рим стал республикой. Господство Рима над остальными городами Лациума к концу IV в. до н. э. утвердилось окончательно. Благодаря своей воинственности, которая со временем превратилась в доминирующую черту их национального характера, римляне возвысились над соседними племенами. С учреждением республики усиление Рима пошло еще быстрее. К 351 г. до н. э. римляне положили конец тяжелым войнам с Этрурией и окончательно ее покорили. Этруски не только были побеждены, но в течение следующих 100 лет полностью романизированы, за исключением немногих северо-восточных ветвей. Сломив Этрурию, римляне повернули на юг. Они быстро овладели сначала Кампанией (314 г. до н. э.) и вслед за тем остальной Южной Италией. Так вся Италия подчинилась силе римского меча. Завоевание проникнутой эллинизмом Кампании оказало влияние на нравы римлян. Постепенно среди них, особенно среди молодежи, распространились греческие науки и искусства. К тому же былые строгость и простота нравов времен начала республики так давно исчезли из жизни, что вспоминались как нечто сказочное. Прежде законы против роскоши почти всегда были обращены против роскоши при погребении, теперь же потребовались законы, ограничивающие использование драгоценной посуды и утвари. С превращением Рима в главный город Италии в его гражданах пробудилось стремление к широкой столичной жизни со всеми ее удобствами и соответствующей обстановкой. Римляне заимствовали у греков только то, что считали для себя полезным или заманчивым. Они охотно населяли свой Олимп греческими богами и смешивали, сами того не сознавая, греческие пороки со своими национальными добродетелями. Древние римляне были земледельцами, солдатами, людьми деятельного практического склада и не имели природной артистической жилки. Вначале они продолжали традиции своих предшественников этрусков. Римское искусство родилось лишь после завоевания Галлии, около 100 г. до н. э. и только в период империи оно достигло своего расцвета. Греки ценили искусство из врожденной любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. За исключением архитектуры, где римляне проявили подлинный талант, римское искусство развивалось под сильным влиянием греческого, с другой стороны, Камень. В архитектуре римляне подражали грекам. Они заимствовали выработанные эллинами ордеры. Сами они создали два новых ордера: тосканский и композитный. Последний представляет собой сплав ионийского и коринфского ордеров, отличающийся некоторым излишеством декора. Техника каменного ваяния была принесена в Италию греческими художниками. До этого этрусские скульпторы работали с мягким песчаником, пиперином и алебастром. Кроме того, они редко высекали фигуру целиком, а составляли ее, прибегнув к более легкому приему, из отдельных фрагментов. Точно так же поступали они и с рельефом, который сначала был плоским и только в поздних работах, например, урнах, стал более выпуклым. С введением греческой техники ваятелям стали доступны все породы камня: мрамор, порфир, гранит и т. д. Это доказывают многочисленные статуи и различная каменная утварь: столы, кресла, канделябры и пр. Богатство декора возрастает вместе с ростом политического господства: искусство составляет часть политического воздействия. Римлянам в большей мере удаются произведения, воплощающие идеи могущества Рима, например, посвященная войне с даками колонна Трояна. Орнамент ряда произведений, выполненных в мраморе, отличается богатством, доходящим до чрезмерной перегруженности. К числу наиболее распространенных декоративных мотивов римского искусства следует отнести пышные гирлянды, крылатых амуров и грифонов. Резьба по стуку и лепные украшения из гипса применялись преимущественно для потолков. Мотивы стуковых рельефов очень разнообразны, они бывают мифологическими или орнаментальными, расположение призвано подчеркнуть архитектурные линии здания. В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней, таких как агат, сардоникс, порфир и др. Некоторые из этих ваз украшались рельефами с фигурами людей; возможно, это была работа греческих мастеров. Римляне высоко ценили произведения глиптики — тонко гравированные изделия из камня и камеи. Сюжетами их декора, как правило, служили эпизоды из мифов или портреты, встречаются также жанровые сцены и великолепно исполненные изображения животных. Заслуженной известностью пользуется Большая камея из Сент- Шапель со сценой прославления Германика; это самая прекрасная и знаменитая камея, доставшаяся нам от античности, созданная между 19 и 37 гг. Некоторые камеи подписаны. Одним из самых выдающихся мастеров этого жанра был грек по имени Диоскурид. Из дорогих каменных сосудов до нашего времени дошли очень немногие. Известен самый большой древний сосуд, хранящийся в Вене. Он был захвачен крестоносцами при взятии Константинополя. Плиний упоминает сосуды из настоящего рубина, хризопраза и небольшие сосуды, состоящие из драгоценных камней, оправленных в золото. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|