Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 2 страница. В конце V в. до н. э. распространение по­лучил оригинальный тип подвески для се­рег, которую изготовляли из массивной проволоки




В конце V в. до н. э. распространение по­лучил оригинальный тип подвески для се­рег, которую изготовляли из массивной проволоки, свернутой в спираль. Концы ее, украшенные кружевным филигранным узо­ром, обычно завершались пирамидками, покрытыми зернью.

В это же время греческие ювелиры выра­батывают особую форму серьги, состоящей из диска, большой сложной подвески напо­добие лунницы и прикрепленных к ней це­почек, заканчивающихся подвесками в виде бутонов цветов или вазочек. Все части обычно пышно декорированы цветами, а детали наполнены мельчайшей зернью и филигранью.

Большой интерес представляют феодо­сийские серьги, названные по месту наход­ки. Они являются образцом того своеоб­разного вида древнегреческого ювелирного искусства, который называют микротехни-


 

кой. Каждая серьга состоит из богато орна­ментированного диска, края покрыты не­сколькими рядами зерни. Главное украшение серьги — многофигурная композиция, вы­полненная в микроскопических формах — четверка мчащихся во весь опор коней, за­пряженных в колесницу, управляемую кры­латой Никой. Всемирную славу серьгам принесла одна деталь — при сильном увели­чении видно, что крохотная зернь соедине­на по четыре штуки и размещена крохотны­ми рядами. Лучшие современные ювелиры оказались бессильны воспроизвести эти серьги.

Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавали по тому же принципу, что и серьги. Приме­ром может служить подвеска из кургана Куль-Оба с изображением головы Афины. Ценность этой подвески в том, что это ред­кое, единственное в своем роде воспроизве­дение знаменитой скульптуры Фидия.

Очень красиво отделывались головные, золотые и бронзовые булавки. Но самым изящным, дорогим и любимым женщинами убором было ожерелье, поэтому декору гре­ческие мастера уделяли много внимания.

Иногда оно состояло из простой цепоч­ки или тонкого обруча, но в таком случае его украшали драгоценными камнями и жемчужными подвесками. Здесь часто при­менялась техника инкрустации. Прекрас­ным образцом является ожерелье из феодо­сийского погребения. Гибкая, эластичная и в то же время довольно массивная тесьма, сплетенная вручную из тонких золотых ни­тей, составляет основу ожерелья. К тесьме подвешены переплетающиеся цепочки с бутонами и подвесками.

Интересно по форме и исключительно по мастерству исполнения своеобразное оже­релье-обруч. Основу его составляет фриз из спаянных фигурок козлов, баранов, собак и зайцев.



 

С большой выдумкой и вкусом отделаны застежки всех ожерелий. Они имеют про­долговатую форму и обрамлены жемчуж­ной нитью. Поверхность их украшают слож­ные пальметты с волютами и всевозможными цветами. Застежки для платья делались в виде пряжек или простых шпилек.

IV в. до н. э. — время расцвета ювелирно­го искусства в духе поздней классики — от­личается утонченностью и сложностью ис­полнения. Уникальные находки были сделаны в Северном Причерноморье.

Оригинальностью и совершенством от­личается золотой гребень из кургана Соло- ха. Здесь перед нами предстает живая груп­па сражающихся воинов, органично вписанная в верхнюю часть гребня.

В V-IV вв. до н. э. излюбленными укра­шениями были витые браслеты, сплетенные из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных,


например, массивные золотые ораслеты из кургана Куль-Оба завершаются фигурками сфинксов.

Не менее эффектны золотые браслеты с фигурами львиц на концах, найденные в кургане Большая Близница. В них замеча­тельно сочетание реалистической трактов­ки мельчайших деталей и орнаментальных мотивов декора втулки. Эта манера была свойственна греческим ювелирам эпохи классики.

Часто встречаются гладкие серебряные браслеты на бронзовой основе, широко рас­пространенные в городах Северного При­черноморья.

Совершенно особую область греческих ювелирных украшений представляют золо­тые перстни-печатки с гравированными изображениями. На небольших овальных щитках вырезаны миниатюрные компози­ции на самые разные сюжеты. Обратная сто­рона щитка оформлена скульптурными фи­гурами лежащего льва или жука-скарабея.


 

Интересны штампованные изделия, так называемые «бляшки», служившие для ук­рашения одежды. На них, как правило, изображаются декоративные мотивы.

В эллинистический период (конец IV- I в. до н. э.) ювелирные изделия приобрета­ют иной характер. Новый стиль был приве­зен с Востока. Характерная особенность стиля — полихромия, стремление к яркости красочных сочетаний. Украшения из золо­та усеиваются драгоценными камнями, вставками цветного стекла, эмалями. Пыш­ную золотую диадему с гранатами (Ш-П вв. до н. э.) отличают не только яркое сочетание украшений и разнообразие орнаментов.




 

 


Особенное внимание привлекает централь­ная часть, сделанная в виде большого узла, переливающегося блеском узорчатого золо­та и красных гранатов. К диадеме подвеше­ны своеобразные кисточки с гранатами и бусинками из синей пасты в золотых опра­вах филигранной работы.



В связи с недостатком вещественных свидетельств мы вряд ли можем правильно оценить греческое искусство изготовления металлических сосудов. Однако о высоком уровне его развития свидетельствуют до­шедшие до нас имена художников, просла­вившихся изготовлением металлической посуды. Из числа этих художников особен­но были известны своими изделиями из бронзы и серебра Ментор, Боеф, Мис, Ак- рагас и др., а также Терикл, делавший не­большие деревянные сосуды.

Произведения торевтики и ювелирные изделия классического времени известны главным образом по археологическим на­ходкам вне метрополии (Северное Причер­номорье, Болгария, Южная Италия).

Так как причерноморские скифы клали в захоронения заказанную у греков драгоцен­ную утварь, эти золотые и серебряные изде­лия были как местной работы, так и приве­зенные из Эллады. Среди них выделяются серебряные и частично позолоченные сосу­ды — великолепные образцы античной то­ревтики. Примером может служить амфора из Чертомлыкского кургана. Особый инте­рес представляет рельефный фриз, изобра­жающий скифов, ловящих степных коней.

Среди художественных памятников древности выделяются два шедевра: элект- ровая и серебряная вазы IV в. до н. э.

Мебель. Мебель в Греции делали из де­рева, бронзы и мрамора. Образцов гречес­кой мебели сохранилось очень мало. Под­линных образцов деревянной мебели не сохранилось вовсе. Мы знакомы с ней глав­ным образом по воспроизведениям в изоб­разительном искусстве и литературным ис­точникам.

По изображениям на вазах и рельефах можно судить о мебели Древней Греции. Важнейшим типом домашней мебели, имев­шим наиболее широкое применение, был ларь — своеобразный ящик, служивший для хранения разных вещей. Довольно точное представление о внешнем виде ларя дают найденные в древних гробницах деревян­ные саркофаги, представляющие собой про­долговатые ящики на ножках или стойках с седлообразной крышкой. Стенки таких ларей и саркофагов покрывались росписью разных цветов; по яркому синему фону изображались различные мотивы греческо­го орнамента.

Столы у древних греков были либо пря­моугольные на четырех, либо круглые на трех ножках. Особенно распространены в обиходе были круглые столы на опорах в виде ног крупных животных. Часто такие ножки в верхней части оканчивались листь­ями аканта, иногда шеей гуся, над изгибом которой закреплялась столешница. Такая форма ножек для мебели была заимствова­на еще в архаическую эпоху в Египте и ста­ла ее отличительной особенностью. В этот период кроме «звериной» формы применя-

 

лись и дощатые ножки с глубоким декора­тивным вырезом посередине и двойной во­лютой вверху. Сами греки, больше чем егип­тяне, пользовались столами и создали тип круглого столика на трех ножках, который впоследствии был популярен во Франции в эпоху неоклассицизма. Низкие столы, но­сившие название «трапедза», были по боль­шей части переносными. Во время еды люди возлежали на «клинэ», поставленных вокруг стола. По окончании трапезы столы задвигали под кровать, имевшую довольно высокие ножки (около 1 м).

Мебель для сидения — табуреты, стулья, судя по изображениям, имели жесткую кон­струкцию, изобилующую прямыми углами и близкую по формам египетской мебели.

В эпоху классики мебель отличается строгой тектоникой, простотой и вырази­тельностью ритмов, например, стул на рель­ефе надгробия Гегесо. «Звериные» и доща­тые ножки уступают место круглым точеным и прямоугольным. В этот период в формах мебели произошли изменения, спо­


 

собствующие улучшению и приданию им большего изящества. Наиболее часто встре­чающейся формой античной мебели этого времени был табурет с четырьмя круглыми точеными ножками, утончающимися книзу. Такой табурет можно видеть на барельефах Парфенона, многих вазах и стелах этой же эпохи и назывался он «дифрос». Ножки его делались вертикальными или слегка расхо­дящимися книзу, они были совершенно гладкими, но иногда их поверхность обра­батывалась небольшими ложчатыми выем­ками наподобие каннелюр.

Изготовлялись также стулья с изящно изогнутыми передними ножками круглого или четырехгранного сечения с довольно широкой доской для сидения и полукруг­лой спинкой на таких же слегка изогнутых подпорках. Иногда спинка у таких стульев была совершенно прямой и имела с задни­ми ножками одну общую вертикальную ось. Такой стул имел название «клисмос».

Для путешествия по гористым тропам Греции на спину мула или лошади ставили небольшой диванчик, на который седоки садились с двух сторон. Этот диванчик с двумя спинками по бокам по своей конст­рукции является своеобразным переходом к кровати — «клинэ», состоящей из неглубо­кого ящика, расписанного меандрами и пальметтами, и установленного на верти­кальных стойках-ножках.

Эллинистическая мебель теряет просто­ту и ясность классической, приобретает чер­ты декоративной изощренности. В этот пе­риод в декоративных целях возрастают «звериные» формы архаической мебели.

В эпоху эллинизма изготовлялись сквоз­ные этажерки ажурной работы с полками для книг, существовали также буфеты для посуды, шкафы со складными дверцами.

Известны и троны с ажурными и декори­рованными спинками, стулья, табуреты, стулья с крестообразными креплениями ножек, скамьи, скамеечки, ложа (некоторые из них отливались из бронзы).

Ножки мебели были прямоугольными, точеными или резными в форме звериных лап. Последние, равно как и складывающи­еся крестообразные сиденья, о которых го­ворилось выше, подражали египетской ме­бели. Декор мебели состоял иногда из накладных украшений в вид розеток, акан­товых листьев, растительной вязи, голов животных.

Искусство эпохи эллинизма было послед­ней стадией развития художественной культуры Древней Греции и в то же время послужило фундаментом для дальнейшего развития античного мира. В частности, оно сыграло большую роль в развитии искусст­ва Рима, в состав которого Греция была включена в 146 г. до н. э.


искусство этрусков


 


Начиная с конца VII в. до н. э. на терри­тории Италии культура этрусков занимает главенствующее положение. Искусство это­го народа примерно между 700 и 625 гг. до н. э. переживает ориентализирующий стиль, затем испытывает влияние греческой куль­туры. Архаическая эпоха, связанная с вли­янием ионийской и аттической культур, ус­ловно относится к периоду между 575 и 475 гг. до н. э. и была наиболее плодотвор­ной в искусстве этрусков. В IV в. до н. э. в их искусстве устанавливается классический стиль, одновременно с которым обозначает­ся и упадок, в силу того, что у этрусков очень сильны архаические традиции. С III в. до н. э. искусство этого народа по­степенно ассимилируется с большим пото­ком римского искусства.

Формы этрусских памятников очень раз­нохарактерны и приближаются то к египет­ско-ассирийским, то к греческим, а потому бывает достаточно трудно найти разницу между завезенными из Азии и собственно этрусскими. И все же этрусские памятники дают возможность проследить за изменени­ями, которые происходили в бытовой обста­новке этрусков начиная с древнейших вре­мен. Этрусские керамисты были мастерами своего дела уже в глубокой древности и в техническом отношении не уступали гре­ческим гончарам. Они тоже употребляли стеку, гончарный станок, деревянные и гли­няные формы, умели сушить и обжигать свои изделия, расписывать их, покрывать глазурью и особенным составом вроде лака, обеспечивающим их прочность.

Интересны керамические сосуды этрус­ков и прежде всего керамика «буккеро», с художественной точки зрения уступаю­щая греческим изделиям. Более самостоя-


 

тельны декоративные рельефы, например, антефиксы. Эти архитектурные элементы, окаймляющие крышу, отличаются большим разнообразием и свидетельствуют о высо­ком мастерстве их исполнителей. Самый знаменитый образец этого жанра — распис­ная терракотовая статуя Аполлона из Вей,

 

созданная в VI в. до н. э. Скульптура, кото­рую греки осуществляли в камне, выполня­лась у этрусков из глины и была отмечена большим своеобразием.

Древние сосуды, найденные в Этрурии, в основном сделаны из глины и металла, кро­ме нескольких стеклянных чашечек круг­лой формы. Но все эти изделия привозные. Существенно от них отличаются глиняные сосуды местного этрусского производства. Они не уступают греческим в техническом, но стоят гораздо ниже в художественном отношении. Этрусские сосуды разделяются на две группы. К первой принадлежат рас­писанные амфоры и чаши, подражающие греческим вазам. Вторую, меньшую группу составляют сосуды без росписи среднеази­атского и египетского типов с грубо выпол­ненными пластическими украшениями. Сосуды второй группы разделяются по цве­ту глины на черные и красные, первые бо­лее неуклюжие, большей частью необо­жженные и потому, несомненно, древнее красных, закаленных на огне.

Черные сосуды часто делали в форме амфоры с крышкой (и без) и массивной подставкой или большого египетского кув­шина с человеческой головой и руками, так называемого «канона». Встречаются также объемистые кружки с ручкой, плоские фляжки с двумя ручками, сосуды для питья в форме чаш, стаканов и чашек, иногда с ручками и подставкой, окруженной фигур­ками в виде кариатид, продолговатые кони­ческие сосуды в виде животных. Орнамент на этих сосудах вытиснен и представляет собой горизонтальные полосы или ряды фигур людей и животных.

Производство красных сосудов в Ареци- уме (Ареццо) продолжалось еще в импера­торскую эпоху и потому не избежало влия­ния позднего времени. Большинство красных сосудов составляют амфоры и большие плоские чаши; из мелких сосудов многочисленнее других греческие кружки, красивые горшочки, цилиндрические и кег- леобразные флакончики (бальзамарии) и висячие глиняные лампы.

Среди всех видов декоративно-приклад­ного творчества, которыми владели этрус­ки, следует уделить внимание ювелирному делу. Виртуозная техника и высокие худо­жественные достоинства этрусских ювелир­ных изделий, бесспорно, ставят их в один ряд с лучшими творениями античного ис­кусства. Большое количество подлинных
украшении, наиденных при раскопках, до­казывает, что этрусские мастера умели из­готавливать очень сложные и в то же вре­мя легкие и исключительно разнообразные вещи. Тяга к роскоши появляется уже в VII в. до н. э., когда создаются золотые фи­булы, ожерелья, подвески. Например, зна­менитая фибула из гробницы Реголини— Галасси (Рим, Музей Ватикана) состоит из диска с чеканным изображением животных в ориентализирующем стиле и пальметок, выпуклые маленькие грифоны и крылатые львы расположены вереницами на нижней пластине.

Этруски владели всеми приемами юве­лирного ремесла: ковкой, чеканкой, грави­ровкой и техникой зерни и филиграни. Бес­численные мельчайшие крупинки золота (до 0,2 мм в диаметре) припаяны неведо­мым способом на ровной плоскости золотой поверхности, обильно украшенной затем рельефными фигурками.

Наряду с этими предметами роскоши ювелиры создавали произведения строгой формы, как, например, скифос из гробницы Барберини. В обиходе этрусков существова­ла серебряная посуда, от которой почти ни­чего не сохранилось.

Находки в этрусских гробницах туалет­ных принадлежностей, уборов и украшений своей ценностью и законченностью отделки свидетельствуют о высокой степени мастер­ства древних италийцев в их изготовлении.

Этруски делали эти изделия из меди, ко­торой были богаты недра их собственной страны, и золота и серебра, которые они по­купали в слитках, торгуя с другими государ­ствами. Вещи сначала или отливали в гли­няные формы, или выковывали и чеканили, а потом окончательно отделывали резцом. В чеканных вещах, составленных из не­скольких отдельных частей, каждая часть чеканилась особо, а потом все части спаива­лись или просто соединялись штифтами.

Этруски были искусны и в филигранных работах, умели вырезать на золоте или се­ребре и вырезанный рисунок заливать цвет­ной эмалью. Золочение и серебрение было им тоже известно, но только в виде обкла­дывания тонкими золотыми или серебря­ными пластинами. До такого же совершен­ства, как золотых дел мастерство, были доведены гранение камней, резьба на камне, слоновой кости и янтаре, выделка бус и раз­ного рода подвесок из цветного стекла — все, что связано с изготовлением украшений.

К мужским украшениям принадлежали толстые золотые ожерелья, золотые венки, кольца и ручные обручи. Венки составляли из золотых пластинок, которым придавали форму листьев различных растений. Руч­ные обручи или браслеты большей частью имели форму широкого зубчатого кольца с круглой подвеской или без. Перстни изго­товлялись с гнездом из золота или камня, оправленного в золото, обычно с резьбой. Гнездо закреплялось на кольце неподвижно или же могло поворачиваться вокруг своей оси, как у египетских перстней, и в этом случае ему нередко придавали египетскую форму скарабея. Были также схожие с кельтскими кольца в виде спирали. Перст­ни носили обычно на безымянном пальце левой руки, до тех пор пока не вошло в моду надевать несколько колец сразу.

Этруски пользовались серебряными и бронзовыми застежками, очень похожими на кельтские фибулы (декоративные булав­ки), но гораздо изящнее и богаче.

Найденные в этрусских могилах золотые бляхи с богатым орнаментом были не про­сто украшениями, а скорее знаками царско­го достоинства или же составляли часть жреческого убранства.


О склонности этрусков к щегольству и нарядам говорит и множество зеркал, най­денных в могилах вместе с другими принад­лежностями туалета. Зеркала изготовля­лись из бронзы и красиво отделывались, видимо, эту туалетную принадлежность эт­руски ценили очень высоко. Задняя сторо­на зеркала украшалась обычно выгравиро­ванным на ней рисунком, а ручка была резная; иногда ручкой и подставкой зеркалу служит скульптурная фигурка. Поверхность зеркал была несколько вогнута и обведена выступающим бордюром, предохраняющим ее от порчи. Зеркало с приставной ручкой хранили в футляре.

Несмотря на то, что искусство обработ­ки бронзы у этрусков не достигло такой же высокой виртуозности, как ювелирное дело, здесь имеется много интересных работ. Из бронзы этруски изготовляли колесницы, в которых передок и бока отделывались брон­зовыми рельефными пластинами, украшен­ными чеканкой и тиснением по деревянной матрице, а также треножники, подсвечники, зеркала, цисты. Интересны зеркала, укра­шенные по большей части гравированным декором, хотя на некоторых из них исполь­зованы украшения в виде рельефов. В этой области декоративного искусства этруски проявляют явную склонность к графичес­кому орнаменту. Зеркала обычно снабжены ручкой, их оборотная сторона украшена сценами из греческой мифологии. Такая же тяга к графическому рисунку наблюдается и на цистах — цилиндрических ларцах на трех ножках, в которых женщины хранили туалетные принадлежности.

Есть доказательства, что этруски и в ме­бели, как и во всем остальном, любили вос­точную пышность. Ложа они отделывали слоновой костью и покрывали дорогими восточными коврами. Обычным украшени­ем мебели, по свидетельству позднейших авторов, было скульптурное изображение ослиной головы, которой этруски приписы­вали разрушительную силу против всяких чар. В том же значении изображение осли­ной головы использовалось и в старом Риме.

Из этрусской мебели сохранились не­сколько бронзовых и каменных кресел и погребальные носилки из металлических шестов.

Римляне могли заимствовать у этрусков многое, но что именно, сейчас сказать уже трудно. Ко времени покорения римлянами Этрурия уже близилась к закату. Достигнув вершины своего политического развития около 500 г. до н. э., она стала постепенно слабеть, истощаемая постоянными внутрен­ними и внешними войнами. Около 385 г. до н. э. греки и карфагеняне отняли у нее гос­подство на морях, а вторжение кельтов, ра­зоривших население Италии и опустошив­ших ее вплоть до Рима (около 390 г. до н. э.), окончательно ослабило Этрурию.


искусство ДРЕВНЕГО РИМА

 

 

Развитию культуры на западе Италии способствовали греческие колонии. Прине­ся с собой знание многих ремесел и более развитую культуру, дорийцы очень быстро обосновались среди окружавшего их полуди­кого населения и 300 лет спустя ко времени основания Рима вся плодоносная Кампания и Южная Италия были заселены ими.

С приходом греков все население Юж­ной Италии и Сицилии перешло на гречес­кий язык и приняло греческие обычаи, так что чисто италийское племя осталось толь­ко в Северо-Восточной и Средней Италии, латинская его ветвь сосредоточилась на не­большой территории между северной гра­ницей Кампании и южной Этрурии.

Одно из укрепленных поселений, постро­енное на берегу Тибра и принадлежащее роду рамнов (римлян), скоро превратилось в главный оплот всего Лациума против се­верных соседей. Постепенно Рим стал цен­тром, вокруг которого сплотились племена латинян. Сначала им правили цари, а потом Рим стал республикой. Господство Рима над остальными городами Лациума к концу IV в. до н. э. утвердилось окончательно.

Благодаря своей воинственности, кото­рая со временем превратилась в доминиру­ющую черту их национального характера, римляне возвысились над соседними пле­менами. С учреждением республики усиле­ние Рима пошло еще быстрее. К 351 г. до н. э. римляне положили конец тяжелым войнам с Этрурией и окончательно ее поко­рили. Этруски не только были побеждены, но в течение следующих 100 лет полностью романизированы, за исключением немногих северо-восточных ветвей.

Сломив Этрурию, римляне повернули на юг. Они быстро овладели сначала Кампани­ей (314 г. до н. э.) и вслед за тем остальной Южной Италией. Так вся Италия подчини­лась силе римского меча.

Завоевание проникнутой эллинизмом Кампании оказало влияние на нравы рим­лян. Постепенно среди них, особенно среди молодежи, распространились греческие на­уки и искусства. К тому же былые строгость и простота нравов времен начала республи­ки так давно исчезли из жизни, что вспоми­нались как нечто сказочное. Прежде законы против роскоши почти всегда были обраще­ны против роскоши при погребении, теперь же потребовались законы, ограничивающие использование драгоценной посуды и утва­ри. С превращением Рима в главный город Италии в его гражданах пробудилось стрем­ление к широкой столичной жизни со все­ми ее удобствами и соответствующей об­становкой. Римляне заимствовали у греков только то, что считали для себя полезным или заманчивым. Они охотно населяли свой Олимп греческими богами и смешивали, сами того не сознавая, греческие пороки со своими национальными добродетелями.

Древние римляне были земледельцами, солдатами, людьми деятельного практичес­кого склада и не имели природной артисти­ческой жилки. Вначале они продолжали традиции своих предшественников этрус­ков. Римское искусство родилось лишь пос­ле завоевания Галлии, около 100 г. до н. э. и только в период империи оно достигло сво­его расцвета.

Греки ценили искусство из врожденной любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. За исключением архитектуры, где римляне проявили подлинный талант, римское искусство развивалось под силь­ным влиянием греческого, с другой стороны,
немалая роль в формировании искусства метрополии принадлежала искусству рим­ских провинций с его самобытными черта­ми, в которых ощущались традиции культу­ры покоренных племен и народов. Римское искусство, по своему влиянию не уступает греческому, несмотря на его разнородность и относительную несамостоятельность, может быть, потому, что оно действовало на огром­ной территории, завоеванной римлянами.

Камень. В архитектуре римляне подра­жали грекам. Они заимствовали выработан­ные эллинами ордеры. Сами они создали два новых ордера: тосканский и композит­ный. Последний представляет собой сплав ионийского и коринфского ордеров, отлича­ющийся некоторым излишеством декора.

Техника каменного ваяния была принесе­на в Италию греческими художниками. До этого этрусские скульпторы работали с мяг­ким песчаником, пиперином и алебастром. Кроме того, они редко высекали фигуру целиком, а составляли ее, прибегнув к более легкому приему, из отдельных фрагментов. Точно так же поступали они и с рельефом, который сначала был плоским и только в поздних работах, например, урнах, стал бо­лее выпуклым. С введением греческой тех­ники ваятелям стали доступны все породы камня: мрамор, порфир, гранит и т. д. Это доказывают многочисленные статуи и раз­личная каменная утварь: столы, кресла, кан­делябры и пр.

Богатство декора возрастает вместе с ро­стом политического господства: искусство составляет часть политического воздей­ствия. Римлянам в большей мере удаются произведения, воплощающие идеи могуще­ства Рима, например, посвященная войне с даками колонна Трояна.

Орнамент ряда произведений, выполнен­ных в мраморе, отличается богатством, дохо­дящим до чрезмерной перегруженности. К числу наиболее распространенных декора­тивных мотивов римского искусства следу­ет отнести пышные гирлянды, крылатых амуров и грифонов.

Резьба по стуку и лепные украшения из гипса применялись преимущественно для потолков. Мотивы стуковых рельефов очень разнообразны, они бывают мифоло­гическими или орнаментальными, располо­жение призвано подчеркнуть архитектур­ные линии здания.

В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней, таких как агат, сардоникс, порфир и др. Некоторые из этих ваз украшались рельефами с фигурами лю­дей; возможно, это была работа греческих мастеров.

Римляне высоко ценили произведения глиптики — тонко гравированные изделия из камня и камеи. Сюжетами их декора, как правило, служили эпизоды из мифов или портреты, встречаются также жанровые сцены и великолепно исполненные изобра­жения животных. Заслуженной известнос­тью пользуется Большая камея из Сент- Шапель со сценой прославления Германика; это самая прекрасная и знаменитая камея, доставшаяся нам от античности, созданная между 19 и 37 гг. Некоторые камеи подписа­ны. Одним из самых выдающихся мастеров этого жанра был грек по имени Диоскурид.

Из дорогих каменных сосудов до нашего времени дошли очень немногие. Известен са­мый большой древний сосуд, хранящийся в Вене. Он был захвачен крестоносцами при взятии Константинополя. Плиний упомина­ет сосуды из настоящего рубина, хризопра­за и небольшие сосуды, состоящие из драго­ценных камней, оправленных в золото.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных