ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 6 страница. До наших дней дошли образцы древнейшей китайской культуры — тонкостенные глиняные сосуды в виде кувшинов и амфор разнообразной правильной формыДо наших дней дошли образцы древнейшей китайской культуры — тонкостенные глиняные сосуды в виде кувшинов и амфор разнообразной правильной формы. Все они были выполнены на гончарном круге и обжигались в печах при высокой температуре, после чего лощились кабаньим зубом, чтобы иметь гладкую поверхность, и расписывались красивыми узорами, состоящими из завитков, сетчатых линий, зигзагов и ромбов. Черные, красные, фиолетовые и белые краски наносились на теплый красноватый тон глиняного черепка. Сохранились также и тонкие, как яичная скорлупа, блестящие и гладкие глубоко-черные сосуды, восходящие к этой же исторической эпохе. Многие формы предметов гончарного искусства, например, трехногие или округлые кувшины с высоким горлом, сохранили свое существование в течение многих последующих веков. С эпохи Шан началось развитие подлинной китайской керамики. Сосуды выполнялись на гончарном круге или вручную, некоторые из них украшены геометрическим или стилизованным орнаментом и близки к бронзовым изделиям этой эпохи. Существует предположение, что к вышеназванному
периоду восходит появление протофарфо- ра, т. е. каменной массы, содержащей неочищенный каолин, покрытый глазурью из полевого шпата с обжигом при высокой температуре. Европейцы считали протофар- фор разновидностью так называемых «каменных масс», китайцы же ценили его как подлинный фарфор, наделенный двумя существенными качествами — твердостью и звонкостью. В период Хань широко распространились расписные керамические сосуды с ярким геометрическим орнаментом и одноцветные со скульптурными поясами, покрытые «зеленой глазурью». Ханьская керамика в отличие от предыдущей эпохи — не только раскрашенная глиняная посуда, а изделия, покрытые содержащей свинец глазурью и окрашенные окисью меди в прекрасный зеленый цвет. Типичная форма сосудов этого времени напоминает форму бронзовых изделий. В период «Северная Вэй» совершенствование технологии керамического производства привело к появлению фарфоровых изделий. К этому времени относятся вытянутые
стройные амфоры с гладкой полированной поверхностью светлых тонов с ручками в виде фантастических животных, высокие кувшины, орнаментированные выпуклым узором из листьев лотоса, вазы и кувшины со скульптурным изображением жанровых сцен на крышках. Еще в древности китайцы для своих гончарных изделий употребляли сорта высококачественной глины, но подлинная заслуга изобретения фарфора принадлежит мастерам средневекового Китая. В эпоху Тан, в период высокого расцвета всех областей китайской духовной жизни, появились первые изделия из фарфора, получившие широкое распространение. Фарфор воспевался поэтами, почитался как драгоценность. Танское время отмечено развитием отношений с зарубежными странами, что заметно сказалось на появлении изделий нетрадиционных форм и украшений при изготовлении ваз, чаш, кувшинов и амфор. Однако китайцы не ограничивались подражанием иноземным керамическим изделиям, в этот период они создают матовый белый фарфор. Формы танских сосудов округлы, мягки и массивны. Особенно славится белоснежный фарфор, производимый в Синчжоу. Гладкий и матовый, он сохранял монументальность древних изделий. Многие сосуды этого времени расписывались яркими цветными глазурями, куда примешивались окиси меди, железа и марганца, дававшие желтые, коричневые, зеленые и пурпурные сочные тона. Но особенного разнообразия и благородства фарфор достигает в XI—XIII вв. Период Сун, отмеченный расцветом литературы, живописи и книгопечатания, занимает важное место в развитии керамического искусства. Некоторые ценители считают, что сун- ская керамика — наиболее совершенная. В этот период процветает разнообразное и первоклассное керамическое производство, развивается вкус к одноцветным изделиям, уже наметившийся в танское время, но только теперь достигший полного расцвета. В силу того, что художники и знатоки научились ценить изящество пластики и качество материала, орнамент утратил в какой- то мере свое значение. Простота контура и мягкость колорита успешно восполнили эффект полихромности. На одном и том же изделии можно любоваться переливами тона от глубокой насыщенности до тончайших оттенков. Сунская керамика изысканна и многообразна по форме. Здесь происходит тот же процесс изменения стиля, что и в живописи. Яркость и декоративность танской керамики сменяются при Сунах изящной простотой, нежностью и спокойствием однотонных оттенков. По существу сунское время является подлинным временем расцвета китайского фарфора. Многие печи, возникшие в этот период, сохранили и поныне свое значение, вокруг них создались крупные промышленные районы. Каждый из предметов сунского фарфора неповторим и несет печать индивидуальности мастера. Простота, а часто и кажущаяся небрежность — затеки краски, не покрытый глазурью край, трещины на поверхности сосуда — являлись результатом глубокой продуманности, огромного опыта и техни-
ческого мастерства. Сунские мастера-кера- мисты были такими же поэтами, тонкими знатоками природы, как и живописцы. Стремление к естественности, использование богатств и красоты самой природы отличают фарфоровые изделия этого времени. Серо-голубые и серо-зеленые сосуды Лун- цуань-яо, Гуань-яо и Гэ-яо, подражающие твердому матовому нефриту, поражали гладкостью, текучей мягкостью, сиянием нежных, словно прозрачных глазурей и прелестью форм. Блюда с тонко выгравированными на поверхности качающимися на волнах мандариновыми уточками, вазы с вылепленными, чуть выпуклыми узорами цветов и сосуды, покрытые тонкой сетью трещин (вызванных несоответствием расширения при обжиге черенка и глазури), изготовлялись в этой технике. На сосудах Цзюнь-яо голубые и красно-лиловые глазури смешивались, образовывая внизу неровные затеки в виде набухших капель. В этих изделиях особенно видно, как сун- ских мастеров привлекает уже не строгая После монгольского нашествия в 1279 г. к власти пришла династия Юань. Она не уничтожила производство высококачественной керамики, однако постепенно качество продукции начало снижаться. Основная заслуга всего периода Юань состоит в использовании синего кобальта, нашедшего широкое применение в период Мин. В правление китайской династии Мин происходит возрождение керамики. В архитектуру внедряются глазурованные кирпичи, черепица, фарфор производится в огромных количествах. Благодаря открытию месторождения каолина создается императорская фарфоровая мануфактура. Период с конца XIV по первую треть XVIII в. занимает особое место в истории керамического производства. В это время появились расписные изделия, получили распространение новые разнообразные способы декорировки предметов и технические приемы, обогатилось идейно-образное содержание декора. Минский фарфор в отличие от сунского многоцветен. Мастеров привлекала его белоснежная поверхность как живописный фон, на котором можно было располагать подчас целые пейзажные или жанровые композиции. Многоцветная нарядность сменяет изысканную простоту и нежность сунских монохромов. Возникает множество сюжетов и типов росписей так же, как и красочных сочетаний. Все это явилось следствием процессов, происходивших в духовной культуре Китая указанного периода. Общая демократизация культуры, наблюдавшаяся в XIV в. и выражавшаяся в развитии популярных в народе жанров (драма, новелла, роман в литературе, бытовой жанр в живописи, цветная ксилография в графике и пр.), не могла пройти бесследно для прикладного искусства. Фарфор — именно тот вид художественного творчества, который ярче всего отразил все эти процессы. Утилитарное назначение предметов, сравнительная дешевизна продукции вызвали ее распространение в самых широких народных слоях. Вместе с тем распространение фарфора в различных социальных группах китайского общества наложило отпечаток на тематику декора, трактовку одних и тех же мотивов, а также на технику исполнения изделий. Кроме того, менялось не только отношение к фарфору, но и его роль в жизни разных социальных групп феодального Китая. В фарфоре нашли отражение и основные тенденции развития прикладного искусства данного периода, к которым относятся поиски новых форм и мотивов и постепенный их отбор. XV-XVI вв. характеризуются созданием четких и ясных но конструкции форм, логически продуманных композиций. В конце XVI в. произошли переход к усложненным формам и композициям, а также обращение к декоративности, как преобладающему фактору. Фарфор конца XIV — первой трети XVIII в. в ряде случаев является основным источником для изучения символики, сложения иконографии божеств и пр. Фарфор этого времени высоко ценился и за пределами страны. Восхищение им вызы В 1368 г., после изгнания монголов из Китая, в стране утвердилась новая национальная династия Мин, правившая почти 300 лет. С XIV в. выделяется керамический центр Цзиндэчжень, который постепенно концентрирует производство фарфора как на внутренний, так и на внешний рынок. Этому способствовали огромные запасы сырья и выгодное географическое положение. О производстве фарфора в Цзиндэчжене в правление монгольской династии сохранилось мало сведений. Известно, что уже в это время изготовляли чистый белый фарфор с росписью кобальтом. При Юанях в Цзиндэчжене было установлено казенное управление, собиравшее налоги фарфором. Во второй половине XIV в. в ходе антимонгольской войны многие печи были разрушены и производство фарфора резко сократилось. Первые минские императоры форсировали восстановление разрушенных печей и постройку новых. Наибольшее значение в эпоху Мин приобретают изделия с росписью кобальтом, появившиеся еще в правление династии Юань. Сама техника росписи, по-видимому, пришла из Ирана, где ее впервые стали при Еще больше техник и типов фарфора п< явились в XVII-XVIII вв. в связи с дал! нейшим развитием печей Цзиндэчжен: Здесь изготовляются черные гладкие и бл< стящие сосуды, расписанные поверху ярю ми эмалями. Вплоть до конца XVIII в., ко да все остальные виды искусства у» пришли в упадок, художественный уровет китайского фарфора оставался высоким. На севере страны изготовлялись изьп канные кувшины с горлышками в виде зв< рей и птиц, копирующие формы сасани; ских серебряных сосудов. Они отличаютс тонкой профилировкой скульптурных дет; лей, красивой линией силуэта и богатство украшений. Вазы в форме античных амфор с ручками-драконами свидетельствуют об эллинистических влияниях. Особой славой пользовался белоснежный фарфор из Синчжоу, гладкий и матовый, сохранивший монументальность древних изделий. Многие предметы расписывались яркими цветными глазурями, особенно белой, желтой и зеленой. В провинции Хэнань изделия покрывались черной блестящей глазурью со светло-зелеными пятнами. Особого разнообразия и красоты форм керамика достигла в XI—XIII вв. Всемирной известностью пользовались голубые и зеленовато-серые сосуды («селадон») из мастерских Лунцюаня, молочно- белые фарфоровые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу (провинция Хэнань) с тиснеными рисунками. Острая экспрессия присуща росписям тяжелых сосудов и бутылей мастерских Цыч- жоу, выполнявшимся в свободной эс- кизнои манере коричневой краской на светло-молочном фоне. Высоко ценились голубые изделия «жу-яо». Особая изысканность свойственна сосудам «цзюнь-яо» (провинция Хэнань), украшенным глазурью с контрастом ярких пятен на спокойном нейтральном фоне. С периода Мин широко распространились также изделия с перегородчатой эмалью, техника которых была завезена арабами из Византии в XIV в. (курильницы, вазы, чаши с декоративными красочными рисунками цветов лотоса и других растений). Применялись темно-голубые, желтые, фиолетовые и зеленые цвета эмалей чистых оттенков. Нарядность усиливалась привнесением бронзовых деталей. В периоды Мин и Цин в ряде крупных городов были созданы государственные и частные мануфактуры, где работали тысячи ремесленников. Получили распространение Фарфоровые изделия XVII-XVIII вв. отличались чистотой и белизной черепка, утонченностью форм, узорчатостью и красочностью росписи, декоративные композиции хорошо сочетались с формой и назначением предмета. Особой известностью пользовались изделия с росписью эмалями зеленого и розового цветов, а также «пламенеющий» фарфор с глазурью, переходящей от голубого к красному цвету и др. В Дэхуа (провинция Фунзинь) изготовлялся фарфор красивого молочного оттенка: тонкостенные белые кубки для вина, вазы украшались рельефными изображениями цветов и тиснеными или резными узорами. Фигуры божеств, легендарных красавиц древности, мифических персонажей отличаются пластичностью форм. В конце XVIII в. формы стали более изощренными, вычурными, в украшениях имитировались металл, камень, лак, бронза и др. В период маньчжурской династии Цин виртуозное мастерство керамистов достигло вершин в изготовлении сапфиро-синих изделий на кобальтовой основе, фарфор в своем совершенстве достиг апогея. По-прежнему выпускаются великолепные однотонные изделия: огуречно-зеленые, фиолетовые, цвета желтой охры, красные — «бычья кровь», «белый китайский фарфор». Словно вновь возрождается фарфор сун- ского периода. Преобладают, однако, поли- хромные изделия с цветным узором — бело- синие и другие прославленные типы росписей: «зеленое семейство» с фигурами или цветами, выполненными в несколько зеленых тонов на белом фоне, «черное семейство» с многоцветным орнаментом на глубоком черном фоне и «розовое семейство», имевшее большой успех у европейских знатоков XVIII в., с блеклыми тонами и нежными переливами оттенков. Сюжеты декора говорят о тяге к живописности. Так, на изделиях «зеленого семейства» часто встречаются сцены из легенд, иногда батальные сцены; на предметах «розового семейства» — фигуры женщин и цветы. Орнамент нередко включает и символические мотивы счастливых предзнаменований. Цинский фарфор широко экспортировался. Среди продукции, предназначенной на экспорт, следует отдельно отметить чашки и блюдца из фарфора «яичная скорлупа» как торжество технической изощренности, хрупкости и претенциозной манерности. Китайский фарфор, занимающий почетное место в истории китайского искусства и долгое время бывший валютой, монополией и секретом Китая, имеет свою длинную и сложную историю веков огромного человеческого труда, бесконечных экспериментов, стремления к совершенству, где тысячи людей оставили следы своих открытий, проникновения в тайны природы, близости к ее секретам. Ювелирное дело. Металлы. Обработка благородных металлов и производство украшений в Китае находились на столь же высоком уровне, как и все другие виды декоративно-прикладного искусства этой страны. Изделия из позолоченной или инкрустированной бронзы, а также из серебра появились со времен династии Чжоу. Для династии Хань характерны изделия из серебра, одни культового назначения, другие утилитарного: чаши, кубки, туалетные принадлежности. Из многообразных изделий танского и сунского времени выделяются золотые и серебряные кувшины и чаши с ювелирной отделкой, тонкие и прозрачные нефритовые сосуды с гладкой поверхностью. С началом династии Тан высокое качество и относительное обилие изделий свидетельствуют о широком размахе придворной жизни и влиянии сасанидских ювелиров, изгнанных из Ирана нашествием мусульман, например, чаши, украшенные изображением виноградной лозы, пальметтами, охотничьими сценами, симметрично расположенными садовыми цветами. Индийское влияние обнаруживается в использовании мотива лотоса, бабочек. К концу танского периода форма и орнамент ювелирных изделий приобретают более специфический китайский характер. Это время богато замечательными образца- аш как золотых, так и серебряных изделий. От танского периода в наибольшем количестве сохранились серьги, ожерелья и браслеты, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями. В Китае всегда ценили камни в большей степени за цвет, а не за блеск и потому их не гранили. В период Сун намечается некоторый спад в производстве серебряной посуды. Наряду с этим все еще изготовляются украшения высокого качества с использованием филиграни, отвечавшей любви китайцев к изысканно-тонкой работе. Привлекают внимание изящные головки шпилек для волос в виде цветка или цилиндров, инкрустированных бирюзой, украшения для прически в виде летящего феникса, а также золотые розетки, служащие украшением одежды. В эпоху династии Цин создаются головные уборы для свадебных церемоний или представлений, браслеты, булавки, ожерелья и другие виды украшений, для которых не жалели ни труда, ни драгоценных материалов. В большинстве этих изделий видна тенденция к многоцветности, проявляющаяся в одновременном использовании жемчуга, нефрита, кораллов и перьев зимородка. Но в целом больше ощущается стремление к скрупулезной тщательности и отделке деталей, цветной изысканности и преобладанию растительного и звериного орнамента, несущего символическую нагрузку. Наряду с прекрасными достижениями в ювелирном искусстве Китай славится художественными изделиями из бронзы. Ни в одной цивилизации искусство обработки бронзы не достигло такого совершенства, как в Китае, где оно вобрало в себя лучшие завоевания великой культуры. Древние китайские бронзы обладают масштабностью и величественностью, чертами, редкими для бронзовых изделий других стран. Вместе с керамикой и тканями они по праву стоят в первом ряду воплощений творческого гения китайского народа. Великолепные бронзовые сосуды, дошедшие до нас в большом количестве от этого и последующих древних исторических периодов, изощренной фантазией своих символических узоров и форм, огромными размерами и тончайшей обработкой свидетельствуют о зрелости искусства и культуры Древнего Китая. Строгий ритм и умелое распределение узора, а также симметрия форм придают изделиям ту композиционную законченность, четкость и цельность, которые и в дальнейшем будут определять специфику китайского искусства. Наиболее ранние изделия из бронзы относятся к периоду Шан. Археологическими раскопками обнаружены остатки бронзоли- тейных, а также керамических и косторезных мастерских XIII-XI вв. до н. э. Они свидетельствуют о высоком уровне производства и позволяют изучить сложную технику бронзового литья, производившегося при помощи разборных керамических огнеупорных форм. Многочисленные бронзовые изделия, служившие для ритуальных обрядов, подразделялись на группы соответственно их назначению и форме. Больше всего были распространены сосуды в форме перевернутой каски на трех высоких ножках — «цзюэ», бокалы «гу» с широким
раструбом и расширяющимся книзу основанием, котелки для жертвенного мяса на высоких ножках, сосуды для хранения жертвенного вина, колокола «нао», оружие. Поверхность таких предметов покрывалась сплошным тонким «узором грома» («лэй вэнь»), состоящим из мелких спиралей типа меандра. На его фоне высоким рельефом выступали основные изображения, выполненные в условной декоративной манере: звериная, иногда рогатая маска «тао-те» с круглыми выпуклыми глазами и мощной верхней челюстью с выступающими клыками, драконы «куй», птицы с высокими хохолками, тигры, змеи и цикады. Встречаются и сосуды со скульптурными фигурами животных — тигров, баранов и др. Все эти изображения связаны с древними тотеми- ческими верованиями, обожествлением природы. В позднешанский период (конец II тысячелетия до н. э.) возникли новые типы бронзовых сосудов — кувшины «ю» с петлеобразными ручками. Бронзы этого периода отличаются богатым орнаментом. Декоративные узоры носят символический характер и связаны то с космогонией, то с защитой от злых духов, то с культом плодородия. Искусство этого времени имеет свои ярко выраженные специфические особенности. Древнекитайскую бронзу можно отличить сразу по узорам и формам. Сосуды из этого металла выплавлялись в полых внутри глиняных формах и достигали подчас веса 600-650 кг. Маленькие сосуды обрабатывались с такой же виртуозностью, как и большие. Геометрический узор отличался большой графической тонкостью и состоял из сети таких сложных многократно повторяющихся линий и завитков, что мастерство их изготовления и сейчас изумляет. Рельефные фигуры фантастических драконов, силуэты стилизованных птиц и зверей чередуются с геометрическим орнаментом и заполняют собой всю поверхность. Ручки, крышки и углы сосудов имеют сложную выступающую форму. Для периода Чжоу характерны плоские чаши и блюда, сосуды для омовений в форме соусников, сосуды для подогревания вина и воды в форме чайников на ножках, глубокие чаши с ручками и большие чаны, служившие также зеркалом при наполнении их водой. В IX-VII вв. до н. э. появляются новые мотивы в орнаментах: «рыбья чешуя», «черепицы», «завитки», сцены борьбы человека с животными. Начиная с V в. до н. э. на бронзовых вазах, инкрустированных золотом, малахитом, бирюзой, изображались многофигурные сцены празднеств, охоты, битв, различные сооружения. В этих изделиях строгая отвлеченность образов сменилась большей жизненной убедительностью. В период Хань бронзовые тонкостенные сосуды имели простые, строгие формы, были почти лишены орнаментов. Изделия из бронзы с примесью благородных металлов изготовлялись для богатых и знатных В танское и сунское время по образцу древности выделывались бронзовые зеркала, богато украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся животных, птиц и плодов. Часто подобные зеркала изготовлялись из серебра, покрывались тончайшим слоем золота, инкрустировались перламутром и драгоценными камнями. Эти зеркала в отличие от старых симметричных бронзовых зеркал ханьского времени привлекают разнообразием формы и характером отделки серебром, золотом, перламутром и цветным лаком. В узорах этой отделки — изображения цветов, животных, гроздьев винограда, летящих гениев, на некоторых зеркалах встречаются многофигурные жанровые и охотничьи сцены. Зеркала танской династии утратили свое культовое значение Несмотря на то, что китайские торевты в искусстве литья опередили Европу на многие столетия, они в ущерб декоративным возможностям железа почти отказались от техники ковки. Наряду с бронзой в очень редких случаях использовалась медь. Железо применялось только для сельскохозяйственных орудий. Ткани. Римляне называли жителей Китая «серами», т. е. мастерами шелка. Традиционно считается, что производство шелка в Китае восходит к III тысячелетию до н. э., а поскольку почти все операции в этом ремесле выполнялись женщинами, то и изобретение шелка тоже приписывают женщине. Вероятно, шелк появился уже в эпоху неолита. За огромный период китайцы далеко опередили все другие народы как в разведении шелковичных червей, так и во всех других процессах производства шелка, вплоть до продажи тканей. Сохранившиеся образцы тканей эпохи Воюющих Царств говорят о том, что в то время производились шелка с геометрическим орнаментом и богатая парча. При Ханях производство шелка достигло такого размаха, что образцы обнаруживаются далеко за пределами Китая. В ту эпоху существовали различные виды тканей и многообразная развитая текстильная техника, производившая узорчатый шелк «дама», муар, пике, газ, ковровую ткань «кэсы», а также вышивки по шелку. Китайцы далеко опередили по производству шелка западные страны, которые готовы были покупать их продукцию на вес золота (очень высокая цена на китайский шелк была в Европе из-за большого количества посредников). Китайцы были искусны и в обработке шерсти. Танская эпоха среди других своих достижений славится и шелкоткацким искусством. От этого периода сохранились различные образцы тканей и тканых изделий. Торговля с Ираном и Средней Азией способствовала развитию производства узорчатых шелковых тканей, отмеченных смелыми цветовыми решениями, сложностью композиции узоров, где растительные элементы сочетались с изображениями животных и птиц. Получили распространение шелковые тканые панно «кэсы» («резаный шелк»), отличавшиеся мягкостью и нежностью фактуры. Кэсы выполнялись техникой, близкой европейским шпалерам, и существовали еще при Ханях. Они ткались вручную (на нитяную основу отдельно наносятся узор и фон); художники-ткачи искусно передавали богатство оттенков, характерное для живописи.
Достигшие в сунское время блестящего мастерства ткани «кэсы» особенно близки живописи этого времени. Узоры тканей создавались по образцам известных художников. Кэсы отличаются по виду необычайной мягкостью, нежностью, какой-то особенной матовостью фактуры. Если самые тонкие шпалеры насчитывают 22 уточных нити на 1 см, то в кэсы это число могло доходить до 116. Легкие птицы на ветвях, пейзажи, распускающиеся бутоны нежно-розовой сливы — основные мотивы, изображенные в кэсы. Кэсы продолжали производиться и при последующих династиях. В периоды Мин и Цин центром производства тканей стал Сучжоу («город шелка»), О тканях династии Мин мало сведений, зато тканей династии Цин сохранилось много образцов. В этот период продолжалось производство переливчатой шелковой парчи, иногда окрашенной в символические цвета, а также бархата. Продолжается и производство кэсы, исполняющихся в прежней цветовой гамме, с добавлением золотых и серебряных нитей. Панно кэсы, уступая тканям сунской эпохи, отличались четким композиционным построением и тонким колоритом. Иногда они достигают больших размеров и изображают пейзажи. Для этих периодов характерен тип вышивки «сюхуа» («живопись иглой»). Это большие декоративные панно сюжетного характера, исполнявшиеся плоской гладью и тонким узелковым швом «метание икры». Особенно известны работы семьи Гу (в частности, мастерицы Хань Си-мын). Несмотря на то, что китайские ворсовые ковры не пользуются мировой славой мусульманских «восточных» ковров, они не лишены интереса. Возможно, их создавали в подражание мусульманским коврам, но при этом цветовая гамма китайских ковровых изделий менее разнообразна. Композиция в них отличается уравновешенностью и четкостью, а рисунок строже: нет сцен охоты, в орнаменте используются иероглифы, которые обращены скорее к интеллекту, нежели к эмоциям зрителей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|