Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 6 страница. До наших дней дошли образцы древней­шей китайской культуры — тонкостенные глиняные сосуды в виде кувшинов и амфор разнообразной правильной формы




До наших дней дошли образцы древней­шей китайской культуры — тонкостенные глиняные сосуды в виде кувшинов и амфор разнообразной правильной формы. Все они были выполнены на гончарном круге и обжигались в печах при высокой темпера­туре, после чего лощились кабаньим зубом, чтобы иметь гладкую поверхность, и распи­сывались красивыми узорами, состоящими из завитков, сетчатых линий, зигзагов и ромбов. Черные, красные, фиолетовые и белые краски наносились на теплый крас­новатый тон глиняного черепка. Сохрани­лись также и тонкие, как яичная скорлупа, блестящие и гладкие глубоко-черные сосу­ды, восходящие к этой же исторической эпохе. Многие формы предметов гончарно­го искусства, например, трехногие или ок­руглые кувшины с высоким горлом, сохра­нили свое существование в течение многих последующих веков.

С эпохи Шан началось развитие подлин­ной китайской керамики. Сосуды выполня­лись на гончарном круге или вручную, не­которые из них украшены геометрическим или стилизованным орнаментом и близки к бронзовым изделиям этой эпохи. Существу­ет предположение, что к вышеназванному


 

периоду восходит появление протофарфо- ра, т. е. каменной массы, содержащей неочи­щенный каолин, покрытый глазурью из полевого шпата с обжигом при высокой температуре. Европейцы считали протофар- фор разновидностью так называемых «ка­менных масс», китайцы же ценили его как подлинный фарфор, наделенный двумя су­щественными качествами — твердостью и звонкостью.

В период Хань широко распространились расписные керамические сосуды с ярким геометрическим орнаментом и одноцветные со скульптурными поясами, покрытые «зе­леной глазурью». Ханьская керамика в от­личие от предыдущей эпохи — не только раскрашенная глиняная посуда, а изделия, покрытые содержащей свинец глазурью и окрашенные окисью меди в прекрасный зе­леный цвет. Типичная форма сосудов этого времени напоминает форму бронзовых из­делий.

В период «Северная Вэй» совершенствова­ние технологии керамического производства привело к появлению фарфоровых изделий. К этому времени относятся вытянутые


 

стройные амфоры с гладкой полированной поверхностью светлых тонов с ручками в виде фантастических животных, высокие кувшины, орнаментированные выпуклым узором из листьев лотоса, вазы и кувшины со скульптурным изображением жанровых сцен на крышках.

Еще в древности китайцы для своих гон­чарных изделий употребляли сорта высоко­качественной глины, но подлинная заслуга изобретения фарфора принадлежит масте­рам средневекового Китая. В эпоху Тан, в период высокого расцвета всех областей китайской духовной жизни, появились пер­вые изделия из фарфора, получившие ши­рокое распространение. Фарфор воспевал­ся поэтами, почитался как драгоценность.

Танское время отмечено развитием отно­шений с зарубежными странами, что заметно сказалось на появлении изделий нетрадици­онных форм и украшений при изготовлении ваз, чаш, кувшинов и амфор. Однако китай­цы не ограничивались подражанием ино­земным керамическим изделиям, в этот пе­риод они создают матовый белый фарфор.

Формы танских сосудов округлы, мягки и массивны. Особенно славится белоснеж­ный фарфор, производимый в Синчжоу. Гладкий и матовый, он сохранял монумен­тальность древних изделий. Многие сосуды этого времени расписывались яркими цвет­ными глазурями, куда примешивались оки­си меди, железа и марганца, дававшие жел­тые, коричневые, зеленые и пурпурные сочные тона.

Но особенного разнообразия и благород­ства фарфор достигает в XI—XIII вв. Пери­од Сун, отмеченный расцветом литературы, живописи и книгопечатания, занимает важ­ное место в развитии керамического искус­ства. Некоторые ценители считают, что сун- ская керамика — наиболее совершенная. В этот период процветает разнообразное и первоклассное керамическое производство, развивается вкус к одноцветным изделиям, уже наметившийся в танское время, но только теперь достигший полного расцвета. В силу того, что художники и знатоки на­учились ценить изящество пластики и каче­ство материала, орнамент утратил в какой- то мере свое значение. Простота контура и мягкость колорита успешно восполнили эффект полихромности. На одном и том же изделии можно любоваться переливами тона от глубокой насыщенности до тончай­ших оттенков.

Сунская керамика изысканна и многооб­разна по форме. Здесь происходит тот же процесс изменения стиля, что и в живопи­си. Яркость и декоративность танской кера­мики сменяются при Сунах изящной просто­той, нежностью и спокойствием однотонных оттенков. По существу сунское время явля­ется подлинным временем расцвета китай­ского фарфора. Многие печи, возникшие в этот период, сохранили и поныне свое зна­чение, вокруг них создались крупные про­мышленные районы.

Каждый из предметов сунского фарфора неповторим и несет печать индивидуально­сти мастера. Простота, а часто и кажущаяся небрежность — затеки краски, не покрытый глазурью край, трещины на поверхности сосуда — являлись результатом глубокой продуманности, огромного опыта и техни-

 

ческого мастерства. Сунские мастера-кера- мисты были такими же поэтами, тонкими знатоками природы, как и живописцы. Стремление к естественности, использова­ние богатств и красоты самой природы от­личают фарфоровые изделия этого времени. Серо-голубые и серо-зеленые сосуды Лун- цуань-яо, Гуань-яо и Гэ-яо, подражающие твердому матовому нефриту, поражали гладкостью, текучей мягкостью, сиянием нежных, словно прозрачных глазурей и пре­лестью форм. Блюда с тонко выгравирован­ными на поверхности качающимися на вол­нах мандариновыми уточками, вазы с вы­лепленными, чуть выпуклыми узорами цве­тов и сосуды, покрытые тонкой сетью трещин (вызванных несоответствием рас­ширения при обжиге черенка и глазури), изготовлялись в этой технике. На сосудах Цзюнь-яо голубые и красно-лиловые глазу­ри смешивались, образовывая внизу неров­ные затеки в виде набухших капель.

В этих изделиях особенно видно, как сун- ских мастеров привлекает уже не строгая
симметрия рисунка, а красота перелива не­ясных тонов, естественность, особая непри­нужденность, свобода и смелость мерцаю­щего и динамичного колорита поверхности. Виртуозность мастерства сунских художни­ков проявлялась в изготовлении белоснеж­ных, легких и стройных сосудов керамичес­кой печи Джинчжоу-яо. Это были тонко­стенные, просвечивающие сосуды, на молочно-белую поверхность которых нано­сился тонкий, гравированный или налеп­ленный сверху узор, изображающий самые разнообразные растения. Часто узор отсут­ствовал вовсе, что давало возможность вы­явить совершенство изящных пропорций, гладкость форм и ослепительную белизну фактуры.

После монгольского нашествия в 1279 г. к власти пришла династия Юань. Она не уничтожила производство высококаче­ственной керамики, однако постепенно ка­чество продукции начало снижаться. Ос­новная заслуга всего периода Юань состоит в использовании синего кобальта, нашедше­го широкое применение в период Мин.

В правление китайской династии Мин происходит возрождение керамики. В архи­тектуру внедряются глазурованные кирпи­чи, черепица, фарфор производится в ог­ромных количествах. Благодаря открытию месторождения каолина создается импера­торская фарфоровая мануфактура.

Период с конца XIV по первую треть XVIII в. занимает особое место в истории керамического производства. В это время появились расписные изделия, получили распространение новые разнообразные спо­собы декорировки предметов и технические приемы, обогатилось идейно-образное со­держание декора.

Минский фарфор в отличие от сунского многоцветен. Мастеров привлекала его бе­лоснежная поверхность как живописный фон, на котором можно было располагать подчас целые пейзажные или жанровые композиции. Многоцветная нарядность сменяет изысканную простоту и нежность сунских монохромов. Возникает множество сюжетов и типов росписей так же, как и кра­сочных сочетаний.

Все это явилось следствием процессов, происходивших в духовной культуре Китая указанного периода. Общая демократиза­ция культуры, наблюдавшаяся в XIV в. и выражавшаяся в развитии популярных в народе жанров (драма, новелла, роман в ли­тературе, бытовой жанр в живописи, цвет­ная ксилография в графике и пр.), не могла пройти бесследно для прикладного искусст­ва. Фарфор — именно тот вид художествен­ного творчества, который ярче всего отразил все эти процессы. Утилитарное назначение предметов, сравнительная дешевизна про­дукции вызвали ее распространение в са­мых широких народных слоях. Вместе с тем распространение фарфора в различных со­циальных группах китайского общества на­ложило отпечаток на тематику декора, трак­товку одних и тех же мотивов, а также на технику исполнения изделий. Кроме того, менялось не только отношение к фарфору, но и его роль в жизни разных социальных групп феодального Китая. В фарфоре нашли отражение и основные тенденции развития прикладного искусства данного периода, к которым относятся поиски новых форм и мотивов и постепенный их отбор.

XV-XVI вв. характеризуются созданием четких и ясных но конструкции форм, ло­гически продуманных композиций. В кон­це XVI в. произошли переход к усложнен­ным формам и композициям, а также обращение к декоративности, как преобла­дающему фактору.

Фарфор конца XIV — первой трети XVIII в. в ряде случаев является основным источником для изучения символики, сло­жения иконографии божеств и пр.

Фарфор этого времени высоко ценился и за пределами страны. Восхищение им вызы­
вало стремление коллекционировать изде­лия, а затем и воспроизводить их. Уже в XV в. было положено начало крупнейшему за пределами Китая собранию в Турции. В Иране при дворе шаха Аббаса I в XVI в. была создана еще одна коллекция фарфора. С XVII в. фарфор начинают собирать в Ев­ропе. В керамическом искусстве ряда стран появились китаизирующие направления. Своими подражаниями китайскому фарфору особенно славились мастера Ирана, Турции, позже Голландии (Дельфт), Германии (Мей- сен) и др.

В 1368 г., после изгнания монголов из Китая, в стране утвердилась новая нацио­нальная династия Мин, правившая почти 300 лет. С XIV в. выделяется керамический центр Цзиндэчжень, который постепенно концентрирует производство фарфора как на внутренний, так и на внешний рынок.

Этому способствовали огромные запасы сы­рья и выгодное географическое положение.

О производстве фарфора в Цзиндэчжене в правление монгольской династии сохра­нилось мало сведений. Известно, что уже в это время изготовляли чистый белый фарфор с росписью кобальтом. При Юанях в Цзин­дэчжене было установлено казенное управле­ние, собиравшее налоги фарфором. Во второй половине XIV в. в ходе антимонгольской вой­ны многие печи были разрушены и производ­ство фарфора резко сократилось. Первые минские императоры форсировали восста­новление разрушенных печей и постройку новых.

Наибольшее значение в эпоху Мин при­обретают изделия с росписью кобальтом, появившиеся еще в правление династии Юань. Сама техника росписи, по-видимому, пришла из Ирана, где ее впервые стали при­
менять на керамике в конце X-XI вв. Ро< пись наносилась на слегка подсушенны черепок синей краской, привозимой с юг< востока, так называемой «мусульманской а также местной, добываемой на территори самого Китая.

Еще больше техник и типов фарфора п< явились в XVII-XVIII вв. в связи с дал! нейшим развитием печей Цзиндэчжен: Здесь изготовляются черные гладкие и бл< стящие сосуды, расписанные поверху ярю ми эмалями. Вплоть до конца XVIII в., ко да все остальные виды искусства у» пришли в упадок, художественный уровет китайского фарфора оставался высоким.

На севере страны изготовлялись изьп канные кувшины с горлышками в виде зв< рей и птиц, копирующие формы сасани; ских серебряных сосудов. Они отличаютс тонкой профилировкой скульптурных дет; лей, красивой линией силуэта и богатство украшений. Вазы в форме античных амфор с ручками-драконами свиде­тельствуют об эллинистических вли­яниях. Особой славой пользовался белоснежный фарфор из Синчжоу, гладкий и матовый, сохранивший мо­нументальность древних изделий. Многие предметы расписывались яр­кими цветными глазурями, особенно белой, желтой и зеленой. В провин­ции Хэнань изделия покрывались черной блестящей глазурью со свет­ло-зелеными пятнами. Особого разно­образия и красоты форм керамика до­стигла в XI—XIII вв. Всемирной известностью пользовались голубые и зеленовато-серые сосуды («селадон») из мастерских Лунцюаня, молочно- белые фарфоровые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу (провинция Хэнань) с тиснеными рисунками. Острая эксп­рессия присуща росписям тяжелых сосудов и бутылей мастерских Цыч- жоу, выполнявшимся в свободной эс- кизнои манере коричневой краской на свет­ло-молочном фоне. Высоко ценились голу­бые изделия «жу-яо». Особая изысканность свойственна сосудам «цзюнь-яо» (провин­ция Хэнань), украшенным глазурью с кон­трастом ярких пятен на спокойном нейт­ральном фоне.

С периода Мин широко распространи­лись также изделия с перегородчатой эма­лью, техника которых была завезена араба­ми из Византии в XIV в. (курильницы, вазы, чаши с декоративными красочными рисунками цветов лотоса и других расте­ний). Применялись темно-голубые, желтые, фиолетовые и зеленые цвета эмалей чистых оттенков. Нарядность усиливалась привне­сением бронзовых деталей.

В периоды Мин и Цин в ряде крупных городов были созданы государственные и частные мануфактуры, где работали тысячи ремесленников. Получили распространение
изделия, украшенные свинцовыми глазуря­ми трех цветов или подглазурной моно­хромной росписью синим кобальтом раз­личных оттенков (первая половина XV в.). С 60-х гг. XV в. роспись кобальтом стали со­четать с надглазурной — зеленой, красной и желтой красками. Такая техника росписи по­лучила название «борьба цветов». В XVI в. в качестве образцов для росписей использо­вались узоры шелковых тканей.

Фарфоровые изделия XVII-XVIII вв. отличались чистотой и белизной черепка, утонченностью форм, узорчатостью и кра­сочностью росписи, декоративные компози­ции хорошо сочетались с формой и назна­чением предмета. Особой известностью пользовались изделия с росписью эмалями зеленого и розового цветов, а также «пламе­неющий» фарфор с глазурью, переходящей от голубого к красному цвету и др. В Дэхуа (провинция Фунзинь) изготовлялся фар­фор красивого молочного оттенка: тонко­стенные белые кубки для вина, вазы укра­шались рельефными изображениями цветов и тиснеными или резными узорами. Фигу­ры божеств, легендарных красавиц древно­сти, мифических персонажей отличаются пластичностью форм. В конце XVIII в. фор­мы стали более изощренными, вычурными, в украшениях имитировались металл, ка­мень, лак, бронза и др.

В период маньчжурской династии Цин виртуозное мастерство керамистов достиг­ло вершин в изготовлении сапфиро-синих изделий на кобальтовой основе, фарфор в своем совершенстве достиг апогея. По-пре­жнему выпускаются великолепные одно­тонные изделия: огуречно-зеленые, фиоле­товые, цвета желтой охры, красные — «бычья кровь», «белый китайский фарфор». Словно вновь возрождается фарфор сун- ского периода. Преобладают, однако, поли- хромные изделия с цветным узором — бело- синие и другие прославленные типы росписей: «зеленое семейство» с фигурами или цветами, выполненными в несколько зеленых тонов на белом фоне, «черное се­мейство» с многоцветным орнаментом на глубоком черном фоне и «розовое семей­ство», имевшее большой успех у европей­ских знатоков XVIII в., с блеклыми тонами и нежными переливами оттенков. Сюжеты декора говорят о тяге к живописности. Так, на изделиях «зеленого семейства» часто встречаются сцены из легенд, иногда ба­тальные сцены; на предметах «розового се­мейства» — фигуры женщин и цветы. Орна­мент нередко включает и символические мотивы счастливых предзнаменований.

Цинский фарфор широко экспортиро­вался. Среди продукции, предназначенной на экспорт, следует отдельно отметить чаш­ки и блюдца из фарфора «яичная скорлупа» как торжество технической изощренности, хрупкости и претенциозной манерности.

Китайский фарфор, занимающий почет­ное место в истории китайского искусства и долгое время бывший валютой, монопо­лией и секретом Китая, имеет свою длин­ную и сложную историю веков огромного человеческого труда, бесконечных экспери­ментов, стремления к совершенству, где тысячи людей оставили следы своих откры­тий, проникновения в тайны природы, бли­зости к ее секретам.

Ювелирное дело. Металлы. Обработка благородных металлов и производство ук­рашений в Китае находились на столь же высоком уровне, как и все другие виды де­коративно-прикладного искусства этой страны. Изделия из позолоченной или ин­крустированной бронзы, а также из сереб­ра появились со времен династии Чжоу.

Для династии Хань характерны изделия из серебра, одни культового назначения, другие утилитарного: чаши, кубки, туалет­ные принадлежности.

Из многообразных изделий танского и сунского времени выделяются золотые и серебряные кувшины и чаши с ювелирной отделкой, тонкие и прозрачные нефритовые сосуды с гладкой поверхностью. С началом династии Тан высокое качество и относи­тельное обилие изделий свидетельствуют о широком размахе придворной жизни и вли­янии сасанидских ювелиров, изгнанных из Ирана нашествием мусульман, например, чаши, украшенные изображением виноград­ной лозы, пальметтами, охотничьими сцена­ми, симметрично расположенными садовыми цветами. Индийское влияние обнаружива­ется в использовании мотива лотоса, бабо­чек. К концу танского периода форма и ор­намент ювелирных изделий приобретают более специфический китайский характер. Это время богато замечательными образца- аш как золотых, так и серебряных изделий.

От танского периода в наибольшем коли­честве сохранились серьги, ожерелья и браслеты, усыпанные жемчугом и драгоцен­ными камнями. В Китае всегда ценили кам­ни в большей степени за цвет, а не за блеск и потому их не гранили.

В период Сун намечается некоторый спад в производстве серебряной посуды. Наряду с этим все еще изготовляются укра­шения высокого качества с использованием филиграни, отвечавшей любви китайцев к изысканно-тонкой работе. Привлекают вни­мание изящные головки шпилек для волос в виде цветка или цилиндров, инкрустиро­ванных бирюзой, украшения для прически в виде летящего феникса, а также золотые розетки, служащие украшением одежды.

В эпоху династии Цин создаются голов­ные уборы для свадебных церемоний или представлений, браслеты, булавки, ожере­лья и другие виды украшений, для которых не жалели ни труда, ни драгоценных мате­риалов. В большинстве этих изделий видна тенденция к многоцветности, проявляюща­яся в одновременном использовании жемчу­га, нефрита, кораллов и перьев зимородка. Но в целом больше ощущается стремление к скрупулезной тщательности и отделке де­талей, цветной изысканности и преоблада­нию растительного и звериного орнамента, несущего символическую нагрузку.

Наряду с прекрасными достижениями в ювелирном искусстве Китай славится худо­жественными изделиями из бронзы. Ни в одной цивилизации искусство обработки бронзы не достигло такого совершенства, как в Китае, где оно вобрало в себя лучшие завоевания великой культуры. Древние ки­тайские бронзы обладают масштабностью и величественностью, чертами, редкими для бронзовых изделий других стран. Вместе с керамикой и тканями они по праву стоят в первом ряду воплощений творческого гения китайского народа.

Великолепные бронзовые сосуды, дошед­шие до нас в большом количестве от этого и последующих древних исторических пери­одов, изощренной фантазией своих символи­ческих узоров и форм, огромными размерами и тончайшей обработкой свидетельствуют о зрелости искусства и культуры Древнего Китая. Строгий ритм и умелое распределе­ние узора, а также симметрия форм прида­ют изделиям ту композиционную закончен­ность, четкость и цельность, которые и в дальнейшем будут определять специфику китайского искусства.

Наиболее ранние изделия из бронзы от­носятся к периоду Шан. Археологическими раскопками обнаружены остатки бронзоли- тейных, а также керамических и косторез­ных мастерских XIII-XI вв. до н. э. Они свидетельствуют о высоком уровне произ­водства и позволяют изучить сложную тех­нику бронзового литья, производившегося при помощи разборных керамических огне­упорных форм. Многочисленные бронзо­вые изделия, служившие для ритуальных обрядов, подразделялись на группы соот­ветственно их назначению и форме. Больше всего были распространены сосуды в фор­ме перевернутой каски на трех высоких ножках — «цзюэ», бокалы «гу» с широким


 

раструбом и расширяющимся книзу основа­нием, котелки для жертвенного мяса на высоких ножках, сосуды для хранения жер­твенного вина, колокола «нао», оружие. Поверхность таких предметов покрывалась сплошным тонким «узором грома» («лэй вэнь»), состоящим из мелких спиралей типа меандра. На его фоне высоким рельефом выступали основные изображения, выпол­ненные в условной декоративной манере: звериная, иногда рогатая маска «тао-те» с круглыми выпуклыми глазами и мощной верхней челюстью с выступающими клыка­ми, драконы «куй», птицы с высокими хо­холками, тигры, змеи и цикады. Встречают­ся и сосуды со скульптурными фигурами животных — тигров, баранов и др. Все эти изображения связаны с древними тотеми- ческими верованиями, обожествлением природы.

В позднешанский период (конец II тыся­челетия до н. э.) возникли новые типы брон­зовых сосудов — кувшины «ю» с петлеоб­разными ручками. Бронзы этого периода отличаются богатым орнаментом. Декора­тивные узоры носят символический харак­тер и связаны то с космогонией, то с защи­той от злых духов, то с культом плодородия. Искусство этого времени имеет свои ярко выраженные специфические особенности. Древнекитайскую бронзу можно отличить сразу по узорам и формам. Сосуды из это­го металла выплавлялись в полых внутри глиняных формах и достигали подчас веса 600-650 кг. Маленькие сосуды обрабатыва­лись с такой же виртуозностью, как и боль­шие. Геометрический узор отличался боль­шой графической тонкостью и состоял из сети таких сложных многократно повторяю­щихся линий и завитков, что мастерство их изготовления и сейчас изумляет. Рельефные фигуры фантастических драконов, силуэты стилизованных птиц и зверей чередуются с геометрическим орнаментом и заполняют собой всю поверхность. Ручки, крышки и углы сосудов имеют сложную выступаю­щую форму.

Для периода Чжоу характерны плоские чаши и блюда, сосуды для омовений в фор­ме соусников, сосуды для подогревания вина и воды в форме чайников на ножках, глубокие чаши с ручками и большие чаны, служившие также зеркалом при наполне­нии их водой. В IX-VII вв. до н. э. появля­ются новые мотивы в орнаментах: «рыбья чешуя», «черепицы», «завитки», сцены борьбы человека с животными. Начиная с V в. до н. э. на бронзовых вазах, инкрусти­рованных золотом, малахитом, бирюзой, изображались многофигурные сцены празд­неств, охоты, битв, различные сооружения. В этих изделиях строгая отвлеченность об­разов сменилась большей жизненной убеди­тельностью.

В период Хань бронзовые тонкостенные сосуды имели простые, строгие формы, были почти лишены орнаментов. Изделия из бронзы с примесью благородных метал­лов изготовлялись для богатых и знатных
семей. Сюда же следует отнести изделия, предназначавшиеся для императорского двора: вазы, инкрустированные золотыми спиралями, застежки, украшенные золотом, бирюзой и малахитом.

В танское и сунское время по образцу древности выделывались бронзовые зерка­ла, богато украшенные с оборотной сторо­ны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся животных, птиц и плодов. Часто подобные зеркала изготовля­лись из серебра, покрывались тончайшим слоем золота, инкрустировались перламут­ром и драгоценными камнями.

Эти зеркала в отличие от старых симмет­ричных бронзовых зеркал ханьского времени привлекают разнообразием формы и характе­ром отделки серебром, золотом, перламутром и цветным лаком. В узорах этой отделки — изображения цветов, животных, гроздьев винограда, летящих гениев, на некоторых зеркалах встречаются многофигурные жан­ровые и охотничьи сцены. Зеркала танской династии утратили свое культовое значение
и стали лишь принадлежностью женского туалета. Это подтверждается тем, что круг­лая форма — символ Неба — сменилась многолепестковой розеткой и чисто декора­тивным орнаментом в виде цветов или птиц.

Несмотря на то, что китайские торевты в искусстве литья опередили Европу на мно­гие столетия, они в ущерб декоративным возможностям железа почти отказались от техники ковки.

Наряду с бронзой в очень редких случаях использовалась медь. Железо применялось только для сельскохозяйственных орудий.

Ткани. Римляне называли жителей Ки­тая «серами», т. е. мастерами шелка. Тради­ционно считается, что производство шелка в Китае восходит к III тысячелетию до н. э., а поскольку почти все операции в этом ре­месле выполнялись женщинами, то и изоб­ретение шелка тоже приписывают женщи­не. Вероятно, шелк появился уже в эпоху неолита. За огромный период китайцы да­леко опередили все другие народы как в разведении шелковичных червей, так и во всех других процессах производства шелка, вплоть до продажи тканей.

Сохранившиеся образцы тканей эпохи Воюющих Царств говорят о том, что в то время производились шелка с геометричес­ким орнаментом и богатая парча.

При Ханях производство шелка достиг­ло такого размаха, что образцы обнаружи­ваются далеко за пределами Китая. В ту эпоху существовали различные виды тка­ней и многообразная развитая текстильная техника, производившая узорчатый шелк «дама», муар, пике, газ, ковровую ткань «кэсы», а также вышивки по шелку.

Китайцы далеко опередили по производ­ству шелка западные страны, которые гото­вы были покупать их продукцию на вес зо­лота (очень высокая цена на китайский шелк была в Европе из-за большого коли­чества посредников). Китайцы были искус­ны и в обработке шерсти.

Танская эпоха среди других своих дости­жений славится и шелкоткацким искусст­вом. От этого периода сохранились различ­ные образцы тканей и тканых изделий.

Торговля с Ираном и Средней Азией спо­собствовала развитию производства узорча­тых шелковых тканей, отмеченных смелы­ми цветовыми решениями, сложностью композиции узоров, где растительные эле­менты сочетались с изображениями живот­ных и птиц. Получили распространение шелковые тканые панно «кэсы» («резаный шелк»), отличавшиеся мягкостью и нежно­стью фактуры. Кэсы выполнялись техни­кой, близкой европейским шпалерам, и су­ществовали еще при Ханях. Они ткались вручную (на нитяную основу отдельно на­носятся узор и фон); художники-ткачи ис­кусно передавали богатство оттенков, ха­рактерное для живописи.


 

Достигшие в сунское время блестящего мастерства ткани «кэсы» особенно близки живописи этого времени. Узоры тканей со­здавались по образцам известных художни­ков. Кэсы отличаются по виду необычайной мягкостью, нежностью, какой-то особенной матовостью фактуры. Если самые тонкие шпалеры насчитывают 22 уточных нити на 1 см, то в кэсы это число могло доходить до 116. Легкие птицы на ветвях, пейзажи, рас­пускающиеся бутоны нежно-розовой сли­вы — основные мотивы, изображенные в кэсы.

Кэсы продолжали производиться и при последующих династиях.

В периоды Мин и Цин центром производ­ства тканей стал Сучжоу («город шелка»), О тканях династии Мин мало сведений, зато тканей династии Цин сохранилось много образцов. В этот период продолжалось про­изводство переливчатой шелковой парчи, иногда окрашенной в символические цвета, а также бархата.

Продолжается и производство кэсы, ис­полняющихся в прежней цветовой гамме, с добавлением золотых и серебряных нитей. Панно кэсы, уступая тканям сунской эпохи, отличались четким композиционным пост­роением и тонким колоритом. Иногда они достигают больших размеров и изображают пейзажи.

Для этих периодов характерен тип вы­шивки «сюхуа» («живопись иглой»). Это большие декоративные панно сюжетного характера, исполнявшиеся плоской гладью и тонким узелковым швом «метание икры». Особенно известны работы семьи Гу (в ча­стности, мастерицы Хань Си-мын).

Несмотря на то, что китайские ворсовые ковры не пользуются мировой славой му­сульманских «восточных» ковров, они не лишены интереса. Возможно, их создавали в подражание мусульманским коврам, но при этом цветовая гамма китайских ковро­вых изделий менее разнообразна. Компози­ция в них отличается уравновешенностью и четкостью, а рисунок строже: нет сцен охо­ты, в орнаменте используются иероглифы, которые обращены скорее к интеллекту, не­жели к эмоциям зрителей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных