ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 10 страницаЧаще всего применялась простейшая техника изготовления тканей — полотняное переплетение. Для узоров египетских изделий обычна гобеленовая техника, когда рисунок намечен нитью цветного утка. Встречаются также махровые петельчатые ткани, так называемое «саржевое переплетение» и др. Для узоров, первоначально вотканных, а позднее нашивавшихся на ткань, употреблялась различно окрашенная шерсть. Красители были растительного или животного происхождения, реже встречались минеральные краски. Наиболее высоко ценили натуральный пурпур, добывавшийся из сока редкого вида улиток, водившихся у берегов Финикии и в некоторых других местах; им обычно окрашивались ткани в императорских мастерских. Пурпурными узорами украшались и завесы, как это видно, например, на изображении двора Теодо- риха в церкви Сант-Аполлинаре Нуово. С принятием новой религии — христианства меняется отношение к человеческому телу, которое по учению церкви является вместилищем и источником греха, а не предметом любования и преклонения, как в античном мире. Человек изображается схематично, почти лишенный объемности, облаченным в одежды, имеющие орнаментальный характер. Вырабатываются некоторые В VIII — начале IX в. внедряется пышный детально разработанный придворный церемониал. Выходы императора в храм св. Софии в Константинополе, по отзывам современников, были настолько торжественными, что являлись событием в городе, посмотреть на которое приезжали люди из провинции и других городов. Внешний облик императора и его приближенных, создаваемый костюмами, производил особо сильное впечатление. Это в значительной мере объясняет выбор и тематику символических рисунков на тканях, обилие драгоценных украшений и явное влияние декора тканей на различные виды прикладного искусства. В IX-XV вв. заканчивается путь создания стиля византийской одежды. Она приобретает все более жесткие формы, а силуэт становится столбообразным. Тело человека в эту эпоху трактуется как объемная подставка, на которой показывается великолепие негнущихся тканей, иногда еще и вышитых драгоценными камнями. Для создания такого силуэта используются тяжелые, жесткие, с очень крупным рисунком ткани, изображающим символы власти: орла, льва, грифона и пр. В христианских сюжетах на Женщины из аристократических слоев общества свои одежды — столы и особенно пенулы — делают из самых дорогих шелковых тканей, затканных золотом. Они изощряются в изысканных сочетаниях цветов и носят одноцветные столы с вышивкой и пенулы из узорчатых тканей или же наоборот. Кроме одежды из тканей делали занавеси, скатерти, покрывала и мягкие подушки для сидения на стульях, креслах, лавках и диванах. В отношении цвета облачений греко-католическая церковь не придерживается правил. Она исключает только черный цвет, отдавая предпочтение красному или пурпурному Черный цвет употребляется в основном в качестве траурного и во время постов. Из орнаментов, украшавших облачения, главное место занимал «греческий» крест в круге. Из-за этого украшения омофор получил второе название — «полистав- рия», т. е. «со многими крестами». Сочетание разнообразных оттенков в соединении с металлическими нитями, сопоставление различных фактур, характеров рисунков, тесно связанных с ее поверхностью — черты, ставшие характерными для византийских тканей и позволившие им стать одним из крупнейших этапов развития искусства оформления тканей. Наиболее дорогие шелковые ткани изготовлялись в Константинополе, Антиохии. Таковы экземпляры с изображениями всадников, орнаментальными мотивами, а также с евангельскими сюжетами. Интенсивная торговля в Константинополе стимулировала в свою очередь развитие столичного ремесла, налоги с которого также существенным образом пополняли государственную казну. Особенно строго контролировалась продажа шелка. Хотя секрет производства шелковых тканей был раскрыт еще при Юстиниане I, потеря империей Сирии и Финикии — центров разведения шелковичного червя — вынуждала шелковое производство Византии работать в основном на привозном сырье. В силу этого правительство всемерно поощряло ввоз в Константинополь шелка-сырца, поэтому восточные купцы, привозившие шелк-сырец, были освобождены от всяких торговых пошлин. Стремление сохранить монополию Константинополя в производстве шелковых тканей (особенно чисто шелковых, ценившихся на вес золота), а также в посреднической торговле восточными тканями, вывозимыми на Запад, побуждало правительство заботиться о том, чтобы шелк-сырец и шелковые сирийские ткани и одежды поступали только в распоряжение константинопольских ремесленных и торговых корпораций. Большинство дошедших до нас образцов прикладного искусства не имеют точных дат. Споры вызывают даже те, на которых обозначены имена некоторых императоров. По сравнению со многими странами Востока, в том числе и христианскими, Византии особенно присуща анонимность, что вызывает трудность в изучении памятников. Одним из немногих исключений являются образцы шелковых тканей — производства, достигшего, как свидетельствует «Книга эпарха», высокого уровня и большой дифференциации. На некоторых тканях сохранились греческие надписи, указывающие имена правителей, при которых они были изготовлены. Упоминаются «христолюбивые императоры Роман и Христофор», Василий II и Константин VIII и др. Производство определенных видов тканей, окрашенных драгоценными красками, составляло монополию придворных мастерских, их вывоз за пределы империи без специального разрешения был запрещен. На великолепных тканях такого рода не раз изображались фигуры торжественно шествующих царственных животных (львов, леопардов, слонов) или орлов, часто вписанные в большие (диаметром до 70 80 см) орнаментальные медальоны. Даже в то время, когда шелковое производство было столь развито, излюбленные сюжеты на тканях продолжают напоминать восточные образцы. Искусство ткачества достигло в Византии такого высокого уровня в производстве шелковых, парчовых, шерстяных тканей и ковров, что долгое время они оставались образцами для подражания, были предметом вывоза в западные и восточные страны, в частности, в Древнюю Русь. Историческое значение византийского искусства велико. Вся культура Византии явилась связующим звеном античного мира с новой эпохой и во многом способствовала дальнейшему расцвету европейской культуры. Мощная высокоразвитая культура Византии сумела впервые выработать образцо вые для средневековья типы купольных зданий и систему их украшения, создать проникнутую возвышенным духовным содержанием монументальную живопись и миниатюру, выдвинуть новый тип станковой живописи - иконопись и художественное ремесло. Удивительно жизнеспособная, возродившаяся после ряда катастроф, культура Византии пронесла в преобразованном виде античное наследие и оказала цивилизующее влияние на соседние страны, главным образом Восточную Европу и Ближний Восток. Однако она не вышла за пределы средневековья и уступила свою роль новым культурам, пошедшим по пути передового развития. Глава V ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РуСИ
а землях, где в конце первого тысячелетия расцвела русская культура, обитали разные народы. О племенах венедов, антов, скла- винов античные и византийские авторы сообщают как о могущественном народе, населяющем огромные территории земли, и с которым должны были считаться соседи. У славян той эпохи были связи со скифскими и предскифскими племенами, жившими на берегах Днепра. Во II и I вв. до н. э. и I—II вв. н. э. на этих землях развивалась праславянская Зарубинская культура. Зару- бинские славяне закладывали основу будущей русской культуры. Искусство восточных славян еще в самом начале оказывается в своих истоках настолько значительным и своеобразным, что дает возможность понять огромный художественный его расцвет в XI—XIII вв., охвативший Киев, Чернигов, Новгород, города Владимиро-Суздальской земли и отраженный в своеобразных формах искусства русской деревни этого времени. Уже в период раннего средневековья России наметились первые и определяющие дальнейшее развитие ее декоративной культуры художественные формы, нередко достигающие большой художественной силы и выразительности. Своеобразная поэтичность, отражавшаяся на первоначальных изделиях славянских мастеров, говорит о том, что уже в те далекие времена начинали складываться первые эстетические идеалы, определившие в будущем рождение подлинно большого русского искусства. О том, что славяне были знакомы с производством стекла, говорят находки в Старой Ладоге, где было обнаружено множество привозных бус из стекла, цветных камней, хрусталя, янтаря и пасты. Древним видом были бусы темно-синего цвета с «глазками»; при их изготовлении синее стекло покрывали тонким слоем бесцветного стекла. Формы бус отличались разнообразием и применялись в виде ожерелий. Были ожерелья из одного стекла, но часто стеклянные бусы объединялись с бусами, сделанными из горного хрусталя, сердолика и янтаря. Такого типа ожерелья составляли довольно значительную часть женского туалета. Их яркие, светлые и темные тона подчеркивали нарядность убранства, соперничая с ювелирными изделиями и яркими Славянам были известны такие виды прикладного искусства, как ювелирное дело, лощеная керамика, декоративная роспись в храмах как снаружи, так и внутри, резьба по дереву, ткани и вышивки, сохранившие символические изображения до XVIII-XIX вв. Не случайно Б.А. Рыбаков называет северные вышивки «летописями» языческого искусства. У славян развитие ремесел в VIII-X вв. достигло достаточно высоких результатов. Именно в это время ими были освоены такие сложные в ювелирном деле техники, как зернь и скань, развивались обработка камня и кости, перегородчатая эмаль. Дохристианская Русь знала литье, чеканку, изготовление керамики, владела сложным и тонким мастерством эмальерного дела, производила искусные ювелирные вещи, бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). В этот период получает развитие изысканный геометрический стиль, многие мотивы которого связаны с геометрическими рисунками I-V вв. Однако орнамент славян становится миниатюрнее и используется для украшения небольших изящных серебряных изделий. Узоры этих геометрических мотивов переплетались с птичьими, звериными и человеческими изображениями. В этом орнаменте соединился славянский вариант поздневарварского «звериного стиля» с образами языческой мифологии: бог- громовержец Перун, скотоводческий бог Велес, Берегиня — мать всего живого и многих божеств природных стихий. Самые лучшие из ювелирных изделий VIII-X вв. исполнены тиснением и украшены тончайшей зернью, техника которой завезена сюда с Востока. В скором времени этот «дар Востока» приобрел у русских мастеров достаточно самостоятельные черты. От VIII в. до нашего времени дошли ювелирные украшения — височные кольца, подвески, браслеты, перстни, пряжки. Некоторые из подвесок исполнены в форме тонко выгнутого лунного серпа. Поверхность изделий с круглыми звездами, усыпанными зернью, привлекает узорностью и красотой орнаментального рисунка. Все украшения имеют магический смысл — отражают веру в Солнце, звезды, поклонение Луне. Постепенно старые формы магического искусства превратились в нарядные, причудливые изображения, с помощью которых образовался геометрический декоративно-орнаментальный стиль — плод влияния ювелирного искусства Востока. Мастера Приднепровья положили в основу своих изделий хорошо знакомые, местные формы (лунницы, треугольники, восьмерки, ромбы), с их помощью вещи приобрели особую тонкость и изысканность. Лунницы и серьги с бусами в IX- X вв. были главной составной частью изящного женского убора. Наряду с лунницами в ходу были серьги, в которых соединились все виды филигранной работы. Они украшались зернью и сканью тончайшей выделки. Другим распространенным видом украшений были массивные серебряные гривны — большие шейные кольца, гладкие или состоящие из звеньев. Гривны составляли часть воинского «дружинного» убора и говорили о знатности и богатстве его владельца. В тяжеловесности и массивной роскоши этих украшений, обилии серебра (иногда бронзы) ощутимы «варварские» вкусы. Шейные гривны не являются изделиями, присущими только славянам. Они типичны для раннего средневековья Западной Европы (кельты). Наиболее искусна языческая Русь была, несомненно, в обработке дерева, поскольку это была страна лесов, где деревянными были постройки — избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены. Деревянными также были лодки, сани, телеги, всякая утварь, щедро украшенная резьбой, которая определяла ее облик. Большое значение для всего славянского искусства имели те его художественные формы, в которых ярко проявились народные черты. Искусство эпохи язычества было глубоко народным. Его формы и орнаменты лежали в основе даже тех изделий, которые испытывали влияние заимствованных мотивов. То же происходило и с привнесенной извне и усвоенной художественной техникой. Истоки русского искусства теряются в истории восточнославянского народа антов, который еще в VI в. образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. В IX в. местные князья объединились в Киевское государство Рюриковичей, аналогичное Каролингской империи на Западе. Во второй половине XI в. Киевская Русь, как двумя столетиями раньше империя Карла Великого, пережила процесс феодального раздробления. Русь стала типичным феодальным государством — конгломератом княжеств. Высокий культурный уровень развития восточных славян подготовил быстрое решение древнерусским искусством более сложных идейно-художественных задач, возникавших в ходе установления феодальных отношений. При сложении городов как административных, культурных и торгово- ремесленных центров, возведении новых для Руси типов построек (крепостей, зам- ков, дворцов, храмов) сказались веяния, шедшие из Византии, балканских и североевропейских стран, Закавказья и Ближнего Востока. В свою очередь воздействию художественных местных взглядов подверглись южнославянские и византийские мастера, строившие и украшавшие первые каменные храмы Киева. В период расцвета Киевской Руси древнерусские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, ознакомились с техникой мозаики и фрески, иконописи и книжной миниатюры. Ими были созданы основополагающие для искусства древнерусского государства идейно и эстетически значимые произведения, в которых тяга великокняжеского двора к византийскому великолепию, воспринятому с христианством, тесно переплеталась с пережитками языческого мировосприятия, фольклорными образами, проявляющими свою устойчивость в скульптуре, украшениях рукописей, бытовых и декоративных изделиях. С выделением из Киевской Руси удельных княжеств в их центрах возникают местные течения и школы. Древнерусское искусство обогащается многообразием форм, новыми выразительными возможностями, вызванными в определенной степени тем, что оно обращается к более широкому кругу людей и в нем сильнее проступает струя народных поэтических представлений. Это развитие было насильственно прервано монголо-татарским нашествием 1237— 1240 гг., в результате которого даже в княжествах, не подвергшихся опустошению, на некоторое время замерла художественная жизнь. До этого культура единой Киевской Руси была высокой, но еще не вполне самобытной русской. Приняв в конце X в. христианство, киевский князь Владимир принял византийскую культуру, которая соединилась с языческими обрядами, художественными традициями славян, и как более сильная на первых порах заслонила их. Однако процесс обрусения византийского стиля начался рано и проходил достаточно энергично. Это обстоятельство дает право предположить, что у восточных славян область художественного ремесла находилась на достаточно высоком техническом и качественном уровне. Киевское государство оказалось способным объединить многочисленные и разрозненные славянские племена, обитавшие на огромных русских землях и создать высокую культуру, центрами которой стали города и среди них Киев. Сложившееся государство Киевской Руси оставило величественные памятники во всех областях культуры и искусства. В годы княжения Ярослава Мудрого Русь находилась в состоянии наивысшего подъема. Периодом расцвета архитектуры и искусства стали 30-50-е гг. XI в. Вся «киевская» эпоха в русском декора- тивно-прикладном искусстве представляется как необыкновенно яркое явление истории русской культуры. Независимо от благотворности византийских и иных влияний в глубинах декоративного искусства не угасали образы и художественные идеи, возникшие еще в раннеславянские времена. Поразительна, в частности, живучесть различных «синкретических» образов — человека-птицы, человека-коня, а также более сложных трех- и четырехсоставных существ, встречающихся в скифо-сарматском искусстве. Дожившие чуть ли не до конца XIII в., эти образы продолжали существовать в народном творчестве и позднее. То же можно сказать и об устойчивости большинства форм украшений, например, кольцевидно-спиралевидных, трехбусин- ных, серповидных, звездчатых и т. д., не говоря уж о линейном и геометрическом орнаменте. Древнерусское государство стало одним из сильнейших в Европе. В то время как Константинополь в XI-XII вв. был мировым художественным центром, здесь были созданы всемирно известные мозаики Киева, фрески Новгорода, Владимира и др. Вторая половина XII и XIII в. — эпоха феодальной раздробленности на Руси, ослабления централизованной политической власти. Трагические события монголо-татарско- го нашествия прервали полнокровную жизнь Руси, резко затормозили последующее развитие экономики и культуры страны. С 1240 г. почти на столетие прекращается строительство каменных храмов, стали забываться традиции монументальной росписи. Живопись ограничивалась станковыми формами, иконописью. Избежавшие татарского нашествия и разорения, Новгород и Псков делают первые шаги в возрождении монументально-декоративной живописи. Искусство этого времени развивается в тесной связи с искусством Византии, Сербии и Болгарии, переживавших подъем национальных культур. Новгород и Москва XIV-XV вв. — художественные центры международного значения — представляли собой два крайних полюса в области эстетики и искусства. Москва ставила целью привести накопленный за столетие художественный опыт в согласие с нормами классического стиля эпохи Па- леологов. Новгород с его непрекращающейся классовой борьбой развивал традиции демократического направления в искусстве восточноевропейского Проторенессанса, был связан с искусством Сербии западных провинций Византийской империи. Но все же преемницей Византии как центра вос- точнохристианского мира было суждено стать Москве. Высокого расцвета достигли литература, зодчество; искусство мозаики и фрески, почерпнутое у соседней Византии, очень скоро приобрело свои художественные, чисто русские черты. То же произошло с иконописью и широко отразилось в декоративно- прикладном искусстве. В нем стойко удерживались старые художественные формы и орнаменты, восходящие еще к искусству древних славян. В Киевской Руси возникли совершенно новые формы декоративно-прикладного искусства, выраженные в ранее неизвестных Киеву и славянам техниках исполнения и видах изделий. Все эти формы, особенно киевские, достигли высокого художественного уровня, свидетельствуя о безукоризненном мастерстве ремесленников Киева, ставшего в центре Поднепровья и распространившего свою власть и культурное влияние на среднюю Русь и земли Великого Новгорода. Отдельные художественные центры Древней Руси при общности основы имели высокие индивидуальные достижения в области прикладного искусства. Быт Древней Руси был насыщен предметами прикладного искусства, среди которых изделия из золота и серебра занимали значительное место. В основе русского декоративного искусства XI—XIII вв. лежали национальные формы и орнаменты. Те, которые привносились извне, не воспроизводились слепо, а подчинялись местным требованиям и обычно должны были отвечать русскому вкусу. Городские мастера были разделены на создателей простых массовых изделий и мастеров «княжого» двора, делавших вещи самого высокого художественного достоинства. Они создавали новые, оригинальные приемы и формы, проявлялась особая тонкость в обработке материала, часто встречались заимствования зарубежных изделий и талантливая их переработка. Эти мастера оказывали сильное влияние на ремесленников, вырабатывавших массовые вещи. В простых и недорогих изделиях городских ремесленников мы нередко находим отражение форм высокохудожественных изделий и драгоценной техники, недоступных широким массам населения, желавшим, однако, иметь нечто, напоминающее эти изделия. Языческая мифология не уступала место христианской; нередко последняя была вынуждена многое брать из сокровищницы языческой культуры и приспосабливать взятое к христианским верованиям. Фигуры оберегающих «древо жизни» животных и птиц стали любимыми в композициях декоративного искусства средневековья. Сам же мотив восходит к древневосточному искусству, он встречается у скифов и других народов, но в древнерусском искусстве получил свой особый художественный оттенок. Сложный церемониал внутренней жизни дворца требовал изготовления множества золотых и серебряных изделий — посуда, оправы на оружие, седла, конские уборы, драгоценные оклады на иконы, служившие непременным украшением всех дворцовых палат, церковная утварь, оклады книг и лампады для соборов Московского Кремля и внутренних дворцовых покоев. Также изготовлялись ларчики для украшений, коробочки для белил и румян, оправы для зеркал, из суеверного страха закрывавшихся серебряными крышечками, ложки, серебряные клетки для попугаев, игрушки и кольца для колыбели новорожденного царевича. Среди разнообразных видов древнерусского прикладного искусства встречаются серебряные зубочистки, уховертки, золотые перстни, пряжки, застежки, серьги, пуговицы, стоившие порой дороже самой одежды. Любовное отношение к фактуре материала, будь то золото или медь, железо или серебро, дерево или камень, умение прорабатывать форму и поверхность предмета так, чтобы с особой силой зазвучала красота материала, выявились его лучшие качества и особенности, умение увязать орнамент с техникой его исполнения и формой предмета — все это роднит творчество русских мастеров самых разных специальностей: оружейников, кузнецов, ювелиров, вышивальщиц, резчиков по камню и дереву. Произведениям искусства Древней Руси присущи неспешный, величаво-спокойный ритм плавных линий, лаконизм всегда рациональных форм, гармония и вместе с тем насыщенность красок, отсутствие чего-либо беспокойного для глаза. Всем своим образным строем они отличны от изделий мастеров других стран, так как выросли и развились на основе народного творчества и никогда не порывали связи с ним. Урон, причиненный древнерусскому искусству монголо-татарским нашествием, произведенные им разрушения, угон в плен ремесленников, приведший к утрате многих навыков и секретов мастерства, не сломили творческое начало в землях Древней Руси. Создания художественной культуры, явившиеся значительным вкладом в историю мирового искусства, послужили основой для творческого развития братских восточнославянских народов России, Украины и Белоруссии. Керамика. Особое место в Киевской Руси занимала керамика. В эту эпоху она переживала большой расцвет, уходя в глубины славянской культуры. Применение гончарного круга, усложнение быта в городах, усиление торговли привели к рождению новых и совершенствованию старых форм, а также к появлению новых техник отделки. В Киеве в районе «Гончары» работали мастера, делавшие гончарную посуду из белой и розовой глины, которая шла на киевский рынок и развозилась по окраинам страны. Гончары изготовляли горшки, кувшины, миски, ковши, сковороды, подсвечники, блюда. Кроме того, здесь делали особо крупные сосуды, похожие на амфоры, с двумя ручками — корчаги, предназначенные для хранения вина, масла, горчицы. Форма киевской посуды была совершеннее старославянской. Горшки имели приятную округлую форму, а устойчивость и небольшие рукояти делали их удобными в быту. Наивысшим достижением киевской керамики являются красновато-розовые и ярко-зеленые непрозрачные поливы. Они были восприняты гончарами от стеклодувов, а также от мастеров эмали и мозаики. Полива по составу близка к стеклу, куда вводили окись металла. Самой распространенной была зеленоватая полива. Отдельные кувшины покрывались сплошь зеленой глазурью, другие — крупными волнистыми полосами, будто обтекающими сосуд. Белоглиняная, украшенная той же зеленой поливой, керамика имела широкое распространение. Орнаментация этой керамики восходит к старославянской, но в киевскую эпоху она усложнилась мотивами плетения. Поливы были плотными и, украшая, усиливали крепость сосуда. В отличие от прозрачной византийской поливы русская содержала много окиси олова и была непрозрачной. Гончарная посуда обладала большой выразительностью. В XIII в. часть ее, например, в Рязанской земле, покрывали белым ангобом. Ангоб был значительным достижением в керамике, но его применение стало характерным лишь с XIV в. В IX—XIII вв. керамические изделия достигают совершенства. Разнообразные по формам сосуды, рукомои, светильники в верхней или наиболее выпуклой части декорировались волнистыми, а позднее прямыми линиями. Узоры наносились также штампом в виде решетчатого ромба, трубчатой костью, зубчатым колесиком и т. д. Усовершенствование глазурей позволило уже с X в. покрывать поливными многоцветными плитками полы храмов (Киев, Гродно, Владимир). С XI в. глазури и эмали начинают применяться для росписи «писанок» (воспроизведений крашеных яиц) и сосудов. Бытовая керамика XIV-XV вв. — горшки, миски, кувшины, блюда — груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в. применяют «морение» (копчение) и лощение. На флягах XVII в. появляются геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки, украшенные пальметтами, иногда покрытые светло-охряной глазурью, вводятся в декор фасадов. С XVI в. получают распространение красные терракотовые печные изразцы с незатейливым орнаментом или изображениями сказочных животных. Изготовляются монументальные майоликовые (ценинные) рельефы с зеленовато-желто-коричневой прозрачной поливой (фасады Успенского собора в Дмитрове). В XVII в. для убранства зданий производятся зеленые (мурав-
леные) изразцы с рельефными бытовыми и военными сценами, изображениями сказочных существ. С середины XVII в. белорусские мастера Петр Заборский, Степан По- лубес, Игнатий Максимов выполняли многоцветные изразцы для собора Ново- Иерусалимского монастыря в Истре. Помимо Москвы и Подмосковья ценинные изразцы обильно применялись в Ярославле (фризы, наличники, порталы, иконостасы), поражая изобретательностью, красотой рисунка и многоцветных полив (церкви Николы Мокрого и Богоявления, храмы в Коровниках и Толчкове). Подобные изразцы служили для облицовки печей. Степан По- лубес в конце XVII в. выполнил керамические фигуры евангелистов (музей «Коломенское», Москва). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|