Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конкурентный анализ рынка




 

В целях оценки конкурентной ситуации на рынке необходимо проанализировать интенсивность конкуренции и рассмотреть конкурентную позицию предприятий-производителей.

В качестве примера показан конкурентный анализ рынка муки Удмуртской республики

Для анализа используется следующая информация:

1. Структура предпочтений потребителей марок муки, покупаемых чаще всего, полученная через массовый опрос потенциальных потребителей и предприятий общественного питания;

2. Количество и список производителей муки, представленных на рынке УР, полученные с помощью наблюдения за розничными торговыми точками.

Оценка конкурентной ситуации проведена отдельно по двум сегментам: по сегменту «население» и сегменту «предприятия общественного питания».

Конкурентная ситуация в сегменте «население».

Для определения рыночных долей использовались ответы на вопрос: «Муку какой марки/производителя Вы приобретаете чаще всего?». Как показали исследования, 79 % населения четко знают, муку какого предприятия или марки они приобретают. Определим названных производителей как основных на данном рынке и определим их первоначальную суммарную долю равной 79 %. Оставшиеся 21 % – это доля потребителей, которым безразлична марка и производитель. Предположим, что вероятность купить муку любого производителя у них одинакова для всех 42 производителей. Тогда на каждого производителя приходится 0,5 % доли случайных покупок. Вероятность купить муку любой марки у них также одинакова для всех 35 производителей и на каждую марку будет приходиться 0,6 % доли случайных покупок. С учетом доли случайных покупок и доли респондентов, совершающих случайные покупки, сводные данные распределения долей приведены в табл. 2.

Таблица 2. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте население по предприятиям-производителям

№ п\п Производитель муки Доля, %
     
  ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» 17,41
  ОАО «МАКФА» – макфа 11,36
  ОАО «Курганский КХП» – макфа 11,36
  ОАО «Мишкинский КХП» – макфа 11,36
  ОАО «Первый хлебокомбинат» – макфа 11,36
  Верещагинский комбинат хлебопродуктов 4,29
  СПП «Ребрихинский мелькомбинат» – Алтай батюшка и Алтайская 3,54
  Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая – Алтайская 2,77
  ОАО «Поликорн» – Алтайская 2,77

Окончание табл. 2
     
  ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – Увелка 2,40
  ЗАО «Челябинский мукомольный завод» 1,37
  ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – Ситно» 1,05
  Завод г. Сарыбаи Казахстан 0,82
  «Оренбургская» 0,82
  ОАО «Агропромышленная компания «Хлеб Алтая» – Алтай батюшка 0,77
  ОАО «Зернопродукт» – пека 0,66
  ОАО «Алейскзернопродукт им. Старовойтова» – алейка 0,66
  «Русский продукт» 0,66
  «Магнитогорская» 0,66
Всего по названным предприятиям 86,08
Остальные 28 предприятий (средняя доля – 0,5 %) 0,50
Итого 42 100,00

 

Интенсивность конкуренции характеризуется четырехдольным показателем концентрации рынка.

Четырехдольный показатель концентрации рынка рассчитывается по формуле:

 

где CRi – рыночные доли четырех самых крупных конкурентов.

 

 

При сравнении с нормативом (CR= 0,75), данный рынок не может быть определен, как объект монопольной практики. Судя по показателям, рынок муки Удмуртской республики немонополизированный, с высокой интенсивностью конкуренции.

Для оценки концентрации рассчитан индекс Херфиндала – Хоршмана:

где D – рыночная доля предприятия.

INN на рынке муки в сегменте население составляет 0,089, что меньше норматива INN = 0,18, следовательно, концентрация конкуренции не выходит за пределы допустимой.

Для определения позиции предприятий-производителей построена конкурентная карта рынка муки по следующему алгоритму:

1. Определяется средняя арифметическая доля по формуле:

где n – количество предприятий, функционирующих на рынке.

Поскольку на рынке муки, по данным наблюдения и потребительского опроса, работает 42 предприятия.

Или 2,4 %

2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять:

Sмах = 0,1741 или 17,41 %, Smin = 0,005 или 0,5 %.

3. По средней величине все предприятия делятся на сильные и слабые. В группу «сильных» предприятий попадут производители, чья доля больше средней (2,4 %). Таких предприятий 10:

- ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов»;

- ОАО «МАКФА» – макфа;

- ОАО «Курганский КХП» – макфа;

- ОАО «Мишкинский КХП» – макфа;

- ОАО «Первый хлебокомбинат» – макфа;

- Верещагинский комбинат хлебопродуктов;

- СПП «Ребрихинский мелькомбинат» – Алтай батюшка и Алтайская;

- Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая – Алтайская;

- ОАО «Поликорн» – алтайская;

- ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – увелка;

- В группу «слабых» войдут все остальные производители муки.

4. Для построения конкурентной карты рассчитываются показатели дисперсии δ и 3δ в группе «сильных» и «слабых» предприятий.

где Хср – среднеарифметическая доля в каждой из этих групп;

Хi – доля предприятия;

n – количество предприятий в группе.

В группе «сильных» δ=0,05, 3δ=0,0151;

В группе «слабых» δ=0,0019, 3δ=0,0057.

 

 

 
 

 


«аутсайдеры» «слабые» «сильные» «лидеры»
Smin Sср 3δ Sмах
0,005 0,0057 0,024 0,0151 0,174
Остальные не предпочитаемые предприятия ЗАО «Челябинский мукомольный завод» «Оренбургская» «Агропромышлен-ная компания «Хлеб Алтая» ОАО «Зернопродукт» ОАО «Алейскзернопро-дукт», «Русский продукт» ЗАО «Магнитогорский КХП – Ситно» завод г. Сарыбаи ОАО «МАКФА» ОАО «Курганский КХП» ОАО «Мишкинский КХП» ОАО «Первый хлебокомбинат» Верещагинский КХП СПП «Ребрихинский мелькомбинат» Грана ОАО «Поликорн» ЗАО КХП «ЗЛАК» ОАО «Сарапу-льский КХП»

 

Рис. 3. Конкурентная карта (предприятия-производители)

рынка муки УР в сегменте население

 

Таким образом, предприятия делятся на 4 группы по занимаемой конкурентной позиции. В группу «аутсайдеров» входят неназванные потребителями предприятия. В группу «слабых» входят 9 представленных на рынке УР производителей. По распределению долей, в качестве «лидера», выделяется ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов». Как «сильные» определяются предприятия, входящие в объединение «Макфа», «Алтайская», Верещагинский КХП, ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК». Причем Сарапульский КХП идет с большим отрывом от конкурентов.

Поскольку под маркой «Макфа» работают только на рынке УР 4 предприятия и, в среднем, на каждое предприятие приходится (45:4) 11,36 % доля рынка, то позицию Сарапульского КХП среди предприятий-производителей муки на рынке УР следует признать как первую.

При анализе конкурентной позиции марок муки, позиция марки «Макфа» будет лидирующей. На рынке УР представлено 35 марок, занимаемые ими доли представлены в табл. 3.

 

 

Таблица 3. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте население по маркам муки

№ п\п Марка-Производитель муки Доля, %
1. «Макфа» 45,45
2. Сарапульский комбинат хлебопродуктов 17,41
3. «Алтайская» 8,32
4. «Верещагинский комбинат хлебопродуктов» 4,29
5. «Увелка» 2,40
6. «Алтай батюшка» 1,53
7. «Челябинский мукомольный завод» 1,37
8. «Ситно» 1,05
9. Завод г. Сарыбаи 0,82
10. «Оренбургская» 0,82
11. «Пека» 0,66
12. «Алейка» 0,66
13. «Русский продукт» 0,66
14. «Магнитогорская» 0,66
Всего по названным предприятиям 86,08
Остальные 21 предприятие (средняя доля – 0,6%) 12,6
Итого 35 100,00

Четырехдольный показатель концентрации конкуренции равен 0,755. Данный рынок может быть определен, как объект монопольной практики. Рынок муки Удмуртской республики может характеризоваться как монополизированный, с низкой интенсивностью конкуренции.

INN на рынке муки в сегменте население составляет 0,248, что больше норматива INN = 0,18, следовательно, концентрация конкуренции выходит за пределы допустимой.

1. Средняя арифметическая доля 0,029 или 2,9 %;

2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять:

Sмах = 0,4545 или 45,45%, Smin = 0,006 или 0,6%.

3. В группу «сильных» предприятий попадут марки, чья доля больше средней (2,9 %). Таких предприятий 4:

- «Макфа» – 45,45 %;

- ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» – 17,41 %;

- «Алтайская» – 8,32%;

- Верещагинский комбинат хлебопродуктов – 4,29 %;

В группу «слабых» войдут все остальные производители муки.

4. В группе «сильных» δ=0,106, 3δ=0,305;

В группе «слабых» δ=0,0037, 3δ=0,0112.

 


«аутсайдеры» «слабые» «сильные» «лидеры»
Smin Sср 3δ Sмах
0,006 0,0112 0,029 0,305 0,4545
«Ситно» «Русский продукт» «Пека» «Алейка» «Магнитогор-ская» «Оренбург-ская Завод г. Сарыбаи остальные «мелкие» предприя-тия «Увелка» «Алтай батюшка» Челябинский завод «Алтайская» ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» Верещагинский комбинат хлебопродуктов «Макфа»

 

Рис.4. Конкурентная карта (марки-производители) рынка

муки УР сегменте население

 

В группу «аутсайдеров» входит основная доля представленных на рынке УР марок-производителей. В группу «слабых» входят такие марки, как Челябинский мукомольный завод, «Алтай батюшка» и «Увелка». По распределению долей, в качестве «лидера», выделяется марка «Макфа». Как «сильные» определяются такие предприятия, как Сарапульский КХП, марка «Алтайская» и Верещагинский КХП.

Конкурентная ситуация в сегменте предприятий общественного питания (ПОП)

На данном рынке особых предпочтений при выборе марок нет у 22,2 % потенциальных потребителей. 77,8 % потребителей, приобретающих определенные марки, назвали 12 марок или 17 производителей муки. Доля случайных покупок, приходящихся на одно предприятие-производителя, составляет 0,53 %, доля случайных покупок, приходящихся на одну марку 0,6 %. Сводные данные распределения долей предприятий-производителей муки приведены в табл. 4.

 

Таблица 4. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте ПОП предприятий-производителей.

№ п\п Производитель муки Доля, %
1. ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» 17,8
2. ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – Ситно» 6,29
3. Верещагинский комбинат хлебопродуктов 6,29
4. ОАО «МАКФА» – Макфа 5,54
5. ОАО «Курганский КХП» – Макфа 5,54
6. ОАО «Мишкинский КХП» – Макфа 5,54
7. ОАО «Первый хлебокомбинат» – Макфа 5,54
8. ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – «Увелка» 4,89
9. Завод г. Сарыбаи 3,41
10. СПП «Ребрихинский мелькомбинат» – Алтай батюшка и Алтайская 4,39
11. Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая – Алтайская 3,38
12. ОАО «Поликорн» – Алтайская 3,38
13. ОАО КХП им. Григоровича – «Затейница» 2,01
14. ЗАО «Челябинский мукомольный завод» 2,01
15. ОАО «Нижегородский мукомольный завод» – «Нижегородка» 2,01
16. ОАО «Пермский мукомольный завод» 2,01
17. ОАО «Агропромышленная компания «Хлеб Алтая» – Алтай батюшка 1,01
Всего по названным предприятиям 81,04
Остальные 25 предприятий (средняя доля – 0,53 %) 13,25
Итого 42 100,00

Рынок муки УР по сегменту ПОП предприятиями-производителями не монополизирован, расчетный четырехдольный показатель ниже норматива 0,343 < 0,75.

INN на рынке муки в сегменте ПОП составляет 0,113, что меньше норматива 0,18, следовательно, концентрация конкуренции не выходит за пределы допустимой, интенсивность конкуренции высокая.

Построение конкурентной карты рынка муки по предприятиям-производителям в сегменте ПОП:

1. Средняя арифметическая доля 2,4 %;

2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять

Sмах = 0,178, Smin = 0,0053.

3. В группу «сильных» предприятий попали 12 производителей:

- ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов»;

- ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – «Ситно»;

- Верещагинский комбинат хлебопродуктов;

- ОАО «МАКФА» – «Макфа»;

- ОАО «Курганский КХП» – «Макфа»;

- ОАО «Мишкинский КХП» – «Макфа»;

- ОАО «Первый хлебокомбинат» – «Макфа»;

- ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – «Увелка»;

- СПП «Ребрихинский мелькомбинат» – «Алтай батюшка» и «Алтайская»;

- Завод г. Сарыбаи;

- Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая – «Алтайская»;

- ОАО «Поликорн» – «Алтайская»

В группу «слабых» войдут все остальные производители муки:

- ОАО КХП им. Григоровича – «Затейница»;

- ЗАО «Челябинский мукомольный завод»;

- ОАО «Нижегородский мукомольный завод» – «Нижегородка»;

- ОАО «Пермский мукомольный завод»;

- ОАО «Агропромышленная компания «Хлеб Алтая» – «Алтай батюшка»;

Остальные предприятия.

4. В группе «сильных» δ=0,037, 3δ=0,111;

В группе «слабых» δ=0,007, 3δ=0,0208.

 
 

 

 


«аутсайдеры» «слабые» «сильные» «лидеры»
Smin Sср 3δ Sмах
0,0053 0,021 0,024 0,111 0,4178
«Затейница» Челябинский завод «Нижегородка» Пермский завод «Алтай батюшка» остальные неназываемые предприятия нет «Увелка» ЗАО «Магнитогорский КХП – Ситно» ОАО «МАКФА» Верещагинский комбинат хлебопродуктов Завод г. Сарыбаи ОАО «Курганский КХП» ОАО «Мишкинский КХП» ОАО «Первый хлебокомбинат» ЗАО КХП «ЗЛАК» СПП «Ребрихинский мелькомбинат» Грана ОАО «Поликорн» ОАО «Сарапу-льский КХП»

Рис. 5. Конкурентная карта предприятий-производителей

рынка муки УР в сегменте ПОП

В сегменте предприятий общественного питания по предприятиям-производителям муки, конкуренты разделились на 4 группы, причем предприятий со «слабой» позицией нет, все «слабые» предприятия попали в «аутсайдеры». На рынке выделяется «лидер» – ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» и 12 предприятий, имеющих «сильную» конкурентную позицию, среди которых предприятия, входящие в марочные объединения.

При анализе конкурентной позиции по маркам, на рынке присутствуют 37 марок-конкурентов, их доли представлены в табл. 5.

Таблица 5. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте ПОП

№ п\п Марка-Производитель муки Доля, %
1. 3 «Макфа» 22,16
2. 2 «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» 17,80
3. 3 «Алтайская» 13,52
4. 4 ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – Ситно» 6,29
5. 5 Верещагинский комбинат хлебопродуктов 6,29
6. 6 «Увелка» 4,89
7. 7 Завод г. Сарыбаи 3,41
8. 8 «Затейница» 2,01
9. 9 «Челябинский мукомольный завод» 2,01
10. 1 «Алтай батюшка» 2,01
11. 1 «Нижегородка» 2,01
12. 1 «Пермский мукомольный завод» 2,01
Всего по названным предприятиям 84,39
Остальные 25 предприятий (средняя доля – 0,6 %) 15,00
Итого 37  

Рынок муки УР по сегменту ПОП не монополизирован, поскольку расчетный среднеквадратичный показатель 0,60 ниже норматива 0,75.

INN на рынке муки в сегменте ПОП составляет 0,11, что меньше норматива 0,18, следовательно, интенсивность конкуренции высокая.

Построение конкурентной карты рынка муки по сегменту ПОП:

1. Средняя арифметическая доля 2,7 %;

2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять

Sмах = 0,2216, Smin = 0,006.

3. В группу «сильных» предприятий попали 7 марок-производителей:

- «Макфа» – 22,16 %;

- ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» – 17,80 %;

- «Алтайская» – 13,52 %;

- ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов «Ситно» – 6,29 %;

- Верещагинский комбинат хлебопродуктов – 6,29 %;

- ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – «Увелка» – 4,89 %;

- Завод г. Сарыбаи – 3,41 %;

В группу «слабых» войдут все остальные производители муки:

- ОАО КХП им. Григоровича – «Затейница» – 2,01 %;

- ЗАО «Челябинский мукомольный завод» – 2,01 %;

- «Алтай батюшка» – 2,01 %;

- ОАО «Нижегородский мукомольный завод» – «Нижегородка» – 2,01 %;

- ОАО «Пермский мукомольный завод» – 2,01 %;

- Остальные предприятия – 0,50 %.

4. В группе «сильных» δ=0,067, 3δ=0,201

В группе «слабых» δ=0,0053, 3δ=0,015

 

       

 

«аутсайдеры» «слабые»   «сильные» «лидеры»
Smin Sср   3δ Sмах
0,006 0,0158 0,027   0,201 0,2216
Остальные мелкие предприятия «Затейница» Челябинский завод «Нижегород-ка» Пермский завод «Алтай батюшка» нет «Увелка» ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» «Алтайская» Верещагинский комбинат хлебопродуктов завод г. Сарыбаи, ЗАО «Магнитогор-ский КХП – Ситно» «Макфа»

Рис. 6. Конкурентная карта (марки-производители) рынка

муки УР в сегменте ПОП

 

С точки зрения конкуренции, предприятия, присутствующие на рынке муки в сегменте ПОП, разделились на 4 группы, причем в «аутсайдеры» попали лишь неуказанные потребителями предприятия. На рынке выделяется «лидер» – марка «Макфа» и пять предприятий, имеющих «сильную» конкурентную позицию, среди которых Сарапульский КХП.

Вновь следует отметить, что некоторые марки, занимающие сильную позицию, представляют собой объединение предприятий-производителей, объединенных единой марочной стратегией. Такими объединениями являются:

- предприятия, работающие под маркой «Макфа»: ОАО «МАКФА» Челябинская обл., п. Рощино, ОАО «Курганский КХП» г. Курган, ОАО «Мишкинский КХП» г. Курган, ОАО «Первый хлебокомбинат» г.Челябинск – всего 6 предприятий;

- предприятия, работающие под маркой «Алтайская»: Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая г.Барнаул, СПП «Ребрихинский мелькомбинат» Алтайский край ст. Ребриха, ОАО «Поликорн» Алтайский край г. Новоалтайск – всего 3 предприятия.

- С учетом данной структуры марок доля Сарапульского КХП весьма значительна. Здесь, на «Макфу» приходится (на все 4 предприятия) 22,16 %, а на СКХП – 17,8 %. В пересчете на одно предприятие по «Макфа» доля равна всего 5,54 %.

Таким образом, можно сделать следующие заключения по позиционированию брэнда:

1) Основным покупателем и пользователем муки является семейная женщина от 30 до 50 лет, имеющая детей, работающая, со средним уровнем дохода, ставящая на первое место в жизни семью, стабильность, любящая готовить, но в будни предпочитающая из-за нехватки времени простые, не сложные блюда. Она покупает муку в основном для изготовления пирожков, пельменей, блинчиков. Она тщательно планирует свои расходы, не любит спонтанных покупок, Муку в основном покупает в магазинах около дома, старается покупать известные марки. Уровень ее образования достаточно высок (среднее специальное или высшее).

2) Конкурентная позиция Сарапульского КХП на рынке УР и в сегменте «население», и в сегменте «ПОП» довольно хорошая. Данное предприятие является самым сильным на данном рынке, его доля самая большая по обоим сегментам. Среди брэндов оно занимает в этих сегментах вторую позицию. Первую позицию – лидера в обоих сегментах занимает марка «Макфа», представленная на рынке УР четырьмя предприятиями. Эта марка и является его основным марочным конкурентом.

Если анализировать Сарапульского КХП как предприятие, то самым ближним конкурентом для него являются Магнитогорский КХП («Ситно») и Верещагинский КХП с рыночными долями по 6,9 % в сегменте «ПОП». А также предприятия марки «Макфа» (в среднем на предприятие по 6 %) и Верещагинский КХП с долей в 4 % – в сегменте «население».

Поскольку и в том и в другом сегменте доля Сарапульского КХП более 17 %, (что более чем в два раза превышает доли конкурентов) выше перечисленные конкуренты не являются угрожающим фактором.

В конкурентной борьбе в настоящее время Сарапульскому КХП противостоят (кроме отдельных предприятий не значимых для него) две сети: «Макфа» и «Ситно»!

Отсюда, в качестве предварительного вывода можно сказать, что предприятию требуется работа в двух направлениях:

- омоложение брэнда т.е. рэбрэндинг;

- формирование своей конкурентной сети.

Основная опасность: при смене брэнда можно потерять часть потребителей и новый брэнд будет слабее старого.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных